Управление демографическими процессами Оренбургской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 22:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть сущность управления демографическими процессами Оренбургской области и дать рекомендации по эффективному управлению ими.

Задачи работы – определить значение, цели и задачи управления демографическими процессами ; выделить общие направления и особенности ситуации в Оренбургской области.

Объектом изучения является демографические процессы Оренбургской области, а предметом – эффективное управление данными процессами.

Содержание

Введение……………………………………………………………….….………5

1 Теоретические основы управления демографическими процессами…...…..6

1.1 Значение, цели и задачи демографической политики………….………….6

1.2 Демографическая политика Оренбургской области …………….……..….9

1.3 Цели, принципы и задачи управления демографическими

процессами Оренбургской области …………………………………………...15

2 Анализ демографической ситуации Оренбургской области…………..…...17

2.1 Современная демографическая ситуация в Оренбургской области…..….17

2.2 Основные этапы и ожидаемые результаты

демографической политики Оренбургской области ………………….………23

2.3 Реализация национального проекта «Здоровье» и

мероприятий демографической политики в Оренбургской области………...25

3 Проблемы управления демографическими процессами

в Оренбургской области и пути их решения…………………………..…..….31

3.1 Проблемы демографии Оренбургской области............................................31

3.2 Демографические перспективы Оренбургской области…………………..33

3.3 Рекомендации по эффективному управлению

демографическими процессами……………………………...…………………34

Заключение……………………………………………………………………….39

Список используемой литературы……………………………………………...40

Работа содержит 1 файл

Демографическая политика.doc

— 317.00 Кб (Скачать)

Ежемесячные или семейные пособия наиболее распространены в развитых странах. Схемы начисления пособий весьма разняться по странам. Так, в Австрии и Дании пособия  предоставляются всем семьям, имеющим детей, вне зависимости от доходов; во Франции и ФРГ размер пособий увязан с доходами и с числом детей в семье. В Великобритании право на получение пособий имеют лишь семьи с минимальными доходами (не зависимо от числа детей), в Италии и некоторых других странах установлен «потолок» доходов семьи, после которого никакие пособия не выплачиваются.

Суммарная величина ежемесячного пособия, как  правило, нарастает по мере увеличения числа детей в семье, поскольку  в большинстве стран данное направление политики рассматривается, как обязанность государства в максимально возможной степени компенсировать расходы семьи, возникающие в связи с рождением, воспитанием и образованием ребенка. В частности, в Люксембурге существует специальное пособие на детей моложе 2 лет. Его цель - обеспечить семье минимальный доход при условии, что женщина в этот период не будет работать. Самые высокие семейные пособия выплачиваются в Бельгии (до 70% от среднемесячной зарплаты), но при этом учитываются не только и не столько число детей в семье, сколько уровень материального благосостояния [2].

     В России также установлено ежемесячное  пособие на ребенка одного из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей). Это распространяется на каждого  рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает 100 процентов величины прожиточного минимума.

     В целом принципы предоставления единовременных пособий гораздо более дифференцированы в сравнении с другими мерами, они в большей степени носят социально адресный характер, теснее привязаны к доходам и социальному статусу семей. Так, руководящий принцип демографической политики Бельгии - социальная защита и минимальный доход каждому, женская эмансипация и свобода выбора между карьерой и семьей. Близкую позицию занимают все скандинавские страны, Нидерланды, Дания, Германия. Особый акцент делается на социальной справедливости, сокращении социальной дискриминации, выравнивании уровней жизни семей с различным числом детей [1].

     В России единовременное пособие при рождении ребенка в условиях резкого удорожания жизни, роста цен и общих первичных затрат на обеспечение ребенка сразу после его рождения играет существенную роль в компенсации не сопоставимых со средними доходами граждан единовременных трат, связанных с рождением ребенка. Размер этого пособия уже в новом столетии повышался дважды и ныне составляет 6 тыс. руб.

     Отпуска по беременности и родам. Основания  для их предоставления дифференцированы по странам. Главные различия существуют между женщинами, занятыми в государственном и в частном секторах. Отличаются продолжительность отпусков, размеры оплаты и источники финансирования. Как правило, работающие на государственных предприятиях имеют более продолжительные отпуска и большие размеры компенсации. Оплата отпусков в этих случаях осуществляется либо полностью за счет средств государственного бюджета, либо в комбинированной форме (бюджет и фонды социального и медицинского страхования). Занятые в частном секторе в основном получают средства из различного рода страховых фондов [6].

