Управление, внедрение ФГТ как обязательного условия модернизации ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 13:47, курсовая работа

Описание работы

Нормативно правовые документы федерального уровня последних лет, в первую очередь закон РФ «Об образовании» и приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введение в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», внесли значительные коррективы в сложившееся представление работников системы дошкольного образования о программном обеспечении деятельности ДОУ.

Содержание

Введение
Глава I. Содержание и теоретические основы ФГТ

Модернизация системы дошкольного образования

Внедрение федеральных государственных требований в систему дошкольного образования как обязательного условия модернизации ДОУ

Перспективы развития системы дошкольного образования в рамках федеральных государственных требований



Глава II. Практические аспекты реализации ФГТ

Психолого-педагогоическое сопровождение педагогов ДОУ в рамках реализации ФГТ

2.2. Особенности внедрения новых стандартов в
педагогический процесс
2.3. Реализации ФГТ в ДОУ

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

к.р.doc

— 224.00 Кб (Скачать)

6. Планировать  временной отрезок «проживания»  темы – одна-три недели.

7. Обязательно  в конце недели провести досуг,  викторину, фестиваль, выставку или другие формы итоговой работы. 

         Следует помнить, что план воспитательно-образовательной работы с детьми – документ, по которому работают два сменных воспитателя. Следовательно, это модель совместной деятельности и планирование должно быть совместным. Планирование предполагает не только процесс составления плана, но и мыслительную деятельность, обсуждение двумя педагогами того, что предстоит сделать для достижения целей и задач.

         Предполагается, что дошкольники, занимаясь по новым образовательным стандартам, овладеют не только и не столько определенным объемом знаний, сколько такими качествами, необходимыми для овладения учебной деятельностью, как любознательность, инициативность, самостоятельность и произвольность. 
 
 
 
 
 
 

2.3. Реализации ФГТ в ДОУ 

Новые стратегические ориентиры в развитии системы дошкольного образования, которые определены Министерством  образования и науки РФ в приказе  № 655 необходимо воспринимать позитивно. Данный приказ направлен на развитие дошкольного образования в соответствии с запросами общества и государства, которые обнародованы в этом приказе.

 В  приказе обозначены основные  направления:

- ориентация  на содействие развитие ребенка  при взаимодействии с родителями;

- организация  осмысленной и интересной жизни детей в детском саду;

- отказ  от копирования школьных технологий  и форм организации обучения;

- стремление  к формированию инициативного,  активного и самостоятельного  ребенка;

- попытка  повлиять на сокращение и упрощение  содержания образования для детей за счет установления целевых ориентиров для каждой образовательной области;

- создание  условий для того, чтобы каждый  воспитатель мог учитывать особенности  развития, интересы детей своей  группы, специфику национально-культурных  и природно-географических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

 В  настоящее время в дошкольных  учреждениях необходимо:

- предоставить  в распоряжение педагогов и  специалистов текст приказа и  изучить его;

- организовать  обсуждения и вынести решение  относительно того, по каким новым для всех педагогов и специалистов направлениям должна быть организована работа по повышению квалификации с использованием форм методической работы, как в образовательном учреждении, так и вне его, и внести их в годовой план работы.

 Педагогические  работники всех категорий должны  уже хорошо знать и иметь  практику использования: 

- принципов  интеграции;

- принципов  календарно-тематического планирования;

- технологию  по использованию игровой мотивации  при проведении образовательной  работы с детьми;

- технологию  стимулирования партнерской деятельности  с детьми. Вместе с тем очень  важно организовать работу с  воспитателями и другими категориями  педагогов, так как при разработке  основной общеобразовательной программы  могут возникнуть трудности:

- при  решении образовательных задач  в совместной деятельности взрослого  и детей;

- при  организации и руководстве самостоятельной  деятельностью детей; 

- с наполнением  содержания 20% времени пребывания  ребенка в детском саду с  учетом специфики национально-культурных, демографических, климатических условий;

- с решением  задач, связанных с формированием  гендерной принадлежности (образовательная  область «Социализация»);

- с решением  программных задач при проведении  режимных моментов в соответствии  со спецификой дошкольного образования.

 В  годовой план работы дошкольного  образовательного учреждения могут  войти следующие мероприятия,  которые включить в отдельный  подраздел в разделе «Методическая  работа»:

- создание  творческих групп по изучению  и разработке направлений, которые вызывают у педагогов и специалистов трудности, с учетом индивидуальных интересов и потребностей сотрудников;

- составление  планов работ творческих групп;

- создание  в методическом кабинете информационного  пространства, в котором сосредоточить материал публикаций по ФГТ;

- организация  выставки методической литературы, разработанную с учетом требований  ФГТ (программы, рекомендации, методические  разработки);

- организация  ежемесячных тематических обсуждений  публикаций в научно-методических журналах;

- проведение  дискуссий, заседаний «круглых  столов»;

- организация  конкурсов по разработке технологий  работы с детьми в свете  современных требований.

