Управление персоналом в процессе трудовой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 13:05, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – рассмотреть особенности управления персоналом в процессе трудовой деятельности.
Объект исследования – трудовая деятельность.
Предмет исследования - направления управления персоналом.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность управления персоналом.
2. Рассмотреть понятие трудовой деятельности.
3. Рассмотреть направления управления персоналом в процессе трудовой деятельности.

Содержание

Введение …………………………………………………………...………..…….3-4

1. Сущность управления персоналом ……………………………………..…....4-13

1.1 Методы управления персоналом………………………...........................13-14
1.2 Принципы построения системы управления персоналом…………..…14-15
2. Сущность трудовой деятельности …………………………………….…....15-20

2.1.Классификация профессиональных деятельностей…………….............20-23
2.2. Социологические функции труда…………………………………….….23-25
3. Исследования особенностей управления персоналом ….. ………..............26-55

3.1 Реализация программы исследования………………………………..….26-47
3.2 Анализ результатов исследования……………………………………….47-55
Заключение ………………………………………………………………………56

Список литературы …………………………………………………………….57-58

Работа содержит 1 файл

илья курсовая.doc

— 634.50 Кб (Скачать)

 

                                         2.2. Социологические функции труда

 

      Социально-экономическая функция заключается в воздействии субъектов труда (работников) на объекты и элементы природной среды (ресурсы) с целью их преобразования в предметы удовлетворения потребностей членов общества, то есть в материальные блага и услуги.

       Продуктивная функция заключается в удовлетворении потребности людей в творчестве и самовыражении. благодаря этой функции труда создаются новые предметы и технологии.

       Социально-структурирующая функция труда заключается в дифференциации и интегрировании усилий людей, участвующих в трудовом процессе. с одной стороны, закрепление за разными категориями участников трудового процесса различных функций ведет к дифференцированию и созданию специализированных видов труда. с другой стороны, обмен результатами трудовой деятельности ведет к установлению определенных связей между разными категориями участников трудового процесса. таким образом, данная функция труда способствует созданию социально- экономческих связей между различными группами людей.

      Социально-контролирующая функция труда обусловлена тем, что труд организовывает сложную систему социальных отношений, регулируемую посредством ценностей, норм поведения, стандартов, санкций и др., представляющих собой систему социального контроля трудовых отношений. к ней относятся трудовое законодательство, экономические и технические нормативы, уставы организаций, должностные инструкции, неформальные нормы, определенная организационная культура.

        Социализирующая функция труда связана с тем, что трудовая деятельность расширяет и обогащает состав социальных ролей, образцов поведения, норм и ценностей работников, что позволяет людям чувствовать себя полноправными участниками общественной жизни. данная функция дает людям возможность приобрести определенный статус, ощутить социальную принадлежность и идентичность.

       Социально-развивающая функция труда проявляется в воздействии содержания труда на работников, коллективы и общество в целом. этот связано с тем, что по мере развития и совершенствования средств труда происходит усложнение и обновление содержания труда. данный процесс обусловлен творческой природой человека. таким образом, происходит повышение требований к уровню знаний и квалификации сотрудников практически во всех отраслях современной экономики. функция обучения работников является одной из приоритетных функций управления персоналом современной организации.

       Социально-стратификационная функция труда является производной от социально-структурирующей и связана с тем, что результаты различных видов труда по- разному вознаграждаются и оцениваются обществом. соответственно одни виды трудовой деятельности признаются более, а другие — менее важными и престижными. таким образом, трудовая деятельность способствует формированию и поддержанию доминирующей системы ценностей в обществе и выполняет функцию ранжирования участников трудовой деятельности по рангам — ступеням стратификационной пирамиды и лестницы престижа.

       Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что трудовая деятельность обусловливает ряд взаимосвязанных социальных и экономических явлений и процессов в современном обществе. изучение социально-трудовых отношений позволяет выявить наиболее эффективные пути управления трудовыми ресурсами организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              3.Исследования особенностей управления персоналом

 

3.1. Реализация программы  исследования.

