Управление демографическими процессами Оренбургской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 22:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть сущность управления демографическими процессами Оренбургской области и дать рекомендации по эффективному управлению ими.

Задачи работы – определить значение, цели и задачи управления демографическими процессами ; выделить общие направления и особенности ситуации в Оренбургской области.

Объектом изучения является демографические процессы Оренбургской области, а предметом – эффективное управление данными процессами.

Содержание

Введение……………………………………………………………….….………5

1 Теоретические основы управления демографическими процессами…...…..6

1.1 Значение, цели и задачи демографической политики………….………….6

1.2 Демографическая политика Оренбургской области …………….……..….9

1.3 Цели, принципы и задачи управления демографическими

процессами Оренбургской области …………………………………………...15

2 Анализ демографической ситуации Оренбургской области…………..…...17

2.1 Современная демографическая ситуация в Оренбургской области…..….17

2.2 Основные этапы и ожидаемые результаты

демографической политики Оренбургской области ………………….………23

2.3 Реализация национального проекта «Здоровье» и

мероприятий демографической политики в Оренбургской области………...25

3 Проблемы управления демографическими процессами

в Оренбургской области и пути их решения…………………………..…..….31

3.1 Проблемы демографии Оренбургской области............................................31

3.2 Демографические перспективы Оренбургской области…………………..33

3.3 Рекомендации по эффективному управлению

демографическими процессами……………………………...…………………34

Заключение……………………………………………………………………….39

Список используемой литературы……………………………………………...40

Работа содержит 1 файл

Демографическая политика.doc

— 317.00 Кб (Скачать)

     г) в области повышения статуса  семьи в обществе, пропаганды семейных ценностей, создания привлекательного образа семейной жизни, материнства, отцовства, укрепления семейных традиций:

     1) формирование системы мероприятий по пропаганде семейных ценностей, национальных традиций и семейного образа жизни через средства массовой информации, проведение конкурсов, акций, фестивалей и других мероприятий с привлечением общественных и религиозных организаций, представителей науки, культуры и искусства;

     2) организация семейных клубов и ассоциаций;

     3) разработка и внедрение в социально-педагогическую практику программ воспитания культуры семейных отношений, обучения детей и родителей основам семьеведения, семейного воспитания, психологии детско-родительских взаимоотношений;

     4) формирование современной системы нравственного воспитания и подготовки детей, подростков и молодежи к семейной жизни;

     5) развитие системы психологического консультирования по вопросам семьи и воспитания детей;

     6) формирование семейной культуры, основанной на гендерном равенстве, национальном самосознании семьи, повышении роли отца в семье [11];

     д) в области миграционной политики в соответствии с потребностями  демографического и социально-экономического развития с учетом необходимости социальной адаптации и интеграции мигрантов:

     1) совершенствование миграционного законодательства Оренбургской области; разработка социально-экономических мер по повышению миграционной привлекательности Оренбургской области, региональной программы социальной адаптации мигрантов к новым условиям на основе уважения к российской культуре, религии, обычаям, традициям и жизненному укладу оренбуржцев;

     2) последовательное развитие замещающей миграции населения в рамках реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом [11];

     3) формирование толерантности в отношениях между местным населением и выходцами из других стран в целях предотвращения этноконфессиональных конфликтов;

     4) усиление контроля соблюдения правил регистрации иностранных граждан в соответствии с миграционным законодательством; [17]

     Реализация  демографической политики предполагает организацию демографического мониторинга и демографической экспертизы готовящихся и принимаемых решений по проблемам демографии и оценку последствий их реализации, дальнейшее совершенствование законодательства с учетом мер по реализации демографической политики. Также реализацию на среднесрочную (до 2015 года) и долгосрочную (до 2025 года) перспективу региональных демографических программ, разработанных с учетом результатов мониторинга социально-экономического положения различных категорий семей и в соответствии с федеральным законодательством [18].

     Кроме того, реализация политики предполагает обеспечение приоритетов демографической политики при формировании областного и муниципальных бюджетов, концентрация финансовых и материальных ресурсов для реализации основных направлений демографической политики, совершенствование механизма целевого финансирования мероприятий, проводимых в рамках демографической политики, с привлечением внебюджетных источников, выполнение в полном объеме приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, жилищного строительства и развития сельского хозяйства. Также относится обеспечение межведомственной координации деятельности различных ведомств и служб в вопросах поддержки семьи, информационное сопровождение реализации основных направлений демографической политики и приоритетных национальных проектов, ежегодное обновление и внесение изменений в план мероприятий по реализации демографической политики в Оренбургской области на 2010–2015 годы с учетом результатов и задач на конкретном этапе [12]. 

     1.3  Цели, принципы и  задачи управления демографическими

процессами  Оренбургской области 

     Стратегической  целью демографической политики является создание условий для устойчивого  демографического развития Оренбургской области, воспроизводства и достижения оптимальной структуры населения, формирования предпосылок последующего демографического роста:

     1) стабилизация численности населения и создание условий для ее роста к 2025 году до 2,5 млн. человек;

     2) укрепление института семьи;

     3) повышение качества жизни и увеличение ее ожидаемой продолжительности к 2025 году – до 75 лет, в том числе здоровой и активной жизни [13].

     Достижение  этой цели потребует решения задач  динамичного развития экономики, обеспечивающих рост благосостояния населения, развитие социальной инфраструктуры, доступности жилья, гарантий трудоустройства, улучшения экологической ситуации.

