Управление предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 12:56, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: на основе изучения литературных источников, анализа финансовой и хозяйственной деятельности предприятия разработать мероприятия по совершенствованию системы управления.
В соответствии с поставленной целью предусматривается решение следующих задач:
- изучение теоретических вопросов организации и управления промышленным предприятием;
- анализ состояния организации и управления на промышленном предприятии ОАО «ЖБК-1» г. Саранска;
- разработка путей совершенствования организации и управления на предприятии ОАО «ЖБК-1».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1 Методологические вопросы управления предприятием в современных условиях………………………………………………………………………………...7
1.1 Сущность менеджмента…………………………………………………….7
1.2 Особенности управления на предприятии………………………………..12
1.3 Миссия, цели, стратегия развития предприятия…………………………19
2 Анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия……26
2.1 Характеристика предприятия ОАО «ЖБК-1»……………………………26
2.2 Анализ системы управления предприятием……………………………...27
3 Предложения по формированию эффективной системы управления предприятием………………………………………………………………………….35
3.1 Миссия и стратегия предприятия…………………………………………35
3.2 Предложения по совершенствованию системы управления персоналом…………………………………………………………………………….39
Заключение……………………………………………………………………..49
Список использованных источников………………………………………

Работа содержит 1 файл

Управление предприятием. Курсовая работа.doc+++.doc

— 248.50 Кб (Скачать)

      Система управления должна располагать материальными, финансовыми, трудовыми и другими ресурсами, обеспечивающими реализацию управленческих воздействий. Управленческие воздействия поступают в исполнительные органы как изнутри управляемого объекта, так и извне, т.е. из внешней среды. Наличие информации из внешней среды и выводы о ее влиянии на систему управления повышают эффективность системы, поскольку позволяют своевременно вносить коррективы в процесс управления и приспосабливаться к изменениям внешней среды - рыночных условий и системы регулирования.

      Основной  оценкой эффективности и качества управления является степень достижения поставленных целей, как на текущий период, так и на средне- и долгосрочную перспективу.2

      Конечной  целью менеджмента является обеспечение  прибыльности, или доходности, в  деятельности предприятия путем рациональной организации производственного процесс, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.

      Прибыльность  предприятия свидетельствует об эффективности ее производственно-сбытовой деятельности, которая достигается  путем минимизации затрат (расходов на сырье, материалы, электроэнергию, оплату труда, финансирование) и максимизации доходов от результатов производства- выпуска продукции и услуг.

      Менеджмент  призван создавать условия для  успешного функционирования предприятия  исходя из того, что прибыль является не причиной существования организации, а результатом ее деятельности. Который в конечном итоге определяет рынок. Прибыль создает определенные гарантии дальнейшему функционированию предприятия, поскольку только прибыль и ее накопление на предприятии в виде различных резервных фондов позволяет ограничивать и преодолевать риски, связанные с реализацией товаров на рынке. Ситуация на рынке, как известно, постоянно меняется, происходят изменения в положении на рынке конкурентов, в условиях и формах финансирования, состоянии конъюнктуры в отрасли и в стране в целом. Отсюда постоянное наличие риска. Целью менеджмента в этих условиях является постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем, для чего требуется наличие определенных резервных денежных средств и предоставление менеджерам определенных степени свободы и самостоятельности в хозяйственной деятельности в целях быстрого реагирования и адаптации к изменяющимся условиям.

      Важнейшей задачей менеджмента является организация  производства товаров и услуг  с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке.

      В связи с этим в задачи менеджмента  входит:

      - обеспечение автоматизации производства  и переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;

      - стимулирование работы сотрудников  предприятия путем создания для  них лучших условий труда и  установления более высокой заработной  платы;

      - постоянный контроль за эффективностью  деятельности фирмы, координация работы всех подразделений предприятия;

      - постоянный поиск и освоение  новых рынков.

      К задачам, решаемым в менеджменте, также  относятся:

      - определение конкретных целей  развития предприятия;

      - выявление приоритетных целей,  их очередности и последовательности решения;

      - разработка стратегии фирмы - хозяйственных задач и путей  их решения;

      - выработка системы мероприятий  для решения намечаемых проблем  на различные временные периоды;

      - определение необходимых ресурсов  и источников их обеспечения;

      - установление контроля за выполнением поставленных задач.

      Задачи  управления непрерывно усложняются  по мере роста масштабов производства, требующего обеспечения все возрастающим объемами ресурсов - материальных, финансовых, трудовых и др. 

      1.2 Особенности управления  на предприятии 

      Управленческая  деятельность - один из важнейших факторов функционирования и развития промышленных форм в условиях рыночной экономики. Эта деятельность постоянно совершенствуется в соответствии с объективными требованиями производства и реализации товаров, усложнением хозяйственных связей, повышением роли потребителя в формировании технико-экономических и иных параметров продукции. Большую роль играют также изменения в организационных формах и характере деятельности предприятий.3

      Особенностью  современной экономики является направленность ее на обеспечение рационального ведения хозяйства на уровне предприятия в условиях дефицитности ресурсов, необходимость достижения высоких конечных результатов с минимальными затратами, преодоление малой эффективности регулирования производства административными методами, ускорение перехода к интенсивному характеру развития производства. Предприятие в современных условиях поставлено в сложные условия хозяйствования. С одной стороны, несовершенство законодательства, высокие налоги, разрыв производственных связей, как с поставщиками, так и с покупателями дестабилизировали положение на рынке. С другой - устаревание оборудования, моральный и материальный износ, отсутствие средств на ремонт, замену и модернизацию.

