Управление в современных организациях на основе социального и эмоционального интеллекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 21:49, курсовая работа

Описание работы

Всем давно известен термин «коэффициент интеллекта», или IQ. Многие проходили соответствующий тест и знают, какими цифрами измеряется их формально-логическое мышление. А вот понятие эмоционального интеллекта пока распространено не так широко. Однако, по мнению психологов, именно его уровень определяет успешность специалиста в профессиональной сфере.

Содержание

Введение 2
1.Составляющие интеллекта и его роль в современных организациях 2
1.1.Теоритические основы социального интеллекта 2
1.2.Теория эмоционального интеллекта и его модели 5
1.3 Вывод 17
2.Методика исследования социального и эмоционального интеллекта 20
2.1.Определения уровня социального интеллекта 20
2.2 Определения уровня эмоционального интеллекта 22
2.3. Вывод 25
3.1. Особенности и преимущества социального и эмоционального интеллекта 26
3.2. Повышения эффективности управления организациями на основе социального эмоционального интеллекта 29
3.3 Вывод 32
Заключение 33
Список использованной литературы 35
Приложения 35

Работа содержит 1 файл

Управление в современных организациях на основе социального (эмоционального) интеллекта - особенности и преимуществаработа.docx

— 88.77 Кб (Скачать)

     До  сих пор нет общепринятого  метода измерения эмоционального интеллекта. Его можно «угадать» самостоятельно, использовать специальные тесты или оценить свои успехи в этом мире.

     Для субъективной оценки эмоционального интеллекта можно воспользоваться шкалой эмоций. В упрощенном виде ее можно представить в виде трех уровней:

  1. Подавленность своими эмоциями.  Низкая самооценка, вина и депрессия показывают на низкий эмоциональный интеллект. Человек не может разобраться в себе и в причине своих чувств. Когда у него портится настроение, он становится не в состоянии эффективно взаимодействовать с внешним миром. Это означает полный личный неуспех (недоволен собой) и социальный неуспех (ничего не достиг).
  2. Управление эмоциями.  Дисциплина показывает на развитый эмоциональный интеллект. На этом уровне развития человек понимает часть своих скрытых мотивов и учится управлять своим состоянием, временем, мотивировать себя. Такой подход позволяет эффективно взаимодействовать с внешним миром, достигать некоторых целей и добиваться некоторых успехов.
  3. Наблюдение за эмоциями.  Гармония свидетельствует о наивысшем эмоциональном интеллекте. Человек перестает быть рабом своих эмоций (хотя и продолжает их испытывать). Здесь больше нет скрытых мотивов, зато есть четкое понимание себя и своих намерений. Сомнения больше не встают на пути. Высокий эмоциональный интеллект означает отсутствие «внутренних тормозов» для самовыражения, а, следовательно, успех становится логичным следствием любых поступков человека.

        Если все эмоции разложить в ряд по уровню «заряда» от негатива до позитива, то получится такая последовательность:

  • позор,
  • вина,
  • апатия,
  • горе,
  • страх,
  • желание,
  • гнев,
  • гордость,
  • храбрость,
  • нейтралитет,
  • готовность,
  • принятие,
  • интеллект,
  • любовь,
  • радость,
  • мир,
  • гармония.

     Уровень эмоционального интеллекта можно самостоятельно определить и по этой шкале. И хотя человек может испытывать всю гамму эмоций, у него существует основная текущая эмоция, которая и определяет уровень его эмоционального интеллекта в этот период времени.

     Это довольно размытая шкала. Некоторые события жизни могут временно перенести вас по ней выше или ниже. И некоторые области жизни могут одновременно находиться на разных уровнях. Но эта шкала дает общее представление об уровне развития эмоционального интеллекта.

     Тест  на определение уровня Эмоционального Интеллекта

     Методика  предложена Н. Холлом для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений. Она состоит из 30 утверждений и содержит 5 шкал:

  1. Эмоциональная осведомленность.
  2. Управление своими эмоциями (скорее это эмоциональная отходчивость, эмоциональная неригидность).
  3. Самомотивация (скорее это как раз произвольное управление своими эмоциями, исключая пункт 14).
  4. Эмпатия.
  5. Распознавание эмоций других людей (скорее — умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей).