     Меры, направленные на охрану здоровья беременных женщин и новорожденных носят  скорее социально-профилактический характер и связаны в большей мере с  охраной здоровья, чем со стимулированием  рождаемости. Сюда относится своевременная постановка женщин на учет по поводу беременности и необходимости пройти установленное законом число обследований в период беременности. Цель - обеспечить раннее выявление патологий беременности и плода, мониторинг протекания беременности, профилактику социальных патологий (наркомании, алкоголизма, венерических и иных заболеваний) беременных женщин.

     Меры, направленные на охрану здоровья беременных женщин и новорожденных носят  скорее социально-профилактический характер и связаны в большей мере с  охраной здоровья, чем со стимулированием рождаемости [2].

     Итак, рассмотрев основы демографической  политики, раскроем сущность политики в Оренбургской области.  

     1.2 Демографическая  политика Оренбургской  области  

     Демографическая политика, являющейся составной частью социальной политики Оренбуржья, рассчитана на долгосрочную перспективу, представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер социально-экономического, правового и профилактического характера, направленных на улучшение демографической ситуации в области, в том числе на сохранение и укрепление семьи, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности жизни, регулирование внутренней и внешней миграции [11].

     Объектом  демографической политики является население, субъектами – органы исполнительной и законодательной власти Оренбургской области, работодатели, общественные объединения, региональные отделения политических партий, профессиональные союзы, религиозные конфессии, благотворительные фонды, зарубежные организации, юридические и физические лица, функционирование которых непосредственно влияет на жизнедеятельность семьи и улучшение демографической ситуации в области [10].

     Определим основные направления демографической  политики Оренбургской области. 
 
 
 
 
 
 
 

     

     Рисунок 1.2 – Направления демографической  политики [10] 

     Демографическая политика области предполагает поэтапные  действия в следующих основных направлениях:

     а) в области сохранения здоровья населения. К данному направлению относится создания условий для укрепления здоровья, снижения уровня смертности и увеличения продолжительности жизни населения: повышение доступности и качества медицинской помощи для всех категорий населения, включая специализированную помощь, особенно для жителей сельской местности; улучшение материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения. Также развитие системы оказания высокотехнологичной медицинской помощи, реализация мер первичной и вторичной профилактики заболеваний, в том числе диспансерных и реабилитационных мероприятий; развитие системы экстренной неотложной помощи больным, в том числе страдающим сердечнососудистыми заболеваниями. Повышение оперативности и качества оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; совершенствование технологий и подходов к профилактике табакокурения, злоупотребления алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами; совершенствование моделей межведомственного взаимодействия в вопросах профилактики и реабилитации больных, страдающих социально значимыми заболеваниями, в том числе туберкулеза, ВИЧ/СПИДа, наркомании. К направлению относят развитие системы управления профессиональными рисками на основе их выявления, оценки, контроля и информирования работников о соответствующих рисках, улучшение условий труда за счет экономической мотивации работодателей; проведение мероприятий по улучшению экологической обстановки и ослаблению вредных средовых воздействий на здоровье людей, усиление государственного контроля качества продовольствия, питьевой воды, состояния окружающей природной среды.   Повышение качества дорожной инфраструктуры, дисциплины на дорогах, организации дорожного движения, направленной на сокращение уровня смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий; разработка социальной рекламы, медико-просветительских программ, информационных проектов, ориентированных на различные группы населения и учитывающих их социально-психологические и культурные особенности. Развитие материальной базы для занятий физической культурой и спортом в учреждениях дошкольного, общего среднего, начального и среднего профессионального образования. Кроме того сюда относят создание условий для занятий физической культурой и спортом по местожительству, в том числе путем создания экономически и территориально доступных спортивных площадок и залов; обязательность занятий физической культурой во всех типах образовательных учреждений с учетом состояния здоровья обучающихся [15].