      Изменение условий производственной деятельности, необходимость адекватного приспособления к ней системы управления сказываются не только на совершенствовании его организации, но и на перераспределении функций управления по уровням ответственности, формам их взаимодействия.

      Речь  идет, прежде всего, о такой системе  управления (принципах, функциях, методах, организационной структуре), которая  порождена объективной необходимостью и закономерностями рыночной системы  хозяйствования, связанными с удовлетворением  в первую очередь индивидуальных потребностей, обеспечением заинтересованности работников в наивысших конечных результатах, растущими доходами населения, регулированием товарно-денежных отношений, широким использованием достижений научно-технической революции. Все это требует от предприятий адаптации к новым рыночным условиям, преодоления возникающих противоречий в экономическом и научно-техническом прогресса.

      Для того чтобы оставаться сильными и  чтобы выжить в современных условиях многим предприятиям приходиться менять свои цели, выбирая их соответственно изменяющимся потребностям экономики. Следовательно, организация считается добившейся успеха, если она достигла своей цели.

      В этих условиях становятся актуальными  вопросы изучения построения организаций. Рыночная экономика требует быстрого реагирования на изменение спроса, совершенствование и видоизменение продукции, технологий и способов управления и построения организаций. Не секрет, что каждая организация возникает и живет по разному, по разному реагирует на происходящие перемены. Совершенствование организационных форм управления - одна из важнейших задач, стоящих перед руководством.

      Важной  функцией управления является функция  организации, которая заключается  в установлении постоянных и временных  взаимоотношений между всеми подразделениями фирмы, определении порядка и условий функционирования фирмы.4

      Функция организации реализуется в фирме  посредством составления положений  об отделах и экономических службах  организации. Это очень важный процесс, требующий постоянного внимания со стороны руководства. Хорошо продуманная организация экономических служб предотвращает конфликтные ситуации, способствует налаживанию плодотворной и оперативной работы. С другой стороны, ошибки в организации порождают «силы», которые стремятся разорвать организацию, создают препятствия в работе.

      Функция организации реализуется двумя  путями: через административно-организационное  управление и через оперативное  управление.

      Административно-организационное  управление предполагает определение  структуры фирмы, установление взаимосвязей и распределение функций между всеми подразделениями, предоставление прав и установление ответственности между работниками аппарата управления.

      Это предполагает то, что формируется  организационная структура фирмы, определяются факторы и методы построения организационной структуры. То есть происходит процесс создания или улучшения организационной структуры, взаимосвязка входящих в нее экономических служб, их интеграция и дезинтеграция. На этом этапе также происходит расстановка руководящих кадров экономических служб и подразделений, происходит процесс формирования должностных инструкций, а также разграничения полномочий и ответственности, выделяются линейные и штабные экономические службы.

      Оперативное управление обеспечивает функционирование фирмы в соответствии с утвержденным планом. Оно заключается в периодическом или непрерывном сравнении фактически полученных результатов с результатами, намеченными планом, и последующей их корректировкой. Оперативное управление тесно связано с текущим планированием.5

      Отличительной особенностью этой системы служит то, что руководитель постоянно имеет  информацию по положению дел в  подразделениях и если потребуется - комплекс необходимых мер, которые  следует принять в том или  ином случае.

      В рамках структуры управления протекает  управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений), между участниками которого распределены задачи и функции управления, а  следовательно - права и ответственность  за их выполнение. С этих позиций структуру управления можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение намеченных целей менеджмента.6

      Структура управления включает в себя все цели, распределенные между различными звеньями, связи между которыми обеспечивают координацию отдельных действий по их выполнению.

      Цели - это конкретизация миссии организации  в форме, доступной для управления процессом их реализации. Для них  характерны следующие черты и свойства:

      - четкая ориентация на определенный  интервал времени;

      - конкретность и измеримость;

      - непротиворечивость и согласованность  с другими целями и ресурсами;

      - адресность и контролируемость.

      Как правило, организации ставят и реализуют не одну, а несколько целей, которые важны для их функционирования и развития. Наряду со стратегическими целями и задачами им приходится решать огромное количество текущих и оперативных. Кроме экономических, перед ними стоят социальные, организационные, научные и технические задачи.

      Цели  и задачи управления и менеджеров являются отправным моментом для  определения объема и видов управленческих работ, которые обеспечивают их достижение. Речь идет о функциях, которые являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей (размера, назначения, формы собственности и т.д.) той или иной организации. Поэтому их называют общими и в их составе выделяют планирование, организацию, координацию, контроль и мотивацию.

      Выполнение  функций управления всегда требует определенных затрат времени и сил, в результате которых управляемый объект приводится в заданное или желаемое состояние. Это и составляет основное содержание понятия «процесс управления». Под ними понимается определенное совокупность управленческих действий, которые логично связываются друг с другом, чтобы обеспечить достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на «входе» в продукцию или услуги на «выходе» системы.7

      В этом определении подчеркивается целенаправленный характер процесса, осуществляемого аппаратом управления организации, а также его связь с функциями, целями и необходимыми для их реализации ресурсами. Процесс управления представляется как совокупность циклических действий, связанных с выявлением проблем, поиском и организацией выполнения принятых решений.

      Между этими двумя подходами к определению  сущности процесса управления нет противоречий, они дополняют друг друга, образуя  непрерывность циклически повторяющихся  процессов принятия решений, связанных  с выполнением управленческих функций. В процессе выполнения функций управления менеджерам приходится принимать большое количество решений, осуществляя планирование, Организовывая работу, мотивируя людей, занятых в организации, контролируя и координируя все происходящее в ней процессы.8

Информация о работе Управление предприятием