Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 13:27, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических и методологических основ в области управления качества продукции и разработка практических рекомендаций по повышения уровня качества продукции на ООО «Омега»
Для достижения цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы управления качеством продукции.
2. Проанализировать уровень управления качеством продукции на ООО «Омега»
3. Разработать рекомендации по совершенствованию процесса управления качеством продукции на ООО «Омега»
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты управления качеством продукции 5
1.1 Основные категории и понятия в области управления качеством 5
1.2 Показатели качества и методы их оценки. Контроль качества
продукции 8
1.3 Методы управления качеством продукции 17
Глава 2. Управление качеством продукции на ООО «Омега» 22
2.1 Общая характеристика ООО «Омега» 22
2.2 Анализ управления качеством продукции на ООО «Омега» 25
2.3 Рекомендации по совершенствованию процесса управления качеством продукции на ООО «Омега» 29
Заключение 33
Глоссарий 35
Список литературы 37
Если не уделять серьезного внимания управлению качеством, потребуются значительные средства на исправление дефектов. Гораздо больший эффект будет достигнут путем разработки долгосрочных программ по предотвращению дефектов [14 с. 143].
Таким образом, в данном параграфе курсовой работы мы рассмотрели некоторые определения понятия «качества» и «качества продукции», вывели определение «управление качеством» и рассмотрели категории, метолы и формы управления качеством продукции.
Для
рассмотрения качества с позиции
потребителя необходимо рассмотреть
показатели качества продукции методы
их оценки, чем мы займемся в следующем
параграфе курсовой работы.
1.2
Показатели качества
и методы их
оценки. Контроль качества
продукции
На сегодняшний день на рынке большое количество разнообразной продукции (товаров и марок) с самыми различными ценами на кажущиеся (покупателю) одинаковые товары и в тоже время одинаковыми ценами на товары, явно, по мнению покупателя, этим ценам не соответствующие. Каждый потребитель выбирает тот товар, который для него представляет наибольшую ценность, исходя из своего представления о качестве товара, его цене и возможных затратах на эксплуатацию.
Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции.
Совокупность показателей качества продукции можно классифицировать по различным признакам. Для наглядного их представления рассмотрим таблицу 1.
Классификация показателей качества продукции
Таблица 1
Классификационный признак | Вид показателя |
Количество характеризуемых свойств |
|
Продолжение таблицы 1 | |
Свойства продукции |
|
Стадия определения |
|
Метод определения |
|
Характер использования для оценки уровня качества |
|
Способ выражения |
|
Показатель качества продукции, характеризующий одно из ее свойств, называется единичным показателем качества продукции (например, мощность, калорийность топлива и т.д.).
Относительный показатель качества продукции – отношение значения показателя качества продукции к соответствующему (то есть принятому за исходное) значению, выражается в безразмерных числах или процентах и вычисляется по формуле
, (1)
где Ki – относительный показатель качества;
– значение единичного показателя качества оцениваемой продукции;
– значение единичного базового показателя качества.
При применении комплексного метода применяют комплексный показатель качества, который определяется путем сведения воедино отдельных показателей с помощью коэффициентов весомости каждого показателя. При этом может быть использована функциональная зависимость:
где K – комплексный показатель качества продукции;
n
– число учитываемых
bi– коэффициент весомости i-го показателя качества;
ki –i-й показатель качества (единичный или относительный).
Комплексный показатель качества продукции – это показатель, характеризующий несколько ее свойств. Например, КГ – коэффициент готовности
, (3)
где Т – наработка изделия на отказ (показатель безотказности);
ТВ – среднее время восстановления (показатель ремонтопригодности), т.е. КГ характеризует два свойства изделия – безотказность и ремонтопригодность.
В свою очередь
, (4 )
где ТО – среднее время, затрачиваемое на отыскание отказа;
ТУ – среднее время, необходимое для устранения отказа.
Интегральный показатель качества продукции – отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию или потребление.
(5)
где
Э – суммарный полезный эффект
от эксплуатации продукции (срок полезного
использования холодильника, пробег грузового
автомобиля в тонно-километрах за срок
службы до капитального ремонта и т.д.);
ЗС – суммарные затраты на создание
продукции (разработка, изготовление,
монтаж и другие единовременные затраты);
ЗЭ – суммарные эксплуатационные
затраты (техническое обслуживание, ремонт
и другие текущие затраты);
1/И – удельные затраты на единицу эффекта.
Среди показателей качества имеются такие, которые невозможно выразить численными значениями (оттенки, запах, тембр и т.д.). Они определяются при помощи органов чувств (органолептически) и называются сенсорной характеристикой.