      В условиях  высокой конкуренции на рынке  труда руководству организаций  необходимо уделять больше внимания  персоналу, особенно на этапе  вхождения в должность. Это поможет удержать наиболее ценных сотрудников, не допустить высокой текучести кадров, повысить лояльность персонала, что, несомненно, скажется на эффективности и результативности работы организации. Рассмотрим методики, примененные для исследования: В качестве экспериментальных методов использовались следующие диагностические средства: тест «Комплекс угрожаемого авторитета - болезнь руководителя»,  тест «Методика определения стиля руководства трудовым коллективом», тест «можете ли вы управлять людьми», тест «самооценка лидерства», тест «стиль руководства коллективом»

 

 

 Тест «комплекс угрожаемого авторитета - болезнь руководителя»

      Авторитет - это человек, играющий  определенную социальную роль, с  ним связаны соответствующие  ожидания окружающих. Но авторитет - это и психологическое состояние личности, которое складывается из осознания своих возможностей и компетенции, понимания того, что ожидают от нее окружающие, из осознания своих прав, значения собственной деятельности. Рост авторитета нередко рассматривается руководителем как собственная победа, а его потеря - как личная трагедия.

      "Комплекс угрожаемого авторитета" можно считать своеобразной болезнью. Есть ли от нее лекарство?  Чтобы лечить болезнь, ее надо  распознать. К сожалению, поставить  себе самому диагноз "комплекс угрожаемого авторитета" - дело весьма трудное. Характер этого "недуга" таков, что он плохо поддается самодиагнозу, а те, кто со стороны его обнаруживают, либо не реагируют, либо используют его для достижения собственных корыстных целей. Но определенные признаки "комплекса угрожаемого авторитета" можно у себя подметить. Для руководителей, которые хотели бы убедиться, не поражены ли они этим "заболеванием", предлагаем короткий тест. Однако предупреждаем, что считать его абсолютно безошибочным нельзя.

        Инструкция: Подумайте и отметьте ту букву, которая соответствует ответу, наиболее близкому вашим убеждениям.

 

Тестовый  материал.

  1. Могу сказать о себе, что я выполняю свои обязанности настолько хорошо, насколько это возможно:
    1. Всегда;
    2. Обычно;
    3. Иногда;
    4. Почти никогда.
  2. До сих пор мне удавалось точно предвидеть важные для моего предприятия события:
    1. Всегда;
    2. Обычно;
    3. Иногда;
    4. Почти никогда.
  3. Причиной неудач, которые иногда бывают в моей работе, является плохое отношение ко мне или некомпетентность некоторых моих подчиненных:
    1. Всегда;
    2. Обычно;
    3. Иногда;
    4. Почти никогда.
  4. Я признаю право на критику, но должен отметить, что большинство моих критиков не имеет морального права выдвигать против меня обвинения:
    1. Признаю полностью;
    2. Согласен частично;
    3. Скорее не согласен;
    4. Совершенно не согласен.
  5. Многим сотрудникам безразличны мои неудачи:
    1. Совершенно верно,
    2. Частично верно;
    3. Скорее неверно;
    4. Совершенно неверно.
  6. Люди, которые хотят меня поучать, должны сами сначала многому научиться:
    1. Согласен полностью;
    2. Согласен частично;
    3. Скорее не согласен;
    4. Совершенно не согласен.
  7. Согласие с мнением подчиненных является признаком слабости руководителя:
    1. Согласен полностью;
    2. Согласен частично;
    3. Скорее не согласен;
    4. Совершенно не согласен.
  8. Я трезво и объективно оцениваю себя самого:
    1. Всегда;
    2. В общем;
    3. Иногда;
    4. Почти никогда.
  9. Я ценю справедливую критику, но должен сказать, что те, кто критиковал мои решения, проявили злую волю и пренебрежение:
    1. Всегда;
    2. В общем;
    3. Иногда;
    4. Почти никогда.
  10. Я могу безошибочно оценить отношение моих подчиненных ко мне:
    1. Всегда;
    2. В общем;
    3. Иногда;
    4. Почти никогда.
  11. Не следует уступать подчиненным, поскольку это подрывает авторитет руководителя:
    1. Согласен полностью;
    2. Согласен частично;
    3. Скорее не согласен;
    4. Совершенно не согласен.
  12. Я стараюсь сохранить критическое отношение к себе, но могу сказать, что принимаю правильные решения:
    1. Всегда;
    2. В общем;
    3. Иногда;
    4. Почти никогда.
  13. Истинно компетентный человек может полагаться исключительно на свое мнение:
    1. Всегда;
    2. В общем;
    3. Иногда;
    4. Почти никогда.
  14. Меня нервирует нелояльность людей, которые публично выступают против моих распоряжений:
    1. Всегда;
    2. В общем;
    3. Иногда;
    4. Почти никогда.
  15. Я ценю прямоту и самостоятельность моих подчиненных, но считаю, что они должны выполнять мои приказы без дискуссий:
    1. Согласен полностью;
    2. Согласен частично;
    3. Скорее не согласен;
    4. Совершенно не согласен.

