Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 12:15, курсовая работа
Итак, актуальность рассматриваемой мной темы состоит в том, что управление конфликтами в организации очень важный и мощный рычаг в управлении успешностью всего предприятия, отсюда вытекает цель – как научится управлять конфликтами и направлять их, если это возможно, на благо организации. Для этого решим следующие задачи: выясним что же такое конфликт, его виды, типы, исследуем поведение людей в конфликтных ситуациях и определим место руководителя на поле «военных действий» персонала.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ……………………………….5
1.1. ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ……………………………………………………...6
1.2. ТИПЫ КОНФЛИКТОВ…………………………………………………………...9
2. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ……………………………………………….16
2.1. ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ КОНФЛИКТОВ В СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ…………………………………………………………………....19
2.2. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ КОНФЛИКТНЫХ СОТРУДНИКОВ ………………….20
3. ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ…………….……..23
3.1. РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ В УПРАВЛЕНИИ КОНФЛИКТАМИ………….….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………....37
Рассмотрим конкретно каждую группу.
Внутриличностные методы воздействуют на отдельную личность и состоят в правильной организации своего собственного поведения, в умении высказать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны оппонента. Этот метод позволяет человеку отстоять свою позицию, не превращая оппонента в противника. Он позволяет высказать свое мнение о создавшейся ситуации, выразить принципиальные положения. Такой метод особенно полезен, когда человек желает передать что-то другому, но не хочет, чтобы тот воспринял это негативно и перешел в атаку.
Структурные методы воздействуют преимущественно на участников организационных конфликтов, возникающих из-за неправильного распределения функций, прав и ответственности, плохой организации труда, несправедливой системы мотивации и стимулирования работников и т.п. К таким методам, как уже отмечалось, относят: разъяснение требований к работе, использование координационных механизмов, разработку или уточнение общеорганизационных целей, создание обоснованных систем вознаграждения. Разъяснение требований к работе является одним из эффективных методов предотвращения и урегулирования конфликтов. Каждый работник должен четко представлять, в чем состоят его обязанности, ответственность, права.
Использование координационных механизмов заключается в задействовании структурных подразделений организации или должностных лиц, которые в случае необходимости могут вмешаться в конфликт и помочь разрешить спорные вопросы между конфликтующими сторонами.
Разработка или уточнение общеорганизационных целей позволяет объединить усилия всех сотрудников организации, направить их на достижение выдвинутых целей.
Создание обоснованных систем вознаграждения также может быть использовано для управления конфликтной ситуацией, поскольку справедливое вознаграждение позитивно влияет на поведение людей и позволяет избежать деструктивных конфликтов.
Межличностные методы предполагают, что при создании конфликтной ситуации или начале развертывания самого конфликта его участникам необходимо выбрать форму, стиль своего дальнейшего поведения, чтобы свести к минимуму ущерб своим интересам. К стилям конфликтного поведения относятся приспособление (уступчивость), уклонение, противоборство, сотрудничество и компромисс, принуждение и решение проблемы.
Решение проблемы означает признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти путь действий, приемлемый для всех сторон.
Управление конфликтом через решение проблемы осуществляется в следующем порядке.[10-315 c.]
1. Определите проблему
2.
После того как проблема
3.
Сосредоточьте внимание на
4.
Создать атмосферу доверия,
5.
Во время общения создать
минимуму проявление гнева и угроз.
Переговоры выполняют определенные функции, охватывая многие аспекты деятельности работников. Как метод решения конфликтов, переговоры представляют собой набор тактических приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых для конфликтующих сторон решений.
Ответные агрессивные действия — методы,
являющиеся крайне нежелательными
для преодоления конфликтных ситуаций.
Применение этих методов приводит к разрешению
конфликтной ситуации с позиции силы,
в том числе с использованием грубой силы,
насилия. Однако бывают ситуации, когда
разрешение конфликта возможно только
данными методами.
Практика показывает, что сложилась три направления (способа) управления конфликтами: уход от конфликта, подавление конфликта и собственно управление конфликтом.
