Управление мотивацией персонала в организации ОАО «Белорецкий Металлургический Комбинат»

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение и анализ основных факторов мотивационного воздействия на персонал ОАО «БМК », с целью повышения эффективности его управления.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
Рассмотреть теоретические основы мотивации трудовой деятельности:
- понятие мотивации.
- виды мотивации.
- мотивационные теории.
Проанализировать процесс управления мотивации трудовой деятельности на ОАО «БМК » производственного отдела.
Разработать рекомендации с целью повышения эффективности управления мотивацией персонала на ОАО «БМК »

Содержание

Введение…………………………………………………….……………………3
Глава 1. Определение и научно-теоретические виды мотивации………………………………………………………..……………….6
1.1. Понятие мотивации и мотива. Виды мотивации…………………...6
1.2. Мотивационные теории управления персоналом…………………10
Глава 2. Управление мотивацией персонала на предприятии ОАО «Белорецкий металлургический комбинат»………………………………….……………… 34
2.1 Общая характеристика предприятия ОАО «БМК » ……………….34
2.2 Анализ процесса мотивации труда на предприятии ОАО «БМК » производственного отдела………………………….……………………………38
Глава 3. Рекомендации по управлению мотивацией персонала на
предприятии ОАО «БМК ………………………………………………...…..….43
Заключение…...……………………………………………………….…………..52
Список использованной литературы……

Работа содержит 1 файл

курсовая -Управление мотивацией персонала.doc

— 331.00 Кб (Скачать)

     В работе Х. Хекхаузена приведены различные  мнения по этому спорному вопросу. Таким  образом, мотивацию, возникшую в  результате инверсии, можно было бы отнести к типу интринсивной. Однако, этот критерий не совсем точен, так как те доминирующие мотивации, которые относят к экстринсивным, тоже (что, возможно, не так очевидно) возникли в результате инверсии и дальнейшего усиления. С другой стороны, и подчинённые, возникшие в результате инверсии мотивации, при определённых условиях могут стать доминирующими.

     Далее, мотивация, возникшая в результате инверсии, может стать и доминирующей. Подобный процесс З. Фрейд назвал "сублимацией". Но он рассмотрел частный случай, когда сексуальные запретные импульсы, влечения, не находят своего выражения и сублимируются в социально приемлемую деятельность. Понятно, что в результате этого, доминирующей становится мотивация, вызвавшая эту деятельность.

     Другие  исследователи тоже описывали подобные процессы. В частности, Б. Ф. Скиннер  в экспериментах с применением  наказания получал противоречивые результаты. Оказалось, что поведение, в результате которого возникают  неприятные последствия, не исчезает полностью. Оно лишь видоизменяется, проявляясь в других формах.

     Г. Олпорт  сформулировал "принцип  функциональной автономии", в соответствии с которым инструментальные действия, порождённые биологическими потребностями, могут в дальнейшем мотивироваться уже независимо от этих потребностей.

     А. Н. Леонтьев  показал возможность  полноценному мотиву (свойству доминирования) сдвигаться на другой объект (подчинённую  цель) и выразил это в концепции "сдвига мотива на цель". То есть действия, служившие ранее для достижения подчинённых целей, могут отщепляться от первоначальной (ведущей) мотивации. И эти цели приобретают свойство полноценного (ведущего) мотива.

     Эмоциональные процессы, как и условно-рефлекторные, постоянно находятся в динамике. Одни раздражители добавляются - другие исчезают. "Застывшего" условного рефлекса, эмоциональной реакции - в природе не существует. Скорее, обычное эмоциональное состояние - это упрочнённые актуальные условные связи с признаками генерализации, когда условную эмоциональную реакцию начинают вызывать новые (похожие на старые) и некоторые обстановочные условные сигналы, а также происходит затормаживание новых и растормаживание старых (ранее заторможенных) условных связей.

     Возможно, это одна из причин трудности в  определении самого понятия "эмоция" и других понятий эмоциональной сферы: потребности, побуждения, мотива и т. д.

     А. Н. Леонтьев определил мотив как опредмеченную потребность. В. К. Вилюнас  отмечает признаки предметности и у эмоций.