     К основным задачам демографической политики относят:

     1) увеличение продолжительности жизни населения, обеспечение охраны здоровья граждан, предупреждение заболеваемости и преждевременной смертности;

     2) сохранение и укрепление репродуктивного потенциала населения, здоровья будущих мам и новорожденных;

     3) создание благоприятных условий для рождения и воспитания детей;

     4) повышение статуса семьи в обществе, пропаганда семейных ценностей, поощрение успешной семьи, материнства, отцовства, укрепление семейных традиций;

     5) развитие системы адресной поддержки социально-неблагополучных семей, создающей условия для самореализации [11];

     Кроме того, к задачам также относят  реализацию мер в области миграционной политики, направленной на улучшение демографической ситуации, нацеленной на возмещение естественной убыли постоянного населения Оренбургской области миграционным приростом, при этом всецело и в первоочередном порядке учитывающей интересы коренных жителей области.

     Задачи  демографической политики строятся на основе цели и  ее принципам. Рассмотрим основные принципы демографической политики [13]. 

       

     Рисунок 1.3 – Принципы демографической политики 

     Таким образом, рассмотрев основы демографической политики, ее задачи, цели и принципы проанализируем современную демографическую ситуацию в Оренбургской области. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Анализ демографической  политики Оренбургской  области 

     2.1 Современная демографическая  ситуация в Оренбургской области 

     На  демографическую ситуацию влияют факторы, которые требуют особых подходов как в экономической, так и  в социальной политике: значительная площадь области (124 тыс. кв. км), низкая плотность населения (17,3 жителя на 1 кв. км), высокий удельный вес сельского населения (42 процента) резко континентальный климат, большая протяженность границы с Республикой Казахстан (1876 км) и многонациональность населения (119 национальностей) [12].

     Область, активно используя свою специфику  богатого природными ресурсами региона с протяженной внешней границей и развитой транспортной и производственной инфраструктурой, обеспечивает собственное экономическое развитие и повышение качества жизни населения.

     В Оренбуржье за 2006–2010 годы:

     1) увеличился валовый региональный продукт на 78,5 процента и составил 340 млрд. рублей;

     2) выросли объемы производства  промышленной продукции в 2 раза;

     3) увеличились реальные располагаемые  денежные доходы населения в  2 раза;

     4) увеличился объем оборота розничной  торговли в 2,8 раза;

     5) среднемесячная заработная плата  в области в 2010 году возросла  на 24,6 процента, в сельском хозяйстве  – на 58,6 процента.

     Сократилась доля населения с доходами ниже прожиточного минимума с 42,1 процента в 2006 году (Российская Федерация – 29 процентов) до 19 процентов в 2010 году (Российская Федерация – 16 процентов).

     Численность населения в Оренбургской области  по состоянию на 01.01.2010 составила 2125,3 тыс. человек, в том числе городского – 1220,6 тыс. человек (57,4 процента), сельского населения – 904,7 тыс. человек (42,6 процента) [12].

     С 2002 года по 2010 года (по данным переписи населения 2010 года) население области  уменьшилось на 72 тыс. человек. Данные приведены в таблице 1. 
 
 
 

Таблица 1 – Численность  населения [12]

Численность населения 

Годы Все население, тысяч человек в том числе
городское население сельское население
1990 2151,1 1388,4 762,7
1995 2213,0 1418,1 794,9
2000 2211,2 1272,3 938,9
2001 2203,6 1267,3 936,3
2002 2189,9 1265,3 924,6
2003 2176,0 1257,9 918,1
2004 2162,5 1248,5 914,0
2005 2150,4 1240,8 909,6
2006 2137,8 1228,1 909,7
2007 2125,5 1220,8 904,7
2008 2119,0 1216,3 902,7
2009 2111,5 1211,9 899,6
2010 2112,9 1212,6 900,3
 
 

     Сокращение  численности населения в последние  годы происходило в основном из-за естественной убыли населения (превышение числа умерших над числом родившихся), а также миграционного снижения, которое наблюдается в области с 2001 года. Естественный прирост населения наблюдается в 14 территориях области: г. Новотроицке, Адамовском, Акбулакском, Александровском, Беляевском, Домбаровском, Красногвардейском, Оренбургском, Ташлинском, Сакмарском, Соль-Илецком, Тоцком, Первомайском и Ясненском районах [13]. 

     Уровень рождаемости в Оренбуржье за период 2000–2009 годы уменьшился с 15,5 до 10,9 родившихся на 1000 человек населения. Сокращение рождаемости было характерно как для городской (с 14,1 до 10,6 на 1000 человек населения), так и для сельской местности (с 17,9 до 11,4 на 1000 человек населения), (Российская Федерация – 10,4, Приволжский федеральный округ – 10,1) 12]. 

Таблица 2 – Динамика демографических показателей

Динамика  демографических  показателей

Годы На 1000 человек  населения
родившихся умерших естественный прирост, убыль(-) браков разводов
2000 9,7 14,4 -4,7 6,7 4,3
2001 10,0 14,7 -4,7 7,3 6,3
2002 10,8 15,1 -4,3 7,2 7,1
2003 10,8 15,2 -4,4 7,5 6,0
2004 10,9 15,0 -4,1 7,0 4,3
2005 10,5 15,5 -5,0 7,5 4,3
2006 10,9 14,8 -3,9 7,8 4,5
2007 12,1 14,6 -2,5 8,7 4,8
2008 12,7 14,6 -1,9 8,2 4,9
2009 13,3 13,8 -0,5 8,3 4,9

Информация о работе Управление демографическими процессами Оренбургской области