Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 18:09, курсовая работа
Цель работы – изучение и анализ процесса и технологий отбора, тестирования и оценки кандидатов на вакантные должности, рассмотрение опыта решения задач качественного комплектования кадрами организации на примере службы персонала ООО «Магазин №17», сравнительный анализ существующих и используемых компанией технологий, предложение рекомендаций по оптимизации технологии отбора и найма персонала.
Введение…………………………………………………………..………..…3
Глава 1. Теоретические основы тестирования как метода оценки и отбора претендентов на должность…………………………………………………………………………5
1.1. Понятие и особенности тестирования как метода оценки и отбора претендентов на должность ……....5
1.2. Собеседование и тестирование, как основной метод оценки кандидатов……………..….14
1.3. Зарубежный опыт найма, оценки и отбора работников, и пути построения эффективной модели оценки кандидатов при приеме на работу......................................................................................................... ..........30
Глава 2. Анализ организационных аспектов системы отбора персонала на примере ООО "Магазин № 17"….….47
2.1. Краткая характеристика предприятия…………………………………..…47
2.2. Анализ состояния системы оценки и отбора персонала и недостатки при найме в ООО "Магазин №17"…………………………………………….…….52
Заключение……………………………………………………….………..66
Список использованной литературы………………………..70
Приложения ………………………………………………………………73
Очень важный раздел. Именно на основе данных этого раздела делаются выводы о соискателе: как часто меняет место работы; по какой причине покидает компании; меняет ли кардинальным образом сферу приложения усилий; насколько легко сообщает сведения о прошлых местах работы, телефоны и имена бывших руководителей. Кадровику, даже с минимальным опытом, наблюдающим за процессом заполнения пунктов этого раздела становятся ясными многие психологические особенности соискателя.
Для этого необходимо попросить соискателя описать в обратном хронологическом порядке его трудовую деятельность по следующим направлениям:
· Период работы.
· Название компании.
· Сфера деятельности компании.
· Должность или профессия.
· График работы.
· Выполняемые обязанности.
· Уровень (размер) заработной платы.
· Причина увольнения.
· Место расположения компании.
· Ф.И.О. руководителя.
· Контактный телефон.
5. Информация о рекомендациях
8. «Маркетинговая информация»
Зададим один вопрос, который поможет нам скорректировать бюджет на поиск и привлечение персонала в будущем.
· Где Вы взяли информацию об открытой вакансии?
9.Информация о прохождении собеседований и принятии на работу
Этот раздел заполняется тем работником, который «собеседовал» с соискателем. Для этого очень удобно использовать следующую форму (таблица 3).
Таблица 3. Информация о прохождении собеседования и принятии на работу.
Дата собеседования, время |
Контактное лицо | ||
Должность |
Результат |
Подпись | |
Она будет служить небольшим
После вопросов анкеты должно быть обозначено место для проставления:
– даты заполнения анкеты;
– подписи заполняющего анкету.
Таким образом, окончательный вариант анкеты можно увидеть в Приложении 2.
Глава 2. Анализ организационных аспектов системы отбора персонала на примере ООО "Магазин № 17"
2.1. Краткая характеристика предприятия
Компания ООО «Магазин №17» была учреждена в 1999 году. В настоящее время открыты два фирменных магазина данной торговой марки.
«Магазин №17» - коммерческое торговое предприятие, специализирующееся на оптовой торговле продовольственными товарами.
Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными актами, предприятие обладает правом юридического лица, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием, бланки, товарный знак.
Магазин №17 осуществляет торгово-закупочную деятельности, в т.ч. оптово-розничную торговлю, организует общепит; проводит операции, связанные с инвестированием средств, полученных от прибыли, в ценные бумаги, депозиты, применением в хозяйственном обороте долговых обязательств и других ценных бумаг, эмитируемых государством и другими организациями.
Организует хозяйственную, информационную деятельность, оказывает маркетинговые, автотранспортные, посреднические услуги.
В структуре предприятия выделяются отделы и другие структурные подразделения, деятельность которых регламентируется Положением о подразделении.
Численность работников в магазинах сохраняется примерно на одном и том же уровне – 18 - 20 штатных единиц - при перемещении работников вакантные места занимают специалисты более низких уровней или проводится внешний конкурсный набор.
Персонал предприятия
подразделяется на следующие категории:
административно-управляющий
Административно-управляющий персонал: директор, заместитель, администраторы.
Специалисты: бухгалтерия, менеджеры по продаже, кассиры.
Вспомогательный персонал: водители, уборщицы, охрана.
Работниками предприятия являются лица, осуществляющие деятельность на основании заключаемого трудового договора.
Работниками предприятия является граждане, достигшие возраста 18 лет, исполняющие в порядке, определенном трудовым договором, обязанности по должности за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств предприятия.
Трудовая деятельность на предприятии осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом, нормативными правовыми актами органов государственной власти и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, уставом предприятия.
Для характеристики фирмы
следует более подробно остановиться
на анализе ее трудового состава,
ведь именно благодаря усилиям всего
коллектива фирма достигла значительных
успехов в сфере оптовой
Таблица 4. Показатели, характеризующие структуру персонала «Магазина №17»
Показатель |
Величина показателя |
Откл. % | |||
в 2005 г. |
в 2006 г. | ||||
чел. |
% |
чел. |
% | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Среднесписочная численность персонала предприятия, всего |
15 |
100 |
18 |
100 |
0 |
2. Образовательный уровень персонала: - неполное среднее - общее среднее - среднее специальное - незаконченное высшее - высшее |
4 6 3 |
- 26,7 40,0 20,0 13,3 |
- 3 8 4 3 |
- 16,7 44,4 22,2 16,7 |
- -10,0 4,4 2,2 3,4 |
Таким образом, исходя из анализа
данных о составе персонала «Магазин
№17» за 2005 и 2006 года следует, что
среднесписочная численность
Если обращаться к анализу
качественного состава
Динамика гендерного состава «Магазин №17» показывает сохраняющееся превосходство числа мужчин над числом женщин в течение 2006 года. Среднее соотношение за год: 55% к 45%. На наш взгляд, данное соотношение является оптимальным.
