Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 13:47, курсовая работа
Нормативно правовые документы федерального уровня последних лет, в первую очередь закон РФ «Об образовании» и приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введение в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», внесли значительные коррективы в сложившееся представление работников системы дошкольного образования о программном обеспечении деятельности ДОУ.
Введение
Глава I. Содержание и теоретические основы ФГТ
Модернизация системы дошкольного образования
Внедрение федеральных государственных требований в систему дошкольного образования как обязательного условия модернизации ДОУ
Перспективы развития системы дошкольного образования в рамках федеральных государственных требований
Глава II. Практические аспекты реализации ФГТ
Психолого-педагогоическое сопровождение педагогов ДОУ в рамках реализации ФГТ
2.2. Особенности внедрения новых стандартов в
педагогический процесс
2.3. Реализации ФГТ в ДОУ
Заключение
Список литературы
– пассивные формы проявления;
– активные формы проявления;
– негативное
отношение, стремление защититься от нововведений.
Поэтому
ещё раз повторюсь, что просто
необходимо повышение эффективности
психолого-педагогического
Важная задача – умение настроить на внедрение ФГТ весь педагогический коллектив. Понятие «сопровождение» означает «следовать рядом», делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. А это в свою очередь преобразование сложившегося образовательного пространства, приведение его в соответствие с новыми требованиями, обусловленными новыми социокультурными условиями России. Прежде всего, что значит «сопровождать»? В словаре русского языка мы читаем: сопровождать – значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. То есть, сопровождение педагога – это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда – чуть впереди, если надо объяснить возможные пути.
Целью психологического сопровождения для меня является создание социально-психологических условий для развития личности педагогов.
В ходе
психологического сопровождения наметила
решение следующих задач:
– формировать у педагогов потребности к самообразованию, саморазвитию;
– систематически
отслеживать психолого-
– снимать психоэмоциональное напряжение педагогов через снижение негативных переживаний, их трансформация в положительные;
– создать
специальные социально-
– помощь
воспитателю в целях осознания
им своего профессионализма и личностного
роста.
Психолого-педагогическое сопровождение деятельности педагогов в условиях внедрения ФГТ организуется в несколько этапов:
–на
подготовительном этапе основными
задачами являются: изучение инновационного
потенциала личности педагога, выявление
способности педагога к развитию,
анализ условий образовательной
среды;
–
практический этап включает разработку
плана развития профессиональной компетентности,
саморазвития педагогов в направлениях,
по которым существуют затруднения и необходима
помощь;
–
на обобщающем этапе основная работа
будет заключаться в оценке качества
образовательного процесса, анализе
и распространении успешного инновационного
педагогического опыта работы, по которым
наработан интересный опыт, и им можно
поделиться с коллегами.
С
опорой на результаты мониторинга мы
выделили несколько направлений
психолого-педагогического
1.
Информационно-аналитическое сопровождение
через повышение профессиональной компетентности
педагогов ДОУ в вопросах организации
планирования и деятельности в соответствии
с ФГТ, знакомство со спецификой реализации
ФГТ в ДОУ.
2.
Актуализацию интереса к ФГТ
и мотивационную готовность воспитателей
ДОУ. Мотивация является системообразующим
компонентом в осуществлении педагогической
деятельности, она позволяет объединить
и «заставить» работать в системе, т.е.
ради единой цели.
3.
Направление педагогов ДОУ на
повышение квалификации для получения
новых специализаций, более высоких квалификационных
категорий.
4.
Организация профессионального
общения педагогов через
5.
Психолого-педагогическая поддержка педагогов
ДОУ по вопросам планирования и организации
образовательной деятельности в соответствии
с ФГТ.
6.
Разработка индивидуальных
Тема
реализации ФГТ в образовательном
процессе для нас новая, но, тем не менее,
есть определенные наработки преподавателей,
методистов города и наших педагогов,
которые успешно представляются через
мастер-классы, нестандартных форм работы.
