Управление демографическими процессами Оренбургской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 22:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть сущность управления демографическими процессами Оренбургской области и дать рекомендации по эффективному управлению ими.

Задачи работы – определить значение, цели и задачи управления демографическими процессами ; выделить общие направления и особенности ситуации в Оренбургской области.

Объектом изучения является демографические процессы Оренбургской области, а предметом – эффективное управление данными процессами.

Содержание

Введение……………………………………………………………….….………5

1 Теоретические основы управления демографическими процессами…...…..6

1.1 Значение, цели и задачи демографической политики………….………….6

1.2 Демографическая политика Оренбургской области …………….……..….9

1.3 Цели, принципы и задачи управления демографическими

процессами Оренбургской области …………………………………………...15

2 Анализ демографической ситуации Оренбургской области…………..…...17

2.1 Современная демографическая ситуация в Оренбургской области…..….17

2.2 Основные этапы и ожидаемые результаты

демографической политики Оренбургской области ………………….………23

2.3 Реализация национального проекта «Здоровье» и

мероприятий демографической политики в Оренбургской области………...25

3 Проблемы управления демографическими процессами

в Оренбургской области и пути их решения…………………………..…..….31

3.1 Проблемы демографии Оренбургской области............................................31

3.2 Демографические перспективы Оренбургской области…………………..33

3.3 Рекомендации по эффективному управлению

демографическими процессами……………………………...…………………34

Заключение……………………………………………………………………….39

Список используемой литературы……………………………………………...40

Работа содержит 1 файл

Демографическая политика.doc

— 317.00 Кб (Скачать)

      Одной из проблем является увеличение уровня смертности среди лиц трудоспособного возраста – с начала 90-х годов число умерших в этой возрастной категории возросло в два раза. Подавляющее количество умерших в трудоспособном возрасте – мужчины, смертность которых в 3,8 раза превышает женскую. В структуре смертности трудоспособного населения преобладают несчастные случаи, отравления, травмы, на втором месте – болезни системы кровообращения, на третьем – онкологические заболевания [13].

      По  статистике, женщины в Оренбургской области живут дольше мужчин на 13,4 года. Согласно переписи населения 2002 года, на 1000 мужчин приходилось 1132 женщины [12].

      Согласно  прогнозам специалистов, процесс  старения населения будет продолжаться, в возрастной структуре увеличится доля лиц старшего поколения и сократится численность трудоспособного населения. Коэффициент демографической нагрузки (число нетрудоспособных на 100 лиц трудоспособного возраста) в 2005 году составил 581, в том числе 280 детей и подростков и 301 человек старше трудоспособного возраста. К 2025 году прогнозируется рост данного коэффициента до 810 (354 и 456 соответственно) [12]

      Среди причин сокращения населения Оренбургской области – миграционная убыль, которая  с 2001 по 2005 года составила 17912 человек. 

      Подобные  демографические процессы усугубляются в сельской местности, где проживают 42% населения Оренбургской области.

      На  депутатских слушаниях отмечено, что на повестке дня стоит вопрос о принятии чрезвычайных мер по охране здоровья населения. Сегодня в системе  здравоохранения реализуются программы по укреплению здоровья населения, профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни, однако участники мероприятия отметили необходимость участия в этой деятельности всех заинтересованных служб и ведомств, а также согласованности в действиях всех ветвей власти [11].

      По  итогам депутатских слушаний были выработаны рекомендации. Так, Законодательному собранию Оренбургской области рекомендовано:

      1) способствовать устойчивому экономическому развитию области, росту благосостояния граждан и качества жизни;

      2) ускорить разработку Стратегии развития Оренбургской области до 2030 года, а также областных законов: «Об охране здоровья населения Оренбургской области», «О защите прав ребенка в Оренбургской области», «Об уполномоченном по правам ребенка в Оренбургской области», «О социальной поддержке малообеспеченных семей в Оренбургской области», «О дополнительных мерах социальной поддержки беременных женщин и кормящих матерей в Оренбургской области» [13];

      3) обратиться к Правительству РФ о необходимости ускорить рассмотрение и принятие ряда федеральных законов, касающихся стабилизации демографической ситуации.

