Теория «человеческого фактора» в управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:17, курсовая работа

Описание работы

Вторая половина XX столетия и особенно его завершающая часть сильно изменили взгляды ученых и практиков на роль персонала в деятельности организации и достижении ею заданных параметров производственно-хозяйственной деятельности. Если традиционно персонал, как собирательное понятие, и отдельный работник рассматривались как ресурс, потребляемый в процессе производства, то в XXI веке персонал рассматривается как основная ценность компании, как стратегический ресурс, без которого нет и не может быть достигнуто конкурентное превосходство.

Содержание

Введение……………………………………………………………..….…3-5 стр.
Глава 1.Особенности и различные подходы к определению «человеческого фактора»…………………………………………………….…………….6-23 стр.
1.1. Особенности «человеческого фактора» как основного управленческого ресурса…………………………………………………………………….6-11 стр.
1.2. Рационалистические школы………………………………...……..12-16 стр.
1.3. Поведенческие школы………..……………………………..……..16-18 стр.
1.4. Школы 1940 - 1960 гг………………………………………….…...19-23 стр.
Глава 2. Различные подходы к определению поведения человека….24-32 стр.
2.1. Модель «экономического человека»…………………………………24 стр.
2.2. Институциональная модель……………………………………….25-27 стр.
2.3. Теории «XYZ»……………………………………………………...27-32 стр.
Глава 3. Пути повышения роли «человеческого фактора» ………….33-46 стр.
3.1. Улучшение стимулирования труда персонала в
ООО «Зерноресурс» ……………..……………………………...……...33-38 стр.
3.2. Использование современных методов управления персоналом в
ООО «Зерноресурс»………………………………………………….....38-41 стр.
3.3. Повышение эффективности использования «человеческого фактора» на примере европейской модели управления…………………………….42-46
Заключение………………………………………………………………47-48 стр.
Список литературы ………………………………...……………

Работа содержит 1 файл

Теория «человеческого фактора» в управлении.doc

— 262.50 Кб (Скачать)

Достаточно успешно решается проблема трудовой мотивации работников в Великобритании. Президент Британского института управления Б.Вольфсон считает, что «сегодня конкурентоспособность фирм определяется не качеством производимой продукции, а качеством персонала. Победителем выходит тот, кто способен наилучшим образом привлечь, закрепить и мотивировать тех работников, у кого есть талант и напористость в работе».

Одной из основных особенностей мотивации персонала в западноевропейским странах, в том числе, Великобритании, является более широкое, чем в США, распространение партнерских отношений между предпринимателями и рабочими. Это проявляется в еще более активном (по сравнению с американскими компаниями) участии персонала в собственности, прибылях и принятии решений, что обусловлено спецификой характера собственности. Так, в странах Западной Европы более широко развиты производственные кооперативы, которые можно рассматривать как самоуправляющиеся структуры, а также государственные предприятия, где работники участвуют в оперативном управлении производством .

Примером формирования партнерских отношений в Великобритании является функционирование на предприятиях Консультационных комитетов рабочих и Консультативных объединений по разработке социальных планов.

В Финляндии введена система «управления по результатам», при которой руководство совместно с подчиненными определяет результаты, которые они намерены достичь.

В Австрии, Дании, Голландии, Люксембурге, Швеции принято соответствующее законодательство об обязательном участии рабочих в Советах директоров компаний с правом голоса. Работники компаний Франции также имеют своих представителей в советах директоров, но без права голоса в принятии решений. Во многих странах Западной Европы (Австрии, Франции, Швеции и др.) сотрудники имеют право участвовать также в решении социальных вопросов .

Специальными законами регулируется вовлечение работников в управление в Германии, в соответствии с которыми там созданы производственные советы (Советы предприятий).

Право участия производственного совета в управлении предприятием распространяется на следующие вопросы:

•              принятие и изменение устава предприятия, организации производства и профессионального взаимодействия работающих;

•              вопросы рабочего времени (определение начала и конца рабочего дня, перерывов в работе и т.п.);

•              временные сокращения или продление рабочего времени на предприятии;

•              время, место и форма оплаты труда;

•              определение общих принципов и графика отпусков, а также решение вопросов об отпусках для отдельных работников в случае возникновения разногласий между работниками и работодателем;

•              разработка и принятие инструкций по предотвращению на производстве несчастных случаев и профессиональных заболеваний;

•              внедрение и применение технических средств контроля за поведением и производительностью работников;

•              вопросы социального обеспечения;

•              вопросы формирования политики в области заработной платы и применения новых форм оплаты труда;

•              вопросы персонального отбора, назначений, перемещений и др.

В Германии на предприятиях с числом занятых более 100 человек предусмотрено образование так называемых экономических комиссий, состоящих из членов производственного совета и представителей работодателя, которые занимаются решением только экономических вопросов.

Если количество работников превышает 500 человек, то на немецких предприятиях могут создаваться наблюдательные советы, право выдвижения кандидатур в которые имеют производственные советы и высшие производственные организации данной отрасли. Кроме того, участие трудящихся в управлении может осуществляться и через назначаемого наблюдательным советом Директора по труду, в ведении которого находятся кадровые вопросы, вопросы социальной сферы и заработной платы.

Практика управления немецкими предприятиями показывает, что подобная политика привлечения трудящихся к управлению способствует развитию их трудовой активности, мотивации и, в конечном итоге, улучшению конечных результатов производства.

