Управление оборотными активами

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 09:38, дипломная работа

Описание работы

Целью написания дипломной работы является формирование эффективной системы управления оборотными активами.
Для полного раскрытия выбранной темы были поставлены следующие задачи:
исследовать теоретические основы формирования управления оборотными активами;
провести анализ финансового положения в ООО «Дверидофф»;
выполнить оценку эффективности политики управления оборотными активами;
провести расчеты экономической эффективности предложенных мероприятий по повышению эффективности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОТНЫМИ АКТИВАМИ (УОА) В ОРГАНИЗАЦИЯХ
1.1 Сущность политики управления оборотными активами
1.2 Методы управления оборотными активами
1.3 Система управления оборотными активами
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СИСТЕМЫ УОА В ООО «ДВЕРИДОФФ»
2.1 Краткая характеристика объекта исследования
2.2 Фундаментальный анализ финансового положения организации
2.3 Анализ оценки финансово-экономических показателей ООО «Дверидофф»
РАЗДЕЛ 3. ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ УОА В ООО «ДВЕРИДОФФ»
3.1 Оценка экономической эффективности политики УОА
3.2 Предложения по повышению эффективности УОА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

дверидофф.doc

— 554.00 Кб (Скачать)

     Одна  из основных проблем многих предприятий  - дефицит денежных средств, вызванный стремительным ростом дебиторской задолженности или неоправданным увеличением запасов сырья и готовой продукции. Избежать подобных проблем компания может, внедрив систему нормирования оборотных активов. Для этого потребуется рассчитать нормативы оборотных средств, протестировать правильность полученных результатов и автоматизировать процедуры корректировки и контроля установленных норм.

     По  мнению авторов, создание нормативов для  всех оборотных активов неоправданно. Как правило, к ненормируемым  статьям оборотных активов относятся  «Расходы будущих периодов», «НДС», «Прочие дебиторы и кредиторы». Целесообразно нормировать только те статьи оборотных активов, в отношении которых соблюдаются следующие условия:

  • хозяйственные операции с той или иной группой оборотных активов носят регулярный характер. В качестве примера можно привести широко распространенную практику производственных предприятий, на которых нормируются запасы сырья и материалов, используемых при производстве крупных партий продукции. При этом для запасов сырья, приобретаемого под отдельные небольшие заказы, нормативы не создаются;
  • оборотные активы, для которых планируется разработать норматив, — существенны (доля которых в общей сумме оборотных активов составляет более 5–10%) и однородны по своему составу. К примеру, нормирование такой статьи, как «Прочая дебиторская задолженность», неоднородной по своему составу, достаточно трудоемко и может быть оценено как экономически неоправданное. Как правило, она возникает в результате нетипичной деятельности компании и не превышает 5–10% от общей дебиторской задолженности. Очевидно, что даже существенное снижение этой статьи оборотных активов в результате внедрения нормирования не принесет ощутимых результатов;
  • компания может управлять данным видом оборотного актива. Нередко часть дебиторской задолженности оказывается неподконтрольной финансовому директору компании. Такая ситуация сейчас наблюдается в работе небольших торговых и производственных компаний, поставляющих свою продукцию в крупные супермаркеты. Очевидно, что для небольших компаний реализация своей продукции через супермаркеты - это перспективы их роста и увеличения объемов продаж. Но при этом менеджеры супермаркетов понимают, что могут диктовать свой порядок работы, и нередко нарушают заключенные договоры в части сроков погашения задолженности, несмотря на штрафные санкции.

     Опасаясь  лишиться каналов сбыта и спада  продаж, поставщики вынуждены соглашаться  с продиктованными им условиями  продаж.

     Этапы внедрения системы нормативов

     Зачастую, внедряя систему нормирования, многие предприятия ограничиваются расчетом нормативов и требуют от менеджеров среднего звена их соблюдения. Такой подход не позволяет создать полноценную работающую систему нормирования (включая алгоритмы и механизмы нормирования), и в итоге от ее использования компания отказывается.

     Для того чтобы избежать подобных проблем, необходимо последовательно выполнить следующие этапы [35, c. 132].

