Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2011 в 19:24, курсовая работа
Цель исследования заключается в определении элементов эффективной системы управления качеством образования в высших учебных заведениях.
Задачи исследования:
* определить сущность понятия «управление качеством образования»;
* исследовать систему управления качеством образования;
* рассмотреть управление качеством образования на примере организации;
* дать рекомендации по совершенствованию качества образовательных услуг в организации.
Введение………………………………………………………………….………..3
Глава 1.Теоретические основы управления качеством образования в организации……………………………………………………………………..…6
1. Сущность понятия «качество образования»………………….…6
2. Система управления качеством образования в вузах…………12
3. Оценка качества образования………………………………...…20
Глава 2. Анализ управления качеством образовательных услуг в ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова»……………25
1. Краткая характеристика организации……………………….....25
2. Управление качеством образовательных услуг в организации………………………………………………………29
3. Оценка управления качеством образовательных услуг в организации………………………………………………...…….32
Глава 3. Совершенствование системы качества образовательных услуг в ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова»36
Заключение…………………………………………………………………...…..40
Список использованной литературы………………………………………...…42
Приложение ………………………………………………………………….…..44
Учащемуся же, делающему очередной шаг в новую для него жизнь, нужны не только конкретные предметные или профессиональные знания и умения. Для продолжения образования и, главное, для обеспечения собственной социальной защищенности в изменчивом окружающем мире человеку в соответствии с его наклонностями и интересами нужны и конкретные, и общепредметные, и общетеоретические знания. С позиции личности качественным будет именно такое образование.
Задачей образовательного учреждения будет предоставление возможности учащимся получить качественное с их позиций и позиции их родителей образование, соотнесенное с характером требований к качеству образования будущей организации - потребителя продукции образовательного учреждения.
Таким образом, основными критериями качественного образования являются:
С точки зрения образования качество интересует нас несколько в ином смысле, близком по значению с понятием «качественный уровень». В таком смысловом значении содержание понятия «управление качеством образования» сейчас активно формируется.
Управление качеством образования2 - это обеспечение проектирования, достижения и поддержания качества условий образовательного процесса, его реализации и результатов.
Таким образом, объектом
Процедура управления качеством образования включает:
Рассмотрим подробнее каждую процедуру.
Основные объекты стандартизации - содержание образования, его структура, объем учебной нагрузки, уровень подготовки учащихся. Нормы и требования, установленные стандартом, принимаются за эталон при оценке качества образования. Следовательно, управление качеством образования - это приведение системы к стандарту.
Условия эффективности анализа:
Подготовка и принятие управленческого решения должны быть направлены на устранение причин проблем, выявленных в результате анализа качества образования. Проблемы качества образования заключаются в степени расхождения между реальным состоянием образовательного процесса и его стандартами и образовательными потребностями.
При разработке системы управления качеством образования необходимо учесть ряд факторов.
1) Социальные факторы. Говоря о дополнительном образовании, в первую очередь необходимо подчеркнуть соответствие запросов населения на образовательные услуги интересам государства в целом. Однако при реализации государственной политики в области образования следует учитывать как особенности требований к образованию, возникающие у разных социальных слоев общества, так и региональные особенности, связанные с неравномерностью их культурного развития.
2) Экономические факторы. Рыночные отношения привели общество к резкому расслоению по соотношению доходов. В этой ситуации необходимо найти экономические механизмы сглаживания социальной напряженности и не допустить ее перехода в сферу дополнительного образования.
3) Наличие нормативной документации, гарантирующей качество предоставляемых дополнительных образовательных услуг. Определяющим условием реализации данного фактора является доступность этой документации всем потребителям и целенаправленная работа по обучению потребителей умению пользоваться подобной документацией.
4) Наличие законодательных актов по защите интересов граждан.
Процесс управления качеством образования предполагает:
В современных условиях качество подготовки специалистов предопределяет дальнейшую судьбу вузов. Подобно промышленным предприятиям вузы России вступили на путь конкурентной борьбы как за рынок поставщиков, так и за рынок потребителей своей продукции.
В связи с этим в вузах стали понимать, что необходимо создать условия, обеспечивающие требуемый уровень подготовки кадров, и научиться этим управлять.
Во многих университетах ведутся работы по созданию системы управления качеством. Во многих университетах Ученый совет рассмотрел план создания и внедрения системы управления качеством на основе Международных стандартов ИСО-9000 и одобрил его. С этого времени эта работа приняла целенаправленный характер.
Проблема качества подготовки кадров стала весьма острой в силу следующих причин:
Перед коллективом вуза встает вопрос, что принять за основу при создании системы управления – предоставление услуги или производство продукции. Другими словами, нужно решить: образование – это услуга или специфический производственный процесс? Согласно Закону РФ «Об образовании» образовательные учреждения осуществляют образовательный процесс, а не занимаются предоставлением услуги. Учебные заведения могут оказывать услуги, в том числе и обучаемым, но сверх образовательных программ.
Если это процесс, то надо определить, во-первых, поставщиков и потребителей, и, во-вторых, решить, на что ориентироваться в системе подготовки кадров – на конечный результат или на управление процессами.
Анализ образовательного процесса показал, что он имеет много общего с любым производственным процессом, но в нем есть и принципиальные, на наш взгляд, отличия.
Деятельность вуза существенно отличается от деятельности промышленных предприятий тем, что ее объектом является человек. Это исключает шаблонные подходы.
Специфику
вуза определяет его основная деятельность
– образовательная, главная задача
которой – воспитание и подготовка
специалистов, конкурентоспособных
на мировом рынке. Результативность
образовательной деятельности тесно
связана с эффективностью выполняемых
в вузе научных исследований. Именно
научная деятельность дает возможность
профессорско-
Создание эффективно действующей системы управления вузом на основе качества и, наряду с ней, комплексной системы непрерывного обучения студентов в области качества позволит существенно повысить уровень подготовки выпускников и их конкурентоспособность на рынке труда.
Основные проблемы, возникающие при создании системы управления вузом на основе качества:
Какую
же продукцию производят (выпускают)
вузы? Они готовят и выпускают
в жизнь инженеров (специалистов)
и кадры высшей квалификации
(кандидатов и докторов наук). Вузы
разрабатывают и издают учебно-методическую
и научную литературу, создают
научно-техническую и
Основным видом готовой продукции вуза являются специалисты. Однако подготовка специалиста – весьма длительный «технологический» процесс (5-6 лет). А если брать всю систему образования в целом (от детского сада до докторантуры), то общая продолжительность «технологического процесса производства продукции» составляет от 19 до 22 лет. На каком промышленном предприятии технологический процесс производства продукции продолжается столь долго?
Следовательно, основными особенностями любого образовательного учреждения являются «продукция», которую оно выпускает, и длительность «производственного процесса».
Особенность производимой вузами «продукции» состоит в том, что студент – не только «продукция», но и участник (субъект) образовательного процесса, и потребитель других видов продукции вуза.
Профессора
и преподаватели вуза – носители
не только знаний, но и общей культуры.
Поэтому второй важной особенностью
образовательных учреждений является
именно качество профессорско-
Таким
образом, роль профессорско-
Информация о работе Управление качеством образовательных услуг в организации