Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 10:30, курсовая работа
Цель курсовой работы – анализ текучести персонала в современных российских условиях и разработка рекомендаций.
В задачи работы входит:
- изучить понятие текучести кадров и этапы управления;
- изучить текучесть кадров и пути управления ею;
- рассмотреть исследование причин текучести кадров на примере коммерческой организации ЗАО «ВЮРТ-РУСЬ»;
- провести диагностику опроса работников ОАО «Нижнекамсшина»;
- изучить методы, способствующие сокращению текучести кадров;
- разработать и внедрить мероприятия по снижению текучести кадров.
Введение……………………………………………………………………… 3
1. Методические подходы к управлению текучестью кадров…………... 6
1.1. Понятие текучести кадров и этапы управления………………. 6
1.2. Текучесть кадров и пути управления ею………………………
12
2. Анализ текучести кадров в системе управления персоналом…………. 15
2.1. Исследование причин текучести кадров на примере
коммерческой организации ЗАО «ВЮРТ-РУСЬ»…………………
15
2.2. Результаты опроса работников ОАО «Нижнекамскшина»….. 18
3. Пути решения проблем текучести кадров на предприятиях…………... 21
3.1. Методы, способствующие сокращению текучести кадров….. 21
3.2. Разработка и внедрение мероприятий по снижению текуче
сти кадров…………………………………………………………….
30
Заключение…………………………………………………………………… 33
Список использованной литературы……………………………………….. 35
Приложение А Программа социологического исследования…………….. 36
Приложение Б Анкета……………………………………………………….. 41
При
высокой текучести вновь
Тогда факторами, влияющими на неудовлетворенность персонала согласно второму положению, являются:
1)
собственная неспособность
2)
недостаточная технологическая
оснащенность и
3)
необходимость выполнять
4)
несовпадение условий
5) несправедливость распределения дополнительного вознаграждения за труд [4, с. 88].
Перечисленные факторы приняты как ключевые. Однако, при необходимости, они могут быть дополнены факторами производственных или личностных отношений, таких как стиль руководства, работа в команде и т.п.
Постановка проблем текучести кадров включает: однозначную формулировку каждой проблемы ; выбор методов и средств решения этих проблем. В соответствии со смысловым содержанием факторов неудовлетворенности персонала формулируются следующие ключевые проблемы, подлежащие решению в рамках поставленной задачи сокращения текучести кадров: проблема компетентности; проблема технических ресурсов; проблема ответственности руководства; проблема ожиданий; проблема вознаграждения.
Проблемы
текучести кадров сопутствуют процессам
производства продукции (предоставления
услуг) и могут возникать как при осуществлении,
так и при управлении этими процессами.
Для каждой проблемы производится выбор
методов и средств обеспечения, необходимых
для ее решения, основанием для которого
являются:
- при осуществлении процессов производства
продукции (предоставления услуг) – проблемно-ориентированные
требования к состоянию трудовой среды,
установленные внутренней или внешней
нормативной документацией;
- при управлении – соблюдением выполнения
этих требований на рабочих местах.
Действия по решению проблем текучести кадров выполняется с целью достижения и поддержания в запланированных значениях коэффициента текучести кадров на базе выбранных методов и средств.
В таблице 1 приведен пример последовательного использования выбранных методов и средств при решении проблемы компетентности на одном из предприятий. Ключевой фактор - собственная неспособность выполнить данную работу. Проблема – компетентность.
Остальные проблемы решаются аналогично. Методы в основном те же, но проблемно-ориентированные средства отличаются. Так для проблемы технологических ресурсов средством решения проблемы может стать паспорт на рабочее место. Для проблемы ответственности руководства – матрица полномочий и ответственности т.п. Что же касается выбора других средств поддержки действий и решений, то в каждом конкретном случае их выбор определяется уровнем достигнутого совершенства производственных систем и систем менеджмента [5, с. 15].
Таблица 1 – Последовательность выбранных методов
Методы | Средства | ||||
диагностики состояния проблемы | диагностики некомпетентности персонала | решения проблемы | информационной поддержки | ||
выполнения действий | подготовки альтернатив решения | принятия решений | |||
Анализ
соответствия фактической компетентности
персонала квалификационным требованиям
должности / профессии по видам работ Мониторинг и измерение потерь от непредвиденных увольнений персонала из-за своей неспособности выполнить работу |
Причинный анализ
некомпетентности персонала (отсутствие
знаний, опыта, навыков) по несоответствиям,
допущенным в продукции/услугах Мониторинг и измерение потерь от некомпетентных действий персонала |
Квалификационная
структура Карта квалификационных
требований Систематизированная статистика потерь от действий и непредвиденных увольнений по причине некомпетентности |
Организационная
структура Бизнес-план Штатное расписание
Квалификационные
справочники Опросные листы
Анкеты |
Квалификационный
разрыв Динамика изменения
коэффициента текучести Динамика изменения
затрат на восполнение численности Динамика затрат на устранение недостатков из-за некомпетентных действий |
Ведомость фактической
потребности в компетентном персонале
по номенклатуре должности / профессии
по видам работ Таблица «затраты - выгода» - результаты расчета экономического эффекта от инвестиции в набор, обучение, ротацию, переподготовку кадров |
Управляющие
решения о приоритетности вложений
финансовых ресурсов в действия по решению
проблем принимается высшим руководством.
