Управление мотивацией персонала в организации ОАО «Белорецкий Металлургический Комбинат»

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение и анализ основных факторов мотивационного воздействия на персонал ОАО «БМК », с целью повышения эффективности его управления.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
Рассмотреть теоретические основы мотивации трудовой деятельности:
- понятие мотивации.
- виды мотивации.
- мотивационные теории.
Проанализировать процесс управления мотивации трудовой деятельности на ОАО «БМК » производственного отдела.
Разработать рекомендации с целью повышения эффективности управления мотивацией персонала на ОАО «БМК »

Содержание

Введение…………………………………………………….……………………3
Глава 1. Определение и научно-теоретические виды мотивации………………………………………………………..……………….6
1.1. Понятие мотивации и мотива. Виды мотивации…………………...6
1.2. Мотивационные теории управления персоналом…………………10
Глава 2. Управление мотивацией персонала на предприятии ОАО «Белорецкий металлургический комбинат»………………………………….……………… 34
2.1 Общая характеристика предприятия ОАО «БМК » ……………….34
2.2 Анализ процесса мотивации труда на предприятии ОАО «БМК » производственного отдела………………………….……………………………38
Глава 3. Рекомендации по управлению мотивацией персонала на
предприятии ОАО «БМК ………………………………………………...…..….43
Заключение…...……………………………………………………….…………..52
Список использованной литературы……

Работа содержит 1 файл

курсовая -Управление мотивацией персонала.doc

— 331.00 Кб (Скачать)

     Исходным  звеном, первым «полюсом» механизма мотивации является потребность, выражающая нужду, необходимость для человека определенных благ, предметов или форм поведения. Потребности могут быть как врожденными, так и приобретенными в процессе жизни и воспитания.

     Реальными, соотносимыми со средой формами проявления потребности выступают притязания и ожидания. Они являются следующими после потребности звеном механизма мотивации. Притязания представляют собой привычный, детерминирующий поведение человека уровень удовлетворения потребности. На базе одной и той же потребности могут сформироваться различные притязания и ожидания.

     Ожидания  конкретизируют притязания применительно  к реальной ситуации и определенному поведению. Основываясь примерно на одинаковых притязаниях, ожидания, тем не менее, могут существенно различаться. Скажем, в кризисной ситуации, тогда, когда предприятие находится на грани банкротства, ожидания работников значительно ниже, чем в обычное, «нормальное» время. При разных условиях притязаний ожидания могут различаться очень существенно. Так, ожидания вознаграждения за примерно одинаковый труд у американского и российского государственного служащего или ученого сегодня почти несопоставимы.

     Разный  уровень притязаний и ожиданий работников важно учитывать в процессе мотивации. Так, для одного работника, привыкшего к скромным заработком, установление месячного оклада, выше прежнего, будет действенным стимулом, мотивирующим добросовестный труд. У другого же,  ранее высокооплачиваемого сотрудника, такая же зарплата вызовет недовольство и станет демотивирующим фактором. Соответственно, нет ничего более демотивирующего, чем низкая заработная плата.

     Вторым  «полюсом» механизма мотивации  выступает стимул, представляющий собой те или иные блага (предметы, ценности и т.п.), способные удовлетворять потребность при осуществлении определенных действий (поведения). Собственно говоря, стимул ориентирован на удовлетворение потребности.

     Несмотря  на близость и соотносимось понятий мотива и стимула, представляется необходимость различать их, хотя в литературе они нередко употребляются как тождественные. Мотив характеризует стремление работника получить определенные блага, эти блага и будут стимулом. Стимул может и не перерасти в мотив в том случае, если он требует от человека невозможних или неприемлемых действий. Например, предложение бригаде строителей большой денежной суммы за сооружение сложного моста через реку не будет для них мотивом действий, если они не обладают необходимой для этого квалификацией и если у них нет ни техники, ни всего другого, что требуется для строительства.