Заслуживает внимания также система мотивации персонала, применяемая в Нидерландах. Ключевым моментом, определяющим заинтересованность и активность работников, является высокий уровень социальной защищенности, льгот и компенсаций. Основные направления мотивации и защиты прав наемных работников закреплены законодательно в соответствующих актах и положениях (о минимальной заработной плате, отпускных днях, компенсации дорожно-транспортных расходов, социальном страховании, условиях труда и др.). Руководство фирм, учреждений и организаций имеет право отклоняться от них только в сторону увеличения льгот и компенсаций. В компаниях Нидерландов положения, способствующие усилению трудовой мотивации, разрабатываются Советом председателей подразделений (где они имеются) и профсоюзами. Департамент по персоналу имеет право внести свои предложения по совершенствованию системы мотивации персонала. При доказательстве эффективности рекомендуемых им мер предложения принимаются и реализуются на практике.

Законодательством Нидерландов установлено также, что при необходимости консультации врача работнику дается два оплачиваемых часа, в течение которых он может осуществить визит к специалисту.

На отдельных предприятиях при отсутствии невыходов на работу по каким-либо причинам (в частности, по болезни) в течение 3-х месяцев работник получает дополнительно один оплаченный день отдыха. Эту систему взяло на вооружение правительство страны, и в настоящий период готовится проект по созданию соответствующего нормативного документа, вводящего это правило повсеместно с целью мотивирования работников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

На современном этапе значительно возрос интерес к человеку, как к главному фактору производства, фактору доходов, повышения производительности труда, как к ценному ресурсу, достоянию организации в конкурентной борьбе.

Управление человеческими ресурсами охватывает все управленческие решения, которые воздействуют на взаимоотношения между организацией и её работниками. Это означает что управление персоналом тесно связано со стратегией бизнеса.

Стратегия управления человеческими ресурсами исходит из единства целей человеческих ресурсов со стратегией бизнеса.

Уровень и результаты работы организации зависят от качества управления. Современный менеджмент выступает не столько в качестве теории и практики управления, организации управления, процесса принятия и реализации управленческих решений, сколько как искусство управления людьми.

Главный потенциал любой организации заключен в кадрах. Кадры управления – это ресурс, вложение в человеческие ресурсы, кадровая работа становится стратегическим фактором выживания организации.

Человеческие возможности – главное и определяющие в достижении поставленных целей независимо от формы собственности. Без людей нет организации. Без нужных квалифицированных работников ни одна организация не сможет достичь целей и выжить в конкурентной борьбе.

Для каждого менеджера особое место в его деятельности занимает подбор кадров управления – это процесс поиска и привлечения людей, выдвижение на определенные должности.

Успех подбора гарантирует организации возможности удовлетворения своих потребностей в людских ресурсах. Организации часто самостоятельно делают эту работу или же могут поручить её консультационным фирмам.

Источники подбора кадров могут быть внутренними (из работников организации) и внешними (люди, ни как не связанные с организацией).

На современном этапе главным фактором становится разработка принципов подбора кадров и методы оценки кадров.

В итоге можно констатировать, что «человеческий фактор» играет решающую роль в любом производственном процессе. Технологии процесса управления персоналом оказывают решающее значение на результаты работы в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.      Управление персоналом: Учебник для вузов /Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 560с.

2.      Гвишнани Д. М., Организация и управление, 2 изд., М., 1972

3.      Автономов В.С. Человек в зеркале экономической теории. – М., 2003.

4.      Аакер Д. Стратегическое рыночное управление /Пер. с англ.; под ред. Ю.Н. Куптуревского. – СПб.: Питер, 2002. – 544 с.

5.      Бусыгин А.В. Эффективный менеджмент: Учебник для вузов по экономическим специальностям. - М.: Финпресс, 2000. - 1056 с.

6.      Веснин В.Р. Стратегическое управление: Учебник. – М.: Изд-во Проспект, 2004. – 328с.

7.      Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2002. – 528 с.

8.      Гордиенко Ю.Ф., Обухов Д.В., Самыгин С.И. Управление персоналом. – Ростов н/ Дону: Феникс, 2004. – 352 с.

9.      Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия: Учебно-практическое пособие. – 4-е изд. – М.: Дело, 2002. – 272 с.

10. Жигалов В.Т. Шимановская Л.М. Основы менеджмента и управленческой деятельности. М.: Просвещение, 1994. - 267 с.

11. Петюх В.М. Управление персоналом: Учебно-метод. пособие для самост. изуч. диск. ─ К.: КНЕУ, 2000.-124с.

12. Тренев Н.Н. Стратегическое управление: Учебное пособие. - М.: Экономистъ, 2000. – 288 с.

13. Управление персоналом: Учебник для вузов /Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 560с.

14. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело, 2001. – 448 с.

15. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. М53 Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 1998. – 800 с.

16. Управление персоналом организации/ Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА - М, 1999.

17. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. – М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1998.

18. Виноградский М.Д., Виноградская А.М., шкаловый А.Н. Организация труда менеджера: Учеб. пособие для студ. экон.вузов .- К.: Кондор, 2002.

19. Валовой Д.В. История менеджмента. Учебное пособие. – М.: Инфра – М, 2000 – 300 стр.

20. Лунёв А.П., Минёва О.К. Сравнение европейского и японского опыта управления персоналом // Гуманитарные исследования. 2008. № 4. С. 213-215.

21. Орлова О.С. Управление персоналом современной организации. – М.: Экзамен, 2009.

22. http://bse.sci-lib.com/article110414.html

23. http://alkj.ru/index.php-quest-Itemid-eq-28-and-id-eq-74-and-option -eq-com_content-and-task-eq-view

 

 



Информация о работе Теория «человеческого фактора» в управлении