Управление качеством продукции предприятия как основной аспект конкурентоспособности фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов по вопросу управления качеством продукции.
Объектом исследования является Открытое Акционерное Общество "Хлебозавод №2".
Предметом исследования в настоящей работе является система управления качеством и процесс управления качеством предприятия, ориентированный на повышение конкурентоспособности предприятия.

Содержание

Введение
Глава 1. Качество продукции и управление им - как основной элемент конкурентоспособности предприятия
1.1 Сущность и роль качества
1.2 Значение управления качеством, в условиях рыночной экономики
1.3 Оценка уровня качества
Глава 2. Управления качеством продукции в ОАО "Хлебозавод №2"
2.1 Общая характеристика ОАО "Хлебозавод №2"
2.2 Состояние управления качеством продукции в ОАО "Хлебозавод №2"
2.3 Анализ планирования и контроля качества выпускаемой продукции
Глава 3. Создание и обеспечение эффективности управления качеством продукции в ОАО "Хлебозавод №2"
3.1 Создание системы менеджмента качества
3.2 Обеспечение эффективности функционирования системы менеджмента качества производимой продукции
3.3 Совершенствование системы поощрения работников на предприятии
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 71.51 Кб (Скачать)

 

2.2 Состояние управления  качеством продукции  в ОАО "Хлебозавод  №2"

 

На ОАО "Хлебозавод №2" нет специального органа, который бы занимался управлением  качеством продукции, и нет отдела маркетинга. Всеми этими вопросами  занимается специалист из экономического отдела. Однако уже в ближайшее  время на предприятии планируется  создать отдел маркетинга, в котором  будет присутствовать специалисты  по управлению качеством продукции.

На предприятии  планируется создание управления качеством  системы, с помощью которой существовало бы четкое распределение функций  и задач управления качеством  продукции между существующими  подразделениями и работниками, периодическом пересмотре как самих  функций и задач, так и их распределения  ради улучшения деятельности. При  этом не создается специализированный орган - отдел управления качеством. Преимущества заключается в том, что все участники производственного  процесса несут ответственность  за качество. Не возникает чувства  того что кто-то за них несет эту  ответственность и должен решать все вопросы, связанные с качеством. Недостаток состоит а том, что ряд координирующих функций никто не выполняет, никто не ведет организационных и методических вопросов общего характера.

Общее руководство системой управления качеством  должен возглавлять руководитель предприятия, отвечающий за всю деятельность предприятия  и за экономические результаты, которые  в условиях рыночной экономики не могут быть высокими при плохом качестве продукции.

На предприятии  существуют проверки функционирования системы качества, которые могут  проводится поставщиком (внутренние проверки), его заказчиками (второй стороной) и независимыми органами (третьей стороной).

Внутренние  проверки действующей системы качества, которые необходимы руководству  предприятия для того, чтобы постоянно  оценивать ее эффективность и  принимать меры для ее совершенствования.

Для проведения внутренних проверок на предприятиях разрабатывается нормативно-методический документ (стандарт, инструкция) и составляется план проведения проверок, обычно на год.

Для каждой проверки предусматривается инспекционная  группа (комиссия), как правило, под  руководством работника службы качества (аудитора) с участием квалифицированных  специалистов. Для объективности  проверок к ним привлекаются специалисты, непосредственно не занятые в  проверяемой деятельности. Комиссия может проверять как выполнение функций (элементов) системы качества, так и отдельных нормативных  документов.

Для проведения проверки составляется программа, где  указывается основание для проверки, проверяемое подразделение, содержание проверки, а также нормативные  документы.

По результатам  проверки составляется акт, в котором  приводятся итоги проверки. При проверках  чаше всего выявляется несоблюдение отдельных положений нормативных  документов и несовершенство самих  документов. Для устранения недостатков  в акте устанавливаются сроки  и исполнители работ. Акт утверждается руководством предприятия и рассылается  всем заинтересованным подразделениям.

