Управление качеством продукции предприятия как основной аспект конкурентоспособности фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов по вопросу управления качеством продукции.
Объектом исследования является Открытое Акционерное Общество "Хлебозавод №2".
Предметом исследования в настоящей работе является система управления качеством и процесс управления качеством предприятия, ориентированный на повышение конкурентоспособности предприятия.

Содержание

Введение
Глава 1. Качество продукции и управление им - как основной элемент конкурентоспособности предприятия
1.1 Сущность и роль качества
1.2 Значение управления качеством, в условиях рыночной экономики
1.3 Оценка уровня качества
Глава 2. Управления качеством продукции в ОАО "Хлебозавод №2"
2.1 Общая характеристика ОАО "Хлебозавод №2"
2.2 Состояние управления качеством продукции в ОАО "Хлебозавод №2"
2.3 Анализ планирования и контроля качества выпускаемой продукции
Глава 3. Создание и обеспечение эффективности управления качеством продукции в ОАО "Хлебозавод №2"
3.1 Создание системы менеджмента качества
3.2 Обеспечение эффективности функционирования системы менеджмента качества производимой продукции
3.3 Совершенствование системы поощрения работников на предприятии
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 71.51 Кб (Скачать)

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По дисциплине “Основы менеджмента” 
 

Введение

Глава 1. Качество продукции  и управление им - как основной элемент  конкурентоспособности  предприятия

1.1 Сущность и роль  качества

1.2 Значение управления  качеством, в условиях  рыночной экономики

1.3 Оценка уровня  качества

Глава 2. Управления качеством  продукции в ОАО "Хлебозавод №2"

2.1 Общая характеристика  ОАО "Хлебозавод  №2"

2.2 Состояние управления  качеством продукции  в ОАО "Хлебозавод  №2"

2.3 Анализ планирования  и контроля качества  выпускаемой продукции

Глава 3. Создание и обеспечение  эффективности управления качеством продукции  в ОАО "Хлебозавод №2"

3.1 Создание системы  менеджмента качества

3.2 Обеспечение эффективности функционирования системы менеджмента качества производимой продукции

3.3 Совершенствование  системы поощрения  работников на  предприятии

Заключение

Библиографический список

Введение

 

На сегодняшний  день в условиях рыночной экономики  в России большое внимание уделяется  проблемам качества. Примеры развития передовых промышленных стран показывают, "что решение проблем качества должно стать национальной идеей, носить всеобщий характер, что требует массового  обучения и профессиональной подготовки всех слоев общества: от рядового потребителя  до руководителя любого уровня"1. Серьезная  конкурентная борьба способствовала разработке программ повышения качества. В научных  исследованиях и в практике возникла необходимость разработки объективных  показателей для оценки способностей фирм производить продукцию с  необходимыми качественными характеристиками. Эти характеристики подтверждаются сертификатом соответствия на продукцию.

В любых  организациях и на предприятиях актуальность управления качеством определяется его направленностью на обеспечение  такого уровня качества продукции и  услуг, который может полностью  удовлетворять все запросы потребителей. Высокое качество продукции и  услуг является самой весомой  составляющей, определяющей конкурентоспособность, степень выживаемости фирмы в  условиях рынка, темпы научно - технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии, приводя к снижению затрат и повышению доли рынка.

Сегодня в мире применяются различные  системы управления качества. Но для  успешной деятельности в настоящее  время они должны обеспечивать возможность  реализации всех ключевых принципов  системного управления качеством, освоенных  передовыми международными компаниями.

Необходимо  понимать, что современная концепция  управления качеством - это концепция  управления любым целенаправленным видом деятельности, позволяющая, как  показывает опыт, достигнуть успеха не только в сфере производства, но и в государственном и муниципальном  управлении, в вооруженных силах  и других сферах.

Целью данной работы является изучение теоретических  и практических аспектов по вопросу  управления качеством продукции.

Объектом  исследования является Открытое Акционерное  Общество "Хлебозавод №2".

