Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 22:09, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть сущность управления демографическими процессами Оренбургской области и дать рекомендации по эффективному управлению ими.
Задачи работы – определить значение, цели и задачи управления демографическими процессами ; выделить общие направления и особенности ситуации в Оренбургской области.
Объектом изучения является демографические процессы Оренбургской области, а предметом – эффективное управление данными процессами.
Введение……………………………………………………………….….………5
1 Теоретические основы управления демографическими процессами…...…..6
1.1 Значение, цели и задачи демографической политики………….………….6
1.2 Демографическая политика Оренбургской области …………….……..….9
1.3 Цели, принципы и задачи управления демографическими
процессами Оренбургской области …………………………………………...15
2 Анализ демографической ситуации Оренбургской области…………..…...17
2.1 Современная демографическая ситуация в Оренбургской области…..….17
2.2 Основные этапы и ожидаемые результаты
демографической политики Оренбургской области ………………….………23
2.3 Реализация национального проекта «Здоровье» и
мероприятий демографической политики в Оренбургской области………...25
3 Проблемы управления демографическими процессами
в Оренбургской области и пути их решения…………………………..…..….31
3.1 Проблемы демографии Оренбургской области............................................31
3.2 Демографические перспективы Оренбургской области…………………..33
3.3 Рекомендации по эффективному управлению
демографическими процессами……………………………...…………………34
Заключение……………………………………………………………………….39
Список используемой литературы……………………………………………...40
В результате этого суммарный коэффициент рождаемости (среднее число детей, рожденных одной женщиной за весь репродуктивный период) все минувшие семнадцать лет имел тенденцию к снижению.
В 2009 году данный показатель составил 1,36 рождения на одну женщину (1990 г. – 2,2 ребенка, 2003 г. – 1,4), в городской местности – 1,2 ребенка, в сельской местности – 1,7. Для простого воспроизводства (замещение поколений родителей их детьми) этот показатель должен составлять не менее 2,14–2,15 ребенка.
За 2009 год по сравнению с 2008 годом в области родилось на 2500 детей больше [12].
Вместе с тем состояние здоровья женщин и детей по-прежнему вызывает тревогу. По итогам всероссийской диспансеризации в области определены здоровыми лишь 32,1 процента детей, 51,7 процента – имеют функциональные отклонения или факторы риска заболеваний, 16,2 процента детей – хронические заболевания.
Напряженной остается ситуация в сфере репродуктивного здоровья женщин. Несмотря на сокращение числа абортов, велика доля прерывания первой беременности и, как следствие, возникновение бесплодия, коэффициент которого в два раза выше среднероссийского показателя.
Остается актуальной проблема распространения социально опасных заболеваний: туберкулеза, вирусных гепатитов В и С, ВИЧ-инфекции, алкоголизма. Вместе с тем в области снижается распространенность и заболеваемость алкоголизмом среди детей и подростков (2001 г. – 1,5 на 10 тысяч подросткового населения, 2009 г. – 0,6 на 10 тысяч подросткового населения). По-прежнему высока угроза заболеваемости наркоманией, особенно в возрастной группе 11–14 лет.
Динамика
рождаемости тесно связана с
происходящими в последние
Из общего количества семей, проживающих в области, 41,3 процента имеют детей в возрасте до 18 лет. Значительно выросла доля семей с одним ребенком. На 44,7 процента снизилась численность многодетных семей – с 19,2 тысячи в 2004 году до 10,6 тысячи в 2009 году.
Наряду с высоким уровнем разводов типичным явлением становится совместное проживание без регистрации брака. Доля таких семей составляет 12–14 процентов. Значительно количество неполных семей (около 41,6 тысячи), в которых воспитываются более 55,5 тыс. детей.
Число детей-инвалидов в Оренбургской области составляет 9,1 тыс. человек. Ежегодно впервые признаются инвалидами 1700–1800 детей.
Безработица
осложняет положение
Сохраняется
высокий уровень семей с
Одна из наиболее злободневных проблем сегодня – смертность в трудоспособном возрасте. По сравнению с 1990 годом уровень смертности в этой возрастной категории увеличился в области в 1,5 раза.
В структуре смертности трудоспособного населения на первом месте – несчастные случаи, отравления и травмы (38,3 процента), на втором – болезни системы кровообращения (28,3 процента), на третьем – новообразования (11,3 процента). Ежегодные потери населения данного возраста за последние 5 лет составляли 29–32 процента от общего числа умерших (в 2000 году – 25 процентов). Причем подавляющее большинство умерших в трудоспособном возрасте (в 2009 году – 79,9 процента) – мужчины, уровень смертности которых в 3,9 раза превышает женскую.
За 2009 год по сравнению с 2008 годом уровень смертности населения области снизился на 1,4 процента и составил 14,6 умерших на 1000 человек населения против 14,8 [12].
Продолжается снижение младенческой смертности. За последние 17 лет самый высокий показатель младенческой смертности наблюдался в 1993 году (20 из каждой 1000 новорожденных не дожили до 1 года). Наименьший показатель в 2009 году – 9,0 на 1000 родившихся живыми. По сравнению с 2006 годом уровень младенческой смертности снизился на 21 процент.
Структура
младенческой смертности аналогична общероссийским
показателям: первое место принадлежит
отдельным состояниям, возникшим в перинатальном
периоде, второе – врожденным аномалиям.
На третье место впервые в 2007 году вышла
смертность детей первого года жизни от
внешних причин, которые являются социально
значимыми.
