Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 12:15, курсовая работа
Итак, актуальность рассматриваемой мной темы состоит в том, что управление конфликтами в организации очень важный и мощный рычаг в управлении успешностью всего предприятия, отсюда вытекает цель – как научится управлять конфликтами и направлять их, если это возможно, на благо организации. Для этого решим следующие задачи: выясним что же такое конфликт, его виды, типы, исследуем поведение людей в конфликтных ситуациях и определим место руководителя на поле «военных действий» персонала.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ……………………………….5
1.1. ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ……………………………………………………...6
1.2. ТИПЫ КОНФЛИКТОВ…………………………………………………………...9
2. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ……………………………………………….16
2.1. ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ КОНФЛИКТОВ В СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ…………………………………………………………………....19
2.2. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ КОНФЛИКТНЫХ СОТРУДНИКОВ ………………….20
3. ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ…………….……..23
3.1. РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ В УПРАВЛЕНИИ КОНФЛИКТАМИ………….….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………....37
Личный пример руководителя в преодолении конфликтов и стрессов. Имея в виду личный пример, в первую очередь отметим, что руководитель должен обладать качествами, которые в общем виде можно охарактеризовать следующим образом:
человек
высокой культуры поведения, владеющий
знаниями и навыками в области
этики деловых отношений.[13-
Залогом
планомерной и без
Неотъемлемой составной частью указанных функций управления является выполнение руководителем задач координационного характера:
искренним желанием руководителя на деле содействовать сотрудникам.[13-207 c.]
Качественное выполнение указанных общих и координационные функций немыслимо без владения руководителем широкими и основательными знаниями в области своей профессиональной деятельности. Кроме того, для поддержания благоприятного социально-психологического климата в коллективе руководителю необходимо пользоваться юридическими знаниями по трудовым отношениям. Знать их основы, своевременно обращаться к соответствующим справочникам или специалистам-консультантам — важное условие эффективного личного примера руководителя.
Перечисленные выше качества характеризуют руководителя как хорошего организатора трудового процесса и компетентного специалиста в своей области. Наличия этих качеств еще недостаточно для того, чтобы руководитель личным примером способствовал предупреждению и преодолению конфликтов и стрессов в коллективе.
Несомненно, любой руководитель должен быть в определенной степени психологом. Это предполагает определенную сумму знаний, на которой основываются навыки поведения руководителя по отношению к подчиненным. Такого рода знания обычно включают представления об основных закономерностях межличностных отношений, проявляющихся в процессе управленческой деятельности.
Профессиональное
поведение руководителя требует
от него определенных специфических
знаний и навыков, которые во многих
случаях позволяют
Во-первых, знание способов профилактики, предупреждения и устранения конфликтов, а также обладание навыками практического использования указанных способов на практике.
Во-вторых, умение правильно вести деловую беседу. Выполнение руководителем главных требований при проведении беседы с сотрудниками — создание доброжелательной, доверительной обстановки, умение корректно и заинтересованно выслушать собеседника, способность руководителя воспринимать невербальную информацию во время беседы — это прямой путь к его участию в выявлении, предотвращении и разрешении конфликтов или стрессовых ситуаций.
Умение руководителя создать доброжелательную и конструктивную обстановку во время беседы — качество, которое способствует тому, что подчиненные сотрудники не будут замалчивать свои проблемы, а будут стремиться решить их имеете со своим руководителем. Более того, руководитель должен поощрять подобные обращения сотрудников. Практика проведения бесед эффективна в том случае, если она отличается периодичностью (даже вне зависимости оттого, назрели острые проблемы или нет).[11-57 c.]
В-третьих,
руководитель должен владеть навыками
проведения критического разбора деятельности
подчиненных сотрудников. Невыполнение
им правил критики, является распространенной
ошибкой, ведущей к обострению отношений
в коллективе, созданию конфликтной
или стрессовой ситуации. Критиковать
сотрудников - объективная необходимость
в работе любого руководителя. Но при
этом он должен показывать личный пример
корректного конструктивного
Очевидно,
что от качеств, которыми обладает руководитель,
зависит, может ли он быть для сотрудников
примером высокопрофессионального
поведения или, напротив, служить
наглядным свидетельством того, как
не надо руководит. Несомненно, что
руководитель участвует в управлении
конфликтами и стрессами как
делом, своими профессиональными действиями,
так и словом, всем своим обликом,
авторитетом, культурой поведения.
Существует семь правил устранения конфликта среди подчиненных:
1. Следите за информацией
Начальник должен обладать максимальной информацией о своем отделе. Постоянно инспектируйте работу подразделения и распределение зон ответственности сотрудников. Проверяйте, насколько справедливо распределение нагрузок, обязанностей и вознаграждений. Старайтесь максимально четко и конкретно отвечать на вопросы подчиненных о рабочем процессе, целях и задачах. Конфликты на работе чаще всего разгораются там, где есть недопонимание и неопределенность. Например, руководитель не смог толково объяснить сотрудникам, кто за что отвечает. Или на часть подчиненных легла основная нагрузка, а остальные пользуются сложившейся ситуацией и недорабатывают. В этом случае у многих возникает чувство несправедливости, ощущение, что все идет не так, как надо. В одной из московских страховых компаний в октябре сократили 14 опытных сотрудников, а на их место взяли молодых специалистов. При этом оставшихся «ветеранов» попросили заняться обучением новичков. «Старики» невзлюбили своих учеников. Конфликты быстро переросли в противостояние двух группировок. Напряжение удалось сбить лишь благодаря тому, что молодежь равномерно распределили между отделами опытных работников. Руководство выстроило схему работы таким образом, что противники вынуждены были работать в связке на достижение общей цели. Кроме того, начальники отделов следили за тем, чтобы все сотрудники четко знали объем своей работы и понимали, почему он именно таков.
