Управление демографическими процессами Оренбургской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 22:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть сущность управления демографическими процессами Оренбургской области и дать рекомендации по эффективному управлению ими.

Задачи работы – определить значение, цели и задачи управления демографическими процессами ; выделить общие направления и особенности ситуации в Оренбургской области.

Объектом изучения является демографические процессы Оренбургской области, а предметом – эффективное управление данными процессами.

Содержание

Введение……………………………………………………………….….………5

1 Теоретические основы управления демографическими процессами…...…..6

1.1 Значение, цели и задачи демографической политики………….………….6

1.2 Демографическая политика Оренбургской области …………….……..….9

1.3 Цели, принципы и задачи управления демографическими

процессами Оренбургской области …………………………………………...15

2 Анализ демографической ситуации Оренбургской области…………..…...17

2.1 Современная демографическая ситуация в Оренбургской области…..….17

2.2 Основные этапы и ожидаемые результаты

демографической политики Оренбургской области ………………….………23

2.3 Реализация национального проекта «Здоровье» и

мероприятий демографической политики в Оренбургской области………...25

3 Проблемы управления демографическими процессами

в Оренбургской области и пути их решения…………………………..…..….31

3.1 Проблемы демографии Оренбургской области............................................31

3.2 Демографические перспективы Оренбургской области…………………..33

3.3 Рекомендации по эффективному управлению

демографическими процессами……………………………...…………………34

Заключение……………………………………………………………………….39

Список используемой литературы……………………………………………...40

Работа содержит 1 файл

Демографическая политика.doc

— 317.00 Кб (Скачать)
 

     В результате этого суммарный коэффициент  рождаемости (среднее число детей, рожденных одной женщиной за весь репродуктивный период) все минувшие семнадцать лет имел тенденцию к  снижению.

     В 2009 году данный показатель составил 1,36 рождения на одну женщину (1990 г. – 2,2 ребенка, 2003 г. – 1,4), в городской местности – 1,2 ребенка, в сельской местности – 1,7. Для простого воспроизводства (замещение поколений родителей их детьми) этот показатель должен составлять не менее 2,14–2,15 ребенка.

     За 2009 год по сравнению с 2008 годом в области родилось на 2500 детей больше [12].

     Вместе  с тем состояние здоровья женщин и детей по-прежнему вызывает тревогу. По итогам всероссийской диспансеризации  в области определены здоровыми  лишь 32,1 процента детей, 51,7 процента – имеют функциональные отклонения или факторы риска заболеваний, 16,2 процента детей – хронические заболевания.

     Напряженной остается ситуация в сфере репродуктивного  здоровья женщин. Несмотря на сокращение числа абортов, велика доля прерывания первой беременности и, как следствие, возникновение бесплодия, коэффициент которого в два раза выше среднероссийского показателя.

     Остается  актуальной проблема распространения  социально опасных заболеваний: туберкулеза, вирусных гепатитов В  и С, ВИЧ-инфекции, алкоголизма. Вместе с тем в области снижается распространенность и заболеваемость алкоголизмом среди детей и подростков (2001 г. – 1,5 на 10 тысяч подросткового населения, 2009 г. – 0,6 на 10 тысяч подросткового населения). По-прежнему высока угроза заболеваемости наркоманией, особенно в возрастной группе 11–14 лет.

     Динамика  рождаемости тесно связана с  происходящими в последние десятилетия  изменениями структуры семьи, снижением  ее роли в обществе.

     Из  общего количества семей, проживающих  в области, 41,3 процента имеют детей в возрасте до 18 лет. Значительно выросла доля семей с одним ребенком. На 44,7 процента снизилась численность многодетных семей – с 19,2 тысячи в 2004 году до 10,6 тысячи в 2009 году.

     Наряду  с высоким уровнем разводов типичным явлением становится совместное проживание без регистрации брака. Доля таких семей составляет 12–14 процентов. Значительно количество неполных семей (около 41,6 тысячи), в которых воспитываются более 55,5 тыс. детей.

     Число детей-инвалидов в Оренбургской области составляет 9,1 тыс. человек. Ежегодно впервые признаются инвалидами 1700–1800 детей.

     Безработица осложняет положение малообеспеченных семей. В Оренбургской области зарегистрировано 6,8 тыс. семей безработных родителей, в которых воспитываются 10,1 тыс. детей [13].

