Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2011 в 19:24, курсовая работа
Цель исследования заключается в определении элементов эффективной системы управления качеством образования в высших учебных заведениях.
Задачи исследования:
* определить сущность понятия «управление качеством образования»;
* исследовать систему управления качеством образования;
* рассмотреть управление качеством образования на примере организации;
* дать рекомендации по совершенствованию качества образовательных услуг в организации.
Введение………………………………………………………………….………..3
Глава 1.Теоретические основы управления качеством образования в организации……………………………………………………………………..…6
1. Сущность понятия «качество образования»………………….…6
2. Система управления качеством образования в вузах…………12
3. Оценка качества образования………………………………...…20
Глава 2. Анализ управления качеством образовательных услуг в ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова»……………25
1. Краткая характеристика организации……………………….....25
2. Управление качеством образовательных услуг в организации………………………………………………………29
3. Оценка управления качеством образовательных услуг в организации………………………………………………...…….32
Глава 3. Совершенствование системы качества образовательных услуг в ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова»36
Заключение…………………………………………………………………...…..40
Список использованной литературы………………………………………...…42
Приложение ………………………………………………………………….…..44
Роль
профессорско-
В настоящее время проблема качества внедряется в сознание руководителей предприятий, организаций, фирм, компаний. А значит, эта проблема в первую очередь должна войти в сознание молодых специалистов. Это должно стать их философией. Вот почему в ряде вузов уже по многим специальностям разработаны планы непрерывного обучения в области качества. Это не только самостоятельные дисциплины по управлению качеством, сертификации, стандартизации и метрологии. В каждой дисциплине технические, технологические, методические вопросы рассматриваются с позиций обеспечения, достижения и совершенствования качества. Но это легко провозгласить, но совсем не легко реализовать.
Высшая
школа в последние годы перешла
от информативной системы обучения
к проблемной, в основе которой
лежит самостоятельная работа студентов
под руководством преподавателя. Меняется
и роль преподавателя: он становится
наставником и консультантом. Его
важнейшей задачей становится мотивирование
студентов к обучению и самостоятельной
работе. Следовательно, еще одна особенность
образовательной деятельности в
вузе заключается в том, что необходимо
создать возможность студентам
интенсивно трудиться, ибо без этого
невозможно стать полноценным
В рамках концепции качества тоже выработаны некоторые представления о том, как надо вести обучение. В основе этих представлений лежит мысль о командном подходе к процессу обучения. Многие наблюдения свидетельствуют, что традиционные лекции и семинары часто не достигают своих целей в полной мере. Конечно, это не относится к выдающимся педагогам, легенды о мастерстве которых переживают десятилетия. Поэтому остается констатировать, что во многих случаях именно командная (бригадная, групповая) форма организации учебного процесса несет в себе тот заряд дополнительной эффективности, который уже утрачен в классических формах. Помимо всего прочего, командное обучение помогает людям подготовиться к такому характеру командной работы после окончания обучения.
Управление качеством базируется на документации, в которой описываются (документируются) все процессы (процедуры), а также действия участников процессов для достижения требуемого уровня качества.
По современной версии стандарта ИСО-9000 система качества трактуется как система менеджмента качества, которая состоит из трех подсистем: система управления качеством, система обеспечения качеством и система подтверждения качества.
Начинать необходимо с обеспечения качества подготовки специалистов. Документация для управления обеспечением качества имеется в каждом вузе, так как это, прежде всего, технологическая документация (образовательные программы), регламентирующая положения о структурных подразделениях и положения осуществления различных функций, а также планы и программы качества, планы внутренних проверок, планы работы и т.д.
Казалось бы, что ничего нового в этой документации нет, и эта проблема в вузах решена. Однако анализ документации вузов при аттестации показывает, что регламентирующая документация не обновлялась уже много лет, отсутствуют положения о кафедрах, о факультетах, о конкретных структурных подразделениях. А по форме эта документация не соответствует ни одному госту. В вузах отсутствует система разработки нормативной документации и ее актуализации.