     Построение  модели операционного цикла. Операционный цикл - период, в течение которого денежные средства отвлечены из оборота предприятия. Он начинается с момента выдачи авансов поставщикам и заканчивается на дату получения денежных средств за продукцию, реализованную на условиях отсрочки платежа. Для того чтобы определить продолжительность операционного цикла, потребуется установить среднее время выполнения следующих бизнес-процессов:

  • транспортировка сырья и материалов (товаров) от поставщика, приемка, контроль качества, хранение, производство, оформление транспортных документов, транспортировка товара до конечного покупателя - цикл запасов;
  • предоплата, отсрочка платежа, инкассация, банковские операции, связанные с переводом денежных средств от покупателя к продавцу - цикл расчетов.

     От  времени выполнения перечисленных  бизнес-процессов будут зависеть нормативы оборотных средств. К  примеру, чтобы обеспечить бесперебойную  работу производства, минимально допустимый объем запасов сырья и материалов будет определен как произведение времени, необходимого на размещение заказа у поставщика и доставку, на суточную норму расхода сырья и материалов.

     Разработка  внутрифирменного положения по нормированию. Этот документ представляет собой методические рекомендации по нормированию оборотных средств, которые содержат нормативы, определенные для различных оборотных активов компании, способы их расчета и необходимые для этого источники данных и список ответственных за выполнение нормативов.

     Тестирование  разработанной модели нормирования. Тестирование необходимо для того, чтобы понять, позволяет ли существующая система управленческого учета получить данные, необходимые для нормирования, оценить трудоемкость работ, связанных с этим процессом. Как правило, апробация созданной модели расчета нормативов выполняется на базе Excel.

     В зависимости от специфики работы предприятия, уровня использованных допущений, качества учетной и плановой информации, возможностей учетной системы и  количества специалистов, обрабатывающих информацию, на тестирование может потребоваться от одного до двух месяцев.

     Корректировка разработанной методики. После того как проведено тестирование, необходимо учесть замечания пользователей  системы нормирования и скорректировать  положение по нормированию. Изменения могут касаться разработанных нормативов, подходов к расчету, принципов получения данных и т. д.

     Учитывая  остроту проблемы недостатка собственных  оборотных средств в настоящее  время, необходимо остановиться на способах регулирования текущих финансовых потребностей. Для финансового состояния организации благоприятно получение отсрочек по различным видам платежей: поставщикам, работникам, бюджету (это дает источник финансирования, порождаемый самим эксплуатационным циклом) и неблагоприятно замораживание определенной части средств в запасах (вызывает потребность организации в дополнительном финансировании), а также представление отсрочек платежа клиентам (соответствует коммерческим обычаям, приводит к росту дебиторской задолженности и является второй причиной вызывающей дополнительные потребности в финансировании).

     Экономическое содержание текущих финансовых потребностей подводит к необходимости расчета  средней длительности оборота оборотных  средств, т.е. времени, необходимого для  превращения средств, вложенных в запасы и дебиторскую задолженность, в деньги на расчетном счете. Организация заинтересована в сокращении периодов оборота производственных запасов и дебиторской задолженности, а также в увеличении периода оборота кредиторской задолженности.

     Текущие финансовые потребности могут исчисляться в рублях, в процентах к объему продаж, а также в процентах к среднегодовому объему продаж. Считается желательным, чтобы коммерческий кредит поставщиков с лихвой перекрывал клиентскую задолженность, что обеспечивает организации в каждый данный момент времени получение денежных средств даже больше, чем ей нужно. Величина текущих финансовых потребностей ТФП различается по отраслям и организациям одной отрасли, так как их величина зависит от следующих факторов:

  • длительности эксплуатационного и сбытового циклов (период оборота);
  • темпов роста производства (чем больше объем производства, тем больше ТФП);
  • сезонности производства и реализации готовой продукции, а также снабжения сырьем и материалами;
  • состояния конъюнктуры рынка (при «разогретом» и высоко конкурентном рынке самое нелепое, что может случиться с продавцом – это остаться без товара для скорейшей поставки покупателю);
  • величины и нормы добавленной стоимости (чем меньше норма добавленной стоимости, тем в большей степени коммерческий кредит поставщиков способен компенсировать клиентскую задолженность. При высокой норме добавленной стоимости организации приходится просить поставщиков о более длительных отсрочках платежей).

