Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:35, курсовая работа
Основная цель состоит в разработке и обосновании подходов к реформированию региональной системы управления культурой.
ВВЕДЕНИЕ
4
Глава 1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ
1.1 Основные подходы к осуществлению социальной политики в условиях социально-экономических реформ
7
1.2 Развитие законодательства в области культуры
11
1.3 Характерные особенности разработки региональной политики в области культуры
16
Глава 2 АНАЛИЗ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Состав социокультурной сферы области
19
2.2 Реализация организационной и нормативно-законодательной деятельности в области культуры
21
2.3 Реализация программно-целевого подхода на региональном уровне
28
Глава 3. ПОДХОДЫ К РЕФОРМИРОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРОЙ
35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
47
В октябре 1999г утверждено Положение о данном Совете, его состав. Это постоянно действующий консультативный орган, информирующий Президента РФ о процессах, происходящих в области культуры и искусства и обеспечивающий взаимодействие Президента Российской Федерации с организациями и деятелями культуры и искусства. Одна из основных задач Совета - подготовка предложений Президенту РФ по определению направлений государственной политики в области культуры и искусства и конкретных мер по ее реализации.
Кинематография России является неотъемлемой частью культуры и искусства, должна сохраняться и развиваться при поддержке государства. Закон РФ от 22.08.99г №126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии в Российской Федерации" определил основные направления деятельности государства по сохранению и развитию кинематографии и установил порядок государственной поддержки кинематографии.
В целях дальнейшего развития отрасли Постановлением Правительства РФ 18 декабря 2000г принимается Концепция развития кинематографии Российской Федерации до 2008г.
Важное место в правовой сфере культуры занимает Постановление Госдумы ФС РФ от 05.03.2000г N 1189-2 ГД "О проекте Федерального Закона "О творческих работниках и творческих союзах". Этого закона давно ждут все работники культуры и искусства. Он определяет правоотношения государства с творческими работниками литературы и искусства, а также порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации их творческих союзов. Цель закона - обеспечить правовые гарантии и способствовать деятельности творческих объединений в интересах развития литературы и искусства, сохранения художественных школ и традиций, повышения престижа творческих профессий в обществе, защиты прав творческих работников на свободное самовыражение, правовые, материальные, социальные и иные гарантии их конституционных прав.
Закон должен определить правовой статус творческого работника, а также правовой статус специфического вида общественного объединения - творческого союза, порядок его создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, его правоотношения с органами государственной власти и органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими и физическими лицами. К сожалению, работа над проектом закона идет очень трудно, до настоящего времени он не принят.
В 1992-1993гг возникали острые проблемы в связи с передачей памятников истории и культуры в собственность Церкви. Нередко выселяемым из этих зданий учреждениям культуры не предоставлялись необходимые для продолжения их работы помещения. В мае 1997г было принято постановление Правительства, устанавливающее порядок передачи религиозным объединениям имущества, относящегося к федеральной собственности. Этот порядок учитывает интересы учреждений культуры и обеспечения охраны историко-культурного наследия. Среди наиболее значимых документов, принятых Правительством, следует выделить также:
"Положение о лицензировании отдельных видов деятельности на памятниках истории и культуры";
"Положение о порядке приватизации памятников истории и культуры";
"Положение об основах хозяйственной деятельности организаций культуры и искусства".
Принятие последнего положения имеет особое значение. До этого учреждения культуры работали согласно документу, принятому еще в 1989г комиссией под руководством Л.И.Абалкина при Совете Министров России. После принятия множества законодательных актов об основах хозяйствования в условиях рыночной экономики крайне важно было юридически закрепить те права, которыми сейчас пользуются учреждения культуры. Это и было сделано благодаря принятию нового положения.
1.3 Характерные особенности разработки региональной политики в области культуры
Для настоящего времени характерен процесс самоорганизации провинции, сущность которого заключается в фактическом самоопределении регионов, в самостоятельном выборе ими своих моделей развития. Процесс этот пока преимущественно спонтанный, однако, в его рамках рождается, а правильнее сказать - возрождается идеология регионализма.
