Управление сбытовой политики в комплексе маркетинга (на основе ОАО «БЖБК»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 15:33, курсовая работа

Описание работы

В фундаментальном словаре английского языка менеджмент определяется как способ, манера общения с людьми; власть и искусство управления; особого рода умелость и административные навыки; орган управления, административная единица.
В «Словаре иностранных слов» менеджмент переводится на русский язык как управление производством и как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и его прибыльности [8, с. 45].

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….……….4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………………………………..6
1.1 Понятие сбытовой деятельности……………………………………………………………..6
1.2 Суть политики в области сбыта, элементы сбытовой политики…………………………..9
1.3 Выбор вида и канала сбыта………………………………………………………………….11
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ СБЫТА ПРОДУКЦИИ НА ОАО «БЖБК»………………16
2.1 Социально-экономическая характеристика деятельности ОАО «БЖБК»………………16
2.2 Анализ выпуска и реализации продукции…………………………………………………17
2.3 Анализ ассортимента и структуры продукции…………………………………………….20
2.4 Анализ конкурентоспособности продукции……………………………………………….22
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ СБЫТОВОЙ ПОЛИТИКИ ОАО «БЖБК»…………………………………………………………………………………………...25
3.1 Пути повышения эффективности сбытовой деятельности……………………………….25
3.2 Мероприятия по повышению сбыта продукции…………………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Управление Сбытовой Политикой 2003.doc

— 860.50 Кб (Скачать)

Примечание – источник: приложения Г-Е

 

Из таблицы 2.1 видно, что за три года объем производства вырос на 11,7%, а объем реализации продукции увеличился на 16,8%. То, что за 2010 год темп производства продукции ниже темпа реализации, говорит о том, что нереализованная продукция на складах предприятия и неоплаченная покупателями в 2008 году реализована в 2009 году полностью.

Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической (формула 2.1):

                               Твып.п =   Т1 * Т2 * Т3                                            (2.1)

где Т1,Т2,Т3 – темпы роста за соответствующие периоды, %.

 

Твып.п =   1,0 * 1,035 * 1,08 = 1,0572 = 105,72 %

Тпр = 105,72 – 100 = 5,72 %

Cреднегодовой темп роста (прироста) реализации продукции:

 

Трп =  1,0 * 1,024 * 1,141 = 1,0809 = 108,09

 

При анализе брака рассчитывают абсолютные и относительные показатели. Абсолютный размер брака представляет собой сумму затрат на окончательно забракованные изделия и расходов на исправление исправимого брака. Абсолютный размер потерь от брака получают вычитанием из абсолютного размера брака стоимости брака по цене использования, суммы удержаний с лиц-виновников брака и суммы взысканий с поставщиков за поставку некачественных материалов. Относительные показатели размера брака и потерь от брака рассчитывают процентным отношением абсолютного размера брака или потерь от брака соответственно к производственной себестоимости товарной продукции [23, с. 106].

При анализе брака рассчитывают абсолютные и относительные показатели. Расчет показатель брака ОАО «БЖБК» за 2008-2010 гг. представим в таблице 2.2.

 

Таблица 2.2 – Расчет показатель брака ОАО «БЖБК» за 2008-2010 гг.

 

Показатель, тыс. руб.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

1. Себестоимость окончательного брака

18 000

20 000

24 000

2. Расходы по исправлению брака

8 000

10 000

7 500

3. Абсолютный размер брака (стр.1 + стр.2)

26 000

30 000

31 000

4. Стоимость брака по цене использования

5 500

6 000

6 500

5. Суммы, удержанные с лиц-виновников брака

-

-

1 500

6. Суммы, взысканные с поставщиков

-

-

8 000

7. Абсолютный размер потерь от брака (стр.3 - стр.4 - стр.5 - стр.6)

20 500

24 000

14 700

8. Валовая (товарная) продукция по производственной себестоимости

385 000

400 000

420 000

9. Относительный размер брака (стр.3 / стр.8 * 100%)