Технологическая и регламентирующая нормативная документация составляет фундамент всей системы менеджмента качества, поэтому ее необходимо привести в соответствие с современными требованиями.
К документации системы управления качеством относятся:
Документов
системы управления качеством, соответствующих
требованиям Международных
К системе подтверждения качества необходимо отнести: регулярные самооценки по определенным критериям; опросы сотрудников, студентов выпускников, потребителей; определение уровня освоения студентами учебных дисциплин; государственная аттестация выпускников.
И
конечно, система управления качеством
будет эффективной, если все участники
образовательного процесса будут объединены
единой целью по достижению высокого
уровня подготовки специалистов. А
для этого нужно внедрить в
вузе идеологию менеджмента
Осмысление вузовской деятельности и вышеперечисленных проблем с позиции критериев Международных стандартов позволяет:
И
самое главное – внедрение
системы управления в вузе на основе
качества позволяет вовлечь весь
коллектив, в том числе и студентов,
в обеспечение высоких
В
рамках комплексных проектов модернизации
образования субъектов
В
то же время система оценки качества
образования в России только начала
создаваться, еще не сформировано единое
концептуально-методологическое понимание
проблем качества образования и
подходов к его измерению. Достаточно
часто используется не апробированный
и не стандартизированный
Оценка качества образования подразумевает оценку образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, условий реализации образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, деятельности всей образовательной системы страны и ее территориальных подсистем.
Под общероссийской системой оценки качества образования (ОСОКО) понимается совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, обеспечивающих основанную на единой концептуально-методологической базе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности образовательных учреждений и их систем, качества образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг.
Основная цель ОСОКО – получение и распространение достоверной информации о качестве образования.
Создание
общероссийской системы оценки качества
образования будет
–
обеспечению единого
– повышению уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии решений, связанных с образованием;
–обеспечению объективности и справедливости при приеме в образовательные учреждения;
–индивидуализации
образования, развитию академической
мобильности и мобильности
–созданию инструментов общественного участия в управлении социально – образовательной средой;
– принятию обоснованных управленческих решений органами управления образованием различных уровней.
В основу концепции положены следующие основные принципы:
Объектами оценки качества в системе образования являются:
– образовательные программы (включая и те образовательные программы, для которых не предусмотрены государственные образовательные стандарты). Выбор актуальной и эффективной образовательной программы представляет интерес не только для потребителя, но и для образовательной организации (учреждения), так как именно качественная программа во многих секторах образования влияет на конкурентоспособность образовательной организации. Соответственно, оценка качества и сертификация образовательных программ становится широко востребованной функцией ОСОКО, которая позволяет включить программы в число основных объектов оценки;
– образовательные организации (учреждения) и их системы (сюда входят и органы управления, подведомственные организации и службы, а также независимые структуры, выполняющие по заказам органов управления образованием те или иные функции, обеспечивающие образовательный процесс и процесс управления), реализующие спектр образовательных программ всех типов и видов, включая образовательные подразделения предприятий;
– индивидуальные образовательные достижения обучающихся представляют собой наиболее значимый объект оценки. Под обучающимися мы понимаем как тех, кто уже завершил освоение той или иной образовательной программы, так и тех, кто находится на различных промежуточных этапах обучения.
Самооценка обучающихся. В условиях непрерывного образования, «образования в течение всей жизни» способность к самоконтролю и самооценке своей учебной деятельности становится для человека важнейшим качеством. Развитие этой составляющей внутренней оценки должно быть реализовано за счет разработки соответствующего научно-методического обеспечения.
Оценка образовательных программ. Процедуры, методики оценки качества образовательных программ разработаны в настоящее время недостаточно. Требуется целенаправленная разработка соответствующих методик и рекомендаций на федеральном уровне, которая позволит эффективно проводить эту работу на каждом уровне управления образованием.
Самооценка образовательных учреждений в настоящее время практикуется частично. Достаточно полно она реализуется в учреждениях высшего профессионального образования. Целесообразно, на основе глубокого анализа, выявить и распространить положительный опыт вузов по организации самооценки на образовательные учреждения других уровней.
Информация о работе Управление качеством образовательных услуг в организации