Управление качеством продукции предприятия как основной аспект конкурентоспособности фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов по вопросу управления качеством продукции.
Объектом исследования является Открытое Акционерное Общество "Хлебозавод №2".
Предметом исследования в настоящей работе является система управления качеством и процесс управления качеством предприятия, ориентированный на повышение конкурентоспособности предприятия.

Содержание

Введение
Глава 1. Качество продукции и управление им - как основной элемент конкурентоспособности предприятия
1.1 Сущность и роль качества
1.2 Значение управления качеством, в условиях рыночной экономики
1.3 Оценка уровня качества
Глава 2. Управления качеством продукции в ОАО "Хлебозавод №2"
2.1 Общая характеристика ОАО "Хлебозавод №2"
2.2 Состояние управления качеством продукции в ОАО "Хлебозавод №2"
2.3 Анализ планирования и контроля качества выпускаемой продукции
Глава 3. Создание и обеспечение эффективности управления качеством продукции в ОАО "Хлебозавод №2"
3.1 Создание системы менеджмента качества
3.2 Обеспечение эффективности функционирования системы менеджмента качества производимой продукции
3.3 Совершенствование системы поощрения работников на предприятии
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 71.51 Кб (Скачать)

На предприятии  ОАО “Хлебозавод 2" необходимо создать  отдельную службу, по управлению качеством  продукции. Среди основных задач  службы качества должны быть:

1. Организация  работы по качеству, то есть  разработка и совершенствование  системы качества.

2. Разработка  политики и планирование качества.

3. Контроль  качества продукции и испытаний  готовой продукции.

4. Проведение  работ по стандартизации и  нормоконтролю.

5. Подготовка  мероприятий и организационно-распорядительных  документов в области качества, контроль и анализ их выполнения.

6. Проверки  функционирования системы качества.

7. Организация  работ по сертификации продукции  и системы качества.

8. Методическое  руководство при обучении персонала  вопросам качества.

9. Методическое  обеспечение и координация работ  подразделений в системе качества.

10. Организация  деятельности "кружков качества".

Для эффективного управления качеством необходимо, чтобы  на ОАО “Хлебозавод 2" постоянно  проводились проверки функционирования системы качества, которые могут  проводиться самим поставщиком (внутренние проверки), его заказчиками или  независимыми органами.

ОАО “Хлебозавод 2" должен стремится выработать план для совершенствованию системы качества, которая предусматривала бы; проведение изменений в организации работ; внедрение более эффективных методов контроля и испытаний; улучшение технологического и метрологического обеспечения производства; применение новых форм и методов мотивации персонала; активизацию маркетинговой и рекламной деятельности; более тесное сотрудничество с поставщиками материалов; корректировку нормативных документов системы качества и "Руководства по качеству".

Необходимое условие эффективного функционирования системы в изменяющихся условиях - это совершенствование системы  качества по результатам внутренних проверок и самооценки предприятия.

3.3 Совершенствование  системы поощрения  работников на  предприятии

 

Необходимо  также предусмотреть совершенствование  системы поощрения работников за конкретно выполненную работу.

Так как  работа по производству товара осуществляется, как индивидуально, так и составом групп, бригад, составом временных трудовых коллективов (на период выполнения определённого  объёма работ), то чрезвычайно важно  руководителям различного уровня способствовать формированию или лично участвовать  в формировании здорового климата  в коллективе. Это может достигаться  за счёт:

справедливого распределения работ - в соответствии с достигнутым уровнем квалификации рабочих и уровнем работ;

поддержания необходимого уровня требовательности ко всем, без исключения, рабочим  и служащим независимо от личных взаимоотношений  с ними;

знания  и умелого использования особенностей характера рабочих и служащих.

Целесообразно привлекать рабочих и служащих для  решения конкретных вопросов, связанных  с повышением качества продукции. При  этом, внимательно прислушиваться к их мнению и реализовывать его в интересах качества продукции.

