Управление демографическими процессами Оренбургской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 22:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть сущность управления демографическими процессами Оренбургской области и дать рекомендации по эффективному управлению ими.

Задачи работы – определить значение, цели и задачи управления демографическими процессами ; выделить общие направления и особенности ситуации в Оренбургской области.

Объектом изучения является демографические процессы Оренбургской области, а предметом – эффективное управление данными процессами.

Содержание

Введение……………………………………………………………….….………5

1 Теоретические основы управления демографическими процессами…...…..6

1.1 Значение, цели и задачи демографической политики………….………….6

1.2 Демографическая политика Оренбургской области …………….……..….9

1.3 Цели, принципы и задачи управления демографическими

процессами Оренбургской области …………………………………………...15

2 Анализ демографической ситуации Оренбургской области…………..…...17

2.1 Современная демографическая ситуация в Оренбургской области…..….17

2.2 Основные этапы и ожидаемые результаты

демографической политики Оренбургской области ………………….………23

2.3 Реализация национального проекта «Здоровье» и

мероприятий демографической политики в Оренбургской области………...25

3 Проблемы управления демографическими процессами

в Оренбургской области и пути их решения…………………………..…..….31

3.1 Проблемы демографии Оренбургской области............................................31

3.2 Демографические перспективы Оренбургской области…………………..33

3.3 Рекомендации по эффективному управлению

демографическими процессами……………………………...…………………34

Заключение……………………………………………………………………….39

Список используемой литературы……………………………………………...40

Работа содержит 1 файл

Демографическая политика.doc

— 317.00 Кб (Скачать)

     Оренбургская область – один из крупных регионов Приволжского федерального округа, стабильно занимающий позиции динамично развивающегося субъекта Российской Федерации. Главная цель долгосрочной стратегии развития области – достижение нового качества жизни населения. Ее воплощение невозможно без полномасштабного развития здравоохранения и целенаправленной демографической политики, проводимой региональной властью. Инвестиции в здоровье людей являются залогом успешного развития региона – такова позиция Правительства Оренбургской области. Одним из ведущих направлений его деятельности была и остается система охраны здоровья населения.  
      Динамичному развитию Оренбургского здравоохранения во многом способствует социальная направленность регионального бюджета. За последние пять лет финансовое обеспечение здравоохранения области возросло в 2,5 раза и в прошлом году составило 12,4 млрд. рублей.  
      Даже в сложных экономических условиях мы сохранили свои приоритеты. Принято принципиальное политическое решение, ни при каких обстоятельствах не сокращать финансирование социальных программ. Главный финансовый документ области на 2009 год по-прежнему социально ориентирован, а ассигнования на такую жизненно важную сферу, как здравоохранение, выше прошлогодних. Увеличены первоочередные расходы – это фонд оплаты труда, лекарственное обеспечение, питание. Почти в два раза возросла сумма расходов областного бюджета на оказание населению высокотехнологичных видов медицинской помощи. Учитывая актуальность в нашем регионе онкологических заболеваний, вдвое, по сравнению с 2008 годом, увеличены расходы на областную онкологическую службу [7].      Задача, которую ставит перед собой оренбургское здравоохранение, - обеспечить каждому жителю области равнодоступную и качественную медицинскую помощь, предоставляя пациентам современные методы диагностики и лечения; закреплять и развивать позитивные демографические тенденции [13].     

     Решению этой задачи во многом способствует национальный проект «Здоровье». Он подтвердил правильность наших приоритетов и дал старт системной модернизации отрасли, обеспечив при этом мощную финансовую поддержку. С начала его реализации из федерального бюджета в область привлечено 4,7 млрд. рублей. Софинансирование мероприятий нацпроекта из областного бюджета за этот же период составило свыше 3 млрд. рублей.  
      Сегодня можно с уверенность сказать, что начинают оправдываться солидные государственные инвестиции, вложенные в здравоохранение, очевидны результаты введения новых механизмов управления и финансирования. Они свидетельствуют о повышении качества и доступности медицинской помощи и оказывают влияние на демографические показатели.  
      Прежде всего, удалось укрепить первичное звено здравоохранения – своего рода «передовую», от четкой работы корой зависят многие показатели, влияющие на демографическую ситуацию.  
      В Оренбургской области действуют 35 ЦРБ, 89 участковых больниц, 90 амбулаторий, 1035 ФАПов [12].

