Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 12:15, курсовая работа
Итак, актуальность рассматриваемой мной темы состоит в том, что управление конфликтами в организации очень важный и мощный рычаг в управлении успешностью всего предприятия, отсюда вытекает цель – как научится управлять конфликтами и направлять их, если это возможно, на благо организации. Для этого решим следующие задачи: выясним что же такое конфликт, его виды, типы, исследуем поведение людей в конфликтных ситуациях и определим место руководителя на поле «военных действий» персонала.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ……………………………….5
1.1. ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ……………………………………………………...6
1.2. ТИПЫ КОНФЛИКТОВ…………………………………………………………...9
2. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ……………………………………………….16
2.1. ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ КОНФЛИКТОВ В СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ…………………………………………………………………....19
2.2. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ КОНФЛИКТНЫХ СОТРУДНИКОВ ………………….20
3. ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ…………….……..23
3.1. РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ В УПРАВЛЕНИИ КОНФЛИКТАМИ………….….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………....37
2. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ
Для того чтобы управлять конфликтами, нужно понимать причины их возникновения, механизмы развития, знать способы управления конфликтами. Под управлением конфликтами специалисты понимают систему целенаправленных воздействий для устранения или минимизации причин, пор
Эффективность управления производственными конфликтами зависит от квалификации менеджера, от его профессионального и жизненного опыта, от личностных особенностей и т. п. В то же время управлению конфликтами можно и нужно учиться, для менеджеров это обязательная компетенция. Зная признаки возникновения конфликтной ситуации, закономерности развития конфликтов, методы и процедуры поиска решений, менеджер сможет гораздо эффективнее справляться со сложными управленческими проблемами. Исследования специалистов показывают, что результативность управления конфликтом зависит и от того, на каком этапе менеджер включается в процесс поиска решения.
Так, если менеджер «входит в управление конфликтом» в начальной фазе, вероятность успешного разрешения составляет около 92%; если на фазе подъема — 46%, на стадии пика — менее 5%, на стадии спада — около 20%, на стадии вторичного периода роста — менее 7%, на стадии вторичного пика — менее 2%.
Традиционно конфликты воспринимаются как крайне негативные явления, поэтому многие люди стремятся избегать их любым способом. Но конфликт — всего лишь одна из форм человеческих взаимоотношений; поведение людей в конфликтной ситуации регулируется в соответствии с принятыми групповыми и культурными нормами.[22]
С негативными последствиями конфликтов мы, действительно, сталкиваемся чаще всего. К «негативу» относится:
Но последствия конфликтов могут быть и позитивными:
Конфликт вызывают противоречия — субъективные и объективные. Но не всякие противоречия перерастают в конфликт, а только те, в основе которых лежат несовместимые интересы, потребности или ценности.
Несовместимость интересов не всегда вызывает конфликт. Более того, даже полная совместимость интересов не избавляет от риска возникновения конфликта (что подтверждают распавшиеся коммерческие альянсы). Также и сама по себе несовместимость потребностей и ценностей не является прямой причиной конфликтов.
В основе человеческой активности лежат потребности. Актуализированные потребности выступают мотивами человеческой деятельности. Результаты деятельности позволяют удовлетворить потребности. Если поведение каждого человека всегда направлено на удовлетворение потребностей, то стремление людей удовлетворить одинаковую потребность при недостатке ресурсов, способных удовлетворить эту потребность, приводит к ситуации конфликта.
Справедливое утверждение о том, что потребности побуждают человека искать способы их удовлетворения, надо дополнить немаловажным уточнением: эти способы человек выбирает в соответствии со своими индивидуально-типологическими особенностями. К таким особенностям относятся:
Индивидуальные особенности человека определяют, с какой настойчивостью он стремится удовлетворить свои потребности, насколько умеет контролировать и регулировать свое поведение. Зная эти особенности, можно прогнозировать:
Количество вариантов поведения человека
в конфликтной ситуации увеличивается,
если мы рассматриваем взаимодействие
нескольких людей, так как добавляется
взаимное влияние участников конфликта
на поведение друг друга. Поэтому развитие
взаимоотношений зависит и от сочетания
в группе людей различных психологических
типов, и от особенностей субъективного
восприятия ими ситуации и друг друга.[22]
2.1.
ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ
Как и обычный конфликт, производственный (в рамках организации) проходит в своём развитии несколько стадий.[16-137 c.]
На стадии зарождения производственный конфликт ещё внешне скрыт, развивается на психологическом уровне, но его стараются всеми силами избежать или загнать вовнутрь. Признаки неблагополучия – увеличение числа неявок на работу, времени отсутствия на рабочем месте, безразличие к своим обязанностям, использование официального способа уклонения от работы, рост пьянства, наркомании. [20-42 c.]
Руководители не всегда чувствуют приближение конфликта и даже если
сознают наличие проблемы, часто реагируют неадекватно (принимают поверхностные решения, бездействуют).
На стадии развёртывания конфликта нарушения работы ещё нет, но социальная напряжённость усиливается: распространяются слухи, процветают хищения, бесхозяйственность, активизируются профсоюзы, люди переходят к забастовкам.
На
стадии расцвета конфликта активные
действия достигают апогея. Расцветает
эмоциональный накал: выдвигаются
эмоциональные лидеры и большинство
сотрудников полностью или
На стадии угасания ресурсы отдельных сторон постепенно исчерпываются либо они приходят к соглашению. Возобновляется нормальная работа.
Объективный конфликт завершается после ликвидации (самоликвидации) объекта, потери его значения для сторон в силу изменившихся обстоятельств, оставление у одного из оппонентов при устранении остальных. Если ничего этого не происходит и противостояние затягивается, начинают работать различные психологические механизмы, превращающие объективный конфликт в субъективный.
С
субъективными конфликтами
В зависимости от конкретной ситуации в результате конфликта будет осуществлена перестройка организации (изменение целей, структуры, системы управления, способов деятельности); произойти распад или обновление коллектива, кадровые перестановки; найден «козёл отпущения» – один или несколько человек, на кого свалят вину за все проблемы и постараются уволить, успокоив или запугав этим остальных.[16-280 c.]
2.2. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ КОНФЛИКТНЫХ СОТРУДНИКОВ
Профилактика
конфликтов требует от руководителя
не только знания способов воздействия
на коллективную, групповую психологию,
но и знания особенностей индивидуальной
психологии, умения влиять на поведение
отдельных людей. При этом важно
учитывать, что существуют психологические
типы, играющие особую роль в генерировании
конфликтов, выделяющиеся некоторыми
специфическими чертами характера.
Их иногда называют конфликтными личностями.
Среди них встречаются и такие,
за которыми по всей их жизни тянется
шлейф разнообразных
Выделяют
шесть типов «конфликтных»
1) демонстративные, стремящиеся быть в центре внимания, становящиеся инициаторами споров, в которых проявляют излишние эмоции;
2) ригидные,
обладающие завышенной
3) неуправляемые,
отличающиеся импульсивностью,
4) сверхточные,
характеризующиеся излишней
5) целенаправленно
конфликтные, рассматривающие
6) бесконфликтные,
которые своим стремлением
В то же время конфликтные личности, попав в благоприятную ситуацию, часто не проявляют себя таковыми.[7- 75 c.]
Решение проблемы конфликтных личностей
является одной из сложных задач, возникающих
перед руководителем. Конечно, может показаться,
что проще всего ее решить, избавившись
от личностей подобного рода. Но на практике
это далеко не всегда оказывается возможным,
в силу тех причин, о которых речь шла выше.
Поэтому наиболее приемлемым способом
нейтрализации негативных воздействий
со стороны конфликтных личностей является
формирование в организации устойчивого
нравственно-психологического климата,
способного надежно противостоять любым
негативным тенденциям.[4-120 c.]
3.
ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ
Управление конфликтами — это процесс целенаправленного воздействия на
персонал организации с целью устранения причин, породивших конфликт, и приведения поведения участников конфликта в соответствие со сложившимися нормами взаимоотношений.
Существует множество методов управления конфликтами. Укрупненно их можно разделить на несколько групп, каждая из которых имеет свою область применения:[1-402 c.]
Информация о работе Управление конфликтами в современных организациях