Управление в современных организациях на основе социального и эмоционального интеллекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 21:49, курсовая работа

Описание работы

Всем давно известен термин «коэффициент интеллекта», или IQ. Многие проходили соответствующий тест и знают, какими цифрами измеряется их формально-логическое мышление. А вот понятие эмоционального интеллекта пока распространено не так широко. Однако, по мнению психологов, именно его уровень определяет успешность специалиста в профессиональной сфере.

Содержание

Введение 2
1.Составляющие интеллекта и его роль в современных организациях 2
1.1.Теоритические основы социального интеллекта 2
1.2.Теория эмоционального интеллекта и его модели 5
1.3 Вывод 17
2.Методика исследования социального и эмоционального интеллекта 20
2.1.Определения уровня социального интеллекта 20
2.2 Определения уровня эмоционального интеллекта 22
2.3. Вывод 25
3.1. Особенности и преимущества социального и эмоционального интеллекта 26
3.2. Повышения эффективности управления организациями на основе социального эмоционального интеллекта 29
3.3 Вывод 32
Заключение 33
Список использованной литературы 35
Приложения 35

Работа содержит 1 файл

Управление в современных организациях на основе социального (эмоционального) интеллекта - особенности и преимуществаработа.docx

— 88.77 Кб (Скачать)

     Ассертивность (самоутверждение) — способность открыто выражать свои мысли и чувства, быть твердым и защищать свою точку зрения;

     Независимость — способность направлять и контролировать себя, стоять на своих ногах;

     Самоуважение -способность признавать свои сильные и слабые стороны и быть хорошего мнения о себе, несмотря на слабости;

     Самореализация — способность реализовать свой потенциал и быть удовлетворенным своими достижениями на работе и в личной жизни.  
Межличностная сфера

     Межличностная сфера касается ваших «общественных навыков» — вашей способности взаимодействовать и ладить с другими.

     Эмпатия — это способность понимать, что другие люди могут чувствовать и думать.

     Социальная Ответственность — это способность сотрудничать с другими людьми и быть полезным членом своей социальной группы.

     Межличностные Отношения — это умение завязывать и поддерживать отношения, которые взаимно благотворны и отмечены способностью к компромиссам и чувству социальной близости.

     Адаптивность/

     Сфера приспособляемости (Адаптивности) включает в себя вашу способность быть гибким и реалистичным и решать ряд проблем по мере их возникновения.

     Понимание (Адекватная оценка) Действительности — способность видеть вещи такими, какими они на самом деле являются, а не такими, как вам хочется их видеть, или такими, какими вы их боитесь;

     Гибкость — способность согласовывать свои чувства, мысли и действия с изменяющимся условиями;

     Умение  решать проблемы — способность определить проблему и затем перейти к созданию и выполнению эффективного, подходящего решения

     Управление  стрессом

     Сфера умения справиться со стрессом касается вашей способности выдерживать стресс и контролировать свои импульсы.

     Переносимость стресса — способность оставаться спокойным и сосредоточенным, конструктивно противостоять неблагоприятным событиям и противоречивым эмоциям, не сдаваясь;

     Контроль  над мпульсами — способность сопротивляться искушению или отложить порыв к немедленному действию.

     Модель  эмоциоанльного интеллекта Майера и Сэловея 5

     1. Точность оценки и выражения эмоций. Эмоции являются для нас сигналом о важных событиях, которые происходят в нашем мире, будь это внутренний мир или внешний. Важно точно понимать как свои эмоции, так и эмоции, которые испытывают другие люди. Это умение представляет собой способность определить эмоции по физическому состоянию и мыслям, по внешнему виду и поведению. Кроме того, оно включает в себя и способность точно выражать свои эмоции потребности, связанные с ними, другим людям.

     2. Использование эмоций в мыслительной деятельности. То, как мы себя чувствуем, влияет на то, как мы думаем и о чем мы думаем. Эмоции направляют наше внимание на важные события, они готовят нас к определенным действиям и влияют на наш мыслительный процесс. Эта способность помогает понять, как можно думать более эффективно, используя эмоции. Управляя эмоцией, человек может и свое восприятие, видеть мир под разным углом и более эффективно решать проблемы.