Важно учитывать психофизиологические особенности  человека. Ведь, в большинстве своём, ошибки вызываются наличием ряда факторов, в том числе и связанных  с временным отвлечением внимания исполнителя от выполнения работы.

Необходимо  внедрить систему материального  стимулирования, как мощный стимулятор деятельности.

Заключение

 

Во всем цивилизованном мире качество, во многом определяющее конкурентоспособность, является стратегической коммерческой составляющей любого производства, поэтому  ей должно уделяться приоритетное внимание на всех уровнях управления.

Оценить уровень качества продукции можно  по качественным и количественным признакам. Если они соответствуют стандартам, то продукцию следует сертифицировать.

Низкое (неконкурентоспособное) качество продукции - конкретная причина нежизнеспособности предприятия. Поэтому проблема качества осознается как стратегическая проблема всех предприятий. Способность предприятия  достигать своих целей, обеспечивая  конкурентоспособность выпускаемой  продукции, определяется действующей  на нем системой организации и  управления - системой управления качеством.

Управление  качеством на предприятии - это деятельность по обеспечению проектирования, изготовления и реализации товаров, обладающих достаточно высокой степенью полезности и удовлетворяющих  запросы потребителей.

На ОАО "Хлебозавод №2" нет отдела маркетинга и нет специального органа, который  бы занимался управлением качеством  продукции. Всеми этими вопросами  занимается специалист из экономического отдела.

Однако  на предприятии существуют проверки функционирования системы качества, которые могут проводится поставщиком (внутренние проверки), его заказчиками (второй стороной) и независимыми органами (третьей стороной).

На предприятии  осуществляется планирование качества выпускаемой продукции, то есть осуществляется установление конкретных заданий по выпуску продукции с требуемыми значениями показателей качества. Планирование повышения качества происходит на разных уровнях управления и этапах жизненного цикла изделий. В последние годы важным направлением планирования повышения  качества выпускаемой продукции  на предприятии является планирование подготовки выпускаемых изделий (работ, услуг), систем качества и производств к сертификации.

В ОАО "Хлебозавод №2" отсутствует специальное структурное  подразделение или отдельные  работники, которые профессионально  занимаются планированием качества продукции. Отсюда возникают трудности  в информационном и нормативном  обеспечении процессов планирования качества, встречаются методологические недостатки.

В деятельности рабочего коллектива ОАО "Хлебозавод №2" широко используется самоконтроль качества, но на предприятии отсутствует  координирующий штабной орган, который  выполняет функции по техническому контролю, осуществляет координацию  и организационно-методическое руководство  всеми работами по контролю и управлению качеством продукции.

Одно  из главных преимуществ самоконтроля качества заключается, в возможности  повсеместного внедрения на его  основе наиболее оперативных методов  и приемов технического контроля, способствующих своевременному обнаружению и быстрому исправлению брака.

Организация действий по управлению качеством выпускаемой  продукции на предприятиях предполагает разработку создание системы качества, а так же принятие мер по обеспечению  их эффективного функционирования. Поэтому  ОАО "Хлебозавод №2" были предложены рекомендации по созданию системы менеджмента  качества, соответствующих рекомендациям  стандартов ИСО 9000.

Разработка  системы качества состоит в том, чтобы определить, какие структуры  необходимо включить в систему качества и какие функции они должны выполнять, чтобы обеспечить требуемое  качество продукции, а затем разработать  необходимые нормативные документы  для выполнения этих функций.

Внедрение такой системы качества предполагает проведение внутренних проверок системы, при необходимости, ее доработку, чтобы  все подразделения предприятия  могли четко выполнять свои функции. Оценка системы качества после ее создания осуществляется с помощью  сертификации, которая проводится независимым  органом, для подтверждения соответствия системы стандартам ИСО 9000.

В соответствии с рекомендациями стандартов ИСО 9000 возглавлять систему качества и  отвечать за ее эффективное функционирование обязан представитель руководства  предприятия.

