Управление культурой в регионе, городе

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

Основная цель состоит в разработке и обосновании подходов к реформированию региональной системы управления культурой.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
4

Глава 1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ


1.1 Основные подходы к осуществлению социальной политики в условиях социально-экономических реформ


7

1.2 Развитие законодательства в области культуры
11

1.3 Характерные особенности разработки региональной политики в области культуры


16

Глава 2 АНАЛИЗ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ


2.1 Состав социокультурной сферы области
19

2.2 Реализация организационной и нормативно-законодательной деятельности в области культуры


21

2.3 Реализация программно-целевого подхода на региональном уровне
28

Глава 3. ПОДХОДЫ К РЕФОРМИРОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРОЙ


35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
43

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
47

Работа содержит 7 файлов

1 глава.doc

— 77.00 Кб (Скачать)

В октябре 1999г утверждено Положение о данном Совете, его состав. Это постоянно действующий консультативный орган, ин­формирующий Президента РФ о процессах, происходящих в области культуры и искусства и обеспечивающий взаимодействие Президента Российской Федерации с организациями и деятелями культуры и ис­кусства. Одна из основных задач Совета - подготовка предложений Президенту РФ по определению направлений государственной полити­ки в области культуры и искусства и конкретных мер по ее реали­зации.

Кинематография России является неотъемлемой частью культуры и искусства, должна сохраняться и развиваться при поддержке го­сударства. Закон РФ от 22.08.99г №126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии в Российской Федерации" определил ос­новные направления деятельности государства по сохранению и раз­витию кинематографии и установил порядок государственной под­держки кинематографии.

В целях дальнейшего развития отрасли Постановлением Прави­тельства РФ 18 декабря 2000г принимается Концепция развития кинематографии Российской Федерации до 2008г.

Важное место в правовой сфере культуры занимает Постановле­ние Госдумы ФС РФ от 05.03.2000г N 1189-2 ГД "О проекте Федераль­ного Закона "О творческих работниках и творческих союзах". Этого закона давно ждут все работники культуры и искусства. Он определяет правоотношения государства с творческими работниками литературы и искусства, а также порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации их творческих союзов. Цель закона - обеспечить правовые гарантии и способствовать деятельности твор­ческих объединений в интересах развития литературы и искусства, сохранения художественных школ и традиций, повышения престижа творческих профессий в обществе, защиты прав творческих работни­ков на свободное самовыражение, правовые, материальные, социаль­ные и иные гарантии их конституционных прав.

Закон должен опре­делить правовой статус творческого работника, а также правовой статус специфического вида общественного объединения - творчес­кого союза, порядок его создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, его правоотношения с органами государственной власти и органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими и физическими лицами. К сожалению, работа над про­ектом закона идет очень трудно, до настоящего времени он не при­нят.

В 1992-1993гг возникали острые проблемы в связи с передачей памятников истории и культуры в собственность Церкви. Нередко выселяемым из этих зданий учреждениям культуры не пре­доставлялись необходимые для продолжения их работы помещения. В мае 1997г было принято постановление Правительства, устанав­ливающее порядок передачи религиозным объединениям имущества, относящегося к федеральной собственности. Этот порядок учитывает интересы учреждений культуры и обеспечения охраны историко-куль­турного наследия. Среди наиболее значимых документов, принятых Правительст­вом, следует выделить также:

"Положение о лицензировании отдельных видов деятельности на памятниках истории и культуры";

"Положение о порядке приватизации памятников истории и культуры";

"Положение об основах хозяйственной деятельности организа­ций культуры и искусства".

Принятие последнего положения имеет особое значение. До этого учреждения культуры работали согласно документу, принятому еще в 1989г комиссией под руководством Л.И.Абалкина при Со­вете Министров России. После принятия множества законодательных актов об основах хозяйствования в условиях рыночной экономики крайне важно было юридически закрепить те права, которыми сейчас пользуются учреждения культуры. Это и было сделано благодаря принятию нового положения.

 

1.3             Характерные особенности разработки региональной политики в области культуры

 

Для настоящего времени характерен процесс самоорганизации провинции, сущность которого заключается в фактическом самоопре­делении регионов, в самостоятельном выборе ими своих моделей развития. Процесс этот пока преимущественно спонтанный, однако, в его рамках рождается, а правильнее сказать - возрождается иде­ология регионализма.

