Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 13:05, курсовая работа
Цель исследования – рассмотреть особенности управления персоналом в процессе трудовой деятельности.
Объект исследования – трудовая деятельность.
Предмет исследования - направления управления персоналом.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность управления персоналом.
2. Рассмотреть понятие трудовой деятельности.
3. Рассмотреть направления управления персоналом в процессе трудовой деятельности.
Введение …………………………………………………………...………..…….3-4
1. Сущность управления персоналом ……………………………………..…....4-13
1.1 Методы управления персоналом………………………...........................13-14
1.2 Принципы построения системы управления персоналом…………..…14-15
2. Сущность трудовой деятельности …………………………………….…....15-20
2.1.Классификация профессиональных деятельностей…………….............20-23
2.2. Социологические функции труда…………………………………….….23-25
3. Исследования особенностей управления персоналом ….. ………..............26-55
3.1 Реализация программы исследования………………………………..….26-47
3.2 Анализ результатов исследования……………………………………….47-55
Заключение ………………………………………………………………………56
Список литературы …………………………………………………………….57-58
3. В плане психологического
отражения данная деятельность
сопровождается переживанием
4. Наконец, для координации коллективных действий неизбежно стали развиваться речь и язык...
Само развитие человека и человеческого труда связано с появлением возможности для большего выбора, с увеличением степеней свободы действия и всей деятельности (в основе чего лежало высвобождение передних конечностей еще у предшественников человека и т.п.). Все это сопровождалось развитием способности выбирать, а значит - и планировать свою деятельность, что и послужило формированием человеческого сознания и его особой трудовой субъектности. При этом все равно остается множество проблем, связанных с психологическим изучением человека как субъекта труда, поэтому есть смысл попытаться разобраться с психологическими характеристиками если не человека во всей его сложности и противоречивости, то самого трудового процесса.
На основании представлений
К. Маркса о специфичности труда
человека, В.Д. Шадриков выделяет три
взаимосвязанных аспекта
- предметно-действенный
(как процесс, в котором «
- физиологический (как
«функции человеческого
- психологический (как
осуществление сознательной
Е.А. Климов выделил основные психологические регуляторы труда [10]:
- образ объекта труда
(чувственный образ;
- образ субъекта труда
(актуальный «образ Я»; обобщенный
«Я-образ» - представление себя во
времени, представление себя
- образ субъект-объектных
и субъект-субъектных
Е.А. Климовым выделены были также более конкретные психологические признаки труда [10]:
- сознательное предвосхищение социально ценного результата (знание о продукте - результате труда; осознание его социальной значимости; аффективный тон соответствующего знания - отношение к этому знанию);
- сознание обязательности
достижения заданного
- сознательное выделение и владение внешними и внутренними средствами деятельности (знание средств деятельности; практическое владение средствами деятельности; переживания, связанные с применением средств деятельности);
- осознанная ориентировка в межлюдских производственных отношениях (понимание-знание вариантов взаимоотношений; переживание взаимоотношений).
Например, даже если человек за рамками своих непосредственных обязанностей (в отпуске, на отдыхе и т.п.) совершает какое-либо полезное действие, соответствующее всем выделенным выше признакам, то этот человек трудится. И наоборот, если человек на своей работе не осознает цели своего труда, или не осознает ответственности (даже получая за это официальную высокую зарплату), то о труде в полноценном психологическом понимании говорить не приходится. По сути, главным в психологическом понимании труда является то, что происходит на уровне сознания (в каждом из признаков, выделенных Е.А. Климовым слова «сознание», «осознанное» стоят на главных позициях). А собственно «эффективность труда» является скорее заботой самих работников и их руководителей [10].
В практической трудовой деятельности человек проходит несколько психологических этапов: профессиональный выбор, профессиональную адаптацию и самоидентификацию, формирование собственного пространства на рабочем месте, налаживание отношений с коллективом и другие. Каждый период имеет свои особенности, и задача организационного психолога – снизить негативные моменты в трудовой деятельности каждого индивида, мотивировать и заинтересовать трудом, сформировать положительные аттитюды в отношении к процессу труда и организации в целом [18].
Трудовая деятельность - это, прежде всего, профессиональная деятельность [10].
