Управление, внедрение ФГТ как обязательного условия модернизации ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 13:47, курсовая работа

Описание работы

Нормативно правовые документы федерального уровня последних лет, в первую очередь закон РФ «Об образовании» и приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введение в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», внесли значительные коррективы в сложившееся представление работников системы дошкольного образования о программном обеспечении деятельности ДОУ.

Содержание

Введение
Глава I. Содержание и теоретические основы ФГТ

Модернизация системы дошкольного образования

Внедрение федеральных государственных требований в систему дошкольного образования как обязательного условия модернизации ДОУ

Перспективы развития системы дошкольного образования в рамках федеральных государственных требований



Глава II. Практические аспекты реализации ФГТ

Психолого-педагогоическое сопровождение педагогов ДОУ в рамках реализации ФГТ

2.2. Особенности внедрения новых стандартов в
педагогический процесс
2.3. Реализации ФГТ в ДОУ

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

к.р.doc

— 224.00 Кб (Скачать)

– пассивные  формы проявления;

– активные формы проявления;

– негативное отношение, стремление защититься от нововведений. 

Поэтому ещё раз повторюсь, что просто необходимо повышение эффективности  психолого-педагогического сопровождения  участников образовательного процесса, их профессиональной компетентности в условиях внедрения и реализации ФГТ.

         Важная задача – умение настроить на внедрение ФГТ весь педагогический коллектив. Понятие «сопровождение» означает «следовать рядом», делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. А это в свою очередь преобразование сложившегося образовательного пространства, приведение его в соответствие с новыми требованиями, обусловленными новыми социокультурными условиями России. Прежде всего, что значит «сопровождать»? В словаре русского языка мы читаем: сопровождать – значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. То есть, сопровождение педагога – это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда – чуть впереди, если надо объяснить возможные пути.

          Целью психологического сопровождения для меня является создание социально-психологических условий для развития личности педагогов.

       

В ходе психологического сопровождения наметила решение следующих задач: 

– формировать  у педагогов потребности к  самообразованию, саморазвитию;

– систематически отслеживать психолого-педагогический статус педагога;

– снимать  психоэмоциональное напряжение педагогов  через снижение негативных переживаний, их трансформация в положительные;

– создать  специальные социально-психологические условия для оказания помощи педагогам, имеющим проблемы;

– помощь воспитателю в целях осознания  им своего профессионализма и личностного  роста. 

Психолого-педагогическое сопровождение деятельности педагогов  в условиях внедрения ФГТ организуется в несколько этапов:

–на подготовительном этапе основными  задачами являются: изучение инновационного потенциала личности педагога, выявление  способности педагога к развитию, анализ условий образовательной  среды; 

– практический этап включает разработку плана развития профессиональной компетентности, саморазвития педагогов в направлениях, по которым существуют затруднения и необходима помощь; 

– на обобщающем этапе основная работа будет заключаться в оценке качества образовательного процесса, анализе  и распространении успешного инновационного педагогического опыта работы, по которым наработан интересный опыт, и им можно поделиться с коллегами. 

С опорой на результаты мониторинга мы выделили несколько направлений  психолого-педагогического сопровождения: 

1. Информационно-аналитическое сопровождение через повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах организации планирования и деятельности в соответствии с ФГТ, знакомство со спецификой реализации ФГТ в ДОУ. 

2. Актуализацию интереса к ФГТ  и мотивационную готовность воспитателей ДОУ. Мотивация является системообразующим компонентом в осуществлении педагогической деятельности, она позволяет объединить и «заставить» работать в системе, т.е. ради единой цели. 

3. Направление педагогов ДОУ на  повышение квалификации для получения новых специализаций, более высоких квалификационных категорий. 

4. Организация профессионального  общения педагогов через интернет, участие в работе видеоконференций, сеть районных и городских  методических мероприятий. 

5. Психолого-педагогическая поддержка педагогов ДОУ по вопросам планирования и организации образовательной деятельности в соответствии с ФГТ. 

6. Разработка индивидуальных программ  самообразования педагогических  работников. 

Тема  реализации ФГТ в образовательном процессе для нас новая, но, тем не менее, есть определенные наработки преподавателей, методистов города и наших педагогов, которые успешно представляются через мастер-классы, нестандартных форм работы. На прошедших у нас семинарах с использованием мультимедийных технологий изучали: 

– нормативно-правовую базу обновления содержания дошкольного образования, ознакомились и изучили приказ № 655, СанПины; 

– провели анализ содержания, разделов программы «Детство» на соотнесение  его с образовательными областями, выделенными в приказе № 655; 

– проанализировали программно-методическое обеспечение и использование  парциальных программ; 

– провели анализ развивающей среды  в ДОУ; 

– изучали способы организации  совместной деятельности взрослого  и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. 