     Как следует из вышесказанного, рациональное управление оборотными активами можно свести к сокращению периода оборачиваемости запасов и дебиторской задолженности и увеличению среднего срока оплаты кредиторской задолженности. При этом обеспечивается уменьшение текущих финансовых потребностей и их превращение в отрицательную величину.

     Способы сокращения текущих финансовых потребностей ТФП находятся на «стыке» вопросов управления финансами и сбытом. К  числу основных принципов и способов относятся:

  • принцип дешевой покупки и дорогой продажи;
  • скидки покупателям за сокращение сроков оплаты полученной продукции;
  • учет векселей и факторинг.

     При реализации принципа «дешевой покупки  и дорогой продажи» необходимо учитывать:

  • стремление продавца купить товар у производителя дешевле и продать дороже с целью получения большей прибыли;
  • наличие у производителя и покупателя возможности выбора в пользу надежных поставщиков (честных и добросовестных) в условиях свободной конкуренции, что приводит к ограниченности дешевых закупок;
  • ограниченность дорогой продажи конкуренцией и желанием приобрести постоянную клиентуру;
  • ограниченность дорогой продажи желанием ускорить оборот (чем короче продолжительность одного оборота, тем больше количество оборотов и меньше потребность в финансовых ресурсах);
  • необходимость выйти победителем из конкурентной борьбы.

     Рациональное  управление оборотными активами предполагает также установление скидок покупателям  за сокращение сроков оплаты полученной продукции. Предоставление отсрочек платежей – это, по существу, предоставление кредита, который не является бесплатным, так как, получив своевременно платеж и положив деньги в банк, производитель мог бы получить прибыль в размере банковского процента [9, c. 142].

     С другой стороны, трудно реализовать  товар без коммерческого кредита. В развитых странах эта проблема решается введением спонтанного финансирования, при котором за оплату товара до истечения определенного срока покупатель получает солидную скидку с цены. После этого срока покупатель выплачивает полную стоимость при соблюдении договорного срока платежа

     Спонтанное финансирование представляет собой относительно дешевый способ получения средств. Такое кредитование не требует от клиента обеспечения и привлекает достаточно длительными сроками льготного периода.

     Эффективность управления оборотными активами и краткосрочными обязательствами можно повысить, разумно используя учет векселей и факторинг с целью превращения текущих финансовых потребностей в отрицательную величину и ускорения оборачиваемости оборотных средств.

     Главное экономическое предназначение учета  векселей (продажа банку) заключается в немедленном превращении дебиторской задолженности поставщика в деньги на его расчетном счете.

     При этом поставщик теряет часть денег, выплачиваемых банку в форме  дисконта. Величина дисконта определяется как разница номинальной стоимости векселя и суммы выплаты банком клиенту. Величина дисконта прямо пропорциональна числу дней со дня учета векселя до срока платежа по нему, номиналу векселя и размеру банковской учетной ставки.

     Пути  снижения дисконта:

  • уменьшение суммы, указанной в векселе;
  • сокращение числа дней от даты учета до даты платежа по векселю;
  • выбор меньшей учетной ставки.

     Кроме продажи векселя, его можно заложить. Банк при этом требует аваля, т.е. гарантии своевременности платежа  по векселю. Авалистом может выступать третье лицо или одно из лиц, подписавших вексель.

     Политика  комплексного оперативного управления оборотными активами и краткосрочными обязательствами состоит в формировании рациональной структуры оборотных  активов и определении величины и структуры источников финансирования оборотных активов.

     Политика  управления оборотными активами и краткосрочными обязательствами может быть агрессивной, консервативной и умеренной.

     Признаками  агрессивной политики управления оборотными активами являются:

  • отсутствие ограничений в их наращивании;
  • наличие значительных денежных средств;
  • значительные запасы сырья, материалов и готовой продукции;
  • большая дебиторская задолженность;
  • высокий удельный вес оборотных активов в их общей величине;
  • длительный период оборачиваемости оборотных средств;
  • не очень высокая экономическая рентабельность.

     Признаками  консервативной политики управления оборотными активами являются:

Информация о работе Управление оборотными активами