     Предметность - основополагающий признак. В условно-рефлекторной теории аналогом ему может быть условный сигнал. А состояние генерализации, когда действие условного предмета и обстановочных сигналов может сочетаться, наиболее подходящим будет называть "ситуацией". Собственно, именно в таком смысле этот термин преимущественно и используется.

     Образуется  следующий ряд основных понятий (движение психических процессов  совпадает с направлением по схеме снизу-вверх):

     1.Болевая реакция, как безусловный рефлекс, предметна в своей физиологической конкретности. Но со временем появляются признаки генерализации, что будет проявляться реакцией на обстановку состоянием тревоги.

     2.При упрочнении одной из условных связей и затормаживании других (обстановочных), возникает отрицательная эмоция, как реакция на этот условный сигнал, ситуация опять становится преимущественно предметной - это признак смещения.

     3.Сильная отрицательная эмоция, психическая травма могут приобретать некоторые свойства безусловного рефлекса, способны вторично вызывать генерализацию - образовывать обстановочные связи и выделять среди них один условный сигнал. То есть за смещением может последовать ещё одно смещение. 

        Отрицательная эмоция опять "обрастает" обстановочными рефлексами, которые затормаживаясь и "накапливаясь", влияют на силу проявления основной эмоциональной реакции. В какой-то момент, преобладание сигналов заторможенных обстановочных рефлексов при ослаблении условного сигнала приводит к тому, что знак эмоции меняется на положительный, предметность опять сменяется ситуативностью, но предмет в ситуации тот же - это признак инверсии.

      4.Мотив (подчинённый) - результирующее эмоциональное состояние, включающее отрицательную эмоцию (результат воздействия или лишения) и воображаемую, пережитую ранее положительную эмоцию, возникавшую при разрешении подобной проблемы. Преобладание первой или второй определяет каков будет мотив - избегание или устремление.

     5.Цель (подчиненная) - осознанный мотив, при этом предметность в ситуации наиболее конкретна.

     6.Доминирующая мотивация - доминанта - включает в себя подчиненные мотивы и цели,  в этом случае предметность в ситуации максимальна.

      К.К. Платонов привел мнение, по поводу проблемы взаимодействия доминирующей мотивации и подчинённого мотива, что мотивация - это совокупность мотивов. Если это так, то осознанные по очереди второстепенные мотивы, в разное время и в различных ситуациях, подчинённые какой-то главной мотивации, составляя эту мотивацию, делают её доминирующей, а мотивы в составе этой мотивации - неосознанными. Получается, что подчинённые мотивы, "подпитывают", усиливают доминирующую мотивацию, за счёт "энергии" которой затем возникают всё новые и новые мотивы.

     Эмоции  отличаются только знаком и предметностью. Например, предметом эмоции страха высоты является потеря опоры. Такие  эмоции относятся к простым.. Сложные эмоции состоят из более простых: зависть - это негативное отношение к кому-то (отрицательная эмоция) и желание иметь то, что он имеет (положительная эмоция привлекательности этой вещи); стыд - это переживание по поводу своего поступка и положительное отношение (симпатия, уважение) к кому-то или к окружающим, и т. д. Однако в действительности, эмоции социального плана, как правило, осложнены механизмами переноса, проекции (смещение, инверсия) и др., и некоторые из эмоций, перечисленных здесь, возможно, могут быть разбиты на ещё более простые. Такое сложение эмоций, вероятно, аналогично тому, что происходит при формировании мотива, когда положительная эмоция возникает на фоне отрицательной и на той же предметной основе. И, похоже, сложение происходит по тем же правилам: это наличие противоположных по знаку эмоций, и наличие общей предметной и ситуативной основы. Аналогичным образом, видимо, происходит сложение положительной доминирующей эмоции и отрицательной подчинённой эмоции. В результате, на предметной основе последней возникает положительная эмоция, а затем и мотив. Положительная эмоция и соответствующий мотив преимущественно ситуативные (хотя при осознании предстают в конкретной, предметной форме) именно потому, что "обременяются" ситуацией доминирующей мотивации.

