Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 13:47, курсовая работа
Нормативно правовые документы федерального уровня последних лет, в первую очередь закон РФ «Об образовании» и приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введение в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», внесли значительные коррективы в сложившееся представление работников системы дошкольного образования о программном обеспечении деятельности ДОУ.
Введение
Глава I. Содержание и теоретические основы ФГТ
Модернизация системы дошкольного образования
Внедрение федеральных государственных требований в систему дошкольного образования как обязательного условия модернизации ДОУ
Перспективы развития системы дошкольного образования в рамках федеральных государственных требований
Глава II. Практические аспекты реализации ФГТ
Психолого-педагогоическое сопровождение педагогов ДОУ в рамках реализации ФГТ
2.2. Особенности внедрения новых стандартов в
педагогический процесс
2.3. Реализации ФГТ в ДОУ
Заключение
Список литературы
- принцип интеграции
образовательных областей в
Программа строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастом детей. Интеграция разных образовательных областей – важный сдвиг в структурировании программного материала.
Все образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира. Безусловно, в новых условиях возрастет роль взаимосвязи в работе узких специалистов и воспитателей. Например, инструктор по физической культуре будет участвовать в проведении прогулок, организуя подвижные игры, эстафеты по теме. Музыкальный руководитель будет осуществлять подбор музыкального сопровождения для проведения мастерских, релаксации, разминок, гимнастик и др.
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса ФГТ предлагают для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Обучение через систему занятий будет перестроено на работу с детьми по «событийному» принципу. Такими событиями станут Российские праздники (Новый год, День семьи и др.), международные праздники (День доброты, День Земли и др.). Праздники – это радость, дань уважения, память. Праздники – это события, к которым можно готовиться, которых можно ждать. Проектная деятельность станет приоритетной. Критерием того, что данный принцип заработает, станет живое, активное, заинтересованное участие ребенка в том или ином проекте, а не цепочка действий по указанию взрослого. Ведь только активный человек может стать успешным.
- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей (образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности и образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов) и самостоятельной деятельности детей;
Изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка - это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.
- взаимодействие с родителям;
Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.
- И что еще очень важно, основная программа дошкольного образования обеспечивает преемственность с примерными основными программами начального образования, чего не было ранее.
Перспектива реформирования дошкольного образования вселяет надежду на качественные изменения в данной сфере. Делается попытка преобразовать некогда единую систему «общественного дошкольного воспитания» в подлинную систему дошкольного образования как полноправную и неотъемлемую ступень общего образования. Это означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного возраста нуждается не только в опеке и уходе, но и в воспитании, и в обучении, и в развитии.
Таким образом, новые стратегические ориентиры в развитии системы образования следует воспринимать позитивно. Во-первых, система дошкольного образования должна развиваться в соответствии с запросами общества и государства, которые обнародованы в этом приказе. Во-вторых, в приказе много положительного:
1) Желание сделать жизнь в детском саду более осмысленной и интересной.
2) Создание
условий для того, чтобы воспитатель
мог учитывать особенности
3) Попытка
повлиять на сокращение и
4) Стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка.
5) Отказ
от копирования школьных
6) Ориентация
на содействие развитию
2.1.
Психолого-педагогическое
сопровождение педагогов
ДОУ в рамках реализации
ФГТ
Дошкольное
образование является самой первой
общественно-государственной
Нормативно правовые документы федерального уровня последних лет, в первую очередь закон РФ «Об образовании» и приказ Минобразования России от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», внесли значительные коррективы в сложившееся представление работников системы дошкольного образования о программном обеспечении деятельности ДОУ. Стратегические изменения, происходящие в связи с введением Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, требуют выстраивания системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в контексте данных изменений.