2.3. Вывод

     Социальный  интеллект является профессионально  важным качеством для профессий  типа "человек-человек" и позволяет  прогнозировать успешность деятельности педагогов, психологов, психотерапевтов, журналистов, менеджеров, юристов, следователей, врачей, политиков, бизнесменов. Существуют методики для определения уровня социального интеллекта.

     Эмоциональный интеллект позволяет управлять своими эмоциями. Уровень эмоционального интеллекта можно самостоятельно определить используя различные методики.

     Одним из наиболее распространенных исследований креативности является психологический тест Гилфорда.

     Автор методики Дж. Гилфорд рассматривал социальный интеллект как систему  интеллектуальных способностей, не зависимых  от фактора общего интеллекта и связанных, прежде всего, с познанием поведенческой  информации.

     Тест  Гилфорда предназначен для выявления  креативных способностей, а также  творческого мышления у соискателей  на получение работы, у студентов и школьников.

     Общепринятого метода измерения эмоционального интеллекта.

     Для субъективной оценки эмоционального интеллекта можно воспользоваться шкалой эмоций.   Согласно этой шкале все эмоции разложены в ряд по уровню «заряда» от негатива до позитива.

     Существует  также методика, которая предложена Н. Холлом, согласно которой можно определить  способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений. 
 
 

3.1. Особенности и  преимущества социального  и эмоционального

  интеллекта

 

     Cоциальный интеллект обладает рядом характерных структурных особенностей:

     •континуальным  характером;

     •использованием невербальной репрезентации;

     •потерей  точности социального оценивания при  вербализации;

     •формированием  в процессе имплицитного научения;

     •использованием «внутреннего» опыта.

     Лишь  последнее полностью отличает социальный интеллект от всех других видов интеллекта.

     Социальный  интеллект имеет одно преимущество, которое можно объяснить  как способность понимания людей. Эту способность можно объяснить тремя вариантами природы социального интеллекта.

     1. Социальный интеллект представляет  собой особую способность, отличную от таких известных видов интеллекта, как вербальный, пространственный, математический и т.д., однако имеет с ними корреляционную связь. Достоинством этого подхода является его логичность: социальный интеллект — это вид познания, логично, что он находится в ряду других видов интеллектуального познания, отличающихся друг от друга спецификой своего объекта. В то же время этот подход не позволяет объяснить специфические черты социального интеллекта, которые отмечались выше: невысокую нагрузка по фактору общего интеллекта, корреляцию с личностными чертами.

     2. Социальный интеллект представляет  собой не столько способность,  сколько знания, умения или навыки, приобретенные в течение жизни.  Действительно, в социальном интеллекте, как его измеряют современные тесты, прослеживаются в значительной степени черты знания, умения и навыка. Тесты общего интеллекта построены как тесты способностей — в них сведен к минимуму компонент знания. Если для решения задач из области, например, математики или физики необходимо располагать хотя бы минимальными знаниями этих областей, то для выполнения тестов интеллекта, построенных на материале абстрактных фигур, этого не требуется. С тестами социального интеллекта положение иное: там очень трудно построить задания, которые не апеллировали бы к знаниям людей и социальных ситуаций и умениям их разрешать. Получается, что тесты социального интеллекта в плане необходимых для их решения знаний подобны не столько тестам способностей, сколько тестам достижений, в данном случае — достижений в плане познания людей и социальных ситуаций. Из этого вытекает точка зрения: социальный интеллект — это скорее компетентность в сфере социального познания, чем специальная способность. Все же такая точка зрения не учитывает того факта, что приобретение любой компетентности предполагает способность. Ассимилировать это возражение можно, если предположить, что социальный интеллект как компетентность развивается на базе известной способности, например, вербального интеллекта через приобретение опыта. Все же с этой точки зрения продолжает оставаться непонятной как невысокая корреляция социального интеллекта с общим, так и его связи с личностными чертами.

     3. Социальный интеллект — личностная  черта, определяющая успешность социального взаимодействия. Такой подход — естественная реакция на относительно низкие корреляции социального интеллекта с другими видами интеллекта и относительно высокие — с личностными свойствами. Социальный интеллект — это познавательная способность, которая, однако, в отличие от других познавательных способностей, оказывается сцепленной с личностными чертами, что требует специального объяснения.