6,84

7,5

7,5

10. Относительный размер потерь от брака (стр.7 / стр.8 * 100%)

5,4

6,0

3,5

 

Как видно из таблицы 2.2 абсолютный размер брака железобетонной продукции в 2010 г. уменьшился на 1 000 тыс. руб. по сравнению с 2009г. и на 5 000 тыс. руб. по сравнению с 2008 г. Относительный размер брака за 2009-2010 г.г. не изменился, не смотря на рост товарной продукции на 20 000 тыс. руб. В 2009 г. относительный размер брака железобетонных конструкций и изделий увеличился на 0,66% по сравнению с 2008 г. при росте товарной продукции на 15 000 тыс. руб.

Из таблицы 2.2 можно сделать вывод, что основной причиной брака ОАО «БЖБК» явилась поставка некачественного сырья или иных видов материальных ресурсов. В 2010 г., основываясь на опыте предыдущего периода, производитель составил договор на поставку материалов, предусматривающий компенсацию в случае их низкого качества, которая и позволила сократить абсолютный размер потерь от брака на 9 300 тыс. руб.  (24 000 – 14 700) или на 38,75% (14 700 / 24 000 * 100%).

Для определения потерь продукции нужно знать фактический уровень рентабельности.

2008 г.: стоимость товарной продукции в действительных ценах 44,2 млн руб., а ее себестоимость 38,5 млн руб. Тогда фактический уровень рентабельности равен: (44,2 – 38,5) / 38,5 * 100 % = 14,8 %

Потери товарной продукции составят: 20 500 * 0,148 = 3 034 тыс. руб.

2009 г.: стоимость товарной продукции в действительных ценах 43,1 млн руб., а ее себестоимость 40 млн руб.

Тогда фактический уровень рентабельности составит: (43,1 – 40) / 40 * 100 % = 7.75 %

Потери товарной продукции составят: 24 000 * 0,0775 = 1 860 тыс. руб.

2010 г.: стоимость товарной продукции в действительных ценах 45 млн руб., а ее себестоимость 42 млн руб.

Тогда фактический уровень рентабельности составит: (45 – 42) / 42 * 100 % = 7 %

Потери товарной продукции составят: 14 700 * 0,07 = 1 029 тыс. руб.

Расчеты показали, что потери  товарной продукции с каждым годом уменьшаются. В 2010 г. они на 831 тыс. руб. меньше, чем в 2009 г. и на 2 005 тыс. меньше по сравнению с 2008 г.

Основными причинами брака железобетонной продукции являются: высокий износ оборудования и оснастки, что приводит к нарушениям процессов; низкое качество поставляемого металлопроката, отсюда основной вид брака – трещины и скалывания в деталях и изделиях; некачественная обработка эмульсолом; утечка воздуха (технологический процесс, технологии, человеческий фактор); некачественная пропарка; отсутствие контакта (технологический процесс, оборудование, сбой в электроэнергии); трещины (технологический процесс, сбои в оборудовании).

 

2.3 Анализ ассортимента и структуры продукции

 

При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой – наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:

– определение текущих и перспективных потребностей покупателей;

– оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;

– изучение жизненного цикла изделий и принятия своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;

– оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции [18, с. 201].

Проведем анализ выполнения плана по ассортименту выпускаемой продукции в таблице 2.3.

 

Таблица 2.3 – Выполнение плана по ассортименту продукции ОАО «БЖБК» за 2010 г.

 

Изделие

Объем производства продукции в плановых ценах, млн. руб.

Процент выполнения плана

Объем продукции, зачтенной в выполнение плана по ассортименту, млн. руб.

План

факт

1

2

3

4

5

Сборный железобетон

40 000

44 000

110

40 000

Фундаментные блоки

30 500

32 500

106,5

30 500

Бетон товарный

19 000

18 500

97,3

18 500

Итого:

89 500

95 000

106,1

89 000

Примечание – источник: приложение Е

 

Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции.

Из таблицы 2.3 видно, что план по ассортименту продукции выполнен на 99,4 % (Квып. п = 89000 / 89500 * 100 = 99,4 %).