     Сильное влияние доминирующей мотивации  может привести к тому, что предметом  подчинённого мотива становится повреждающий фактор (например, слишком горячая  еда). Вредные привычки, зависимости, девиации поведения характеризуются тем, что мотив, возникший под воздействием очевидно повреждающего (травмирующего) фактора, становится доминирующим. Вообще, разделить раздражители на вредные и полезные невозможно, потому что любой раздражитель при большой силе воздействия - вреден. Отсюда и возникают такие «сбои» в эмоциональной сфере.

     Уменьшение  повреждающего действия или отдаление  опасности (изменение ситуации) вызывает положительные эмоции именно в отношении  ослабленного повреждающего воздействия  или удалённой опасности (фантомное  удовлетворение). И именно потому, что, как уже отмечалось, не бывает абсолютно полезных и абсолютно безвредных окружающих факторов. То есть, нет идеальной цели (вообще без всякой вредности) к которой можно было бы стремиться. Но есть оптимальный путь, направление которого совпадает с ослаблением повреждающего фактора. Это направление определяется эмоциями (регулирующая функция): избеганием очень сильного повреждающего воздействия и стремлением к привычному, более слабому варианту этого воздействия. Так повреждающие факторы (в широком смысле) могут становиться привлекательными.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. МОТИВАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «БМК » 

     Перед руководителем, озабоченным достижением  эффективного управления над своими подчиненными, стоит задача формирования такой рабочей среды, которая будет максимально эффективно воздействовать на их трудовую мотивацию.

     Под мотивирующей рабочей средой мы понимаем весь контекст  профессиональной деятельности персонала организации, включающий как характеристики рабочих заданий, так и характеристики рабочей ситуации, которые оказывают воздействие на трудовую мотивацию работников.

     Системное рассмотрение проблемы трудовой мотивации  работников организации требует учета следующих факторов (табл. 2.1. приложение):

  1. индивидуальные характеристики работников;
  2. особенности выполняемой работы;
  3. характеристики рабочей ситуации, в которой протекает трудовая деятельность;
  4. выявления удовлетворенности трудом.
 

        2.1. Общая характеристика  предприятия ОАО «БМК »

Одно  из старейших предприятий черной металлургии нашей страны – 

 Белорецкий металлургический комбинат основан в 1762 году купцами  

И.Б.Твердышевым  и И.С.Мясниковым на купленной у  местных жителей земле.  

Строителями и первыми рабочими завода стали  крепостные крестьяне из  

Казанской, Нижегородской, Пензенской и Рязанской губерний. Мощность  

завода  достигала 122,5 тысяч пудов чугуна и 80 тысяч пудов железа в год. На  

заводе  числилось 840 душ мужского пола, из которых 145 человек работали в  
 

цехах, остальные добывали руду, рубили лес, жгли уголь и возили все это  на  

завод. 

В 1773 году Белорецкий завод был остановлен по причине Пугачевского  

восстания и бездействовал 3 года. В 1784 году завод  переходит во владение  
 

старшей дочери И.С.Мясникова, которая выходит  замуж за дворянина  

А.И.Пашкова  и приносит в приданое Белорецкий завод. В 1800 году  

белорецкий  чугун был самым дешевым на Урале, а белорецкое железо,  

именуемое "Пашковским", славилось своей  легкой ковкостью в холодном  

состоянии. За высокое качество железа Белорецкому  заводу на выставках в  

Санкт-Петербурге была присуждена "Большая серебряная медаль", а в Москве –

"Большая  золотая медаль". В 1895 году продукция  Белорецкого завода  

завоевала на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде высшую награду –  

"Государственный  герб". 

Во второй половине XIX века промышленность Урала переживала резкий спад  

производства, в 1866 году завод перешел в опеку, а в 1874 году было учреждено  

"Акционерное  общество Белорецких железоделательных  заводов Пашковых".  

Фактическим хозяином вновь созданного акционерного общества стал  

Московский  торговый дом "Вогау и Ко". В  состав правления вошел  

крупнейший  капиталист, выходец из Германии Гуго Вогау, его родственники и  

доверенные  лица.  

Новые хозяева приступили к переоборудованию завода. Перестраивается  

Информация о работе Управление мотивацией персонала в организации ОАО «Белорецкий Металлургический Комбинат»