     Сохраняется высокий уровень семей с моральным  неблагополучием – 4,7 тыс. семей, 4,3 тыс. несовершеннолетних состоят на учете в комиссиях по делам  несовершеннолетних и защите их прав. Растет число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В Оренбургской области около 10,9 тысячи таких детей, из них около 85 процентов охвачены семейными формами жизнеустройства, 3,2 тысячи находятся в интернатных учреждениях, в том числе 1,6 тыс. детей – дети-сироты. Около 1,0 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей, находятся в социальных приютах и социально-реабилитационных центрах. Если уровень рождаемости в области за 17 лет (с 1990 по 2006 годы) уменьшился на 29,7 процента, то уровень смертности увеличился на 52,6 процента, в том числе уровень смертности женщин – на 37 процентов, а мужчин – в 1,7 раза [12].

     Одна  из наиболее злободневных проблем сегодня  – смертность в трудоспособном возрасте. По сравнению с 1990 годом уровень  смертности в этой возрастной категории  увеличился в области в 1,5 раза.

     В структуре смертности трудоспособного  населения на первом месте – несчастные случаи, отравления и травмы (38,3 процента), на втором – болезни системы кровообращения (28,3 процента), на третьем – новообразования (11,3 процента). Ежегодные потери населения данного возраста за последние 5 лет составляли 29–32 процента от общего числа умерших (в 2000 году – 25 процентов). Причем подавляющее большинство умерших в трудоспособном возрасте (в 2009 году – 79,9 процента) – мужчины, уровень смертности которых в 3,9 раза превышает женскую.

     За 2009 год по сравнению с 2008 годом уровень смертности населения области снизился на 1,4 процента и составил 14,6 умерших на 1000 человек населения против 14,8 [12].

     Продолжается  снижение младенческой смертности. За последние 17 лет самый высокий  показатель младенческой смертности наблюдался в 1993 году (20 из каждой 1000 новорожденных не дожили до 1 года). Наименьший показатель в 2009 году – 9,0 на 1000 родившихся живыми. По сравнению с 2006 годом уровень младенческой смертности снизился на 21 процент.

     Структура младенческой смертности аналогична общероссийским показателям: первое место принадлежит отдельным состояниям, возникшим в перинатальном периоде, второе – врожденным аномалиям. На третье место впервые в 2007 году вышла смертность детей первого года жизни от внешних причин, которые являются социально значимыми. 

 Коэффициенты младенческой смертности 
(Число умерших в возрасте до 1 года на 1000 родившихся живыми)

       

     Рисунок 2.1 - Коэффициенты младенческой смертности 

     Состояние здоровья и уровень смертности населения  отражаются на показателях ожидаемой  продолжительности жизни населения.

     В 2006 году показатель ожидаемой продолжительности  жизни при рождении составлял 66,2 года (2005 г. – 65 лет), в том числе у мужчин – 59,9 (2005 г. – 58,7), у женщин – 73,0 (2005 г. – 72,0). Данный показатель был ниже у мужчин на 0,5 года, у женщин – на 0,2 года, чем в среднем по России.

     Одним из важных компонентов, влияющих на демографическую  ситуацию в области, являются миграционные процессы.

     В 1994 году наблюдался наибольший миграционный прирост (24,2 тыс. человек). С 1998 года до 2001 года в области наблюдается миграционное снижение [13].

     В 2010 году миграционная убыль населения заметно увеличилась и составила 4,2 тыс. человек (в 2009 году – 4,3 тыс. человек).

Международная миграция населения 
(человек)

     Рисунок 2.1 – Международная миграция населения  

     После начала рыночных реформ значительная часть миграционных потоков приняла теневой характер. В основном это трудовые мигранты, пребывание и работа которых в Оренбургской области не оформлены в соответствии с миграционным и трудовым законодательством.

     В последние годы благодаря целенаправленной деятельности по развитию социально-трудовой сферы, мерам по предотвращению преждевременной смертности населения наблюдается постепенное увеличение уровня рождаемости, снижение показателей смертности, сокращение естественной убыли, некоторое увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения. 

      2.2 Основные этапы  и ожидаемые результаты  демографической  политики Оренбургской  области  

      Реализация  демографической политики Оренбургской области на период до 2025 года предусматривает три этапа.