Рисунок 1. Гендерный состав «Магазина №17»
Исходя из приведенных данных о численном составе магазина необходимо проведение более детального анализа, цель которого - выявить соответствие или несоответствие фактического уровня трудового потенциала необходимому и степень использования трудового потенциала. Для этого остановимся более подробно на данных таблицы 5.
Таблица 5. Показатели комплексной оценки работников ООО «Магазин №17»в 2006 году
Оцениваемый показатель, характеризующий трудовой потенциал работников |
Количество работников, чел | |||
Не отвечает требованиям к должности |
Отвечает требованиям к должности |
Превышает уровень требований к должности |
Значительно превышает требования к должности | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Уровень квалификации |
1 |
15 |
2 |
- |
Уровень образования |
3 |
10 |
5 |
- |
Профессиональная подготовка |
5 |
10 |
2 |
1 |
Средний показатель: |
3 |
11 |
3 |
1 |
В качестве показателей, оценивающих трудовой потенциал работников «Магазин №17», используются уровень квалификации, уровень образования и уровень профессиональной подготовки. Исходя из заданных параметров высчитывается средний показатель, который и дает более объективную оценку о степени соответствия работников тем функциям, которые на них возложены.
В условиях «Магазина №17» средний показатель количества работников, которые не соответствуют требованиям занимаемой ими должности составляет 3 человека, главным критерием данного несоответствия послужили недостаточный уровень профессиональной подготовки и образования. Тот факт, что 3 человека не соответствуют занимаемой должности говорит о том, что необходимо искать пути подбора и более объективной оценки новых людей на эти должности.
Что касается количества сотрудников,
которые в целом соответствуют
требованиям, предъявляемым к их
должности, то их среднее значение составляет
11 человек. Это свидетельствует о
том, что уровень среднего специального
образования сотрудников вполне
соответствует предъявляемым
2.2. Анализ состояния системы оценки и отбора персонала и недостатки при найме в ООО "Магазин №17"
|
Служба управления персоналом в
ООО «Магазин №17» определяет вакантные
рабочие места, которые необходимо
заполнить, на основании сравнения
плана по человеческим ресурсам с
численностью персонала, уже работающего
в организации. Если такие места
существуют, начинается процесс приема
на работу, состоящий из нескольких
стадий: детализации требований к
вакантному рабочему месту и к
кандидату на его занятие, подбора
кандидатов, отбора кандидатов и приема
на работу. Алгоритм приема новых сотрудников
в ООО «Магазин №17» изображен
на рисунке 2.
Рисунок 2.Схема приёма на работу новых сотрудников в ООО «Магазин №17»
Под привлечением персонала
понимаются все меры, которые принимаются
для своевременного удовлетворения
потребностей кредитного учреждения в
персонале подходящими
|
|
|
Рисунок.3. Планирование персонала в ООО «Магазин №17»
После того, как определена будущая качественная потребность в персонале, необходимо определить требования (квалификацию, знания, способности, поведение и т. п.), которым должны отвечать сотрудники для того, чтобы они могли выполнять свои задачи. Этот процесс также называют определением профиля требований замещаемых рабочих мест
Прием на работу начинается с детального определения того, кто нужен организации. В основе этого процесса в фирме «Магазин №17» лежит подготовка должностной инструкции, т.е. документа, описывающего основные функции сотрудника, занимающего данное рабочее место. Должностная инструкция подготавливается службой управления персонала совместно с начальником подразделения, в котором существует вакантная должность: начальник службы управления персоналом вносит свое знание процесса создания должностной инструкции, а начальник подразделения – требования к конкретному рабочему месту.
Для облегчения подбора и оценки кандидатов создана квалификационная карта, которая описывает основные характеристики, которыми должен обладать сотрудник для успешной работы в данной должности. Карта подготавливается начальником подразделения и работниками службы управления персоналом на основе должностной инструкции и представляет собой набор квалификационных характеристик (общее образование, специальное образование, специальные навыки – знание иностранных языков, владение компьютером, умение рисовать и т.д.), которыми должен обладать «идеальный» сотрудник, занимающий эту должность. Пример приведен в приложении 1.
Использование квалификационной
карты дает возможность структурированной
оценке кандидатов (по каждой характеристике)
и сравнения кандидатов между
собой. В настоящее время подбором
персонала занимается заместитель
директора совместно с
Определив требования к кандидату, сотрудники службы управления персоналом приступают к привлечению кандидатов, используя несколько методов:
1. Поиск внутри организации. Прежде чем выйти на рынок труда, сначала пробуют искать среди своих сотрудников, обращаясь к начальникам подразделений с просьбой выдвинуть кандидатов и анализируя личные дела с целью подбора сотрудников с требуемыми характеристиками.
2. Объявления в средствах массовой информации. Для привлечения кандидатов размещает объявления в специализированных газетах и рубриках. Преимуществом данного метода является широкий охват населения при относительно низких первоначальных издержках. А недостатком является обратная сторона преимущества: огромный наплыв кандидатов, большинство из которых не обладает требуемыми характеристиками.
Но не существует универсального метода подбора кандидатов, поэтому сотрудники службы управления персоналом используют различные методы в зависимости от вакантной должности.
Таким образом, совокупность источников подбора персонала в ООО «Магазин №17» представлена в таблице 6.
Информация о работе Тестирование как эффективный метоц оценки и подбора персонала