Может оказаться эффективным метод быстрого решения. Суть его в том, что решение по проблеме, вызвавшей конфликт, принимается в самые короткие сроки, почти мгновенным соглашением. Это становится возможным в случаях:
Управления конфликтом наиболее рациональным и оправданным является использование всего управленческого механизма воздействия на конфликтную ситуацию и поведение участников конфликта.
Общие рекомендации по воздействию на конфликтную ситуацию могут быть сведены к следующему:
1.
Признать существование
2. Определить возможность переговоров. После признания существования
конфликта и невозможности его быстро решить целесообразно договориться о возможности проведения переговоров и уточнить, каких именно переговоров: с посредником или без него; кто может быть посредником, равно устраивающим конфликтующие стороны.
3.
Согласовать процедуру
4.
Выявить круг вопросов, составляющих
предмет конфликта. Проблема
5.
Разработать варианты решений.
Конфликтующие стороны
6.
Принять согласованное решение.
7. Реализовать принятое решение на практике.
В случаях, когда процесс совместных действий заканчивается только принятием проработанного и согласованного решения, а дальше ничего не происходит и не меняется, такое положение может вызвать другие, более сильные и продолжительные конфликты. Причины, вызвавшие первичный конфликт, не исчезают, а только усиливаются из-за невыполненных обязательств. Повторные переговоры проводить будет намного сложнее. Поэтому конфликтующие стороны должны продумать, как организовать выполнение принятого решения, определить задачи каждой из конфликтующих сторон в реализации результатов переговоров, зафиксировав в согласованном решении. Неумение разрядить конфликтную ситуацию, понять ошибки и просчеты может стать причиной постоянной напряженности. Нужно помнить, что конфликтом следует умело управлять до того, как он станет настолько сильным, что приобретет деструктивные свойства. Основная причина конфликта в том, что люди зависят друг от друга, каждому нужны сочувствие и понимание, расположение и поддержка другого, нужно, чтобы кто-то разделял его убеждения. Конфликт — это сигнал того, что произошло что-то неладное в коммуникациях между людьми либо появились какие-то существенные разногласия.[2-210 c.]
3.1. РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ В УПРАВЛЕНИИ КОНФЛИКТАМИ
B
улаживании конфликтов, при управлении
поведением персонала в
ранга и уровня лицо уже в силу своего служебного положения заинтересованное как в поддержке конфликтов функционально-позитивной
направленности, идущих на пользу общему делу, так и в предупреждении, быстрейшем преодолении деструктивных конфликтов, наносящих своими
негативными последствиями ущерб совместной работе.
Нужно иметь в виду, что руководитель в условиях конфликта может оказаться в двух положениях — либо субъекта, прямого участника конфликта, либо посредника, арбитра, выступающего примирителем противостоящих сторон.
Как субъект конфликта руководитель оказывается в роли одного из оппонентов, отстаивающих свою точку зрения, определенные интересы и занимаемую позицию в отношениях с подчиненными ему людьми или партнерами по деловым связям из других подразделений (организаций). Чаще всего непосредственным участником конфликтного противостояния руководитель становится в тех ситуациях, когда нарушает служебную этику, отступает от норм трудового законодательства или допускает несправедливую оценку работы и поведения подчиненных.
К нарушениям служебной этики относятся такие негативные свойства, как грубость, высокомерие и неуважение, выказываемое людям; невыполнение обещаний и любой обман; злоупотребление своим положением, утаивание невыгодной для себя информации, нетерпимость к мнению других, отличающемуся от собственного и т.п.
Те конфликты, что связаны с отступлениями от трудового законодательства Российской Федерации, обнаруживают, с одной стороны, правовую неграмотность, а с другой — попытки некоторых руководителей (особенно из числа недобросовестных предпринимателей) обойти закон, проявить самовольство.
Несправедливость
со стороны руководителя в оценке
работы и поведения своих подчиненных
проявляется, в частности, в практике
применения поощрений и наказаний,
установления должностных окладов
и размеров дополнительных выплат,
заполнения вакансий. Взятые из жизни
примеры подтверждают, что необъективность
руководителя, вызывающая конфликт, может
быть следствием как заниженной, так
и завышенной оценки деятельности и
поведения подчиненных
Информация о работе Управление конфликтами в современных организациях