     В здравоохранении трудятся 10 тыс. врачей и 25 тыс. средних медицинских работников. По обеспеченности населения врачами (45,4 на 10 тыс. населения) и средним медицинским персоналом (114,8 на 10 тыс. населения) Оренбуржье занимает сильные позиции в Приволжском федеральном округе и превышает среднероссийский показатель.  
      Сеть лечебно-профилактических учреждений – 75 муниципальных и 47 государственных – позволяет охватить медицинской помощью каждого жителя. Рост заработной платы, в том числе через организацию дополнительных выплат из бюджета области, способствовал притоку кадров, и сегодня лечебные учреждения области на 95% укомплектованы участковыми специалистами и врачами общей практики.  
      Современное здравоохранение повышает требования к работе специалистов, и это хороший стимул для профессионального роста. В 2009 году за счет федеральных средств прошли переподготовку более 200 врачей, за счет средств областного бюджета – 744 специалиста среднего звена, а с начала реализации нацпроекта – 974 врача и 4785 медсестер [7].      Важнейшим критерием эффективности здравоохранения является охрана материнства и детства, сохранение репродуктивного здоровья населения. Доказала свою эффективность программа родовых сертификатов. С начала ее реализации в лечебные учреждения области, дополнительно к текущему финансированию, было привлечено более 860 млн. рублей (в том числе в 2009 году свыше 200 млн. рублей). Ликвидирован дефицит современного оборудования и дорогостоящих медикаментов, повысилось качество дородовой диагностики, увеличена зарплата медработников, оказывающих услуги по родовспоможению и диспансерному осмотру детей грудного возраста в детских поликлиниках. Оценили значимость родовых сертификатов не только врачи, но и будущие матери: за три года в области значительно уменьшилось число родов без родовых сертификатов (с 32 случаев на 1 тыс. родов в 2006 г. до 19 случаев на 1 тыс. родов в 2009 г.) [7].

     Рост числа женщин, своевременно встающих на учет по беременности, обеспечивает более качественное наблюдение за развитием плода и состоянием здоровья будущей матери. Забота региональной власти об охране материнства и детства подкрепляется конкретными делами. На протяжении многих лет действует межведомственная программа «Дети Оренбуржья». В рамках этой программы за последние три года из областного бюджета направлено 46 млн. рублей на приобретение современного оборудования для оказания неотложной помощи беременным женщинам и новорожденным детям. Для беременных женщин стали доступны высокоточная дородовая ультразвуковая, а также инвазивная диагностика, цитогенетическое исследование на хромосомную патологию. Так в области создана база для реализации в будущем нового мероприятия национального проекта – проведение пренатального скрининга [4].

     Весомым вкладом в улучшение демографической ситуации в области стало внедрение на базе Областного центра планирования семьи и репродуктивного здоровья высокотехнологичных методов лечения бесплодия – ЭКО и ИКСИ, с положительным эффектом 30%. Такая работа проводится в соответствии с указом Губернатора А.А. Чернышева третий год, за это время в Оренбургской области с помощью передовых методик появилось на свет около 200 желанных детей, причем дорогостоящее лечение оплачивает областной бюджет. 

     В области продолжается проведение неонатального скрининга на пять наследственных заболеваний, в результате своевременного выявления патологии и проводимой коррекции удалось предотвратить инвалидизацию 44-х детей. Новым направлением работы стал аудиологический скрининг новорожденных, которым охвачено около 15,5 тыс. малышей. Выявлена патология слуха у двух детей. В Санкт-Петербургском НИИ ЛОР-заболеваний им проведена кохлеарная имплантация за счет федеральных средств по квоте региона [3].