Можно выделить следующие основные характеристики профессии:
- это ограниченный вид трудовой деятельности (вследствие исторического разделения труда);
- это общественно-полезная
деятельность. Хотя четкого критерия
«полезности» не существует, но
интуитивно даже простые люди
прекрасно понимают, от какого
работника больше пользы, а от какого - меньше. Правда, неопределенность
общественной полезности разных видов
труда все-таки порождает сильную спекуляцию
по этому поводу. Например, с помощью изощренной
демагогии обосновывается, что труд спекулянта
гораздо важнее труда честного труженика,
а соответственно, обосновывается, что
и получать он должен намного больше (в
десятки раз - пример современной РФ). Вероятно,
одним из перспективных направлений профессиографии
должен стать не только традиционный анализ
операционально-
- это деятельность, предполагающая специальную подготовку (заметим, что это именно современное понимание профессии, хотя еще К. Маркс говорил о том, что «при развитой промышленности работник вынужден будет постоянно обновлять свою профессию»). В настоящее время в ФРГ на некоторых фирмах не присваивается квалификация («ключевая квалификация» - по Д. Мартенсу), если работник не демонстрирует «способность адаптироваться к динамичному производству и к легкому переходу от одного вида труда к другому») [9]:
- это деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение (моральное и материальное), дающее человеку возможность не только удовлетворять свои насущные потребности, но и являющееся условием его всестороннего развития (сейчас в качестве такого вознаграждения выступают в основном деньги);
- это деятельность, дающая человеку определенный социальный и общественный статус (чем человек занимается, дело человека, его работа - это его главная «визитная карточка»);
- наконец, можно вспомнить определение профессии, данное еще в 1913 г. С.М. Богословским: «Профессия - есть деятельность, и деятельность такая, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию», но при условии, что эта деятельность «…признается за профессию личным самосознанием данного лица» [10, c. 89]. Последнее обстоятельство позволяет понять самую главную психологическую характеристику профессии - отношение конкретного работника к данной работе как к своей «профессии». Заметим, что данное понимание профессии было предложено С.М. Богословским задолго до Э. Фромма, который позже рассуждал об «отчужденном характере», когда человек не воспринимает свою работу как личностно значимую [10].
Все это позволяет совершенно по-новому анализировать профессиональную деятельность с собственно психологических позиций. Например, даже если работник работает хорошо и им вполне довольно начальство, в психологическом плане у него могут возникать серьезные проблемы, когда он ненавидит то, что делает и т.п.
Примечательно, что у американцев различаются понятия «труд», «трудовые занятия» (occupation), связанные с различными уровнями выполнения работы, и собственно понятие «профессия» (profession), с которой связывают относительно высокие уровни выполнения данной работы [10]
Приходя на предприятие, человек начинает формировать свой собственный круг общения, корректировать психологические установки по отношению к коллективу исходя из опыта общения с членами коллектива, формирует собственное мнение и отношение к организации. Адаптируясь, сотрудник входит в определенный режим, и основной психологической проблемой в устоявшемся коллективе являются производственные конфликты, от решения которых зависит качество труда, психологическое состояние работников, особенности трудовой деятельности. Под особенностями трудовой деятельности подразумевается не только конфликт и адаптация, но и мотивация труда и формирование профессиональной идентификации и корпоративности. Во многом эти процессы зависят от условий труда, состава коллектива, личностных особенностей работника [18].
2.1. Классификация профессиональных деятельностей
В настоящее время наиболее популярной
и распространенной в практической психологии
и педагогике является классификация
профессий, разработанная Е.А. Климовым.
Опишем наиболее простой вариант данной
классификации.
В основу классификации профессии положен
критерий «объекта труда», т.е. того, на
что или на кого направлена активная, преобразующая
деятельность человека-профессионала.
Выделяются пять основных объектов профессиональной
деятельности человека: природа (имеется
в виду «живая» природа или биологические
объекты), техника (машины, механизмы, материалы,
различные виды энергии), человек (ребенок,
взрослый, старик) и знаковая система (различные
информационные системы, цифры, формулы,
тексты) и художественный образ.
Соответственно обозначенным объектам труда выделяются пять профессиональных сфер:
«Человек-природа», «Человек-техника», «Человек-человек», «Человек-знак» и «Человекхудожественный образ».