Региональная политика понимается как деятельность государс­тва по регулированию экономического, социального, этнополитичес­кого развития страны в пространственном (региональном) аспекте. Из этого следует, что такая политика должна строиться дифферен­цированно [42.С.2-12].

С одной стороны, под "регионом" понимается географическое пространство (территория), отличающаяся совершенно определенным характером направления развития всех его структур - экономичес­ких, этнических, демографических, социокультурных и др.[20.С.75-82]. При этом отмечается, что территория региона может совпадать или не совпадать с национально-территориальными или административны­ми границами.

С другой стороны, под "регионом" подразумевается совокуп­ность административных единиц. Поскольку территориальное начало федеративного устройства России является абсолютным, то в этом аспекте все субъекты Федерации выступают как регионы [20.С.75-82.], чем и обусловлено применение термина "региональная система культуры" при рассмотрении вопросов совершенствования системы управления в сфере культуры Оренбургской области.

Основной смысл государственной региональной политики заклю­чается в переломе идеологии иждивенчества и зависимости от Цент­ра (федеральных органов власти), формирование опережающих техно­логий социально-культурного и научно-технического развития в ре­гионах России.

Сразу следует отметить, что будущее социальных систем, в том числе культурных, отличается высокой степенью неопределенности, и прогнозирование его крайне затруднительно, но и крайне необхо­димо.

Необходимость разработки новой государственной региональной политики обусловлена следующими факторами:

1. развалом командно-административной системы управления и ут­ратой сложившихся в старой системе принципов взаимодействия центра с регионами;

2. несогласованностью государственных и региональных структур управления в проведении рыночных реформ по вертикали и горизон­тали;

3. деформацией логики ценностных ориентаций: система интересов (частных, коллективных, региональных, государственных) не имеет пока единого критерия.

Необходимость формирования региональной системы культуры и новой системы управления ею вытекает из ситуации, сложившейся в экономической, кадровой и социальной политике и характеризующей­ся следующим:

1. Возрастают финансовые потребности культуры, а государс­твенное финансирование данной сферы все еще происходит по оста­точному принципу. Решение рассматриваемой проблемы в рамках ре­гиональной системы позволит распределять интегрированные средс­тва, поступающие из бюджета и прочих источников в состав единого регионального фонда финансирования, наиболее рационально и эф­фективно.

2. Жестко регламентированный жизненный путь человека в усло­виях унитарного государства сегодня постепенно начинает сменять­ся собственной стратегией личности, принимаемой в условиях выбо­ра.  Образуется все больший разрыв между государственными и лич­ными планами человека [16. С.18-28].

3. Происходящие структурные и содержательные изменения в сфере культуры приводят к изменению всей модели управления и стиля управления. Отношения между органами управления федераль­ного, регионального и местного уровней строятся на основе новых моделей управления, одним из механизмов, реализации которых явля­ются соглашения, заключенные между органами исполнительной влас­ти субъектов Российской Федерации и Минкультуры России. Стиль управления культурным процессом приобретает системный уровень.

Министерство культуры России начало активно развивать вер­тикальные связи, определялся характер взаимодействия между феде­ральными и региональными органами власти. Они строились на парт­нерской основе и были, как правило, достаточно конструктивными. Стали заключаться соглашения о культурном сотрудничестве между Министерством культуры РФ, ее субъектами и их межрегиональными формированиями

С Оренбургской областью был подписан протокол от 20.03.99г №17 "О совместном финансировании организаций и проведении работ по Федеральной программе "Сохранение и развитие культуры и ис­кусства в 1999г"(от 20.03.99г.№17) . По протоколу предусмот­рено выделение 1170,0 млн.рублей, выделено 930,6 млн.руб.(79,6%). На 2000г действие Протокола было продлено. Однако из запланированных 1350,0 млн.руб. выделено 70,0 или 5,2%. В последующие годы Министерство отказало области в подпи­сании договора.

Как показывает практика, всякое обновление начинается с из­менений в первую очередь формальных характеристик, и не всегда вслед за этим идут изменения по существу. В сфере социального управления формализм проявляется в бюрократизме, в преклонении перед буквой закона при полном пренебрежении к его смыслу и ду­ху.

 



2 глава.doc

— 137.50 Кб (Открыть, Скачать)

3 глава.doc

— 50.50 Кб (Открыть, Скачать)

введение.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

заключение.doc

— 32.50 Кб (Открыть, Скачать)

содержание.doc

— 32.50 Кб (Открыть, Скачать)

список используемых источников.doc

— 36.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Управление культурой в регионе, городе