На прошедших у нас семинарах с использованием
мультимедийных технологий изучали:
–
нормативно-правовую базу обновления
содержания дошкольного образования,
ознакомились и изучили приказ №
655, СанПины;
–
провели анализ содержания, разделов
программы «Детство» на соотнесение
его с образовательными областями,
выделенными в приказе № 655;
–
проанализировали программно-методическое
обеспечение и использование
парциальных программ;
–
провели анализ развивающей среды
в ДОУ;
–
изучали способы организации
совместной деятельности взрослого
и детей и самостоятельной деятельности
детей не только в рамках непосредственно
образовательной деятельности, но и при
проведении режимных моментов.
В
этом году запланировали на районном
уровне показать семинар «Музыка
как средство интеграции образовательных
областей».
Имеющийся
опыт сопровождения деятельности педагогов
даёт возможность наметить новые перспективы
дальнейшей работы по оказанию помощи
педагогам в прогнозировании изменений
и тех проблем, с которыми они могут столкнуться
в будущем:
–
обеспечение мониторингового
–
оказание помощи педагогам в повышении
квалификации; осуществлении инновационной
деятельности, т. к. в настоящее время
внедрение инноваций –
–
сохранение высокого уровня работы учреждения,
приобретение высокого рейтинга и доверия
у родителей в сегодняшних
финансово-экономических
Таким
образом, психолого-педагогическое сопровождение
образовательного процесса в ДОУ гарантирует
формирование профессионального мастерства
педагогов, а это в свою очередь разностороннее,
полноценное развитие ребенка, формирование
у него способности до уровня, соответствующего
возрастным возможностям и требованиям
современного общества.
2.2.
Особенности внедрения
новых стандартов в
педагогический процесс
Перед педагогами
детского сада стоит непростая, нелегкая
задача – организовать образовательный
процесс так, чтобы он соответствовал
Федеральным государственным
Для успешного введения инноваций в педагогический
процесс ДОУ руководителю и методисту
необходимо составить план и/или график
работы с педагогами, например:
1. Изучить все
приказы, письма министерства
образованию РФ по введению
новых образовательных
2. Познакомить педагогический коллектив с приказами на педсовете (морально подготовить).
3. Проанализировать
статьи известных авторов-
4. Создать положение
о работе временного
5. Провести семинар
на тему «Изменения в
6. Организовать
систематическую работу
7. Периодически
подводить итоги работы
Сроки и ответственные за реализацию данного плана (графика) определяются каждым учреждением индивидуально.
На что следует обратить внимание при выстраивании новой модели образовательного процесса в детском саду:
1. Основа –
это комплексно-тематический
При выборе и планировании тем педагог
может руководствоваться темообразующими
факторами, предложенными Н.А. Коротковой:
– первый фактор – реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники);
– второй фактор – воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям. Это такой же сильный темообразующий фактор, как и реальные события;
– третий фактор – события, специально «смоделированные» воспитателем исходя из развивающих задач: внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность: «Что это такое?», «Что с этим делать?», «Как это действует?»;
– четвертый
фактор – события, происходящие в
жизни возрастной группы, «заражающие»
детей и приводящие к сохранению
на какое-то время интересов, источником
которых служат, как правило, средства
массовой коммуникации и игрушечная индустрия.
2. Учет принципа
интеграции образовательных
3. Решение программных
образовательных задач в совместной деятельности
взрослого и детей и самостоятельной деятельности
детей не только в рамках непосредственно
образовательной деятельности, но и при
проведении режимных моментов и работе
с семьей в соответствии со спецификой
дошкольного образования.
При организации педагогического процесса важно учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
В соответствии с ФГТ выделяют виды детской деятельности, которые планируются как в совместной с воспитателем, так и в самостоятельной деятельности детей:
– игровая;
– двигательная;
– коммуникативная;
– трудовая;
– познавательно-
– продуктивная;
– музыкально-художественная;
– чтение.
При планировании необходимо:
1. Учитывать
возраст детей и их
2. Знать программу,
по которой работает ваше ДОУ,
а также его приоритетные
3. Составить режим дня детей вашей группы.
4. Учитывать время года.
5. Иметь в виду, что сквозь тему проходят все виды деятельности детей и формы работы, дети должны «прожить» тему.
Информация о работе Управление, внедрение ФГТ как обязательного условия модернизации ДОУ