При организации  работы педагогов с детьми внимание необходимо обратить на то, что школьно-урочная форма занятий не обеспечивает полноценного развития ребенка-дошкольника.

В связи  с этим, необходимо продумывать:

- способы  организации детей при проведении  непосредственно-образовательной деятельности;

- стиль  поведения взрослого (от административно-регламентирующего к непринужденно-доверительному);

- рабочее  пространство (от отдельного места  за «учительским столом» к  месту за общим столом рядом  с детьми);

- отношение  педагога к выполнению общей  работы: от общего руководства  к участию в выполнении определенной части работы. ФГТ предусматривает организацию образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности. При этом меняется не только положение взрослого, но и статус детей:

1. Дети  сами могут решать, участвовать  или нет в общей работе. Но это не введение вседозволенности и анархии, у ребенка появляется возможность выбора – участвовать в этой работе или организовать что-то другое. Это свобода выбора между различными видами деятельности и их содержанием, а не между деятельностью и ничегонеделанием.

2. Вырабатываются  порядок и организация совместной  деятельности: свободное размещение  детей за общим столом, их общение  с другими детьми и перемещение  по мере необходимости. По ходу  работы дети могут обратиться  к педагогу, подойти к нему, обсудить с ним интересующие их вопросы, получить необходимую помощь, совет и т.п.

3. Дети  могут работать в разном темпе.  Объем работы каждого ребенка  может определить для себя  сам: что он сделает, сделает  хорошо и доведет начатое дело  до конца. Дети, которые закончили работу раньше, могут заниматься тем, сто их интересует. В том случае, если ребенок не справился с работой, он может продолжить ее в последующие дни. 
 
 
 
 
 
 

Заключение

      Повышение качества и доступности образования – важнейшая задача модернизации системы образования, поставленная в рамках приоритетного национального проекта “Образование” Правительством Российской Федерации.

       Модернизация системы дошкольного образования, как определено в Конвенции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., является основой экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны.

Нормативно правовые документы федерального уровня последних  лет, в первую очередь закон РФ «Об образовании» и приказ Минобрнауки  России от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введение в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», внесли значительные коррективы в сложившееся представление работников системы дошкольного образования о программном обеспечении деятельности ДОУ.

       Федеральные государственные  требования - первый в истории российского образования документ, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть программа дошкольного учреждения (а основная общеобразовательная программа дошкольного образования – это именно программа образовательного учреждения), какое содержание реализовывать для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития с учетом его индивидуальных, возрастных особенностей. До принятия федеральных требований в дошкольном образовании были только временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении, изданные в качестве приложения к приказу Министерства образования Российской Федерации от 22 августа 1996 г. № 448.

      В настоящее время утверждены ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2011 г № 2151)

        В ФГТ выделены:

«Основные 4 направления развития ребенка» – интегральные компоненты содержания дошкольного образования: социально-личностное, познавательно-речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие.             

     10 образовательных областей: здоровье, физическая культура, социализация, труд, безопасность, чтение художественной литературы, коммуникация, познание, музыка, художественное творчество.

     Изменения такого рода предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: в данном случае не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

       Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности и т. д.

      Конечно, занятие в детском саду не отменяется, но в него следует  вкладывать иной смысл: занятие как занимательное дело.

     Скоролупова и Федина, разработчики ФГТ, предлагают определенные формы работы с детьми, соответствующие условно каждому виду деятельности: двигательная, игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, чтение художественной литературы

        ФГТ устанавливают принципиально иной способ взаимодействия и взаимосвязи компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования – на основе принципа интеграции образовательных областей, представляющем собой альтернативу предметному принципу. (основополагающий принцип – интеграции образовательных областей)

          Принятый документ определяет единство требований к выпускнику детского сада для педагогов дошкольного образования, для родителей, для учителей начальной школы.

          Таким образом, ФГТ в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование.

        В соответствии с ФГТ основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения состоит из двух частей – обязательной и части, формируемой участниками образовательного процесса.

        Содержание обязательной части определяет примерная программа, которая должна быть реализована в любом учреждении дошкольного образования, имеющем государственную аккредитацию. Объем  обязательной части программы, должен составлять не менее 80% времени, необходимого для реализации всей программы. Остальные 20% отводятся для части программы, формируемой участниками образовательного процесса, в которой отражается вся специфика деятельности образовательного учреждения, все приоритеты, т.е. содержание этой части коллектив дошкольного учреждения должен адаптировать к конкретным условиям конкретного детского сада.

Информация о работе Управление, внедрение ФГТ как обязательного условия модернизации ДОУ