Профессии типа «Человек-природа» — это профессии, труд в которых направлен на растительные организмы, животные организмы, а также на микроорганизмы. При выборе профессий данного типа необходимо учесть, что обычно живая природа выступает для человека всегда с положительной стороны, поскольку она связана с отдыхом. Но стремление к отдыху не есть еще стремление работать в данной профессиональной сфере.
Профессиональная сфера «Человек-природа» включает в себя такие виды труда, как рабочий-лесовод, техник лесного хозяйства, агроном, садовод, плодоовощевод, виноградарь, цветовод-декоратор, шелковод, табаковод, чаевод, животновод с различными специализациями, пчеловод, рыбовод, биолог, биохимик, генетик и др.
Биологические объекты сложны, изменчивы, нестандартны, имеют большую вариативность относительно различий внутри одного класса и вида. Такая изменчивость живой природы осуществляется по собственным внутренним законам. Молодой человек, выбирающий профессию в сфере профессий «Человек-природа», должен обладать интуицией, способностью к вероятностному мышлению, умением строить прогноз относительно роста и развития живых объектов природы, способностью проявлять инициативу и самостоятельность, а также заботливость и высокую работоспособность.
Профессии типа «Человек-техника». Основу данной профессиональной сферы составляют такие школьные предметы, как физика, химия, математика, черчение. К техническим профессиям относятся профессии, связанные с добычей, обработкой грунтов и горных пород (например, проходчик, шахтер, бурильщик, бульдозерист), профессии по обработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий и полуфабрикатов (плотник, столяр, меховщик, обувщик), профессии по обработке металла, механической сборке и монтажу машин и электроприборов, профессии по ремонту, наладке и обслуживанию машин, приборов, аппаратуры, профессии по ремонту, монтажу и сооружению зданий (сюда относятся все строительные профессии), профессии в транспорте, наконец, профессии по переработке сельскохозяйственной продукции.
От человека, выбравшего техническую профессию, требуется, чтобы он интересовался и любил технику, имел стремление к ручному труду, предпочитал точность и был направлен на осуществление измерительных действий.
Профессии типа «Человек-человек» — это профессии, связанные с обучением, развитием, воспитанием, обслуживанием, руководством и контролем за деятельностью людей. В данной профессиональной области позволяют ориентироваться такие школьные предметы, как история, литература, граждановедение и другие предметы общественного цикла.
Профессиональную сферу «Человек-человек» составляют профессии педагога, воспитателя, психолога, медицинского работника, юриста, руководителя, менеджера по персоналу, любых работников по сфере услуг.
Главное содержание труда в данной профессиональной сфере состоит в том, что в них нужно уметь активно взаимодействовать с людьми, общаться, коммуницировать. Кроме того, профессионал в данной сфере должен иметь как бы двойную подготовку: хорошо ориентироваться в той производственной области, в которой осуществляется работа, а также быть подготовленным к эффективному деловому общению с людьми.
Профессии типа «Человек-знак» — это профессии, связанные с созданием и оформлением документов (секретарь, делопроизводитель), профессии, связанные с оперированием с числами (экономист, бухгалтер, кассир, программист, компьютерщик, чертежник).
Успешный специалист в данной профессиональной сфере должен любить знаки, символы, любые знаковые системы. Можно сказать, что он должен быть погружен в символический мир знаков, систем, схем, моделей, различных карт, таблиц, формул, подписей и надписей, разного рода условных сигналов и пр.
Профессии типа «Человек - художественный образ» — это профессии, связанные с изобразительной деятельностью, музыкой, литературно-художественной деятельностью и актерско-сценической деятельностью. Очевидно, что это не только профессии художника, музыканта, певца, танцора и композитора, филолога, литератора и писателя, актера и режиссера. Это также все профессии, непосредственно связанные с данными ведущими специальностями или обслуживающие их. Это могут быть профессии декоративного и прикладного искусства (декоратора, дизайнера), настройщиков музыкальных инструментов, организаторов выставок и вернисажей, редакторов и др.
Следует особо отметить, что для достижения успеха в данной профессиональной сфере необходима природная одаренность: без хорошего, сильного голоса от природы не может быть певца, без определенных физических данных — балетной танцовщицы.
Информация о работе Управление персоналом в процессе трудовой деятельности