А если проводить анализ по изделиям, то процент выполнения плана по сборному железобетону составил 110 %, по фундаментным блокам –106,5 %, по бетону товарному – 97,3 %.

Анализ структуры товарной продукции ОАО «БЖБК» за 2010 г. представим в таблице 2.4.

 

  Таблица 2.4 – Анализ структуры товарной продукции ОАО «БЖБК» за 2010 г.

 

Изделие

Оптовая цена , тыс. руб.

Объем производства продукции, туб

Товарная продукция в ценах плана, млн. руб.

Изменение товарной продукции за счет структуры, млн. руб.

план

факт

план

Факт. при плановой структуре

факт

Сборный железобетон

2 500

16 000

17 600

40 000

42 266

44 000

+1734

Фундаментные блоки

2 000

15 250

16 250

30 500

32 228

32 500

+ 272

Бетон товарный

1 900

10 000

9 737

19 000

20 076

18 500

- 1 576

Итого:

-

41 250

43 587

89 500

94 570

95 000

+ 430

Примечание – источник: приложение Е

 

Из таблицы 2.4 видно, что товарная продукция увеличилась за счет структуры на 430 млн. рублей:

– по сборному железобетону сыру произошло увеличение на 1734 млн. рублей,

– по фундаментным блокам на 272 млн. рублей,

– по бетону товарному произошло уменьшение товарной продукции на 1576 млн. рублей.

Для расчета фактической товарной продукции в ценах плана при плановой структуре используется коэффициент выполнения плана по товарной продукции в целом по предприятию в условно-натуральных единицах:

Квып.п = 43587 / 41250 = 1, 0566545.

То есть, если бы план производства был равномерно перевыполнен на 105,66 % по всем видам продукции и не нарушилась запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 94570 млн. рублей. При фактической структуре он выше на 430 млн. рублей. Это значит, что увеличилась доля более дорогой продукции в общем ее выпуске.

 

 

2.4 Анализ конкурентоспособности продукции

 

 

ОАО «БЖБК» поставляет свою продукцию во все регионы Республики Беларусь. Наибольшее число покупателей завод имеет в Брестской, Минской и Гродненской областях. Это объясняется географическим положением предприятия, т.е. прилегающий к заводу регион.

На сегодняшний день завод успешно сотрудничает со следующими организациями:

– Брестская область:

РУСП Брестжилстрой ПМК-82 г. Брест, ПМК-17 г. Ляховичи, ПМК-2 г. Барановичи, ПМК-14 г. Ганцевичи, ПМК-13 г. Ляховичи, ООО «Талант» г. Брест,СУ Березовской ГРЭС Трест №2 г. Пинск ,Трест №8 г. Брест;

– Гомельская область:

СКЦ г. Мозырь;

– Могилевская область:

Могилевский КСИ;

– Гродненская область:

УПТК ОАО Гроднопромстрой, СМУ г. Новогрудок, Дятловоремстрой МПМК-164 г.Слоним, МПМК-167г.Щучин, МПМК-166 г. Щучин;

– Минская область:

МПМК-161 г.Жодино,УПТК Солигорскпромстрой ,ПМК-217г. Городея, Агоркомбинат г. Снов;

– Витебская область:

УПТК трест №22 Полоцк.

В 2009 году предприятие результативно работало по поставкам в Россию опор линий электропередачи, плит пустотного настила, свай, труб.

Осуществлялись поставки свай в ООО «ЖБИ Комплект-2000» г. Москва, ООО              «Максстрой» г. Санкт-Петербург, ООО «Строй-снабжение», ООО «Капиталь Инвест Строй», ООО «Балтийско-Белорусский Торговый Дом», ООО «Вансвет», ООО «Роспромторг» г. Калининград, которые проявили дальнейшую заинтересованность к совместной работе, заключены контракты поставок на 2010 год с учетом их увеличения.

Информация о работе Управление сбытовой политики в комплексе маркетинга (на основе ОАО «БЖБК»)