Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 12:56, курсовая работа
Цель курсовой работы: на основе изучения литературных источников, анализа финансовой и хозяйственной деятельности предприятия разработать мероприятия по совершенствованию системы управления.
В соответствии с поставленной целью предусматривается решение следующих задач:
- изучение теоретических вопросов организации и управления промышленным предприятием;
- анализ состояния организации и управления на промышленном предприятии ОАО «ЖБК-1» г. Саранска;
- разработка путей совершенствования организации и управления на предприятии ОАО «ЖБК-1».
Введение…………………………………………………………………………3
1 Методологические вопросы управления предприятием в современных условиях………………………………………………………………………………...7
1.1 Сущность менеджмента…………………………………………………….7
1.2 Особенности управления на предприятии………………………………..12
1.3 Миссия, цели, стратегия развития предприятия…………………………19
2 Анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия……26
2.1 Характеристика предприятия ОАО «ЖБК-1»……………………………26
2.2 Анализ системы управления предприятием……………………………...27
3 Предложения по формированию эффективной системы управления предприятием………………………………………………………………………….35
3.1 Миссия и стратегия предприятия…………………………………………35
3.2 Предложения по совершенствованию системы управления персоналом…………………………………………………………………………….39
Заключение……………………………………………………………………..49
Список использованных источников………………………………………
Содержание
Введение…………………………………………
1
Методологические вопросы управления
предприятием в современных условиях…………………………………………………………
1.1
Сущность менеджмента…………………………
1.2
Особенности управления на
1.3 Миссия, цели, стратегия развития предприятия…………………………19
2
Анализ производственно-
2.1
Характеристика предприятия
2.2
Анализ системы управления
3
Предложения по формированию эффективной
системы управления предприятием………………………………………………
3.1
Миссия и стратегия
3.2
Предложения по
Заключение……………………………………
Список
использованных источников…………………………………………53
Введение
Через
преодоление очень сложных
Становясь объектом товарно-денежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты своей хозяйственной деятельности, предприятие стремится сформировать у себя систему управления, которая обеспечивала бы высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке. При этом следует учитывать, что по сравнению со старой системой управления, до сих пор действующей на многих предприятиях, в новых условиях появляются функции, которые прежде были не нужны. В рыночной экономике, в условиях конкуренции предприятие самостоятельно принимает многие решения, бывшие раньше прерогативой вышестоящих органов управления. Если ранее предприятие практически работало только в сфере производства, то сейчас ему приходится осваивать особенности работы в сфере обращения - торговые операции, рекламу, ценовую политику, организацию своей собственной торговой сети. Оно само формирует цели и задачи, разрабатывает стратегию и политику своего развития, изыскивает необходимые для их реализации средства, набирает персонал, приобретает оборудование и материалы, решает множество структурных вопросов, в том числе и такие, как создание, ликвидация, слияние или разделение подразделений, вхождение в состав ассоциаций и других объединений, реорганизация производственной и перестройка организационной структуры управления.
Таким
образом, предприятие приобретает
все черты самостоятельности, характерные
для работы в условиях рынка. А
это требует значительного
Расширение самостоятельности предприятий, разнообразие их экономических и организационных форм требует большей конкретизации в поиске прогрессивных организационных решений с учетом специфики каждого предприятия. Менеджмент характеризуется как интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения.
От того, насколько эффективен менеджмент в организации, зависит эффективность деятельности в целом, возможности и динамика развития организации, а также ее инвестиционная привлекательность. Другими словами, оценка качества менеджмента - это стратегически важная информация в самом широком смысле слова. Сегодня любой руководитель, взявший на вооружение позиционные подходы к организации эффективного управления, получит явное конкурентное преимущество перед теми, кто действует по старинке. Такой подход позволяет повысить эффективность управленческого труда, оптимизировать аппарат управления и, следовательно, увеличить прибыль предприятия и повысить его конкурентоспособность.
Грамотное, квалифицированное управление (менеджмент) - это основа успешной работы предприятий. Поэтому интерес к нему стремительно растет. Большое внимание уделяется теоретическим и практическим проблемам менеджмента, его становлению и развитию.
Среди
исследователей-теоретиков, внесших
реальный вклад в развитие теории управления,
можно выделить таких ученых, как А. П.