Региональная политика понимается как деятельность государства по регулированию экономического, социального, этнополитического развития страны в пространственном (региональном) аспекте. Из этого следует, что такая политика должна строиться дифференцированно [42.С.2-12].
С одной стороны, под "регионом" понимается географическое пространство (территория), отличающаяся совершенно определенным характером направления развития всех его структур - экономических, этнических, демографических, социокультурных и др.[20.С.75-82]. При этом отмечается, что территория региона может совпадать или не совпадать с национально-территориальными или административными границами.
С другой стороны, под "регионом" подразумевается совокупность административных единиц. Поскольку территориальное начало федеративного устройства России является абсолютным, то в этом аспекте все субъекты Федерации выступают как регионы [20.С.75-82.], чем и обусловлено применение термина "региональная система культуры" при рассмотрении вопросов совершенствования системы управления в сфере культуры Оренбургской области.
Основной смысл государственной региональной политики заключается в переломе идеологии иждивенчества и зависимости от Центра (федеральных органов власти), формирование опережающих технологий социально-культурного и научно-технического развития в регионах России.
Сразу следует отметить, что будущее социальных систем, в том числе культурных, отличается высокой степенью неопределенности, и прогнозирование его крайне затруднительно, но и крайне необходимо.
Необходимость разработки новой государственной региональной политики обусловлена следующими факторами:
1. развалом командно-административной системы управления и утратой сложившихся в старой системе принципов взаимодействия центра с регионами;
2. несогласованностью государственных и региональных структур управления в проведении рыночных реформ по вертикали и горизонтали;
3. деформацией логики ценностных ориентаций: система интересов (частных, коллективных, региональных, государственных) не имеет пока единого критерия.
Необходимость формирования региональной системы культуры и новой системы управления ею вытекает из ситуации, сложившейся в экономической, кадровой и социальной политике и характеризующейся следующим:
1. Возрастают финансовые потребности культуры, а государственное финансирование данной сферы все еще происходит по остаточному принципу. Решение рассматриваемой проблемы в рамках региональной системы позволит распределять интегрированные средства, поступающие из бюджета и прочих источников в состав единого регионального фонда финансирования, наиболее рационально и эффективно.
2. Жестко регламентированный жизненный путь человека в условиях унитарного государства сегодня постепенно начинает сменяться собственной стратегией личности, принимаемой в условиях выбора. Образуется все больший разрыв между государственными и личными планами человека [16. С.18-28].
3. Происходящие структурные и содержательные изменения в сфере культуры приводят к изменению всей модели управления и стиля управления. Отношения между органами управления федерального, регионального и местного уровней строятся на основе новых моделей управления, одним из механизмов, реализации которых являются соглашения, заключенные между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Минкультуры России. Стиль управления культурным процессом приобретает системный уровень.
Министерство культуры России начало активно развивать вертикальные связи, определялся характер взаимодействия между федеральными и региональными органами власти. Они строились на партнерской основе и были, как правило, достаточно конструктивными. Стали заключаться соглашения о культурном сотрудничестве между Министерством культуры РФ, ее субъектами и их межрегиональными формированиями
С Оренбургской областью был подписан протокол от 20.03.99г №17 "О совместном финансировании организаций и проведении работ по Федеральной программе "Сохранение и развитие культуры и искусства в 1999г"(от 20.03.99г.№17) . По протоколу предусмотрено выделение 1170,0 млн.рублей, выделено 930,6 млн.руб.(79,6%). На 2000г действие Протокола было продлено. Однако из запланированных 1350,0 млн.руб. выделено 70,0 или 5,2%. В последующие годы Министерство отказало области в подписании договора.
Как показывает практика, всякое обновление начинается с изменений в первую очередь формальных характеристик, и не всегда вслед за этим идут изменения по существу. В сфере социального управления формализм проявляется в бюрократизме, в преклонении перед буквой закона при полном пренебрежении к его смыслу и духу.