     Благодаря массовой иммунизации снижена заболеваемость управляемыми инфекциями: вирусным гепатитом В - в 2,5 раза; гриппом – в 16 раз; краснухой – до единичных случаев (0,4 на 100 тыс. населения). В 2009 г. охват прививками против управляемых инфекций составит 527,5 тыс. человек, в том числе против гриппа будет привито 480 тыс. человек.  
      В результате комплексных мероприятий, проводимых по национальному проекту, а также в рамках областной целевой программы и международного проекта «Глобус», в области впервые стабилизировалась заболеваемость ВИЧ-инфекцией. 
       Очень важной профилактической мерой, дающей экономический эффект, стала дополнительная диспансеризация работающего населения. Она позволила выявить заболевания на ранних стадиях. Только за 9 месяцев 2009 года впервые выявлено 11,7 тыс. заболеваний, среди них лидируют болезни системы кровообращения, а также эндокринной, мочеполовой костно-мышечной систем. 

     С 2007 года в области проводится диспансеризация детей-сирот и детей в трудной жизненной ситуации – воспитанников детских домов, школ-интернатов, учреждений социального обслуживания. За два года у 4,4 тыс. детей данной категории выявлено свыше 9 тыс. заболеваний; более 60% человек нуждалось в оказании специализированной и высокотехнологичной помощи [7].

     Еще до начала реализации национального проекта под особым контролем Правительства области находился вопрос повышения доступности и качества оказания высокотехнологичной медицинской помощи. В этом направлении безусловный приоритет – развитие собственной базы для медицины высоких технологий. Оренбургские специалисты освоили сложные операции на открытом сердце и сосудах, осуществляют эндопротезирование крупных суставов, пересадку почки, оказывают высокотехнологичную помощь по выхаживанию новорожденных, широко используют ряд других передовых технологий. В текущем году на базе

     Областной детской клинической больницы открыто отделение челюстно-лицевой хирургии, где уже пролечено более 300 детей с челюстно-лицевой и логопедической патологией, прооперировано 226 детей, в том числе с применением высокотехнологичных методик. В 2009 году на базе отделений и центров областных учреждений здравоохранения высокотехнологичную помощь получат почти 15 тыс. человек (в 2008 г. – 13 тыс.). Осваиваются федеральные квоты: с начала года в федеральные клиники и центры направлено 1,7 тыс. пациентов (свыше 90% от плана); дополнительно из средств областного бюджета профинансировано лечение в них 182 пациентов. Оренбургские кардиохирурги, нейрохирурги и травматологи третий год работают в рамках федерального государственного задания, причем его объемы ежегодно увеличиваются [8].

