Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 14:00, курсовая работа
Данная тема является актуальной, так как нельзя говорить об эффективной работе персонала не уделяя должного внимания оценки персонала. Оценка работы персонала - это процесс сбора, анализа и оценки информации о том, как работники выполняют порученную работу, и выяснение того, в какой степени их рабочее поведение, рабочие показатели и индивидуальные характеристики отвечают требованиям организации и руководства. Оценка работы персонала является составной частью процесса управленческого контроля, осуществляемого в отношении человеческих ресурсов организации.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Процесс оценки результативности труда персонала 4
1.1 Факторы, влияющие на оценку результативности 6
1.2 Методы оценки работы персонала 8
1.3 Ошибки оценивания и их преодоление 23
2. Понятие и процесс проведения оценочного собеседования 26
2.1 Факторы, влияющие на успех оценочного собеседования 26
2.2 Проведение оценочного собеседования 28
3. Оценка персонала на примере компании «Лафарж» 30
Заключение 41
Список использованных источников и литературы 42
Главным в процессе управления по целям является то, что постановка целей, планирование работы и подведение итогов осуществляются в ходе совместных обсуждений (консультаций) руководителя и подчиненных. Использование управления по целям в качестве оценочной процедуры позволяет повысить уровень мотивации и личной ответственности исполнителей. Применение этого метода особенно подходит для оценки работы специалистов и руководителей, обладающих достаточными полномочиями для принятия самостоятельных решений на своем участке работы.
Управление
по целям - это сложный процесс, включающий
в себя ряд этапов и предполагающий
учет множества факторов, которые оказывают
влияние на достижение поставленных целей
(см. рис. 1).
Рис. 1 Этапы процесса управления по целям.
Из шести этапов процесса управления по целям, приведенных в таблице, наибольшее значение имеют этап постановки целей и этап подведения итогов, так как именно эти этапы дают руководителю основную информацию, позволяющую оценить работу его подчиненных.
Учитывая, что не все рабочие результаты, достигнутые работниками, вносят одинаковый вклад в итоговую эффективность работы, объективным результатам, достигнутым исполнителями, могут присваиваться разные веса.
На этапе подведения итогов руководителем совместно с подчиненными оценивается не только достигнутый прогресс, но и осуществляется пересмотр целей или постановка новых целей.
Задачи этого этапа наилучшим образом решаются посредством оценочного собеседования, которое руководитель проводит с работником. Для большинства руководителей проведение собеседования является наиболее трудной задачей, так как при этом требуется хорошо владеть не только методом управления по целям, но и навыками межличностного общения. Грамотное проведение оценочного собеседования требует от руководителя умения слушать, способность создать доверительную атмосферу в ходе собеседования.
При использовании любых методов оценки и независимо от того, насколько хорошо определены критерии, используемые при оценке работы персонала, на решение руководителя могут оказывать влияние ошибки, связанные с особенностями межличностного восприятия, такие, как:
Ошибка центральной тенденции возникает тогда, когда большая часть кандидатов оценивается средним баллом (хотя можно ожидать, что кто-то из кандидатов лучше, а кто-то хуже).
Ошибка снисходительности - большинство кандидатов оценивается высокими оценками, что может привести к принятию таких решений, которые негативно скажутся на мотивации работников, на их стремлении работать с полной отдачей.
Ошибка высокой требовательности - большинство кандидатов получает низкие оценки. Эта ошибка способна негативно повлиять на отношение персонала к своей работе и подрывает веру работников в справедливость решений, принимаемых руководством.
Эффект ореола возникает тогда, когда руководитель оценивает подчиненного как хорошего или плохого работника, ориентируясь на какую-то одну характеристику, которая в его глазах перевешивает все остальные.
Ошибка контраста возникает тогда, когда средний работник получает высокую оценку, если он оценивается после нескольких достаточно слабых работников, или низкую - если он идет после нескольких сильных.
Стереотипизация - это тенденция сравнивать подчиненного со стереотипом «идеального работника». Этот стереотип может сильно различаться у разных руководителей, производящих оценку, и иметь слабое отношение к реальным требованиям работы.
Один
из подходов к преодолению ошибок
оценки заключается в
Повысить
объективность результатов
Перспективным подходом к преодолению ошибок при оценке рабочих показателей является развитие навыков оценки у руководителей и специалистов кадровых служб. Большую помощь в этом может оказать специальное обучение и тренинги, предлагаемые некоторыми учебными центрами.