Обработка и  интерпретация результатов.

Если у вас  явно преобладают ответы "А", будьте осторожны: "комплекс угрожаемого авторитета" может стать вашей "болезнью".

Если у вас  явно преобладают ответы "B", то можно признать, что вы очень осторожны, но нельзя исключить у вас предрасположенности к данной "болезни".

Если у вас  явно преобладают ответы "C", то вы занимаете по отношению к своим подчиненным слишком оборонительную позицию.

Если у вас  явно преобладают ответы "D", то скорее всего вы не подходите для роли "авторитета".

      Если ни один из типов ответов  не получил явного преимущества, этот тест не может описать  вас достаточно точно.

      Лечить "комплекс угрожаемого  авторитета" крайне трудно, поэтому  наиболее эффективными являются  профилактические меры, которые должен принять сам руководитель. Чтобы избежать этой "болезни", ему необходимо создать в коллективе климат здорового критицизма, основанного на деловом, принципиальном анализе ситуаций, возникающих в организации

.

 

 

 

 

Тест Методика определения стиля руководства трудовым коллективом

      Базовая методика, позволяющая определить  стиль руководства трудовым коллективом,  была разработана В. П. Захаровым. 

     Инструкция: Тест включает в себя 9 групп вопросов, каждая из них подразделяется на 3утверждения, условно обозначаемых буквами а, в и с

     Для  того, чтобы правильно ответить  на вопросы, необходимо внимательно  прочитать предложенный текст  и из трех вариантов ответов-утверждений  выбрать только один, наиболее  соответствующий стилю руководства в вашем трудовом коллективе.

     Тестирование  может проводиться как всем  коллективом, так и каждым индивидуумом  в отдельности. В первом случае  результаты теста будут более  убедительными, так как в большей  степени будут лишены субъективности.

Тестовый  материал.