Правительству Оренбургской области рекомендовано:

      1) совместно с областным парламентом разработать региональную целевую программу по демографическому развитию области на 2007 – 2017 годы;

      2) готовить ежегодный доклад о демографической ситуации в регионе;

      3) создать структурное подразделение, ответственное за координацию и управление демографическими процессами в области;

      4) образовать при губернаторе области совет по демографической политике;

      5) разработать долгосрочную стратегию с принятием программных документов с конкретными мероприятиями, направленными на повышение рождаемости, снижение смертности, обеспечение миграционного прироста, совершенствование доступной и бесплатной медицинской помощи, улучшение материального благосостояния семьи, повышение качества жизни хронических больных и инвалидов, развитие системы детских дошкольных учреждений, стабилизацию на рынке труда и др. [13].

      Органам местного самоуправления муниципальных  образований области рекомендовано:

      1) осуществлять мониторинг демографической ситуации в территориях;

      2) разработать собственные программы демографической безопасности;

      3) содействовать созданию центров защиты семьи, материнства и детства;

      4) информировать население о мерах по преодолению демографических проблем [13]. 

      3.2 Демографические  перспективы Оренбургской  области 

      Демографические перспективы Оренбургской области, и России в целом, будут в большей мере определяться динамикой состава населения. Тенденции будут не самые благоприятные, причем в не зависимости от выбранного прогнозного сценария. Прежде всего, будет быстро расти нагрузка на трудоспособное население, причем в высоком (оптимистичном) сценарии Росстата более быстро, чем в низком. По среднему сценарию, с 595 на 1000 трудоспособных в 2010 она возрастет до 835 к 2031 г., по высокому сценарию — — до 871, причем нагрузка детьми составит 354, что некритично, и более высокие значения уже отмечались на рубеже 1980-1990-х гг., а нагрузка пожилыми увеличится с нынешних 322 до 517, т.е. на 60%. Как и в России в целом, это поставит большую проблему перед бюджетами всех уровней, потребует развития многих форм поддержки пожилых [8].

      Население в трудоспособном возрасте и в России, и в Оренбуржье будет сокращаться, причем динамика этой возрастной группы мало зависит от прогнозных сценариев, т.к. почти все, кто войдет в эту группу до 2030 г., уже родились. Население в трудоспособном возрасте, по среднему сценарию

прогноза, сократится с 1327,8 в 2010 г. до 1076,8 в 2030 г., т.е. почти на 20%,

примерно  в той же мере сокращение этой возрастной группы затронет и другие регионы ПФО [12].

      Необходимые направления управленческих воздействий:

      1) необходимо закрепить (что само по себе не такая простая задача, учитывая опыт проведения демографической политики в ряде европейских стран) позитивные тенденции динамики рождаемости и смертности, наблюдаемые в последние три года. Пусть даже не удастся достичь показателей, обозначенных в высоком сценарии Росстата, это позволит сократить потери от превышения смертности над рождаемостью. Причем снижение смертности, скорее всего, имеет больше перспектив на реализацию, т.к. отставание России не только от стран «старой» Европы, США, но и от стран Восточной Европы очень велико [11].

      2) необходимо найти решение проблемы быстрого изменения соотношения между населением в трудоспособном и пожилом возрастах, учитывая необходимость обеспечения достойного уровня жизни последних, и, по возможности, избегания резкого возрастания нагрузки со стороны государства (налоговой, социальной и т.п.) и семьи (уход за пожилыми, межпоколенные трансферты) [10].

      3) следует повышать миграционную привлекательность Оренбуржья для мигрантов всех категорий (международных и внутренних, временных и

постоянных). Миграционный отток, помимо сокращения населения, ведет к

сокращению  его наиболее активной части, в т.ч. молодежи. В настоящее время Оренбуржья является своего рода транзитной территорией для мигрантов из региона Центральной Азии в Россию, надо приложить усилия, чтобы закреплять мигрантов в области, обеспечивать их бесконфликтную интеграцию в принимающий социум и всестороннее использование человеческого потенциала [11]. 

       3.3 Рекомендации по эффективному управлению демографическими процессами 

       Для того, что бы хоть немного наладить демографическую ситуцацию в оренбургской области, как и в РФ в целом, необходимо создание благоприятных условий для участия иммигрантов в жизни  общества, и, как венец этого участия, получение гражданства. Критерии призваны дать объективную картину в шести основных сферах, влияющих на процесс успешной интеграции мигрантов: доступ к рынку труда; возможность объединения с семьей; возможность получения долговременного вида на жительство; возможность принимать участие в политической жизни страны; возможность получения гражданства; антидискриминационное законодательство [15]

       Направить обращение Президенту Российской Федерации, о необходимости принятия безотлагательных конкретных мер по кардинальному изменению сложившейся демографическои ситуации, составляющей угрозу национальной безопасности России.