     Таким образом, стимул непосредственно ориентирован на потребность, ее удовлетворение, мотив  же является главным соединительным звеном, «искрой», которая при определенных условиях проскакивает между потребностью и стимулом. Для возникновения этой «искры» стимул должен быть более или менее осознан и принят работником.

     В процессе руководства над  механизмом мотивации способствует более компетентному выбору руководителем форм стимулирования, правильному определению степени и быстроты их воздействия на сотрудников, верному объяснению причин низкой эффективности стимулов. Вместе с тем механизм трудовой мотивации, характеризуя лишь общие звенья мотивационного процесса, еще не дает содержательных представлений о формировании, силе и длительности действия, структуре и субординации, направленности и особенностях взаимодействия различных мотивов поведения человека. Анализ этих аспектов процессов побуждения человека к организационной активности содержится в теориях трудовой мотивации.

     1.2. Мотивационные теории управления персоналом

 

     Существует  множество теорий мотивации, которые делятся на две группы:

     1.Процессуальные теории мотивации основываются в первую очередь на том, как ведут себя люди. При этом учитываются такие факторы, как восприятие человеком ситуации, его способность к обучению и познанию окружающей действительности. Рассмотрим наиболее известные:

     - «XY» - теория Д. Мак-Грегора;

     - теория человеческих отношений, теория «Z» В. Оучи;

     - теория трудовой мотивации Д. Аткинсона;

     -  теория ожиданий В. Врума;

     -  теория справедливости С. Адамса.

     2.Содержательные теории мотивации основываются на выявлении внутренних побуждений называемых - потребностями, которые заставляют людей действовать, так или иначе. Такие теории отражают механизмы, увязывающие поведение людей с удовлетворением их потребностей. Из рассматриваемых теорий к ним относятся:

     - иерархическая теория А. Маслоу;

     - теория выживания, принадлежности и роста К. Альдерфера;

     - теория трех потребностей Д.  МакКлелланда;

     - двухфакторная мотивационно-гигиеническая теория Ф. Герцберга;

     - доминирующие мотивации А. А Ухтомского, Х. Хекхаузена;

     - принципа функционирования автономии Г. Олпорта;

     - сдвига мотива на цель А.Н. Леонтьева;

       - мотивационная модель К.К. Платонова.

     К числу наиболее простых и широко распространенных (классических) теорий мотивации труда, принадлежит концепция профессора Мичиганского университета Д. Мак-Грегора, называемая «XY - теорией». Эта концепция включает две противоположные теории: теорию «X» и теорию «Y».

     Теория  «X», во многом отражая основные воззрения У. Тейлора на работника, исходит из того, что:

      -    средний человек ленив и стремится избегать работы;

      -   работники не очень честолюбивы, боятся ответственности, и хотят, чтобы ими руководили;

      -  для достижения целей предприятия надо принуждать работников трудиться под угрозой санкций, не забывая при этом и о вознаграждении;

      -  строгое руководство и контроль являются главными методами управления;

      -     в поведении работников доминирует стремление к безопасности.

      Согласно данной теории о человеке как плохом, недобросовестном и безынициативном работнике следует, строить управление организации. В деятельности руководителя должна преобладать негативная мотивация подчинённых, основанная на страхе наказания.

      Теория  «Y», являющаяся дополнением теории «X», в том виде, в котором она существует сейчас, сложилась в 1960-х годах, хотя её идеи развиваются примерно с 1930-х годов. Данная теория строится на противоположных теории «X» принципах и включает следующие постулаты:

      - нежелание работать – это не врожденное качество работника, а следствие плохих условий труда, которые подавляют прирожденную любовь к труду;

      - при благоприятном, успешном прошлом опыте работники стремятся брать на себя ответственность;

      - лучшие средства осуществления целей организации – вознаграждение и личностное развитие;

      - при наличии соответствующих условий сотрудники усваивают цели организации, формируют в себе такие качества, как самодисциплина и самоконтроль;

      - трудовой потенциал работников выше, чем принято считать. В современном производстве их созидательные возможности используются лишь частично.