Функционирование  системы качества - это выполнение руководством и всеми подразделениями  своих функций и задач с  целью обеспечения качества выпускаемой  продукции.

Для эффективного функционирования системы на исследуемом  предприятии необходимо совершенствовать системы качества по результатам  внутренних проверок и самооценки предприятия, а так же необходимо создать систему  поощрения работников предприятия.

Целесообразно привлекать рабочих и служащих для  решения конкретных вопросов, которые  связанны с повышением качества выпускаемой  продукции. При этом, необходимо внимательно прислушиваться к их мнению и реализовывать его в интересах качества продукции.

Так же необходимо внедрить систему материального  стимулирования, как мощный стимулятор их деятельности на предприятии.

Библиографический список

 

Варакута С.А. Управление качеством продукции: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2005. - С. 209.

Воскобойников, В.М. Новые подходы к управлению качеством продукции / Экономика  и жизнь. - 1993. - дек. (№50) - С.15.

Гличев А.В. Качество продукции. Система управления. - М.: Прогресс, 2004. - С.64.

Гличев А.В. Полная схема механизма управления качеством продукции / Стандарты и качество. - 1995. - №5. - С.53.

Ильенкова С.Д. и др. Управление качеством: Учебник / Под ред. С.Д. Ильенковой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005. - С.343.

Ильин И.А. Собр. Сом. В 10 т Т.1. - М.: Русская  книга, 1993. С.53

Лапидус В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях. - М.: Новости, 2004. С 14.

Ляшецкий А.П. Управление качеством продукции. - М.: Изд-во МГУ, 2004. С 123-140.

Мазур И.И. Управление качеством: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Омега-Л, 2006. С 65-70.

Мишин В.М. Управление качеством. Вып.2. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - стр7-16, 44-49, 155-169.

Пичугин К.В. Принцип "постоянного улучшения" в стандартах ИСО 9000 версии 2000 года // Сертификация. 2001. № 4. С.11-16.

Фомин В.Н. Квалиметрия. Управление качеством. М.: ИНФРА-М, 2005 г. - 384 с.

Ханжина В., Попов Е. Структура рыночного  потенциала предприятия // Проблемы теории и практики управления - 2004. - № 6. - С.118-123.

Хорев А.И. и др. Мониторинговый анализ как информационная основа социально-экономического управления предприятием (на примере Воронежской области) // Менеджмент в России и за рубежом. - 2006. - № 4. - С.38 - 55.

Швец  В.Е. "Менеджмент качества"в системе современного менеджмента. // Стандарты и качество. 1997. №6 с 48-50.

"Экономические  и правовые реформы в РФ. Проблемы  и перспективы", сборник научных  работ, Москва, 2000 г., С.162.

Воронежский Хлебозавод № 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа - allinform/fid36/cat412451/org3513744.html

Информация  о предприятии. [Электронный ресурс]. Режим доступа - web. vrn/hleb2/main.html

ОАО "Хлебозавод №2. [Электронный ресурс]. Режим доступа - russianfood/item160/

Общие понятия управления качеством. [Электронный  ресурс]. Режим доступа - aup/books/m93/2_1. htm

Особенности формирования ассортимента. [Электронный  ресурс]. Режим доступа - hlebprod/text.html? text=46&heads=1

Оценка  качества. Структура квалитологии. [Электронный ресурс]. Режим доступа - klubok/article244.html

Хлебушек  вкусный “Домашний" с фирменным  знаком “Номер два" [Электронный  ресурс]. Режим доступа -

businesspress/newspaper/article_mId_39_aId_139840.html

1 «Экономические  и правовые реформы в РФ. Проблемы  и перспективы», сборник научных  работ, Москва, 2000 г., стр. 152.

2 Ханжина  В., Попов Е. Структура рыночного  потенциала предприятия // Проблемы  теории и практики управления  – 2004. - № 6. - С. 119.

Информация о работе Управление качеством продукции предприятия как основной аспект конкурентоспособности фирмы