       В    целях    обеспечения    формирования    эффективной статистической базы и организации текущей демографической статистики,   соответствующей   стандартам   ООН,   ускорить рассмотрение проекта закона "О внесении изменении и дополнении в Федеральный закон "Об актах гражданского состояния". [16]

       Внести изменения и дополнения в Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, в Кодекс законов о труде Российской Федерации, в  части, устанавливающей ответственность организаций и физических лиц за нарушение законодательства в области охраны здоровья, безопасности производства и охраны труда женщин и детей.

       Заслушивать на "Правительственном часе" представителей Правительства Российской Федерации  по вопросам демографической ситуации в России, и мерах, принимаемых  по предотвращению депопуляции.

       Подготовить обращение к средствам массовой информации о необходимости усиления пропаганды здорового oбраза жизни, ценности человеческой жизни, поднятия статуса семьи, возрождения российской культуры [18].

       Рекомендовать  Комитетам  Государственной  Думы  при рассмотрении законопроектов, относящихся к вопросам их ведения, давать им оценку с точки зрения их возможного влияния на демографическую ситуацию.

       Ежегодно  представлять Федеральному Собранию Российской Федерации подробный доклад о демографической ситуации в стране.

         Разработать проект Президентской  программы по выводу России  из демографического кризиса,  предусматривающий: проведение активной  политики поощрения рождаемости;  поднятие статуса матери и  конкретные меры поддержки многодетной семьи; реализацию государственной семенной политики, направленной на профилактику бедности и улучшение материального положения семей; обеспечение бесплатного лечения беременных женщин и детей в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения; проведение государственной политики сохранения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без надзора: четкое государственное регулирование и контроль  за усыновлением детей-сирот. разработку стратегии развития и сохранения здоровья отдельных социально-демографических групп с учетом реальной ситуации постарения населения; [19]

разработку  и реализацию эффективной миграционной политики, предусматривающей рациональное использование миграционного потенциала ближнего и дальнего зарубежья для  компенсации депопуляционных потерь, создание условий социально-культурной адаптации  и  жилищно-бытового обустройства беженцев и вынужденных переселенцев при одновременном   усилении иммиграционного контроля и пресечения нелегальной иммиграции;

осуществление программ в области развития здравоохранения и увеличения его финансирования; оздоровление эпидемиологической и экологической ситуации в России; формирование у населения, начиная с детей самого раннего возраста, идеологии здорового образа жизни.

       Новый этап демографической политики начался с разработки Концепции демографического развития России на период до 2015 года. Концепция обязывает все органы исполнительной власти руководствоваться ее положениями при планировании и осуществлении мероприятий в области управления демографическими процессами. Она должна служить ориентиром для органов государственной власти, а также для органов местного самоуправления при решении вопросов, касающихся рождаемости, оказания поддержки семьям, сохранения здоровья, увеличения продолжительности жизни, регулирования миграционных процессов и иных аспектов демографического развития [16].

       Концепция констатирует, что сформировавшиеся тенденции естественного и миграционного  движения населения предопределяют как его дальнейшее сокращение, так  и общее старение. Как уже было отмечено, при расчетном сокращении населения России к 2016 году примерно до 134 млн. чел. прогнозируется почти двукратный перевес нетрудоспособного населения над молодежью, не достигшей 16 лет. Неблагоприятное изменение возрастной структуры населения страны в обозримом будущем потребует более эффективной социальной защиты населения.

       Поэтому приоритетными целевыми задачами демографического развития РФ, решение которых, согласно Концепции должно обеспечивать стабилизацию численности населения страны и создание предпосылок его роста, являются: укрепление здоровья и увеличение ожидаемой продолжительности жизни; стимулирование рождаемости и укрепление семьи; регулирование миграционных потоков в целях создания действенных механизмов замещения естественной убыли населения.

       В области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения  определены следующие приоритеты:

Информация о работе Управление демографическими процессами Оренбургской области