      На  первом этапе (2010–2012 годы) определяются и реализуются первоочередные мероприятия в сфере демографической политики, направленные на преодоление негативных тенденций демографического развития, в том числе по снижению уровня смертности населения в результате дорожно-транспортных происшествий и от сердечно-сосудистых заболеваний, осуществлению мероприятий по повышению качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, развитию перинатальных технологий, по увеличению продолжительности жизни пожилых людей, совершенствованию государственной адресной материальной поддержки и медико-психолого-педагогического сопровождения семей с детьми, в том числе замещающих.

      В результате реализации мероприятий  первого этапа предполагается снизить  темпы естественной убыли населения  и обеспечить миграционный прирост  [13].

      На  втором этапе (2012–2015 годы) будет продолжено осуществление мероприятий по стабилизации демографической ситуации. Основной акцент будет сделан на реализацию специальных мер по содействию занятости женщин, имеющих детей, проведение мероприятий по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний и сердечно-сосудистых заболеваний, семейного неблагополучия на ранней стадии, сокращение рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда.

      К 2015 году предусматривается существенно  улучшить здоровье населения, создать  условия для комфортной жизнедеятельности семей, воспитывающих детей.

      По  итогам реализации второго этапа  предполагается к 2016 году:

      1) стабилизировать численность населения области на уровне 2,3 млн. человек;

      2) увеличить показатель ожидаемой продолжительности жизни до 70 лет;

      3) увеличить в 1,3 раза по сравнению с 2006 годом суммарный коэффициент рождаемости, на треть снизить уровень смертности населения;

      4) уменьшить отток квалифицированных специалистов, обеспечить миграционный прирост населения [12].

      На  третьем этапе (2016–2025 годы) предусматривается на основе оценки влияния реализуемых проектов и программ на демографическую ситуацию проводить мероприятия по упреждающему реагированию на возможное ухудшение демографической ситуации в Оренбургской области.

      В связи со значительным уменьшением к началу третьего этапа численности женщин репродуктивного возраста потребуется принять дополнительные меры, стимулирующие рождение в семьях второго и третьего ребенка.

      В целях замещения естественной убыли  населения предстоит активизировать работу по привлечению на постоянное местожительство в Оренбургскую область иммигрантов трудоспособного возраста.

      К 2025 году предполагается:

      1) обеспечить постепенное увеличение численности населения до 2,5 млн. человек;

      2) увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 75 лет;

      3) увеличить в 1,5 раза по сравнению с 2006 годом суммарный коэффициент рождаемости, снизить уровень смертности в 1,6 раза;

      4) обеспечить ежегодный миграционный прирост более 300 тыс. человек [13].

      Реализация  демографической политики призвана также обеспечить новое качество жизни населения в Оренбургской области. Основой общества должна стать полная благополучная семья с детьми, ответственная за собственное благосостояние и воспитание детей.

      Результатами  эффективной демографической политики в Оренбургской области могут служить следующие показатели стабильности:

      1) рост количества браков, уменьшение числа разводов;

повышение рождаемости;

      2) увеличение количества среднедетных и многодетных семей;

      3) снижение числа малообеспеченных семей, повышение экономической самостоятельности семьи;

      4) снижение количества семей, находящихся в социально опасном положении;

      5) снижение числа отказных, беспризорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей;

      6) уменьшение числа правонарушений, совершенных несовершеннолетними;

      7) увеличение средней продолжительности жизни;

      8) снижение уровня смертности населения в трудоспособном возрасте [13].

      Реализация  демографической политики будет  способствовать повышению благосостояния населения области, укреплению здоровья и увеличению продолжительности жизни, повышению статуса семьи и семейных ценностей и в результате стабилизации численности населения области в 2007–2015 годах, в перспективе – увеличению численности населения области в 2016–2025 годах [12].

      Источниками финансирования расходов на государственную  поддержку семей с детьми и  охрану здоровья населения являются областной бюджет, бюджеты муниципальных  образований, средства государственных  внебюджетных фондов, коммерческих и общественных организаций, благотворительных фондов и иные внебюджетные средства. Теперь рассмотрим мероприятия демографической политики, проводимые в Оренбургской области.

     2.3 Реализация национального  проекта «Здоровье»  и мероприятий  демографической политики в Оренбургской области

Информация о работе Управление демографическими процессами Оренбургской области