  1. Ваше предприятие производит группу товаров, не пользующихся большим спросом у покупателей. Конкуренты разработали новую технологию производства этих же товаров, отличающихся высоким качеством, но требующих дополнительных капиталовложений. Как в данной ситуации поступит ваш руководящий начальник?
    1. Продолжит производство товаров, не пользующихся спросом у покупателей;
    2. Издаст приказ о скорейшем внедрении в производство новых технологий;
    3. Потратит дополнительные средства на разработку собственных новых технологий, для того чтобы товары по своим качествам превосходили товары конкурентов.
  2. Представьте себе, что вы работаете на автомобильном заводе. Один из ваших сотрудников недавно вернулся из командировки, целью которой было посещение выставки новинок автомобильного производства. Он предложил модеренизировать одну из выпускаемых заводом моделей автомобиля. Руководитель вашего завода:
    1. Примет активное участие в разработке новой идеи, приложит максимальные усилия, для того чтобы быстро ввести ее в производство;
    2. Отдаст распоряжение о разработке новой идеи соответствующему персоналу;
    3. Прежде чем ввести это новшество в производство, ваш руководитель соберет коллегиальное совещание, на котором будет принято общее решение о целесообразности модернизации выпускаемого вами автомобиля.
  3. На коллегиальном совещании один из сотрудников предложил наиболее рациональное решение одной из возникших в вашем трудовом коллективе проблем. Однако это решение полностью противоречит предложению, которое до этого внес ваш руководитель. В сложившейся ситуации он:
    1. Поддержит рациональное решение, предложенное сотрудником;
    2. Будет отстаивать свою точку зрения;
    3. Проведет опрос сотрудников, который поможет прийти к единому мнению.
  4. Ваш коллектив проделал большую трудоемкую работу, которая не принесла вам желаемого успеха (прибыли). Ваш руководитель:
    1. Попросит переделать всю работу, подключив новый, более квалифицированны персонал;
    2. Обсудит сложившуюся проблему с сотрудниками, для того чтобы выяснить причины неудачи, чтобы избежать их в дальнейшем;
    3. Попытается найти виновных в неудаче (не справившихся с работосотрудников.
  5. В вашу организацию пришел журналист, работающий в газете, пользующейся популярностью у читателей. Если бы вас попросили перечислить ценные качества вашего руководителя, то какие бы из них вы назвали в первую очередь:
    1. Квалифицированность, требовательность;
    2. Осведомленность обо всех затруднениях, возникающих на предприятии; умение быстро принимать нужное решение;
    3. Одинаковое отношение ко всем сотрудникам, умение идти на компромисс.
  6. Один из сотрудников допустил в своей работе незначительный промах, однако для того, чтобы его устранить, потребуется большое количество времени. Как вы думаете, как в данной ситуации поступит ваш руководитель?
    1. Сделает замечание этому сотруднику в присутствии его коллег, с целью недопущения подобных промахов в дальнейшем;
    2. Сделает замечание наедине, не привлекая внимание других сотрудников;
    3. Не придаст этому событию большого значения.
  7. На вашем предприятии освободилась должность. На нее претендуют сразу несколько сотрудников предприятия. Действия вашего руководителя:
    1. Предпочтет, чтобы достойный претендент будет выбран коллективным голосованием;
    2. Он будет назначен самим руководителем;
    3. Прежде, чем назначить человека на эту должность руководитель посоветуется только с некоторыми членами коллектива.
  8. Принято ли в вашем коллективе проявлять личную инициативу при решении вопроса, который не связан непосредственно с деятельностью всего предприятия?
    1. Все решения принимаются только руководителем предприятия;
    2. На нашем предприятии приветствуется личная инициатива сотрудников;
    3. Принимая, самостоятельное решение, прежде чем начать действовать, сотрудник предприятия должен обязательно посоветоваться с руководителем;
  9. В целом, оценивая деятельность вашего руководителя, вы можете сказать, что он...
    1. Полностью поглощен проблемами, возникающими у вас на производстве, так что даже в свободное от работы время раздумывает над их разумным разрешением. Он требователен к другим так же, как и к себе;
    2. Относится к тем руководителям, которые считают, что для плодотворной работы в коллективе между сотрудниками должны быть ровные, демократические отношения;
    3. Ваш руководитель не принимает активного участия в управлении предприятием, всегда действует по определенной схеме, не стремится совершенствоваться в малоизвестных ему областях.
  10. Руководитель пригласил вас и других сотрудников на юбилей. Обычно в неофициальной обстановке он:
    1. Говорит с сотрудниками только о работе, о планах по расширению производства, об увеличении рабочего персонала и т. П., при этом именно он задает основной тон беседе;
    2. Предпочитает оставаться в тени, для того чтобы предоставить возможность собеседникам, коллегам по работе, высказать свою точку зрения по интересующему их вопросу, рассказать, занимательный эпизод из их жизни;
    3. Принимает активное участие в разговоре, не навязывая своего мнения другим собеседникам, не отстаивая противоположную всем остальным участникам разговора точку зрения.
  11. Руководитель попросил вас побыстрее завершить начатую совсем недавно работу, которая займет у вас дополнительное время, ваши действия:
    1. Тут же приступите к ее скорейшему выполнению, так как не хотите показаться неисполнительным работником и дорожите тем мнением, которое сложилось у вашего руководителя о вас;
    2. Выполню эту работу, но несколько позже, так как начальник прежде всего оценит качество ее выполнения;
    3. Постараюсь уложиться в сроки, предложенные руководителем, однако не гарантирую высокого качества ее выполнения. В нашем коллективе главное – выполнить работу в намеченное время.
  12. Представьте, что кабинет вашего руководителя временно занят (в нем идет ремонт), поэтому ему несколько дней придется поработать в вашем кабинете, что вы при этом будете чувствовать?
    1. Вы постоянно будете нервничать, испытывать страх, бояться допустить какую-либо оплошность в его присутствии.
    2. Буду этому очень рад, так как это лишняя возможность обменяться опытом работы с опытным, интересным человеком;
    3. Присутствие руководителя никак не отразится на моей работе.
  13. Вы вернулись с курсов повышения квалификации, узнали много полезного и ценного для вашей дальнейшей работы. Руководитель дал вам небольшое поручение и вы для его выполнения использовали приобретенные на курсах знания. Как вы думаете, каковы будут действия вашего руководства?
    1. Обязательно заинтересуется тем, что ему пока неизвестно, подробнее расспросит вас о других нововведениях;
    2. Не придаст этому факту никакого значения;
    3. Предпочтет, чтобы вы обратились к его личному опыту выполнения подобных поручений, то есть посоветует выполнить порученное задание так, как ему бы этого хотелось.