     3. Понимание эмоций. Эмоции — не случайные события. Их вызывают определенные причины, они меняются по определенным правилам. Эта способность отражает умение определить источник эмоций, классифицировать эмоции, распознавать связи между словами и эмоциями, интерпретировать значения эмоций, касающихся взаимоотношений, понимать сложные (амбивалентные) чувства, осознавать переходы от одной эмоции к другой и возможное дальнейшее развитие эмоции.

     4. Управление эмоциями. Поскольку эмоции содержат информацию и влияют на мышление, имеет смысл принимать их во внимание при построении логических цепочек, решении различных задач, принятии решений и выборе своего поведения. Для этого необходимо принимать эмоции вне зависимости от того, являются ли они желаемыми или нет, и выбирать стратегии поведения с их учетом. Эта способность относится к умению использовать информацию, которую дают эмоции, вызывать эмоции или отстраняться от них в зависимости от их информативности или пользы; управлять своими и чужими эмоциями.

     Несколько иначе предлагает рассматривать  это явление российский психолог Д.В. Люсин. В его трактовке эмоциональный  интеллект — «...способности к  пониманию своих и чужих эмоции и управлению ими».6 При этом подчеркивается, что способность к пониманию и способность к управлению эмоциями могут быть направлены и на собственные эмоции, и на эмоции других людей. Таким образом, автор предлагает рассматривать два варианта эмоционального интеллекта — «внутриличностный» и «межличностный». Оба варианта, по его справедливому утверждению, предполагают актуализацию разных когнитивных процессов и навыков.

     Модель  эмоционального интеллекта, предложенная Д.В. Люсиным, включает три элемента:

     • когнитивные   способности (скорость и точность переработки эмоциональной информации);

     • представления об эмоциях (как о ценностях, как о важном источнике информации о себе самом и о других людях и т.п.);

     • особенности эмоциональности (эмоциональная устойчивость, эмоциональная чувствительность и т.п.)7.

1.3 Вывод

     Многие  учёные исследовали социальный и  эмоциональный интеллект.

     Существует  множество определений этих двух видов интеллекта. Так, социальный интеллект это особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, продуктом которого является социальное приспособление.

     Эмоциональный интеллект подразумевает, как возможность  погрузиться в свои эмоции, чтобы осознать и почувствовать их, так и необходимость рационального анализа эмоций и принятия решения на основе этого анализа.

     Эмоциональный интеллект - это навык понимания  своих чувств и эмоций. Многие называют эмоциональный интеллект другими словами, но суть от этого не меняется.

     Проанализировав разные подходы к изучению социального  интеллекта можно выделить общие  его составляющие:

     1.Когнитивные: 

     • социальные знания — знания о людях, знание специальных правил, понимание других людей;

     • социальная память — память на имена, лица; • социальная   интуиция   —оценка чувств, определение настроения, понимание мотивов поступков других людей, способность адекватно воспринимать наблюдаемое поведение в рамках социального контекста;

     • социальное прогнозирование — формулирование планов собственных действий, отслеживание своего развития, рефлексия собственного развития и оценка неиспользованных альтернативных возможностей.  
2. Эмоциональные:

     • социальная     выразительность — эмоциональная выразительность, эмоциональная чувствительность, эмоциональный контроль;

     • сопереживание — способность входить в положение других людей, ставить себя на место другого (преодолевать коммуникативный и моральный эгоцентризм);

     • способность к саморегуляции — умение регулировать собственные эмоции и собственное настроение.  
3. Поведенческие:

     • социальное восприятие — умение слушать собеседника, понимание юмора;

     • социальное    взаимодействие — способность и готовность работать совместно, способность к коллективному взаимодействию и как к высшему типу этого взаимодействия — коллективному творчеству;

     • социальная адаптация — умение объяснять и убеждать других, способность уживаться с другими людьми, открытость в отношениях с окружающими. 
 
