Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 21:49, курсовая работа
Всем давно известен термин «коэффициент интеллекта», или IQ. Многие проходили соответствующий тест и знают, какими цифрами измеряется их формально-логическое мышление. А вот понятие эмоционального интеллекта пока распространено не так широко. Однако, по мнению психологов, именно его уровень определяет успешность специалиста в профессиональной сфере.
Введение 2
1.Составляющие интеллекта и его роль в современных организациях 2
1.1.Теоритические основы социального интеллекта 2
1.2.Теория эмоционального интеллекта и его модели 5
1.3 Вывод 17
2.Методика исследования социального и эмоционального интеллекта 20
2.1.Определения уровня социального интеллекта 20
2.2 Определения уровня эмоционального интеллекта 22
2.3. Вывод 25
3.1. Особенности и преимущества социального и эмоционального интеллекта 26
3.2. Повышения эффективности управления организациями на основе социального эмоционального интеллекта 29
3.3 Вывод 32
Заключение 33
Список использованной литературы 35
Приложения 35
Оглавление
Введение 2
1.Составляющие интеллекта и его роль в современных организациях 2
1.1.Теоритические основы социального интеллекта 2
1.2.Теория эмоционального интеллекта и его модели 5
1.3 Вывод 17
2.Методика исследования социального и эмоционального интеллекта 20
2.1.Определения уровня социального интеллекта 20
2.2 Определения уровня эмоционального интеллекта 22
2.3. Вывод 25
3.1. Особенности и преимущества социального и эмоционального интеллекта 26
3.2. Повышения эффективности управления организациями на основе социального эмоционального интеллекта 29
3.3 Вывод 32
Заключение 33
Список использованной литературы 35
Приложения 35
Всем давно известен термин «коэффициент интеллекта», или IQ. Многие проходили соответствующий тест и знают, какими цифрами измеряется их формально-логическое мышление. А вот понятие эмоционального интеллекта пока распространено не так широко. Однако, по мнению психологов, именно его уровень определяет успешность специалиста в профессиональной сфере.
Актуальность данного исследования заключается в том, что развитие эмоционального и социального интеллекта оказывает влияние на эффективность управления организацией. А также в важности понимания процесса общения и поведения людей, адаптацию к различным системам взаимоотношений определяет особая умственная способность - социальный интеллект, где эффективность поведения, взаимоотношений и общения видится во взаимосвязанном развитии коммуникативных и интеллектуальных способностей.
Объектом данного исследования является социальный и эмоциональный интеллект.
Целью настоящего исследования является изучение социального и эмоционального интеллекта и их влияния на эффективность управления организацией.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Структура данного исследования состоит из трёх частей, введения и заключения.
В первой части изложены теоретические основы изучения социального интеллекта, рассмотрены модели эмоционального интеллекта.
Вторая глава рассматривает методику исследования социального и эмоционального интеллекта.
В
третьей главе рассмотрено
Теоретико-
В последние годы внимание специалистов в области психологии одаренности и творчества привлекла проблематика, прежде разрабатывавшаяся далеко за пределами этой отрасли. Новое направление получило наименование «исследование эмоционального интеллекта». Эти изыскания также реанимировали весьма давние рассуждения и исследования проблем социального интеллекта, начатые еще Эдвардом Ли Торндайком в начале XX века.
С точки зрения разговорного языка и русской версии использования психологических терминов словосочетание «эмоциональный интеллект», равно как и «социальный интеллект», на наш взгляд неудачно. Слово «интеллект» прочно связано в сознании психологов с когнитивной сферой, а определения «эмоциональный» и «социальный» относятся к аффективной сфере и характеризуют несколько иные грани развития личности.
Однако
можно согласиться с данной терминологией,
приняв ее как некоторую условность,
вполне допустимую при создании новых
терминов.
Вероятно, что слово «интеллект» в данном
случае выполняет знаковую функцию. Оно
служит опознавательным сигналом для
специалистов. Если пользоваться традиционными
понятиями и под «социальным интеллектом»
понимать диагностику и развитие аффективной
сферы или психосоциальное развитие личности,
а вместо «эмоционального интеллекта»
говорить об эмоциях, их выражении и регуляции,
то возникнет ощущение, что специалисты
в области психологии одаренности предали
проблему и ушли в другую сферу. Именно
использование слова «интеллект» позволяет
им удержаться в традиционном содержательном
поле и дает возможность идентифицировать
«своих» по проблематике.
Социальный интеллект – это способность понимать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека по вербальным (словесным) и невербальным проявлениям. Социальный интеллект – это, также, проявление дальновидности в межличностных отношениях. Социальный интеллект связывают со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека. Это особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, продуктом которого является социальное приспособление.1
Изучение социального интеллекта имеет давнюю, насыщенную событиями и открытиями историю. По мнению большинства специалистов, понятие «социальный интеллект» (social intelligence) было введено Э. Торндайком еще в 1920 году. Он рассматривал социальный интеллект как «способность понимать других людей и действовать или поступать мудро в отношении других». В дальнейшем эти представления были уточнены и развиты многими исследователями.
В разное время сторонники различных психологических школ по-своему трактовали понятие «социальный интеллект»:
- как способность уживаться с другими людьми (Moss F. & Hunt Т., 1927);
- как способность иметь дело с окружающими (Hunt Т., 1928); знания о людях (Strang R., 1930);
- способность легко сходиться с другими, умение входить в их положение, ставить себя на место другого (VernonP.E., 1933);
- способность критически и правильно оценивать чувства, настроение и мотивацию поступков других людей (Wedeck J., 1947).