Важным
условием преодоления негативных последствий,
связанных с ошибками оценки, является
более высокий уровень знаний и навыков
руководителя в области психологии управления
и в вопросах управления персоналом. Оценка
рабочих показателей - это лишь один из
инструментов, с помощью которых руководитель
воздействует на своих подчиненных, чтобы
добиться от них высоких рабочих результатов.
ГЛАВА II. ПОНЯТИЕ И ПРОЦЕСС ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНОЧНОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ
Основной смысл оценки работы персонала состоит в том, чтобы на ее основе руководители имели возможность определить, в какой степени рабочие результаты подчиненных соответствуют установленным требованиям, а организация могла создать такие программы управления персоналом, которые позволили бы повысить потенциал человеческих ресурсов организации. Еще одним методом, который может быть использован при оценке подчиненных, является - оценочное собеседование.
Оценочное собеседование - это структурированное интервью оцениваемым, имеющее четко определенные цели. Его основная цель - получить ответы на следующие вопросы:
Оценочное
собеседование с работниками
проводится для того, чтобы сообщить
им результат оценки эффективности их
работы. Оно также позволяет руководителю
подвести итоги работы подчиненного, подкрепить
желательное поведение, указать на недостатки
в работе и разработать совместно с ним
план улучшения работы. Работникам это
помогает лучше понять, что от них ожидают
и что они должны сделать, чтобы достичь
необходимые результаты.
2.1 Факторы, влияющие на успех оценочного собеседования
Оценочное
собеседование может
• непосредственным руководителем;
• в рамках регулярной аттестации специально создаваемой для этой цели аттестационной комиссией.
Успех оценочного собеседования решающим образом зависит от руководителя и членов аттестационной комиссии. Можно выделить ряд факторов, оказывающих влияние на то, в какой степени оценочное собеседование решает весь широкий спектр задач, которые могут вставать перед системой оценки (табл. 6).
Таблица
6 Факторы, влияющие на успех оценочного
собеседования
Факторы | Содержание факторов |
Навыки | Развитие у
руководителя навыков:
|
Подготовка | Подготовка
руководителя
Подготовка подчиненного
|
Процесс проведения |
|
Достижение согласия относительно содержания работы |
|
Контроль |
|
Подготовка
и проведение оценочного собеседования
в значительной степени зависит от того,
в какой форме преимущественно проводится
оценка работы в данной организации. Это
может быть собеседование, которое проводится
руководителем с подчиненными через определенные
периоды времени (квартал, полугодие, год).
Это может быть собеседование, которое
проводится аттестационной комиссией
в рамках регулярной аттестации.
2.2 Проведение оценочного собеседования
Успех оценочного собеседования решающим образом зависит как от уровня подготовки руководителей, так и от их способности решать те проблемы, которые встают по ходу проведения собеседования.
Основное содержание собеседования заключается в оценке подчиненным результатов своей работы и своих достижений за отчетный период, затем можно переходить к постановке новых целей и определению планов на будущее. Оценочное собеседование требует от руководителя не просто умения слушать, но умения слушать активно.
Во время отчета оцениваемого работника руководитель может использовать следующие приемы активного слушания:
• слушать и задавать вопросы, чтобы уточнить свое понимание услышанного;
• показывать, как понято услышанное, чтобы избежать недопонимания или неверного истолкования;
• использовать вопросы и паузы для того, чтобы дать возможность подчиненному высказаться;
• время от времени подводить итог сказанного;
• указывать подчиненному на вопросы, которые требуют дальнейшего объяснения или прояснения;
• поощрять работника к тому, чтобы он рассказывал о своих наиболее значительных достижениях;
• для более точного понимания отношения работника к обсуждаемым вопросам внимательно следить за теми проявлениями невербального поведения (поза, мимика, жесты, тон голоса и др.), которые сопровождают ответы подчиненного.
Следует стремиться закончить собеседование на позитивной ноте, чтобы подчиненный уходил от руководителя с хорошим настроем на работу. В конце следует четко сформулировать конкретные цели, которые должны быть достигнуты в будущем. Кроме того, необходимо определить дату, когда следующий раз будет подводиться итог проделанной работы.