В отличие от образования на других возрастных этапах развития, дошкольное образование рассматривается как система, в которой центральное место занимают не содержание и формы, а процесс взаимодействия педагога с детьми. Поскольку педагог для ребенка – значимая фигура, на него ложится ответственность за качество взаимодействия с детьми. Следовательно, рядом с дошкольниками должны находиться высокопрофессиональные педагоги. Исследуя профессиональную компетентность педагога, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Н.Н. Тулькибаева, А.И. Щербаков и другие указывают на ее составляющие: специальные знания, умения, навыки, значимые личностные свойства и ценностные ориентации.
Конкретизируя понимание сущности профессионализма
применительно к профессионально-педагогической
деятельности, А.К. Маркова, Л.Г. Семушина,
О.М. Краснорядцева и др. определяют профессионала-педагога
как человека, хорошо понимающего общие
тенденции развития образовательного
процесса, своего места в нем и обладающего
особым видением человека в процессе развития,
понимающего направленность и результативность
психологических действий и воздействий;
превращающего любую учебную ситуацию
в пространство для развития ребенка и
способного к проектированию развивающей
педагогической среды и самого себя.
Контингент педагогов нашего детского сада представляет собой «яркое разноцветье» уровней образования, стажа. Так, с высшим образованием работает 3 педагога, со среднем педагогическим образованием – 7. Все педагоги имеют первую категорию. Половина педагогов работает более 20 лет, четвёртая часть менее 3 лет, только начинают свой путь в педагогике, не имея опыта. И важно каждому специалисту помочь найти свое достойное место в развивающейся инновационной системе, помочь вырваться из круговорота ставших традиционными норм поведения, искоренить в себе консерватизм.
Реализация ФГТ – непростой процесс, требующий максимального внимания и поддержки педагогов со стороны психологических и методических служб. Как выяснилось, сложнее всего приходится тем педагогам, которые привыкли считать занятие – основной формой работы с детьми. В ФГТ же основной формой работы с детьми определена игра.
Отправной точкой в выборе стратегии психолого-педагогического сопровождения реализации ФГТ, несомненно, стал мониторинг и анализ образовательной ситуации в ДОУ, анкетирования педагогов, естественно, учитывались данные бесед с воспитателями и наблюдений.
Всё это позволило сопоставить истинные
и только представляющиеся таковыми факторы,
выявить ряд проблем в освоении и реализации
ФГТ.
1. Часть
педагогов ДОУ не готовы к
изменениям, проявляют «протест»
или занимают пассивную
2. Недостаточна
профессиональная компетентность педагогов
в вопросах ФГТ; имеющаяся методическая
литература, перспективные планы, разработки
различных форм организации работы с детьми
соответствуют разделам программы, а не
образовательным областям.
3. Уровень
мотивационной готовности большей части
педагогов (67%) к инновационным изменениям
не обеспечивает системное использование
ими соответствующих индивидуальным,
возрастным, психофизиологическим особенностям
развития воспитанников методов обучения
и воспитания.
4. Нет
глубинного понимания
5. Испытывают
трудности в проектировании
6. В
требованиях говорится об
7. Проблемы
возникают при реализации
8. Часть
педагогов стремятся к творчеству и не
хотят работать по старому, всё время что-то
придумывают, подсказывают, предлагают;
другие – добросовестно выполняют свою
работу, но не проявляют особой инициативы,
и третьи, которые не хотят работать творчески,
не имеют к этому способностей.
9. Опрос
в форме анкетирования показал,
Важно знать свой педагогический коллектив, сильные и слабые стороны каждого. Опираясь на них, можно сформировать такую систему психолого-педагогического сопровождения деятельности педагогов ДОУ, в которой педагогическая поддержка будет адресной (дифференцированной), следовательно, более эффективной. Психологическое самочувствие воспитателя также оказывает непосредственное влияние на всю атмосферу дошкольного учреждения, снижающую эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, разрушают психическое здоровье, обуславливают высокую напряженность, агрессивную самозащиту, подавляют творческую активность.
Формы проявления недовольства и непонимания
у педагогов выражались следующим образом:
Информация о работе Управление, внедрение ФГТ как обязательного условия модернизации ДОУ