Ключ  к тесту

  1. А - 0, b - 1, с - 2.
  2. А - 1, b - 0, c – 2
  3. А - 2, b - 0, с - 1.
  4. А - 1, b - 2, с - 0.
  5. А - 0, b - 2, с - 1.
  6. А - 0, b - 2, с - 1.
  7. А - 2, b - 0, с - 1.
  8. А - 0, b - 2, с - 1.
  9. А - 2, b - 1, с - 0.
  10. А - 0, b - 1, с - 2.
  11. А - 1, b - 2, с - 0.
  12. А - 0, b - 2, с - 1.
  13. А - 2, b - 0, с - 1.

           Обработка и интерпретация результатов

         От 0 до 10 баллов. Руководитель вашего предприятия предпочитает самостоятельно принимать все решения, до конца отстаивает свою точку зрения, все идеи, исходящие от сотрудников, им тщательно обдумываются, однако он не всегда к ним прислушивается. Он всегда действует по одной и той же схеме, которая, по его мнению, подходит для всех случаев жизни, поэтому все новшества воспринимаются ими неохотно, с некоторой настороженностью. В своей управленческой деятельности он руководствуется принципом: критика одного сотрудника - стимул для активной работы других работников.

           От 11 до 20 баллов. "Коллектив превыше всего!" - таков девиз вашего руководителя, поэтому главное для него - доброжелательная атмосфера в коллективе. Он всегда прислушивается к мнению своих сотрудников, к обсуждению вопросов, связанных с модернизацией производства, внедрением новых технологий, избранием работников на новые должности, активно привлекаются все члены трудового коллектива. Ваш руководитель охотно идет на компромиссы, не любит критики, предпочитает работать с людьми, которые являются профессионалами в своем деле, при возникновении всевозможных производственных проблем обращается только к ним.

       От 21 и выше. Ваш руководитель наделен великолепными организаторскими способностями, он быстро принимает важные решения, с интересом следит за новыми идеями, активно внедряет их в производство. При возникновении производственных проблем он не боится обращаться за советом к остальным сотрудникам, охотно соглашается с их мнением, если оно представляется ему наиболее разумным и рациональным. К числу его безусловных достоинств руководителя относится требовательность, объективность, умение критиковать сотрудников, не задевая их самолюбия.

     Тест Можете ли Вы управлять людьми?

    Данный  тест предназначен для тех,  кто хотел бы занимать или  уже занимает руководящую должность.  Он поможет понять, пользуетесь  ли вы авторитетом у окружающих, насколько вы уверены в себе и организованы, умеете ли отстаивать свою точку зрения. Все эти качества необходимы для того, чтобы люди доверяли вам и помогали добиваться поставленных целей.

Информация о работе Управление персоналом в процессе трудовой деятельности