Проверки  системы качества второй стороной проводятся представителями заказчиков, как  правило, перед заключением контрактов. Назначение этих проверок состоит в  том, чтобы заказчик получил дополнительную гарантию стабильности качества продукции, убедившись, что у поставщика есть система в работе по качеству (система  качества), отвечающая требованиям  стандартов ИСО 9000.

Проверки  системы качества независимой "третьей  стороной" проводятся, как правило, либо с целью выдачи поставщику сертификата  на продукцию или систему качества, либо для подтверждения ранее  выданного сертификата. При наличии  у поставщика сертификата на систему качества, выданного авторитетным независимым органом, объем проверок системы качества заказчиками обычно значительно сокращается.

 

2.3 Анализ планирования  и контроля качества  выпускаемой продукции

 

Планирование  повышения качества выпускаемой  продукции на ОАО "Хлебозавод №2" основывается, на тщательном изучении и анализе текущего и будущего спроса на его продукцию, отзывов  потребителей о продукции, планировании договоров с заказчиками, совершенствовании  товаров.

Планирование  по повышению качества учитывает  результаты сертификации продукции, требования действующих стандартов, результаты научных исследований, патентные  материалы, лицензии, данные научно-технической  информации, требования самих потребителей товаров.

Для того чтобы обеспечить то, что предусмотрено  в планах улучшения качества, предприятие  требует от своих поставщиков  повышения качества поставляемых ими  сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих  изделий, запасных частей и других компонентов  конечной продукции.

Самостоятельными  направления планирования повышения  качества продукции в ОАО "Хлебозавод №2" являются:

планирование  качества продукции в договорах  и контрактах.

планирование  кадрового обеспечения повышения  качества выпускаемой продукции;

внутрипроизводственное  планирование качества продукции;

планирование  внедрения системы менеджмента  качества на предприятии;

планирование  потерь предприятия из-за внутреннего  и внешнего брака;

В последние  годы важным направлением планирования повышения качества выпускаемой  продукции на предприятии является планирование подготовки выпускаемых  изделий (работ, услуг), систем качества и производств к сертификации.

При разработке и составлении планов повышения  качества по каждому структурному подразделению  в ОАО "Хлебозавод №2" исходят  из утвержденного в плане предприятия  уровня показателей качества. Поэтому  для структурных подразделений  предприятия в зависимости от их специфики устанавливаются конкретные задания по повышению качества продукции  и качества работы.

Необходимый уровень качества продукции совместно  устанавливается ОАО "Хлебозавод №2" и потребителем в договоре. Различные аспекты установления, обеспечения и контроля уровня качества продукции в договорах и контрактах самых различных видов регламентированы современным законодательством  нашей страны.

Требуемый уровень качества продукции в  договорах и контрактах можно  определять следующими способами: по стандартам, по техническому описанию, по образцам, каталогам и проспектам продавца, являющимся неотъемлемой частью контракта.

На исследуемом  предприятии качество продукции  обозначают по стандартам и образцу. При этом в соответствующей статье договора указывают: "качество соответствует  стандартам, установленным в "Российской Федерации".

При определении  качества по образцу поставщик предоставляет  потребителю образец продукции. Если потребителя удовлетворяет  качество данного образца, он становится эталоном. При этом в контракт, как  правило, вносят сведения о количестве отобранных образцов и порядке их сравнения с поставляемым товаром.

Гарантии  качества товара обычно выделяют в  отдельной статье договора или вносят в раздел о приемке-сдаче товара. Сторонами договора, как правило, согласуются сроки гарантий, обязанности  сторон в течение гарантийного периода, порядок предъявления претензий  и удовлетворения рекламаций, а также  все случаи, на которые гарантия не распространяется.

Сами  планы повышения качества продукции  вытекают из заключенных договоров  на поставку продукции. Поэтому в  ОАО "Хлебозавод №2" имеются значительные резервы по улучшению планирования качества продукции.