2. Поторопитесь с разговором
Если вы не смогли уследить за своими людьми и конфликт все-таки разгорелся, не прячьте голову в песок, постарайтесь как можно быстрее поговорить с обоими его участниками. В случае когда подчиненные равны по рангу и статусу, разговор лучше провести втроем, а не с каждым по отдельности. Так вы выслушаете позиции обеих сторон и дадите понять, что не сочувствуете ни тому, ни другому.
3. Выслушайте обе стороны
Начать разговор нужно с заявления: «Вы оба для меня ценны и оба нужны компании. Возможно, причина ваших разногласий - моя ошибка. Вас я ни в чем не виню. Давайте спокойно разберем факты и аргументы каждого». Этой короткой речью вы должны успокоить людей и настроить на конструктивный разговор. Не давайте «недругам» уходить в эмоции и брызгать слюной. Возьмите на себя роль ведущего и контролируйте ход беседы.
Помните, что единственная цель разговора «на троих» - выявление той самой неопределенности или несправедливости, из-за которой и разгорелись страсти. Не поддавайтесь эмоциональному давлению со стороны сотрудников.
В конце беседы поблагодарите стороны за полученную информацию и конструктивный тон дискуссии и объявите, что для принятия решения вам потребуется небольшая пауза - желательно назвать конкретное время оглашения решения. Дайте понять, что в любом случае оно не будет носить карательный характер.
4. Не затягивайте с решением
Не тяните с принятием решения. Подумайте, как лучше всего перераспределить работу или изменить в ней что-то, чтобы исчезла сама причина конфликта. Не обсуждайте его с другими подчиненными, особенно с рассорившимися сотрудниками, и воздержитесь от промежуточных комментариев.
5. Учитывайте интересы всех
Не забудьте, что из-за изменений в работе не должны пострадать интересы других работников. В противном случае получите новые неприятности. Если для решения проблемы вам приходится затронуть интересы третьей стороны, привлеките ее к обсуждению ситуации. Так вы избежите дополнительных вопросов.
Постарайтесь поставить себя на место каждого из противников. Ваше решение не должно явно быть на руку одному из них. В этом случае второй обязательно почувствует себя проигравшим, и начнутся новые дрязги. Если вы не можете погасить конфликт, не ущемив при этом интересы кого-то из участников, подумайте, чем компенсировать невыгодное решение. Считаете, что подчиненный не слишком важен для вас, и готовы игнорировать его ворчание и возмущение - действуйте, как задумали. Ведь сотрудники могут преувеличивать свои страдания, чтобы выбить из вас дополнительные поблажки.
6. Прислушайтесь к предложениям сторон
Придумав выход, снова соберите участников конфликта и расскажите им о своем решении. Оно не должно прозвучать как окончательный приговор. Выслушайте возражения сторон. Возможно, они сами предложат какие-либо уточнения или скорректируют ваш взгляд на проблему. Учитывая мнения сторон, объявите окончательное решение.
7. Управляйте конфликтами
Руководитель должен не избегать конфликтов, а управлять ими. Худшее, что вы можете сделать, - запретить подчиненным ссориться. Поступив так, вы рискуете потерять контроль над коллективом, потому что сотрудники начнут скрывать свои раздоры. Вы потеряете ориентацию и выпустите нити управления из своих рук.
Предотвращение
конфликта, называемое порой «профилактикой»,
как способ избежать его в самом
начале – возможно лишь в случае
весьма успешного применения манипуляции,
дающей эффект только на время, и по
существу конфликт не ликвидирующей, а
временно заглушающей. В этом случае
он проявится позже, и неизвестно,
будет ли это более выгодно
инициатору манипуляции, так как
затем последует (не может не последовать)
разрушительная по форме проявлений
эскалация конфликта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведения данной курсовой работы были достигнуты поставленные цели и задачи, а именно: теоретически дано определение конфликту; изучены типология и структура конфликтов; охарактеризованы причины, функции и динамика конфликтов; описан объект исследования, его структура, зарождение, развитие и пути разрешения конфликтов в нем. Рассмотрены личностные качества и межличностные отношения сотрудников организации как предмет работы.
В результате сделан вывод, о том, что конфликт – является сложным социальным явлением и процессом, исследованием и разрешением которого занимаются многие науки. Выведена классификация конфликтов.
Рассмотрены причины, объекты и функции. Главной причиной всегда выступает столкновение потребностей.
Как известно, существует 4 типа ума: концептуальный, эстетический, трудовой и социальный. У руководителя ум должен быть социальный, потому что его задача – развести конфликт с наименьшими потерями для всех сторон. Конфликт это не только столкновение сторон или мнений, это своеобразный выплеск всех копившихся внутри эмоций. Знающий руководитель должен перевести конфликт именно в эмоциональную разрядку, за которой последует новый прилив сил, идей и работоспособности.
Информация о работе Управление конфликтами в современных организациях