Предметом исследования в настоящей работе является система управления качеством  и процесс управления качеством  предприятия, ориентированный на повышение  конкурентоспособности предприятия.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть качество продукции и управление им - как основной элемент конкурентно  способности предприятия;

провести  анализ управления качеством на предприятии  ОАО "Хлебозавод №2";

предложить  рекомендации по созданию и обеспечению  эффективности управления качеством  выпускаемой продукции на исследуемом  предприятии.

Глава 1. Качество продукции  и управление им - как основной элемент  конкурентоспособности  предприятия

 

1.1 Сущность и роль  качества

 

Качество - совокупность характерных свойств, формы, внешнего вида и условий применения, которыми должны быть наделены товары для соответствия своему назначению.

Качество  характеризуется его составляющими, образующих так называемую петлю  качества (рисунок 1). Петля качества - это замкнутая последовательность действий, определяющих качество товаров (услуг) или процессов на этапах их производства и использования. Качество создается и поддерживается на всех этапах петли качества, начиная с  исследования потребностей потребителей и рыночных возможностей (маркетинга) и заканчивается утилизацией  продукта, который отслужил свой срок.

Рис.1. Петля  качества

 

Если  не уделить качеству должного внимания на одном из этапов, то страдает качество всего товара, падает имидж предприятия, доверие к нему со стороны потребителей. Традиционно считалось, что качество создается стадии производства. Главное  было не допустить брак на производственной линии, не нарушить производственные графики. Обращая внимание только на производство, можно делать великолепные товары. Но пользоваться ими смогут только сами производители. Остальные про  это либо не узнают (при неграмотной  организации продажи), или не захотят  купить (некрасивая и некачественная упаковка, отсутствие обслуживания и  гарантий). Не говоря уже о том, что  великолепно сделанный товар  может быть не нужен потребителю 2.

Качество  продукции в условиях современного производства - важнейшая составляющая эффективности, рентабельности предприятия  и поэтому ему необходимо уделять  постоянное внимание. Все процессы по обеспечению, проектированию, сохранению качества объединены в систему управления качеством.

Основные  причины, определяющие необходимость  повышения и обеспечения качества:

существенное  непрерывное возрастание личных, производственных и общественных потребностей;

возрастание роли и темпов НТП в развитии науки, техники, производства, экономики и  всего мирового сообщества;

усовершенствование  услуг, конструкций выпускаемой  продукции и повышение значимости выполняемых функций;

увеличение  объемов производства продукции  и оказываемых услуг и, как  следствие, возможный рост стоимости  брака и рекламаций;

неприятие потребителями продукции и услуг  с относительно невысоким уровнем  качества;

ужесточение требований к интенсификации производства и повышению его

эффективности как необходимого фактора благополучного существования предприятий.

усиление  конкуренции на мировых рынках. Конкуренция  является

реальностью не только на внешнем рынке, но и  в нашей стране.

Известный философ И.А. Ильин в книге “Путь  духовного обновления” отмечал: “Качественность исчезает и не восполняется никаким количеством, ибо дурное множество есть не что иное, как  обилие дурных вещей, состояний или  усилий, которые никому не нужны. Без  качества всякое обилие теряет свой смысл; оно прямо становится бедствием  и опасностью подобно тому, как  в наводнении, в налетах саранчи  или в многословии глупца. Жизнь  вообще имеет смысл и может  совершенствоваться только тогда, когда  бережется и растится качество; нет  его - и гибель становится неминуемой. А качество творится и обеспечивается прежде всего и больше всего культурой личного духа. Невозможно создать хорошую ткань из гнилых нитей; нельзя построить прочный дом из трухлявого, рассыпающегося кирпича; больные и умирающие, стеная в унисон, не создадут прекрасного хорового пения. Где личный дух пренебрежен и унижен, общественность будет больною и творчески бессильною” 3.