Субъектами  контроля качества в ОАО "Хлебозавод №2", различающимися по уровню управления и по видам контроля являются: директор предприятия, заместитель директора  по производству, начальники цехов, инженеры по сбыту и снабжению, менеджер по кадрам, рабочие основного и вспомогательного производства, кладовщики, а также  заказчики и потребители продукции.

Необходимо  подчеркнуть, что контроль качества, осуществляемый соответствующими подразделениями  предприятий, является первичным (предшествующим во времени) по отношению к контролю со стороны других субъектов управления качеством.

Операции  контроля качества, осуществляемые персоналом предприятия, являются неотъемлемой составной  частью технологического процесса производства изделий, а также их последующей  упаковки, транспортировки, хранения и  отгрузки потребителям. Без проведения работниками предприятия (цеха, участка) необходимых проверочных операций в процессе производства или по завершении отдельных этапов обработки изделий последние не могут считаться полностью изготовленными и поэтому не подлежат отгрузке покупателям. Именно это обстоятельство определяет особую роль контроля качества в процессах реализации изготовленной продукций и формировании прибыли ОАО "Хлебозавод №2".

Сущность  самоконтроля как одной из функций  управления качеством продукции  на рабочем месте исполнителя  заключается в осуществлении  им всех предусмотренных операций контроля качества изготовляемых деталей, узлов  и изделий в полном соответствии с требованиями контрольной документации.

Необходимость существенного повышения качества выпускаемых изделий в современных  рыночных условиях предопределила основные направления дальнейшего развития принципов бездефектного труда  и бездефектного изготовления продукции, нашедшие свое выражение в увеличении масштабов использования, углублении и совершенствовании различных  форм самоконтроля в ОАО "Хлебозавод №2".

При правильной организации самоконтроля в производстве основная масса контрольных операций переносится на наиболее ранние стадии процесса формирования качества изделий. Одно из главных преимуществ самоконтроля основных производственных рабочих  ОАО "Хлебозавод №2" заключается, в возможности повсеместного  внедрения на его основе наиболее оперативных методов и приемов  технического контроля, способствующих своевременному обнаружению и быстрому исправлению или изоляции брака.

На предприятии  при работе бригады по методу самоконтроля формируется коллективная ответственность  за качество изделий, что способствует своевременному выявлению брака  и усилению взаимного контроля членов бригады. Необходимыми предпосылками  внедрения бригадного самоконтроля служат: стабильная номенклатура изделий, выпускаемых бригадой; достаточно высокая  квалификация всех рабочих бригады; коллективная ответственность членов бригады за качество изготовления и  достоверность контроля выпускаемых  изделий.

В работу по контролю качества вовлечены все  основные службы и подразделения  предприятия. За ними закреплены четко  ограниченные специфические объекты  контроля:

контроль  качества материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий и покупного  инструмента - заместителю директора  по производству, инженерам по сбыту  и снабжению;

контроль  качества технологической оснастки, приспособлений и инструмента собственного изготовления - начальникам цехов;

проверка  соблюдения технологической дисциплины и контроль точности оборудования - заместителю директора по производству;

контроль  соответствия образовательного уровня и квалификации рабочих сложности  выполняемых работ - менеджеру по кадрам, руководителям соответствующих  подразделений;

межоперационный контроль деталей и узлов - основным производственным рабочим и ремонтным, вспомогательным рабочим;

контроль  качества хранения и транспортирования  готовых изделий, а также материалов, полуфабрикатов и комплектующих  изделий на складах предприятия - заведующему складом, кладовщикам, инженерам по сбыту и снабжению;

контроль  и анализ поступления и рассмотрения рекламаций потребителей продукции - юридической  службе предприятия;

разработку  и контроль выполнения мероприятий, направленных на повышение качества изделий - менеджеру по планированию, руководителям цехов и отделов;

Информация о работе Управление качеством продукции предприятия как основной аспект конкурентоспособности фирмы