Коэффициенты
младенческой смертности
(Число умерших в возрасте до 1 года на
1000 родившихся живыми)
Рисунок
2.1 - Коэффициенты младенческой смертности
Состояние
здоровья и уровень смертности населения
отражаются на показателях ожидаемой
продолжительности жизни
В 2006 году показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении составлял 66,2 года (2005 г. – 65 лет), в том числе у мужчин – 59,9 (2005 г. – 58,7), у женщин – 73,0 (2005 г. – 72,0). Данный показатель был ниже у мужчин на 0,5 года, у женщин – на 0,2 года, чем в среднем по России.
Одним из важных компонентов, влияющих на демографическую ситуацию в области, являются миграционные процессы.
В 1994 году наблюдался наибольший миграционный прирост (24,2 тыс. человек). С 1998 года до 2001 года в области наблюдается миграционное снижение [13].
В 2010 году миграционная убыль населения заметно увеличилась и составила 4,2 тыс. человек (в 2009 году – 4,3 тыс. человек).
Международная
миграция населения
(человек)
Рисунок
2.1 – Международная миграция населения
После начала рыночных реформ значительная часть миграционных потоков приняла теневой характер. В основном это трудовые мигранты, пребывание и работа которых в Оренбургской области не оформлены в соответствии с миграционным и трудовым законодательством.
В
последние годы благодаря целенаправленной
деятельности по развитию социально-трудовой
сферы, мерам по предотвращению преждевременной
смертности населения наблюдается постепенное
увеличение уровня рождаемости, снижение
показателей смертности, сокращение естественной
убыли, некоторое увеличение ожидаемой
продолжительности жизни населения.
2.2
Основные этапы
и ожидаемые результаты
демографической
политики Оренбургской
области
Реализация демографической политики Оренбургской области на период до 2025 года предусматривает три этапа.
На
первом этапе (2010–2012 годы) определяются
и реализуются первоочередные мероприятия
в сфере демографической политики, направленные
на преодоление негативных тенденций
демографического развития, в том числе
по снижению уровня смертности населения
в результате дорожно-транспортных происшествий
и от сердечно-сосудистых заболеваний,
осуществлению мероприятий по повышению
качества оказания медицинской помощи
женщинам в период беременности и родов,
развитию перинатальных технологий, по
увеличению продолжительности жизни пожилых
людей, совершенствованию государственной
адресной материальной поддержки и медико-психолого-
В результате реализации мероприятий первого этапа предполагается снизить темпы естественной убыли населения и обеспечить миграционный прирост [13].
На втором этапе (2012–2015 годы) будет продолжено осуществление мероприятий по стабилизации демографической ситуации. Основной акцент будет сделан на реализацию специальных мер по содействию занятости женщин, имеющих детей, проведение мероприятий по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний и сердечно-сосудистых заболеваний, семейного неблагополучия на ранней стадии, сокращение рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда.
К 2015 году предусматривается существенно улучшить здоровье населения, создать условия для комфортной жизнедеятельности семей, воспитывающих детей.
По итогам реализации второго этапа предполагается к 2016 году:
1) стабилизировать численность населения области на уровне 2,3 млн. человек;
2) увеличить показатель ожидаемой продолжительности жизни до 70 лет;
3) увеличить в 1,3 раза по сравнению с 2006 годом суммарный коэффициент рождаемости, на треть снизить уровень смертности населения;
4) уменьшить отток квалифицированных специалистов, обеспечить миграционный прирост населения [12].
На третьем этапе (2016–2025 годы) предусматривается на основе оценки влияния реализуемых проектов и программ на демографическую ситуацию проводить мероприятия по упреждающему реагированию на возможное ухудшение демографической ситуации в Оренбургской области.
В связи со значительным уменьшением к началу третьего этапа численности женщин репродуктивного возраста потребуется принять дополнительные меры, стимулирующие рождение в семьях второго и третьего ребенка.
В
целях замещения естественной убыли
населения предстоит
К 2025 году предполагается:
1) обеспечить постепенное увеличение численности населения до 2,5 млн. человек;
2) увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 75 лет;
3) увеличить в 1,5 раза по сравнению с 2006 годом суммарный коэффициент рождаемости, снизить уровень смертности в 1,6 раза;
4) обеспечить ежегодный миграционный прирост более 300 тыс. человек [13].
Реализация демографической политики призвана также обеспечить новое качество жизни населения в Оренбургской области. Основой общества должна стать полная благополучная семья с детьми, ответственная за собственное благосостояние и воспитание детей.
Результатами эффективной демографической политики в Оренбургской области могут служить следующие показатели стабильности:
1) рост количества браков, уменьшение числа разводов;
повышение рождаемости;
2) увеличение количества среднедетных и многодетных семей;
3) снижение числа малообеспеченных семей, повышение экономической самостоятельности семьи;
4) снижение количества семей, находящихся в социально опасном положении;
5) снижение числа отказных, беспризорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей;
6) уменьшение числа правонарушений, совершенных несовершеннолетними;
7) увеличение средней продолжительности жизни;
8) снижение уровня смертности населения в трудоспособном возрасте [13].
Реализация демографической политики будет способствовать повышению благосостояния населения области, укреплению здоровья и увеличению продолжительности жизни, повышению статуса семьи и семейных ценностей и в результате стабилизации численности населения области в 2007–2015 годах, в перспективе – увеличению численности населения области в 2016–2025 годах [12].
Источниками финансирования расходов на государственную поддержку семей с детьми и охрану здоровья населения являются областной бюджет, бюджеты муниципальных образований, средства государственных внебюджетных фондов, коммерческих и общественных организаций, благотворительных фондов и иные внебюджетные средства. Теперь рассмотрим мероприятия демографической политики, проводимые в Оренбургской области.
Информация о работе Управление демографическими процессами Оренбургской области