Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 21:49, курсовая работа
Всем давно известен термин «коэффициент интеллекта», или IQ. Многие проходили соответствующий тест и знают, какими цифрами измеряется их формально-логическое мышление. А вот понятие эмоционального интеллекта пока распространено не так широко. Однако, по мнению психологов, именно его уровень определяет успешность специалиста в профессиональной сфере.
Введение 2
1.Составляющие интеллекта и его роль в современных организациях 2
1.1.Теоритические основы социального интеллекта 2
1.2.Теория эмоционального интеллекта и его модели 5
1.3 Вывод 17
2.Методика исследования социального и эмоционального интеллекта 20
2.1.Определения уровня социального интеллекта 20
2.2 Определения уровня эмоционального интеллекта 22
2.3. Вывод 25
3.1. Особенности и преимущества социального и эмоционального интеллекта 26
3.2. Повышения эффективности управления организациями на основе социального эмоционального интеллекта 29
3.3 Вывод 32
Заключение 33
Список использованной литературы 35
Приложения 35
До сих пор нет общепринятого метода измерения эмоционального интеллекта. Его можно «угадать» самостоятельно, использовать специальные тесты или оценить свои успехи в этом мире.
Для субъективной оценки эмоционального интеллекта можно воспользоваться шкалой эмоций. В упрощенном виде ее можно представить в виде трех уровней:
Если все эмоции разложить в ряд по уровню «заряда» от негатива до позитива, то получится такая последовательность:
Уровень эмоционального интеллекта можно самостоятельно определить и по этой шкале. И хотя человек может испытывать всю гамму эмоций, у него существует основная текущая эмоция, которая и определяет уровень его эмоционального интеллекта в этот период времени.
Это довольно размытая шкала. Некоторые события жизни могут временно перенести вас по ней выше или ниже. И некоторые области жизни могут одновременно находиться на разных уровнях. Но эта шкала дает общее представление об уровне развития эмоционального интеллекта.
Тест на определение уровня Эмоционального Интеллекта
Методика предложена Н. Холлом для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений. Она состоит из 30 утверждений и содержит 5 шкал:
Социальный интеллект является профессионально важным качеством для профессий типа "человек-человек" и позволяет прогнозировать успешность деятельности педагогов, психологов, психотерапевтов, журналистов, менеджеров, юристов, следователей, врачей, политиков, бизнесменов. Существуют методики для определения уровня социального интеллекта.
Эмоциональный интеллект позволяет управлять своими эмоциями. Уровень эмоционального интеллекта можно самостоятельно определить используя различные методики.
Одним из наиболее распространенных исследований креативности является психологический тест Гилфорда.
Автор методики Дж. Гилфорд рассматривал социальный интеллект как систему интеллектуальных способностей, не зависимых от фактора общего интеллекта и связанных, прежде всего, с познанием поведенческой информации.
Тест Гилфорда предназначен для выявления креативных способностей, а также творческого мышления у соискателей на получение работы, у студентов и школьников.
Общепринятого метода измерения эмоционального интеллекта.
Для субъективной оценки эмоционального интеллекта можно воспользоваться шкалой эмоций. Согласно этой шкале все эмоции разложены в ряд по уровню «заряда» от негатива до позитива.
Существует
также методика, которая предложена
Н. Холлом, согласно которой можно определить
способности понимать отношения личности,
репрезентируемые в эмоциях и управлять
эмоциональной сферой на основе принятия
решений.
Cоциальный интеллект обладает рядом характерных структурных особенностей:
•континуальным характером;
•использованием невербальной репрезентации;
•потерей точности социального оценивания при вербализации;
•формированием в процессе имплицитного научения;
•использованием «внутреннего» опыта.
Лишь последнее полностью отличает социальный интеллект от всех других видов интеллекта.
Социальный интеллект имеет одно преимущество, которое можно объяснить как способность понимания людей. Эту способность можно объяснить тремя вариантами природы социального интеллекта.
1.
Социальный интеллект
2.
Социальный интеллект
3.
Социальный интеллект —
Человек
практически постоянно
Эмоции руководителя – источник новых идей, основа атмосферы и «производственных достижений» (не говоря уже о том, что любой «эмоционально компетентный» сотрудник умело (как ему кажется) использует настроение начальства в своих более или менее корыстных целях)). На самом деле скорее это процесс взаимный. Причем эмоционально компетентный руководитель совсем не обязательно создает вокруг себя гедонистическую атмосферу. Он может и порицать, и «подливать масла» в огонь конкурентной борьбы, и нажимать на «нужные кнопки» сотрудников (честолюбие, преданность, страх и т.п.) в интересах дела. Отличие эмоционально компетентного и эмоционально некомпетентного руководителей – в умении использовать «ассортимент» эмоций осознанно. Можно и обниматься, и стулья ломать, четко понимая, что делаешь и зачем. Конечно, большинство людей привыкает к одной манере поведения и одному стилю управления – «гроза морей» или «отец родной». Крайности всегда чреваты, но хуже всего, как подтверждают и зарубежные, и отечественные исследования – непредсказуемый босс-самодур (в Америке его называют toxic – «ядовитый»), который не владеет собой, не церемонится с чувствами и положением окружающих, унижает личное достоинство и вмешивается в работу с необоснованными придирками, самоутверждаясь за счет эмоционального угнетения других. Находятся сотрудники, которые готовы и это сносить (чаще ради денег). Большинство же предпочитает покинуть конфликтное поле.
Человек с развитым эмоциональным интеллектом обладает рядом важных способностей, которые помогают справляться с различными жизненными ситуациями. Он отлично понимает свои эмоции, знает роль чувств и эмоций в общении с людьми. То есть умеет выражать свои эмоции таким образом, чтобы устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения с окружающими. Также он стремится познавать и обогащать свой внутренний мир, все более понимать устройство своей души, развивать внутреннюю гармонию и позитивность. Умение регулировать свои эмоции, управлять внутренней мотивацией, поддерживать настрой на достижение цели позволяет быть успешным в профессиональных стремлениях.
Харизматичность, самоуважение и уважение других людей, способность вести за собой, влиять на эмоции и суждения, а также проявление высокого эмоционального интеллекта позволяют человеку быть востребованным, формировать и оправдывать возложенное доверие, реализовывать лидерские качества.
Эмоциональный интеллект, включает также мотивационную составляющую – стремление к достижениям, активность, инициативу, подчинение эмоций реализации намеченных целей, а также общий оптимистичный подход к жизни. Выделяются также необходимые общественные умения – способность вызывать у других желаемую реакцию, достигать взаимопонимания, сотрудничать, побуждать других к достижению значимых целей. Способность культивировать положительные эмоции не только у себя, но и у окружающих – важное свойство эмоционально интеллектуальных людей.
Эмоциональный интеллект позволяет принимать решения и эффективно управлять на основе рационального использования внешне неупорядоченных сигналов эмоциональной среды.
Эмоциональная среда организации — это эмоции и эмоциональные отношения, которые возникают у людей в процессе работы в организации. Эмоции и эмоциональные отношения имеют энергетическое, ценностное, информационное и мотивирующее значения, поэтому их можно рассматривать как ресурсы. Для того, чтобы эти ресурсы работали, необходимо управлять ими.
Эмоциональный менеджмент = управление эмоциональными ресурсами организации с целью повышения ее эффективности.
Эмоциональный менеджмент тем эффективнее, чем более развитым является эмоциональный разум менеджера. Общий интеллект с возрастом стабилизируется, а эмоциональный интеллект продолжает расти!