Из приведенного высказывания можно сделать следующие  выводы:

качество должно быть и является главным во всем;

для создания и обеспечения высокого качества необходимо высококачественные сырье, материалы и т.п.;

без обеспечения, сохранения и улучшения качества последствия могут быть необратимо тяжелыми;

высокое качество обеспечивается, сохраняется  и совершенствуется культурой личного  духа, которая прививается и проявляется  только там, где человеку оказывается  подлинное внимание и глубокое уважение.

1.2 Значение управления  качеством, в условиях  рыночной экономики

 

Решение крупной проблемы невозможно без  эффективного управления, которое предполагает сосредоточить внимания и силы на основном направлении действий. Весь накопленный опыт и потенциал  науки, техники, промышленности, знания и умения необходимо направить на решение неотложной проблемы - повышение качества, которое удовлетворяло бы потребителей, и соответственно создание конкурентоспособной продукции и услуг. В современных условиях это необходимо для совершенствования управления качеством, которое неразрывно связано в конечном счете с повышением эффективности всего производства.

Управление  качеством как наука получило теоретическую основу в нашей  стране в 1970 - 1980-е гг. В этот период проводились исследования, эксперименты и публиковались книги и статьи. Исключительно принципиальным выводом  всех исследований по этим вопросам представляется то, что управление качеством является неотъемлемой частью, функцией любого производства, независимо от используемых при этом методов управления и  форм собственности.

В управлении качеством товаров и услуг  необходимо применять воздействия  комплексного характера, разработка и  реализация которых возможны только при системном подходе к управлению. В настоящий период только такой  подход позволит обеспечить качество, удовлетворяющее потребителей.

При организации  эффективной работы по качеству, независимо от её масштабов, форм и методов осуществления, люди действовали, действуют, и будут  действовать по такой схеме:

1. Определение  потребности потребителей и разработка  требований к качеству продукции  (составление планов, программ качества).

2. Сделать  исходный материал соответствующим  необходимым свойствам (выполнение  плана, программы качества).

3. Проверка  соответствия полученного качества  предъявленным требованиям (выявление  отклонений).

4. Устранение  отклонений полученного качества, от заданного (обратная связь).

При таком  взгляде на последовательность действий по качеству можно выявить явление, имеющее важное значение. Это наличие единства и органического сочетания прямых и обратных связей во всех действиях людей, связанных с созданием и потреблением продукции.

Вариантов может быть несколько, приведем универсальную  схему (рис.2).

 

 

Рис.2. Универсальная  схема управления качеством продукции

 

Условные  обозначения прямая связь обратная связь.

Схема состоит из шести блоков. К числу  факторов, влияющих на качество могут  относится: танки, машины, другое производственное оборудование, профессиональное мастерство, знания, навыки, психофизическое здоровье работников.

Условия, находящиеся над факторами, влияющими  на качество, обеспечения качества намного многочисленны. Сюда можно отнести:

интенсивность, ритмичность, продолжительность производственного  процесса;

состояние окружающей среды и производственных помещений (климат);

интерьер  и производственный дизайн;

характер  материальных и моральных стимулов;

моральный и психологический климат в производственном коллективе;

виды  организации информационного обслуживания и уровень оснащенности рабочих  мест;

состояние социально материальной среды рабочих. 4

В ведущих  в промышленном отношении странах, где фирмы и компании функционируют  в жестких условиях рынка и  конкуренции, успешно действуют  система менеджмента качества продукции  и услуг. Во многом эти системы  аналогичны отечественным комплексным  систем управления качеством, но в отличие  от наших предыдущих систем более  эффективны. Состав и сущность систем менеджмента качества регламентируются рядом международных стандартов по управлению качеством. Соответствие такой системы требованиям этих стандартов потребителями признается гарантией того, что изготовитель может поставлять продукцию стабильного  качества и выполнять договорные условия. За рубежом стало непреложным  правилом обязательное наличие у  каждого поставщика продукции таких  систем менеджмента качеств.

Информация о работе Управление качеством продукции предприятия как основной аспект конкурентоспособности фирмы