     б) в области сохранения здоровья будущих  мам, новорожденных, детей и подростков. Сюда относятся дальнейшее развитие перинатальной службы области, обеспечивающей внедрение современных перинатальных технологий в оказании медицинской помощи беременным и новорожденным. А также внедрение новых диагностических и репродуктивных технологий, укрепление службы планирования семьи и медико-генетической помощи населению. Еще можно выделить такие действия:

     1) проведение медико-просветительской работы по вопросам охраны репродуктивного здоровья, сексуального и репродуктивного поведения, использования современных средств контрацепции, профилактики заболеваний, передаваемых половым путем;

     2) обеспечение специализированной и высокотехнологичной медицинской помощью детей: развитие детской кардиохирургии, внедрение современных технологий в работу детского онкологического центра и других государственных учреждений здравоохранения [10];

     3) развитие системы комплексной реабилитации детей-инвалидов, включая высокотехнологичное восстановительное лечение, протезирование, санаторное лечение, разработку и выпуск специального оборудования и мебели;

     4) развитие системы оказания медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях;

     5) организация качественного горячего питания школьников и учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования, в том числе бесплатного питания для детей из малообеспеченных семей;

     6) развитие системы социальной поддержки беременных женщин и матерей с новорожденными детьми; реализация программы дополнительного питания и обеспечения витаминно-минеральными комплексами беременных и кормящих женщин [11].

     Кроме того, можно отнести и реализацию программы бесплатного обеспечения детей первых трех лет жизни специальными молочными и сухими продуктами детского питания; обеспечение детей, страдающих фенилкетонурией, тяжелыми формами пищевой непереносимости, лечебным питанием;

     в) в области обеспечения условий, способствующих укреплению семьи и  рождению детей, создания благоприятных условий для жизнедеятельности семьи:

     1) обеспечение доступности жилья для каждой семьи, в первую очередь для молодых и многодетных семей за счет развития ипотечного кредитования, расширения строительства доступного жилья, отвечающего потребностям семей, с одновременным строительством объектов социальной инфраструктуры, необходимых семьям с детьми;

     2) обеспечение роста благосостояния населения путем создания государственных гарантий занятости для трудоспособных членов семьи, в том числе для работников из семей, нуждающихся в социальной защите, одиноких, многодетных родителей, а также беременных женщин, инвалидов, пенсионеров; стимулирование создания для них специальных рабочих мест; сокращения безработицы, гарантированной оплаты труда работающему населению;

     3) поддержка индивидуальной трудовой деятельности, личных подсобных хозяйств, семейного предпринимательства и фермерства;

     4) повышение конкурентоспособности и востребованности женщин на рынке труда;

     5) формирование в городской и сельской местности среды обитания, благоприятной для семей с детьми, на основе соблюдения соответствующих требований к градостроительным решениям, социальной и транспортной инфраструктуре [10];

     6) создание условий для сохранения традиций и особенностей развития многонационального населения области.

     Еще включают в данное направление обеспечение доступности дошкольных образовательных учреждений, повышение качества их услуг, развитие дополнительных образовательных услуг, обеспечение доступности занятий физической культурой и спортом для детей, подростков и молодежи, в том числе на основе разработки и применения механизма льготного и бесплатного посещения спортивных сооружений детьми, учащимися общеобразовательных учреждений и учреждений начального профессионального образования, студентами средних специальных и высших учебных заведений, воспитанниками детских специализированных и интернатных учреждений [16].

     Кроме того демографическая политика включает повышение гарантий материального обеспечения ребенка при раздельном проживании родителей, совершенствование алиментных правоотношений, совершенствование региональной системы сопровождения семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, на основе ранней профилактики семейного неблагополучия, развитие сети учреждений социального обслуживания семьи и детей, в том числе негосударственных, прежде всего, в сельской местности, повышение качества и расширение спектра предоставляемых услуг.

     Создание специализированной системы защиты прав детей, правового просвещения детей и подростков, включая развитие института уполномоченного по правам ребенка в Оренбургской области, внедрение в работу исполнительной власти и судебных органов системы ювенальных технологий, профилактики правонарушений, социальной реабилитации и адаптации в обществе несовершеннолетних правонарушителей, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Развитие единой межведомственной системы сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проведение ежегодной диспансеризации детей-сирот, находящихся в стационарных учреждениях различных ведомств, с последующей реализацией комплекса оздоровительных и реабилитационных мероприятий, позволяющих в последующем обеспечить социальную адаптацию этих детей и передачу их на воспитание в семью.

Информация о работе Управление демографическими процессами Оренбургской области