Управление, внедрение ФГТ как обязательного условия модернизации ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 13:47, курсовая работа

Описание работы

Нормативно правовые документы федерального уровня последних лет, в первую очередь закон РФ «Об образовании» и приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введение в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», внесли значительные коррективы в сложившееся представление работников системы дошкольного образования о программном обеспечении деятельности ДОУ.

Содержание

Введение
Глава I. Содержание и теоретические основы ФГТ

Модернизация системы дошкольного образования

Внедрение федеральных государственных требований в систему дошкольного образования как обязательного условия модернизации ДОУ

Перспективы развития системы дошкольного образования в рамках федеральных государственных требований



Глава II. Практические аспекты реализации ФГТ

Психолого-педагогоическое сопровождение педагогов ДОУ в рамках реализации ФГТ

2.2. Особенности внедрения новых стандартов в
педагогический процесс
2.3. Реализации ФГТ в ДОУ

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

к.р.doc

— 224.00 Кб (Скачать)

4) быть  коммуникабельными, контактными  в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях.

Самостоятельным элементом современной модели образования  становится система раннего развития детей (от 0 до 3 лет). Уже с 2010 года созданы  специальные службы педагогической поддержки раннего семейного воспитания и целевые программы сопровождения детей из семей группы риска.

Для массового  охвата дошкольным образованием государство  поддерживает многообразные программы  раннего развития детей, предлагаемые организациями различной формы  собственности. В рамках данных программ особое внимание будет уделено выявлению одаренности и возможных трудностей в развитии. Данный тип образовательных услуг направлен, прежде всего, на максимально полное использование образовательного потенциала семей.

В результате усиления внимания к раннему развитию детей можно будет добиться снижения числа детей в программах коррекционного обучения и значительного повышения качественных результатов начального образования.

Предшкольное  образование (4-6 лет) существует, как  правило, в форме дошкольных учреждений с жестко стандартизированной услугой, которые не обеспечивают достаточно широкого охвата детей услугами дошкольного образования. При этом подготовка к следующему этапу обучения строится, порой, как простой перенос элементов школьного обучения в детский сад

Уже к 2012 году для расширения охвата разнообразными услугами дошкольного образования  будут привлекаться организации  разной формы собственности. Государственно-частное  партнерство в этой сфере будет  выражаться в системе подушевого финансирования программ дошкольного образования, которое предполагает возможность получения бюджетного финансирования негосударственными организациями, оказывающими услуги дошкольного образования.

При этом принципиальным требованием к новой  схеме оказания услуг дошкольного образования будет гибкость образовательных программ, их «подстраиваемость» под различные потребности семей. Конкретными вариантами новой схемы могут быть группы дошкольного образования при общеобразовательных учреждениях, группы кратковременного пребывания при образовательных учреждениях различных типов и видов, в том числе при учреждениях дополнительного образования. 

ПУТИ  РЕАЛИЗАЦИИ: 

Необходимо  вести поиск педагогических идей, по обновлению содержания, образовательных  технологий в практике воспитания и образования детей дошкольного возраста;  

Модернизации  технологий дошкольного образования (внедрения инновационных технологий в образовательно-воспитательный процесс). 

Постоянно повышать профессиональное мастерство и престиж труда педагогических работников дошкольного образования;  

Создать условия для профессионального  общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов, распространения передового опыта, внедрения новых технологий обучения и воспитания;  

Привлечь внимание органов исполнительной власти, научной общественности, средств массовой информации к проблемам развития системы дошкольного образования детей;  

Обратить  внимание  работников образования  на предшкольное образование детей, не охваченных дошкольным образованием.  

Расширить разнообразие форм предоставления услуги. 

    1. Внедрение федеральных государственных требований в систему дошкольного образования как обязательного условия модернизации ДОУ
 

     Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», согласно которому Минобрнауки России устанавливает федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации (пункт 6.2. статьи 9 Закона). Эта норма была введена в Закон Российской Федерации «Об образовании» в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого человека, доступности для каждого – где бы он ни проживал в нашей огромной стране – качественного образования.

     Для  обеспечения каждому ребенку  того самого равного старта, который  позволит ему успешно обучаться  в школе, необходимо определенным образом стандартизировать содержание дошкольного образования, в каком бы образовательном учреждении (или в семье) ребенок его ни получал.

     Именно  с этим и связано введение  федеральных государственных требований  к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Это первый в истории российского образования документ, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть программа дошкольного учреждения (а основная общеобразовательная программа дошкольного образования – это именно программа образовательного учреждения), какое содержание реализовывать для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития с учетом его индивидуальных, возрастных особенностей. До принятия федеральных требований в дошкольном образовании были только временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении, изданные в качестве приложения к приказу Министерства образования Российской Федерации от 22 августа 1996 г. № 448.