     Человек практически постоянно испытывает какие-то эмоции, и на работе люди не перестают быть людьми, какие бы маски не надевали. Значит, эмоциональная составляющая есть в каждом поступке, действии, решении.  Долгое время считалось, что эмоции влияют на дело отрицательно. Ныне теоретики и практики убеждены, что вредны лишь отрицательные эмоции, а воодушевление, радость и т.п. лишь на пользу сотрудникам, особенно в тех сферах, где бизнес строится на общении. При этом главный в создании эмоционального состояния коллектива – руководитель. Потому что люди привыкли ориентироваться на его восприятие и настроение. Спросить у секретаря о настроении шефа – обычное и нормальное начало трудового дня.

     Эмоции  руководителя – источник новых идей, основа атмосферы и «производственных  достижений» (не говоря уже о том, что любой «эмоционально компетентный» сотрудник умело (как ему кажется) использует настроение начальства в своих более или менее корыстных целях)). На самом деле скорее это процесс взаимный. Причем эмоционально компетентный руководитель совсем не обязательно создает вокруг себя гедонистическую атмосферу. Он может и порицать, и «подливать масла» в огонь конкурентной борьбы, и нажимать на «нужные кнопки» сотрудников (честолюбие, преданность, страх и т.п.) в интересах дела. Отличие эмоционально компетентного и эмоционально некомпетентного руководителей – в умении использовать «ассортимент» эмоций осознанно. Можно и обниматься, и стулья ломать, четко понимая, что делаешь и зачем. Конечно, большинство людей привыкает к одной манере поведения и одному стилю управления – «гроза морей» или «отец родной». Крайности всегда чреваты, но хуже всего, как подтверждают и зарубежные, и отечественные исследования – непредсказуемый босс-самодур (в Америке его называют toxic – «ядовитый»), который не владеет собой, не церемонится с чувствами и положением окружающих, унижает личное достоинство и вмешивается в работу с необоснованными придирками, самоутверждаясь за счет эмоционального угнетения других. Находятся сотрудники, которые готовы и это сносить (чаще ради денег). Большинство же предпочитает покинуть конфликтное поле.

     Человек с развитым эмоциональным интеллектом  обладает рядом важных способностей, которые помогают справляться с различными жизненными ситуациями. Он отлично понимает свои эмоции, знает роль чувств и эмоций в общении с людьми. То есть умеет выражать свои эмоции таким образом, чтобы устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения с окружающими. Также он стремится познавать и обогащать свой внутренний мир, все более понимать устройство своей души, развивать внутреннюю гармонию и позитивность. Умение регулировать свои эмоции, управлять внутренней мотивацией, поддерживать настрой на достижение цели позволяет быть успешным в профессиональных стремлениях.

     Харизматичность, самоуважение и уважение других людей, способность вести за собой, влиять на эмоции и суждения, а также проявление высокого эмоционального интеллекта позволяют человеку быть востребованным, формировать и оправдывать возложенное доверие, реализовывать лидерские качества.

     Эмоциональный интеллект, включает также мотивационную  составляющую – стремление к достижениям, активность, инициативу, подчинение эмоций реализации намеченных целей, а также общий оптимистичный подход к жизни. Выделяются также необходимые общественные умения – способность вызывать у других желаемую реакцию, достигать взаимопонимания, сотрудничать, побуждать других к достижению значимых целей. Способность культивировать положительные эмоции не только у себя, но и у окружающих – важное свойство эмоционально интеллектуальных людей.

3.2. Повышения эффективности  управления организациями  на основе социального  эмоционального интеллекта

     Эмоциональный интеллект позволяет принимать  решения и эффективно управлять на основе рационального использования внешне неупорядоченных сигналов эмоциональной среды.

     Эмоциональная среда организации — это эмоции и эмоциональные отношения, которые возникают у людей в процессе работы в организации. Эмоции и эмоциональные отношения имеют энергетическое, ценностное, информационное и мотивирующее значения, поэтому их можно рассматривать как ресурсы. Для того, чтобы эти ресурсы работали, необходимо управлять ими.

     Эмоциональный менеджмент = управление эмоциональными ресурсами организации с целью повышения ее эффективности.

     Эмоциональный менеджмент тем эффективнее, чем  более развитым является эмоциональный разум менеджера. Общий интеллект с возрастом стабилизируется, а эмоциональный интеллект продолжает расти!

Информация о работе Управление в современных организациях на основе социального и эмоционального интеллекта