ГОСТ
22851-77 устанавливает следующую
1. Показатели назначения характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обуславливают область ее применения.
В эту группу входят:
а) классификационные показатели, устанавливающие принадлежность изделий к классификационной группировке (классы автомобилей, точности приборов и т.д.);
б) функциональные (эксплуатационные), характеризующие полезный результат от эксплуатации изделий (быстродействие компьютера, производительность стана, точность измерительного прибора и т.д.);
в) конструктивные, дающие точное представление об основных проектно-конструкторских решениях изделий (двигатели дизельные, бензиновые, электрические и т.д.);
г) показатели состава и структуры, определяющие содержание в продукции химических элементов, их соединений (процентное содержание серы и золы в коксе и т.д.). Показатели этой группы играют основную роль в оценке уровня качества, они часто используются как критерии оптимизации и применяются совместно с другими видами показателей.
2. Показатели надежности характеризуют свойства безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости.
Безотказность – свойство изделия сохранять работоспособность в течение некоторого времени или наработки.
Долговечность – свойство изделия сохранять работоспособность до предельного состояния с необходимыми перерывами для технического обслуживания и ремонта.
Ремонтопригодность – способность продукции подвергаться ремонту.
Сохраняемость – свойство изделий и продуктов сохранять исправное и пригодное к потреблению состояние в течение установленного в технической документации срока хранения и транспортирования, а также после него.
Например, показатели транспортабельности характеризуют приспособленность продукции к транспортированию, не сопровождающемуся ее использованием или потреблением. Определяются экспериментальным, расчетным или экспертным методами. Например, показатель пригодности продукции к сохранению потребительских свойств при перевозках, он отражен в нормах естественной убыли для отдельных видов продукции (стекло, цемент и т.д.)
, (6)
где
КД – доля продукции, сохраняющая
в заданных пределах свои первоначальные
свойства за время перевозок, %;
QП – количество продукции, погружаемое
в транспортное средство;
QВ – количество выгруженной продукции,
сохранившей значения показателей качества
в допустимых пределах.
3. Эргономические показатели характеризуют систему «человек – изделие» и учитывают комплекс свойств человека, проявляющихся в производственных и бытовых процессах. К ним относятся гигиенические (освещенность, температура, давление, влажность), антропометрические (одежда, обувь, мебель, пульты управления) и психофизиологические (скоростные и силовые возможности, пороги слуха, зрения и т.п.).
Психофизиологические характеризуют приспособленность изделия к органам чувств человека.
Психологические характеризуют возможность восприятия и обработки различной информации.
Физиологические характеризуют допустимые физические нагрузки на различные органы человека.
4. Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершеннство производственного исполнения, стабильность товарного вида (характеристики художественных стилей, оттенков, запахов, гармоничности и т.д.).
5. Показатели технологичности характеризуют свойства продукции, обусловливающие оптимальное распределение затрат материалов, времени и средств труда при технической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции. Это показатели трудоемкости, материало- и фондоемкости, себестоимости изделий. Исчисляются как общие (суммарные) так и структурные, удельные, сравнительные или относительные показатели.
8. Экологические показатели характеризуют уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при эксплуатации или потреблении продукции. Например: содержание вредных примесей, выбрасываемых в окружающую среду, вероятность выброса вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании и использовании продукции, уровень ПДК.
9. Показатели безопасности характеризуют особенности продукции, обусловливающие при ее эксплуатации или потреблении безопасность человека. Они отражают требования к нормам и средствам защиты людей, находящихся в зоне возможной опасности при возникновении аварийной ситуации, и предусмотрены системой госстандартов по безопасности труда, а также международными стандартами.
10. Экономические показатели характеризуют затраты на разработку, изготовление, эксплуатацию или потребление продукции, учитываемые в интегральном показателе качества продукции (различные виды затрат, себестоимость, цена и пр.), при сопоставлении различных образцов продукции – технико-экономические показатели [6].
Для эффективного управления качеством продукции необходимо провести оценку качества продукции. В практике управления качеством продукции существует множество методов оценки качества. Рассмотрим основные из них:
Объективные методы определения показателей качества:
1) Измерительный метод (лабораторный, инструментальный) метод определения численных значений показателей качества основан на информации, получаемой при использовании технических средств измерений (измерительных приборов, реактивов и др.).
Измерительным методом определяется большинство показателей качества, например, масса изделия, форма и размеры, механические и электрические напряжения, число оборотов двигателя. Основными достоинствами измерительного метода являются его объективность и точность. Этот метод позволяет получать легко воспроизводимые числовые значения показателей качества, которые выражаются в конкретных единицах: граммах, литрах, ньютонах.
Информация о работе Управление качеством продукции на предприятии (на примере ООО «Омега»)