В этом году запланировали на районном уровне показать семинар «Музыка  как средство интеграции образовательных  областей». 

Имеющийся опыт сопровождения деятельности педагогов даёт возможность наметить новые перспективы дальнейшей работы по оказанию помощи педагогам в прогнозировании изменений и тех проблем, с которыми они могут столкнуться в будущем: 

– обеспечение мониторингового характера контроля, развития участников педагогического процесса; 

– оказание помощи педагогам в повышении  квалификации; осуществлении инновационной  деятельности, т. к. в настоящее время  внедрение инноваций – обязательное условие развития дошкольного образовательного учреждения; 

– сохранение высокого уровня работы учреждения, приобретение высокого рейтинга и доверия  у родителей в сегодняшних  финансово-экономических условиях. 

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение  образовательного процесса в ДОУ гарантирует формирование профессионального мастерства педагогов, а это в свою очередь разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него способности до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества. 
 
 

2.2. Особенности внедрения новых стандартов в педагогический процесс 

Перед педагогами детского сада стоит непростая, нелегкая задача – организовать образовательный  процесс так, чтобы он соответствовал Федеральным государственным требованиям  к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и обеспечивал сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства и подготовку детей к новой ступени образования.

         Для успешного введения инноваций в педагогический процесс ДОУ руководителю и методисту необходимо составить план и/или график работы с педагогами, например: 

1. Изучить все  приказы, письма министерства  образованию РФ по введению  новых образовательных стандартов  в дошкольные учреждения.

2. Познакомить  педагогический коллектив с приказами на педсовете (морально подготовить).

3. Проанализировать  статьи известных авторов-педагогов  по проблемам внедрения новых  требований в работе педагогов.

4. Создать положение  о работе временного творческого  коллектива по написанию программы в соответствии с ФГТ.

5. Провести семинар  на тему «Изменения в организации  и содержании воспитательно-образовательного  процесса в соответствии с  ФГТ». Выбрать творческую группу. Познакомить с положением.

6. Организовать  систематическую работу творческих коллективов. Ведение протоколов собраний. (Разрабатывать Пояснительную записку, режим дня, содержание педагогической деятельности, мониторинг, планирование).

7. Периодически  подводить итоги работы творческого  коллектива (анализировать), внедрять «разработки» в организацию и содержание воспитательно-образовательного процесса ДОУ.

 

        Сроки и ответственные за реализацию данного плана (графика) определяются каждым учреждением индивидуально.

         На что следует обратить внимание при выстраивании новой модели образовательного процесса в детском саду:

1. Основа –  это комплексно-тематический принцип  построения образовательного процесса, который предусматривает объединение  комплекса различных видов специфических  детских деятельностей вокруг  единой «темы». В качестве видов тем могут выступать: «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции», «события», и др.

         При выборе и планировании тем педагог может руководствоваться темообразующими факторами, предложенными Н.А. Коротковой: 

– первый фактор – реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники);

– второй фактор – воображаемые события, описываемые  в художественном произведении, которое  воспитатель читает детям. Это такой же сильный темообразующий фактор, как и реальные события;

– третий фактор – события, специально «смоделированные»  воспитателем исходя из развивающих  задач: внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям с  необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность: «Что это такое?», «Что с этим делать?», «Как это действует?»;

– четвертый  фактор – события, происходящие в  жизни возрастной группы, «заражающие» детей и приводящие к сохранению на какое-то время интересов, источником которых служат, как правило, средства массовой коммуникации и игрушечная индустрия. 

2. Учет принципа  интеграции образовательных областей  в соответствии с возрастными  возможностями и особенностями  воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; (области «Здоровье», «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Физическая культура», «Труд»). 

3. Решение программных  образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов и работе с семьей в соответствии со спецификой дошкольного образования. 

При организации  педагогического процесса важно  учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и  ведущим видом деятельности для  них является игра.

       В соответствии с ФГТ выделяют виды детской деятельности, которые планируются как в совместной с воспитателем, так и в самостоятельной деятельности детей:

– игровая;

– двигательная;

– коммуникативная;

– трудовая;

– познавательно-исследовательская;

– продуктивная;

– музыкально-художественная;

– чтение.

При планировании необходимо:

1. Учитывать  возраст детей и их индивидуальные  психические особенности.

2. Знать программу,  по которой работает ваше ДОУ,  а также его приоритетные направления  развития воспитанников.

3. Составить  режим дня детей вашей группы.

4. Учитывать  время года.

5. Иметь в  виду, что сквозь тему проходят  все виды деятельности детей  и формы работы, дети должны  «прожить» тему.

Информация о работе Управление, внедрение ФГТ как обязательного условия модернизации ДОУ