Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2011 в 19:24, курсовая работа
Цель исследования заключается в определении элементов эффективной системы управления качеством образования в высших учебных заведениях.
Задачи исследования:
* определить сущность понятия «управление качеством образования»;
* исследовать систему управления качеством образования;
* рассмотреть управление качеством образования на примере организации;
* дать рекомендации по совершенствованию качества образовательных услуг в организации.
Введение………………………………………………………………….………..3
Глава 1.Теоретические основы управления качеством образования в организации……………………………………………………………………..…6
1. Сущность понятия «качество образования»………………….…6
2. Система управления качеством образования в вузах…………12
3. Оценка качества образования………………………………...…20
Глава 2. Анализ управления качеством образовательных услуг в ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова»……………25
1. Краткая характеристика организации……………………….....25
2. Управление качеством образовательных услуг в организации………………………………………………………29
3. Оценка управления качеством образовательных услуг в организации………………………………………………...…….32
Глава 3. Совершенствование системы качества образовательных услуг в ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова»36
Заключение…………………………………………………………………...…..40
Список использованной литературы………………………………………...…42
Приложение ………………………………………………………………….…..44
Оценка образовательных учреждений со стороны органов управления образованием. Механизмы этой оценки развиты относительно полно, но требуют дальнейшего совершенствования, прежде всего в части объективизации соответствующих процедур, показателей и критериев. Об этом свидетельствует неудовлетворенность потребителей уровнем эффективности этого вида оценок.
Оценка индивидуальных достижений обучающихся. На уровне образовательного учреждения оценка индивидуальных достижений обучающихся, как правило, реализуется в рамках двух процедур: государственной итоговой аттестации выпускников и промежуточной аттестации обучающихся в рамках внутренней системы контроля качества образования.
Самооценка обучающихся. В условиях непрерывного образования, «образования в течение всей жизни» способность к самоконтролю и самооценке своей учебной деятельности становится для человека важнейшим качеством. Развитие этой составляющей внутренней оценки должно быть реализовано за счет разработки соответствующего научно-методического обеспечения.
Методический инструментарий для оценки качества подготовки учащихся/студентов учреждений образования в большинстве субъектов Российской Федерации разрабатывают, как правило, сами образовательные учреждения на основе соответствующих государственных образовательных стандартов. Используемые оценочные материалы далеки от совершенства.
Оценка деятельности педагогических кадров. Существующая система оценки (аттестации) руководителей и педагогических работников образовательных учреждений может быть в настоящее время признана относительно удовлетворительной по сравнению с другими аспектами оценки качества образования. В среднесрочной перспективе необходима разработка и апробация новых моделей оценки деятельности педагогических кадров.
Выбор
модели системы оценки качества образования,
форм и процедур контроля в значительной
степени зависят от общеправового
контекста, в котором осуществляется
образовательная деятельность, в
том числе от формата законодательного
разграничения полномочий органов
государственной власти различных
уровней, образовательных учреждений
в этой сфере.
Глава 2. Анализ качества образовательных услуг в ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова»
2.1. Краткая характеристика организации
Решение об образовании Чувашского государственного университета на базе Волжского филиала Московского ордена Ленина энергетического института и историко-филологического факультета Чувашского государственного педагогического института им. И.Я. Яковлева было принято 17 августа 1967 г. В этот день Совет Министров СССР принял постановление «Об организации Чувашского государственного университета».
Чувашский государственный
12 января 2010 года приказом Федерального агентства по образованию в должности ректора Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова утвержден профессор Всеволод Георгиевич Агаков. В должности Президента университета утвержден академик РАО Лев Пантелеймонович Кураков.
В настоящее время по организационно-правовой форме Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова» является некоммерческой организацией и осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Чувашской Республики, Законом Российской Федерации «Об образовании», Законом Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», другими законодательными актами Российской Федерации, Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства образования Российской Федерации и уставом университета.
Университет имеет лицензию на право ведения образовательной деятельности в сфере высшего профессионального образования и свидетельство о государственной аккредитации.