     Главный практический вывод теории «Y» таков: необходимо предоставлять работникам больше свободы для проявления самостоятельности, инициативы, творчества и создавать для этого благоприятные условия.

     Согласно  рекомендации Д. Мак-Грегора, «XY - теорию» необходимо использовать, учитывая конкретное состояние уровня сознания и мотивации работников. Менеджеры должны стремиться развивать группу, если она недостаточно мотивирована, от состояния «X» к состоянию «Y», или от состояния «экономического человека» к «человеку социальному». В целом, во взглядах современных специалистов и менеджеров на работника преобладают установки теории «Y».

     Одну  из современных развернутых интерпретаций  теории «Y» предложили немецкие специалисты в области управления персоналом В. Зигерт и Л. Ланг. Их интерпретация включает следующие положения:

      -  любые организационные действия должны быть осмысленными. В первую очередь к руководителю, требующему соответствующего поведения от других.

      -  большинство людей получают от работы удовлетворение, радость, чувствуют ответственность за свой труд, реализуя свою потребность в личной причастности к результатам деятельности, к работе с людьми (клиентами, поставщиками, пациентами). Люди хотят, чтобы их деятельность была полезной.

      - каждый сотрудник желает доказать свою значимость, а также важность своего рабочего места. Кроме того, он желает принимать участие в решении тех вопросов, в которых он разбирается, компетентен.

      -  каждый стремится выразить себя в труде, глубже познать себя в деле, показать другим свои возможности.

      - каждый работник имеет собственную точку зрения на то, как улучшить результаты своей деятельности. Он желает реализовать свои цели, и не боится санкций, рассчитывая при этом на то, что его инициатива всегда будет понята.

      - каждый работник склонен ощущать свою значимость, имеет соответствующее мнение.

      -  каждый человек стремится к успеху. Успех – это достижение цели. Для достижения сознательно поставленной цели работник прилагает большие усилия.

      -  успех без признания приводит к разочарованию. Каждый хорошо работающий человек рассчитывает на признание и поощрение, причем не только материальное, но и моральное.

      -  работники оценивают свою значимость в глазах руководства по своевременности и полноте получаемой информации. Если доступ к информации затруднён, и она приходит с запозданием, то у работников возникает чувство приниженности (с их мнением не хотят считаться).

      -    работники испытывают недовольство, если решение об изменении в их работе (даже если они позитивные) принимаются без их ведома.

      -  каждый работник хочет знать, как оценивается его работа, его усердие. Он также желает знать критерии оценки труда. Без таких знаний ему очень трудно своевременно вносить соответствующие коррективы в свою работу.

      -   внешний контроль, или контроль со стороны, неприятен для любого человека, поэтому так важен самоконтроль. Многое зависит от организации контроля.

      -  большинство людей стремятся получать новые знания. Повышенные требования, дающие шанс на дальнейшее развитие, воспринимаются гораздо охотнее, чем заниженные.

      - сотрудники очень остро переживают, если их наказывают за проявленную инициативу. Причиной инициативы часто бывает не погоня за вознаграждением, а стремление к самовыражению.

      -  если работник имеет свободу выбора действий, то он работает с полой отдачей.

     Эти важнейшие положения, подтвержденные эмпирическим опытом, полезно учитывать в практической работе по мотивации персонала.

     К теории «Y» достаточно близка по своей направленности теория человеческих отношений, которую разработали Э. Мэйо, Ф. Дж. Ротлизбергер и др. Эта теория возникла в 1930 – 1940-х годах в США, а в 1960-х годах получила широкое распространение не только в Америке, но и в Европе. Она дала действенные импульсы для дальнейшего развития различных теорий гуманизации труда.

     Теория  человеческих отношений базируется на следующих основополагающих идеях:

Информация о работе Управление мотивацией персонала в организации ОАО «Белорецкий Металлургический Комбинат»