Дополнительно информационной поддержкой
может служить приведенный
Рисунок
3 – График изменение текучести кадров
в зависимости от значения коэффициента
текучести
на рисунке
график характера изменения затрат
в зависимости от значения коэффициента
текучести стандартным путем, в рамках
действия СМК (красная кривая) и путем
проблемно-ориентированным (синяя кривая)
Как видно из графика на пересечении кривых
есть точка равноубыточности (точка А).
До нее целесообразно сокращать текучесть
в рамках СМК. После нее – в рамках изложенного
подхода. Базой для построения кривых
служит накопленная статистика общих
затрат, понесенных организацией вследствие
текучести кадров, предоставленная бухгалтерией
и соотнесенная по времени со значениями
коэффициента текучести по данным службы
управления персоналом (отдела кадров).
Обе кривые могут быть аппроксимированы
подходящими функциями [5, с. 16].
Есть еще одно приложение приведенного графика. Для развивающихся предприятий с матричной или дивизионной структурой управления характер кривых на вновь вводимых производственных объектах (инвестиционных проектах) сохраняется. Поэтому особенно там, где еще нет действующей СМК и/или отсутствует накопленная статистика убытков от текучести кадров, объем единовременных вложений в их снижение может быть определен по фактическому значению коэффициента текучести, установленному по данному объекту/проекту. Этот объем ориентировочно равен значению ординаты точки В синей кривой, умноженной на отношение общих производственных затрат базового (по имеющемуся графику) и вновь вводимого объектов/проектов.
При реализации такого подхода выгода будет двоякая. Так при сокращении текучести кадров одновременно будут системно решаться другие задачи организационно-технического менеджмента, поскольку текучесть кадров является не только показателем результативности процесса управления персоналом, но и интегральным показателем совершенства организационно-технического обеспечения производственной системы и системы менеджмента предприятия.
Целью решения проблемы
Средствами решения проблемы компетентности являются: организационная структура организации; квалификационная структура; карты квалификационных требований; опросные листы (анкеты); статистика затрат на устранение недостатков, в предоставленных услугах, обусловленных некомпетентностью персонала [6, с. 88].
Действия по решению проблемы компетентности выполняются в следующем порядке: в соответствии со штатным расписанием и бизнес-планом организации по результатам собеседования с руководством разрабатывается организационная структура на текущий период и перспективу; по квалификационным справочникам в соответствии с профилем выполняемых работ на каждом рабочем месте по кодам ОКПДТР и ОКЗН уточняется состав наименований рабочих профессий / должностей и тарифных разрядов; в соответствии с организационной структурой, штатным расписанием, уточненными наименованиями рабочих профессий с их тарифными разрядами и численностью для каждого подразделения разрабатывается квалификационная структура по принципу «как надо»; на каждый вид должности/профессии квалификационной структуры разрабатываются карты квалификационных требований в соответствии со специальными тарифно-квалификационными характеристиками, утвержденными в составе единого тарифно-квалификационного справочника (ЕКТС) работ и профессий, дополненные организационно-техническими требованиями конкретных условий проведения работ на данном производственном/рабочем месте; на базе квалификационной структуры и карт квалификационных требований с одной стороны и личных дел работников организации с другой – выполняется сравнительный анализ и по принципу «как есть» устанавливается квалификационный разрыв оснащенности РМ компетентным персоналом для каждого подразделения; по установленным значениям квалификационного разрыва и данных систематизированной статистики определяются: фактическая потребность в оснащении РМ компетентным персоналом; экономическая целесообразность удовлетворения этой потребности путем набора, ротации или переподготовки персонала.
Результаты выполнения
Целью решения проблемы
Методами решения проблемы ресурсов являются: анализ соответствия оснащения и обслуживания РМ требованиям НД и организации; учет затрат на устранение недостатков в предоставляемых услугах, обусловленных нарушениями состояния оснащения и обслуживания РМ.
Средствами решения проблем ресурсов являются: паспорт на типовое рабочее место; статистика затрат на устранение недостатков в предоставленных услугах, систематизированная по видам нарушений в составе, состоянии и обслуживании средств оснащения РМ.
Действия по решению проблемы
ресурсов выполняются в
Форма паспорта на типовое РМ работника согласовывается и утверждается в установленном порядке. Правила заполнения формы паспорта на РМ регламентируются прилагаемой к нему инструкцией. На каждое типовое РМ оформляется свой паспорт на рабочее место (ПРМ), куда заносятся данные, соответствующие, нормативным требованиям к оснащению, обслуживанию и состоянию условий трудовой среды, установленные технологией и законодательством. После заполнения ПРМ становится внутренним нормативным документом организации, устанавливающим требования к выполнению работ в управляемых условиях по принципу «как надо». Производится инвентаризация средств оснащения РМ и проверка соблюдения требований к техническому состоянию оборудования, средств измерения, других средств оснащения, а также средств поддержания условий трудовой среды, данные которых характеризуют фактическое состояние выполнения работ в условиях «как есть». Путем сравнения данных «как надо» и «как есть» выявляются отклонения в соблюдении управляемых условий, составляется перечень таких отклонений для каждого фактического РМ каждого подразделения. Полученные отклонения систематизируются, и на этой основе определяется номенклатура недостающих средств оснащения, перечень отсутствующих видов обслуживания, а также средств поддержания установленных значений параметров трудовой среды. По определенной таким образом номенклатуре, перечням, систематизированной статистики затрат на устранение недостатков в предоставленных услугах, обусловленных несоблюдением требований к управляемым условиям, составляется ведомость потребности в средствах оснащения, видах обслуживания РМ и поддержания условий трудовой среды. Ведомость представляется руководству для информационной поддержки принятия управляющих решений [9, с. 48].