Суммируя
эти представления, известный американский
психолог Дэвид Векслер предложил
определять социальный интеллект как
приспособленность индивида к человеческому
бытию (Vechsler D., 1958).
Активно интересовались этим явлением
многие психологи и в середине XX века.
Создавший свою знаменитую многофакторную
модель интеллекта Дж. Гилфорд отводит
в ней особое место социальному интеллекту.
Его модель была разработана как открытая
система, и в момент создания автор еще
не знал всех входящих в нее элементов.
Он предполагал, что их около 120. По этому
поводу он шутливо заметил, что нашел 120
способов быть умным, и тут же добавил:
«...к сожалению, есть гораздо больше способов,
чтобы быть глупым». Сейчас этих элементов
найдено более 180, но шутливое утверждение
Дж. Гилфорда о том, что способов, чтобы
быть глупым, еще больше продолжает оставаться
верным.
Он предсказывает, что в его модели интеллекта не менее 30 способностей, относящихся к социальному интеллекту. Некоторые из них относятся к пониманию поведения, некоторые к продуктивному мышлению в области поведения и некоторые - к его оценке. Важно и то, что Дж. Гилфорд особо подчеркивает, что понимание поведения других людей и самого себя имеет в значительной степени невербальный характер.
Он подчеркивалась мысль о том, что социальный интеллект — это область, где тесно взаимодействует когнитивное и аффективное. Как несложно заметить, эта модель довольно полно отражает суть явления и определенно указывает на то, что подлежит диагностике и развитию. Пользуясь ею, можно разрабатывать программу диагностики и формулировать цели педагогической работы по развитию социального интеллекта. Эта модель вполне способна служить базой для решения прикладных вопросов.
Особого внимания заслуживает аргументация сторонников противоположного этому подхода. Так, в работе российского психолога Д.В. Ушакова отмечается, в частности, что определение социального интеллекта должно быть ограниченно. «Социальный интеллект, если мы понимаем его как интеллект, — отмечает Д.В. Ушаков, — это способность к познанию социальных явлений, которая составляет лишь один из компонентов социальных умений и компетентности, а не исчерпывает их»2. Только при этих условиях социальный интеллект, по мнению Д.В. Ушакова, становится в один ряд с другими видами интеллекта, «...образуя вместе с ними способность к высшему виду познавательной деятельности — обобщенной и опосредованной»3. С этим утверждением можно согласиться в том случае, если мы ставим перед собой задачу чистоты использования термина «интеллект», но стремление решать более масштабные задачи, связанные с проблематикой прогнозирования степени успешности личности на дальнейших этапах ее развития, диктует иные подходы.
Концепция эмоционального интеллекта — пожалуй, единственная теория в менеджменте, основанная на нейрофизиологии. Гоулман доступно объясняет, как миндалевидное тело — эмоциональный центр мозга — оказывает влияние на деятельность коры головного мозга, которая отвечает за логическое мышление.
Теория эмоционального интеллекта в первые месяцы ошеломила бизнесменов, опровергая одну из главных идей успеха в двадцатом веке: «Эмоциям не место на работе». В своей книге Гоулман убедительно доказывает, наиболее эффективны в своей деятельности люди, которые сочетают разум и чувства. Именно люди с высоким эмоциональным интеллектом лучше принимают решения, эффективнее действуют в критических ситуациях и лучше управляют своими подчиненными, что, соответственно, и способствует их росту по служебной лестнице.
Тема эмоций далеко не нова в научном мире. Еще за 100 лет до нашей эры философ Паблиус Сирус сказал: «Управляйте Вашими чувствами, пока Ваши чувства не начали управлять Вами», и в двадцатом веке исследованию эмоций было посвящено множество различного рода исследований. О взаимосвязи эмоциональной и когнитивной сфер психики говорили Платон и Аристотель, известны также высказывания Л. С. Выготского о единстве интеллекта и аффекта, но по-настоящему активное внимание эта тема привлекла в последнее десятилетие XX века. Это связано в первую очередь с тем, что на основе традиционных тестов интеллекта (IQ) оказалось невозможно предсказать успешность деятельности. Кроме того, в последние годы компании все большее внимание уделяют управлению нематериальными активами наряду с материальными. В этом контексте эмоции рассматриваются как часть интеллектуального капитала организации.
Эмоциональный интеллект подразумевает как возможность погрузиться в свои эмоции, чтобы осознать и почувствовать их, так и необходимость рационального анализа эмоций и принятия решения на основе этого анализа. Эмоции несут в себе огромный пласт информации, используя которую, мы можем действовать значительно более эффективно.
Другим новым моментом в изучении эмоционального интеллекта является то, что эмоциональный интеллект позволяет управлять своими эмоциями. В парадигме традиционной психологии возникновением эмоций управлять невозможно, поскольку этот процесс непосредственно связан с физиологией. Казалось бы, в этом случае и самими эмоциями управлять нельзя.
Привлекательность подхода эмоционального интеллекта заключается в том, что управление эмоциями — это навык, который можно нарабатывать и развивать, что на данный момент подтверждается данными научных исследований в США и Европе.
Эмоциональная компетентность связана с эмоциональным интеллектом и основана на нем. Определенный уровень эмоционального интеллекта необходим для обучения конкретным компетенциям, связанным с эмоциями. Например, способность четко распознать, что чувствует другой человек, дает возможность развить такие компетенции как способность влиять на других людей и воодушевлять их. Сходным образом, людям, которые лучше способны управлять своими эмоциями, легче развивать такие компетенции как инициативность и способность работать в стрессовой ситуации. Именно анализ эмоциональных компетенций необходим для прогноза успешности в работе.