      В настоящее время утверждены ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования ( Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2011 г № 2151)

         «Федеральные государственные образовательные требования» – нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями.

          «Основные 4 направления развития ребенка» – интегральные компоненты содержания дошкольного образования: социально-личностное, познавательно-речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие.          

    

     10 образовательных областей

  «Образовательная  область» – структурно-смысловая единица содержания дошкольного образования, определяющая адекватные дошкольному возрасту сферы образовательной деятельности детей. 

Образовательные области, выделенные  в ФГТ: 

здоровье, физическая культура, социализация, труд, безопасность, чтение художественной литературы, коммуникация, познание, музыка, художественное творчество.  

Наряду  с традиционными областями,  в  ФГТ представлены нетрадиционные области, хотя их «нетрадиционность»  весьма условна.   

            Например, область «Безопасность» уже в  течение многих лет реализуется в детских садах. «Художественное творчество» объединяет в себе традиционные виды продуктивной деятельности детей: аппликацию лепку, рисование, художественное конструирование. Образовательная область «Коммуникация» - это не только и не столько развитие речи, сколько развитие общения, в том числе и речевого. В этом случае развитие словаря, воспитание ЗКР, связной речи, грамматического строя являются не самоцелями, а средствами развития навыков общения.

      В новых ФГТ использована наиболее  современная и полная типология  детских деятельностей. Каждая  образовательная область направлена  на развитие какой-либо детской  деятельности. В каждой образовательной области помимо общеразвивающих задач выделены специфические задачи психолого-педагогической работы.

            ФГТ устанавливают принципиально иной способ взаимодействия и взаимосвязи компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования – на основе принципа интеграции образовательных областей, представляющем собой альтернативу предметному принципу. (основополагающий принцип – интеграции образовательных областей)

               В современной практике дошкольного образования методика проведения интегрированных занятий достаточно разработана и многие дошкольные учреждения используют ее.

                Возникает вопрос: что меняется в дошкольном образовании с введением ФГТ ?

     Для системы дошкольного образования  установлены Федеральные государственные требования, а не Федеральный государственный стандарт. В настоящее время разработанные и утвержденные только ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в которых определены обязательные образовательные области и основные задачи образовательных областей.

           Изменения такого рода предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: в данном случае не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

             Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности и т. д.

             Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.

                 Акцент на совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, учет полоролевых особенностей детей при организации педагогического процесса в детском саду и вносит в содержание программ необходимые изменения.

                Занятия в ФГТ прописаны только в старшем дошкольном возрасте, это не значит, что они не могут проводиться с детьми других возрастов. Но они (занятия) не должны быть приоритетной формой работы с детьми. Образовательные задачи должны решаться  и в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом (в том числе и на занятиях), в самостоятельной деятельности детей и  в совместной деятельности с семьей.

                  Вся образовательная деятельность строится на основе интеграции и тематического планирования.

       Особенности образовательного процесса  в соответствии с ФГТ Согласно  теории Л.С. Выготского и его  последователей, процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.

           В ФГТ содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста: игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы, как особый вид детской деятельности и продуктивная.

              Специфика дошкольного образования, помимо многих других особенностей, заключается в том, что процесс обучения является, по сути, процессом усвоения в других вида деятельности (под словом других Эльконин имеет ввиду не учебной).

          Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью.

           ФГТ требуют от практиков решать образовательные задачи в процессе:

Совместной  деятельности ребенка со взрослым (в  ходе режимных моментов; в непосредственно  образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации детских  видов деятельности и в самостоятельной  деятельности детей.

              Выделены признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей).

           Одно из требований программы -  построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

            В тексте ФГТ не употребляется слово занятие. Этот  термин отсутствует, чтобы не спровоцировать понимание термина образовательная деятельность в процессе организации детских видов деятельности в качестве учебной деятельности, основной формой которой в прежней дидактике являлось занятие.

          Конечно, занятие в детском саду не отменяется, но в него следует  вкладывать иной смысл: занятие как занимательное дело.

          Скоролупова и Федина, разработчики ФГТ, предлагают определенные формы работы с детьми, соответствующие условно каждому виду деятельности:

Двигательная 

·       Подвижные дидактические игры

·       Подвижные игры с правилами

Информация о работе Управление, внедрение ФГТ как обязательного условия модернизации ДОУ