Альгин,
Дж. М. Кейнс, А. Маршалл, О. Моргенштейн,
Ф. Найт, Дж. Нейман,
Б. А. Райзберг, В. В. Черкасов, Дж. Бароне-Адези,
Т. Боллерслев,
Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что эффективность управления определяется степенью взаимодействия сознательной управленческой деятельности с законами рыночной экономики. Рыночные отношения меняют взгляды на природу, роль, сущность и значение труда руководителя. На первое место выдвигается самостоятельность, инициатива, предприимчивость, творческое мышление, готовность к разумному риску. Управление совместной деятельностью людей и составляет сущность менеджмента - особого вида экономической деятельности.
Объектом исследования является Открытое акционерное общество «ЖБК-1» (г.Саранск).
Предметом исследования является система управления предприятия, ее развитие и пути совершенствования.
Цель курсовой работы: на основе изучения литературных источников, анализа финансовой и хозяйственной деятельности предприятия разработать мероприятия по совершенствованию системы управления.
В соответствии с поставленной целью предусматривается решение следующих задач:
-
изучение теоретических
- анализ состояния организации и управления на промышленном предприятии ОАО «ЖБК-1» г. Саранска;
-
разработка путей
Работа
состоит из введения, трех глав, заключения,
списка использованных источников.
1 Методологические вопросы управления предприятием в современных условиях
1.1
Сущность менеджмента
В условиях перехода нашей экономики на рыночные отношения наряду со словом «управление», все чаще стало употребляться слово «менеджмент» становясь одним из символов обновления, перехода на путь цивилизованного развития.
Менеджмент и управление в литературных источниках рассматриваются практически с одних и тех же позиций. Принципиальное различие в трактовке и применении этих понятий могут быть понятны при раскрытии их содержания. В отдельных подходах термин «управление» несколько шире, поскольку применяется к различным видам человеческой деятельности.
Менеджмент
- это самостоятельный вид
Менеджмент - это управление в условиях рынка, рыночной экономики, что означает:
-
ориентацию предприятия на
- постоянное стремление к повышению эффективности производства: с меньшими затратами, получение оптимальных результатов;
-
хозяйственная
-
постоянную корректировку
-
конечный результат
- необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений.
Профессиональный менеджмент как самостоятельный вид деятельности предполагает наличие в качестве субъекта этой деятельности специалиста - менеджера и в качестве объекта - хозяйственную деятельность организации в целом или ее конкретную сферу (производство, сбыт, финансы, НТП и др.)
Возросшие требования к управлению обусловлены увеличением размеров предприятия, сложностью технологии, необходимостью владения управленческими навыками. В современных условиях все решения по финансовым, организационным и экономическим вопросам подготавливаются и вырабатываются профессионалами в области организации управления, которые осуществляют также наблюдение и контроль за выполнением принятых решений.
В определении менеджмента по хозяйственной деятельностью понимается деятельность организации:
- в любой отрасли экономики: промышленности, торговле, строительстве, транспорте, банковском деле и др.;
-
в любой сфере деятельности
предприятия: НТП,
Хозяйственная деятельность предприятия требует такого стиля работы, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, умение привлекать и использовать для решения поставленных задач ресурсы из самых разнообразных источников, добиваясь повышения эффективности производства - получения максимально возможного результата при минимальных затратах.
Менеджмент определяется как интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения. Процесс менеджмента предполагает выполнение функций планирования, организации, мотивации и контроля, осуществляя которые менеджеры обеспечивают результаты эффективного труда и получения конечных результатов.
Определение
целей деятельности фирмы на ближайшую
и дальнюю перспективы - это главное
в менеджменте. Управление путем
постановки целей осуществляется с
учетом оценки потенциальных возможностей
предприятия и его
Различают цели общие и специфические. Общие цели отражают концепцию развития, специфические цели разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности фирмы.
Рациональное использование материальных и трудовых ресурсов предполагает достижение целей при минимуме затрат и максимуме эффективности, что осуществляется в процессе управления, когда группа сотрудничающих людей направляет свои действия на достижение общих целей на основе соответствующей мотивации их труда.
Менеджмент имеет свой собственный экономический механизм, который направлен на решение конкретных проблем взаимодействия в реализации социально-экономических, технологических, социально-психологических задач, возникающих в процессе хозяйственной деятельности. Экономический механизм менеджмента объективно обусловлен осуществлением хозяйственной деятельности предприятия в рыночных условиях, когда результаты управленческой и хозяйственной деятельности получают оценку на рынке в процессе обмена.
Экономический механизм менеджмента состоит из трех блоков: внутрифирменное управление; управление производством; управление персоналом.
Менеджмент
как система управления, в которой
организация или ее подразделения
выступают как управляемый