     В результате реализации национального проекта появилась настоятельная необходимость системных преобразований здравоохранения, связанных с созданием новой формы взаимоотношений между первичным звеном и центрами высоких медицинских технологий и специализированной медицинской помощи. Принятая в текущем году областная целевая программа «Информационная система «Диспетчерский центр Министерства здравоохранения и социального развития Оренбургской области» на 2009-2011 гг. с объемом финансирования 115 млн. рублей позволит объединить в одну информационную систему все учреждения отрасли. За счет более эффективного управления ресурсами здравоохранения повысится доступность специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи [13]. 
      Оренбургская область вошла в число 11-ти российских регионов, включенных в реализацию федеральной программы по развитию онкологической службы. Определена цель – добиться снижения смертности от онкологических заболеваний. Поставка современного оборудования за счет средств федерального бюджета на сумму 448,5 млн. рублей при софинансировании этого направления из средств областного бюджета (135 млн. рублей) позволит существенно изменить ситуацию в диагностике и лечении онкологической патологии, которая в нашем крае остается высокой.  
      Высокие позиции занимает областная служба крови. С принятием областной целевой программы «Безопасная кровь» на 2007-2009 гг. она получила успешное развитие. Переоснащение службы привело к освоению высоких технологий; создана единая информационная система; активно развивается донорское движение. Сегодня лечебные учреждения области бесперебойно обеспечиваются безопасной качественной донорской кровью и ее компонентами. Настоящим прорывом в оренбургской медицине стало создание Банка клеток крови. Это событие произошло в соответствии с указом Губернатора Оренбургской области Алексея Чернышева и направлено на обеспечение доступности населению методов лечения с использованием клеточных технологий – стволовых клеток. С созданием Банка клеток крови при Областной станции переливания крови в области открываются новые перспективы использования клеточной терапии в гематологии, онкологии, кардиологии, репродуктивной медицине [7]. 
      В 2009 году на развитие областной службы крови удалось привлечь из федерального бюджета 81,6 млн. рублей дополнительно к 4 млн. рублей, выделяемым из областного бюджета. С целью совершенствования этой службы, решающей вопросы национальной безопасности, будет поставлено современное технологическое оборудование, внедрены информационные технологии [13]. 
      Ключевые вопросы деятельности системы здравоохранения и внутренней политики государства в целом – это демографическое развитие, увеличение продолжительности жизни россиян и повышение ее качества.  
      В 2009 году в Оренбургской области родилось почти 27 тыс. детей – это на 4 тысячи больше, чем до начала реализации национального проекта, а по количеству новорожденных область заняла 7 позицию среди 14-ти регионов Приволжского федерального округа. 

     В 2009 году позитивная тенденция сохраняется. За 8 месяцев текущего года, в сравнении с аналогичным прошлогодним периодом, рождаемость выросла на 6,5%; на 6,7% снизилась общая смертность, показатель младенческой смертности сократился на 17,2%. На 68% уменьшилась естественная убыль населения. За годы реализации национального проекта семикратно возросло число территорий с естественным приростом населения: сегодня он наблюдается в 20-ти территориях. 

     Реализуется 26 целевых программ, направленных на улучшение демографической ситуации, с общим объемом финансирования свыше 3 млрд. рублей [13].

     В области проводится целый комплекс мер, направленных на улучшение качества жизни населения. Действенным инструментом в решении этой задачи стал национальный проект «Здоровье». Претворяется в жизнь План мероприятий по реализации демографической политики в Оренбургской области на 2010-2015 годы. 

     Все эти меры есть не что иное, как инвестиции в человеческий капитал для обеспечения стабильности, благополучия и успешного развития региона.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3 Проблемы управления демографическими процессами

  в Оренбургской  области и пути  их решения 

      3.1 Проблемы демографии Оренбургской области 

      Тяжелая демографическая ситуация сегодня  характерна не только для Оренбургской области, но и для страны в целом: низкий уровень рождаемости и высокий уровень смертности, старение населения, диспропорция в половом и возрастном составах. Это обусловлено низким уровнем жизни населения. Также среди причин возникновения демографических проблем – духовно-нравственные, к которым относятся кризис семьи (28,9% детей рождаются вне брака, на 100 родов приходится 167 абортов, на три брака приходится два развода), высокий уровень детской беспризорности и сиротства, негативное влияние некоторых передач и фильмов в СМИ и др. [13].

      Высокий уровень смертности и низкие показатели рождаемости относятся к наиболее острой проблеме демографического развития области. Сегодня рождаемость в Оренбургской области не обеспечивает даже воспроизводства населения. Тенденция естественной убыли населения сохраняется с 1993 года. Количество умерших в регионе почти в 1,5 раза превышает число родившихся. С 1999 года по 2005 год населения Оренбуржья сократилось на 68,8 тысячи человек (в среднем за год – на 9,8 тысячи жителей области) [9].

Информация о работе Управление демографическими процессами Оренбургской области