Основными задачами университета как центра образования, науки и культуры являются:
– удовлетворение
потребностей личности в интеллектуальном,
культурном и нравственном развитии
посредством получения высшего
и послевузовского
– удовлетворение
потребностей общества в квалифицированных
специалистах с высшим образованием
и научно-педагогических кадрах высшей
квалификации, подготовка специалистов,
обладающих высокой
– содействие укреплению российской государственности, воспитание в процессе обучения патриотов России, граждан демократического, правового государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре всех народов;
– гармоничное развитие личности, развитие высоких духовно-нравственных качеств, формирование здорового образа жизни, противодействие негативным социальным процессам;
– формирование у обучающихся целостного миропонимания, современного научного мировоззрения, трудовой мотивации, активной жизненной позиции, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
– распространение знаний среди населения, повышение его общеобразовательного и культурного уровня, накопление, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;
– интеграция системы образования Чувашской Республики в рамках университетского научно-образовательного комплекса;
– организация учебного процесса с учетом современных достижений науки, систематическое обновление всех аспектов образования, отражающих изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;
– организация и проведение фундаментальных поисковых и прикладных научных исследований и иных научно-технических, опытно-конструкторских работ, в том числе и по проблемам образования;
– подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и руководящих работников;
– ведение издательской и полиграфической деятельности для обеспечения учебного процесса и популяризации научных достижений.
Стратегическая цель образовательной
деятельности Чувашского государственного
университета – превратить Чувашскую
Республику в один из наиболее образованных,
духовно-нравственных регионов России.
2.2. Управление качеством образовательных услуг в организации
Комиссия по разработке и внедрению Системы менеджмента качества (СМК) в ЧГУ им. И.Н.Ульянова была сформирована в соответствии с решением Ученого совета от 17 марта 2005 года «О формировании системы управления качеством образования в ЧГУ им. И.Н. Ульянова» в целях разработки и внедрения системы управления качеством образования в ЧГУ в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и Стандартов и Директив Европейской Ассоциации гарантии качества в высшем образовании (ЕNQА).
Комиссию по качеству возглавлял Уполномоченный по качеству от высшего руководства, назначаемый приказом ректора ЧГУ им. И.Н. Ульянова, осуществляющий свою деятельность в соответствии с Положением об уполномоченном по качеству от высшего руководства.
Комиссия по качеству отвечал за качество СМК ЧГУ требованиям в условиях лицензирования, комплексной аттестации и аккредитации университета.
Главной задачей комиссии по качеству являлась разработка и внедрение СМК в ЧГУ.
Уполномоченным по качеству от высшего руководства ЧГУ им. И.Н. Ульянова был назначен проректор по международным связям, кандидат физико-математических наук, профессор Агаков Всеволод Георгиевич.
В соответствии с решением Ученого совета ЧГУ им. И.Н.Ульянова от 28 марта 2007 года и для реализации политики и целей университета в области качества образования вышел приказ о внедрении Системы менеджмента качества в ЧГУ им. И.Н. Ульянова с 1 сентября 2007 г. Следовало утвердить принятые документы, ответственных лиц за разработку документированных процедур и управления процессами СМК.
Главным аудитором внедрения Системы менеджмента качества ЧГУ им. И.Н.Ульянова назначили методиста Отдела методики и качества образования УМУ Осипова Владимира Федоровича.
Ученый совет Ректор университета
Проректор
- уполномоченный
руководства по качеству образования по учебной работе отдел
комиссия по отдел методики
качеству и качества образования УМУ
факультетская
комиссия по качеству преподавательский
образования
факультета
декан
факультета
Рисунок 1. Организационная структура системы управления качеством образования Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова
В данный период в университете, к сожалению, отдела по качеству образования не существует. За качество образования в нашем университете отвечает учебно- методический отдел. Деятельность учебно-методического управления направлена на обеспечение качества подготовки специалистов. С этой целью УМУ осуществляет:
Главными целями университета в области качества являются:
Информация о работе Управление качеством образовательных услуг в организации