 
 
 
 
 

2.Методика  исследования социального  и эмоционального 

интеллекта

2.1.Определения  уровня социального  интеллекта

     Одним из наиболее распространенных исследований креативности является психологический тест Гилфорда. Согласно Дж. Гилфорду, социальный интеллект — это система интеллектуальных способностей, связанных с познанием поведенческой информации.

     Социальный  интеллект является профессионально  важным качеством для профессий  типа "человек-человек" и позволяет  прогнозировать успешность деятельности педагогов, психологов, психотерапевтов, журналистов, менеджеров, юристов, следователей, врачей, политиков, бизнесменов.

     Автор методики Дж. Гилфорд рассматривал социальный интеллект как систему  интеллектуальных способностей, не зависимых  от фактора общего интеллекта и связанных, прежде всего, с познанием поведенческой  информации.

     Согласно  концепции Гилфорда, социальный интеллект  включает в себя 6 факторов, связанных  с познанием поведения:

  1. познание элементов поведения – способность выделять из контекста вербальную и невербальную экспрессию поведения;
  2. познание классов поведения – способность распознать общие свойства в потоке экспрессивной или ситуативной информации о поведении;
  3. познание отношений поведения – способность понимать отношения;
  4. познание систем поведения – способность понимать логику развития целостных ситуаций взаимодействия людей, смысл их поведения в этих ситуациях;
  5. познание преобразования поведения – способность понимать изменение значения сходного поведения (вербального и невербального) в разных ситуационных контекстах;
  6. познание результатов поведения – способность предвидеть последствия поведения, исходя из имеющейся информации.

     Субтесты  диагностируют 4 способности в структуре  социального интеллекта: познание классов, систем, преобразований, результатов поведения. Тест Дж. Гилфорда позволяет измерять общий уровень развития социального интеллекта, а также оценивать частные способности понимания поведения людей:

  • способность предвидения последствий поведения,
  • адекватность отражения вербальной и невербальной экспрессии,
  • понимание логики развития сложных ситуаций межличностного взаимодействия,
  • понимание внутренних мотивов поведения людей.

     Методика  рассчитана на весь возрастной диапазон, начиная с 9 лет. Общее время психологического тестирования, включая ознакомление с инструкцией, составляет 30-35 минут.

     Тест  Гилфорда предназначен для выявления  креативных способностей, а также  творческого мышления у соискателей  на получение работы, у студентов и школьников.

     В данном тесте исследуются следующие  факторы: беглость, гибкость, оригинальность, точность.

     Тест  Гилфорда используются в проведении различных психологических исследований, для изучения адаптации соискателя к работе в постоянно изменяющихся или экстремальных условиях, Данные тесты занимают немного вашего времени, в течение которого тестируемый должен ответить на ряд вопросов. Проведение подобного тестирования рекомендуется как для детей, так и для взрослых.

     Тест  Гилфорда на сегодняшний день является одним из самых широко используемых психологических тестов, который  позволяет определить уровень развития интеллектуальных способностей человека, его креативность и умение решать сложные логические задачи.

     Такой тест применяется для профессий  типа «человек – человек» и позволяет выявлять творческие задатки, а также успешность деятельности психотерапевтов и психологов, менеджеров, политиков и бизнесменов.  

2.2 Определения уровня  эмоционального интеллекта

     Эмоциональный интеллект позволяет управлять своими эмоциями. В парадигме традиционной психологии возникновением эмоций управлять невозможно, поскольку этот процесс непосредственно связан с физиологией. Казалось бы, в этом случае и самими эмоциями управлять нельзя.

     Привлекательность подхода эмоционального интеллекта заключается в том, что управление эмоциями — это навык, который можно нарабатывать и развивать, что на данный момент подтверждается данными научных исследований в США и Европе.

Информация о работе Управление в современных организациях на основе социального и эмоционального интеллекта