Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 01:21, курсовая работа
Актуальность проблем мотивации не оспаривается ни наукой, ни практикой, так как от четкой разработки эффективной системы мотивации зависит не только повышение социальной и творческой активности конкретного работника (менеджера, рабочего), но и конечные результаты деятельности предприятий различных организационно-правовых форм собственности, производственной и непроизводственной сфер деятельности.
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Понятие мотивации, характеристика, процесс мотивации…………..3
1.1 Понятие и характеристика мотивации………………………………………3
1.2 Мотивация как процесс………………………………………………………7
1.3 Мотивация и мотивы человека………………………………………………9
Глава 2. Основные мотивационные теории……………………………………19
2.1 Теория иерархии потребностей А. Маслоу………………………………..19
2.2 Теория потребностей МакКлелланда…………. …………………………..22
2.3 Двухфакторная теория Герцберга…………………………………………..23
2.4 Теория К. Альдерфера……………………………………………………….24
2.5 Современные подходы к мотивации………… ……………………………25
Глава 3. Теории мотивационного процесса……………………………………28
3.1 Теория ожидания…………………………………………………………….28
3.2 Теория постановки целей……………………………………………………30
3.3 Теория равенства…………………………………………………………….32
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы…………………………………………...36
Глава 2. Основные мотивационные теории
Содержательные
теории мотивации в первую очередь
стараются определить потребности,
побуждающие людей к действию,
особенно при определении объема
и содержания работы. Согласно этим
теориям мотивация - это совокупность
доказательств и мотивов для
обоснования определенного
Наибольшее значение в данном направлении имели работы А. Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида МакКлелланда.
2.1 Теория иерархии потребностей А. Маслоу
Одним из первых
бихевиористов, из работ которого руководители
узнали о сложности человеческих
потребностей и их влиянии на мотивацию,
был А. Маслоу. создавая свою теорию
мотивации в 40-е годы, он признавал,
что люди имеют множество различных
потребностей, но полагал также, что
эти потребности можно
1. Физиологические
потребности являются
2. Потребности
в безопасности и уверенности
в будущем (стремление к
3. Социальные
потребности, иногда
4. Потребности
в уважении включают
5. Потребности
самовыражения (самореализации) - потребность
в реализации своих
По теории Маслоу все эти потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры:
-Первичные
-Вторичные
Этим он хотел
показать, что потребности нижних
уровней требуют удовлетворения
и, следовательно, влияют на поведение
человека прежде, чем на мотивации
начнут сказываться потребности
более высоких уровней. В каждый
конкретный момент времени человек
будет стремиться к удовлетворению
той потребности, которая для
него является более важной и сильной.
Прежде, чем потребность следующего
уровня станет наиболее мощным определяющим
фактором в поведении человека, должна
быть удовлетворена потребность
более низкого уровня. Если же потребность
удовлетворена, то она перестает
мотивировать человека, но вместо появляется
другая неудовлетворенная потребность.
Поскольку с развитием человека
как личности расширяются его
потенциальные возможности, потребность
в самовыражении никогда не может
быть полностью удовлетворена. Поэтому
и процесс мотивации поведения
через потребности бесконечен. Вот,
например некоторые способы, при
помощи которых руководители могут
удовлетворить потребности
Потребности в уважении: высоко оценивать и поощрять достигнутые подчиненными результаты; привлекать подчиненных к формулировке целей и выработке решений; делегировать подчиненным дополнительные права и полномочия; продвигать по служебной лестнице и др.
Потребности в самовыражении: обеспечивать подчиненным возможности для обучения и развития, которые позволили бы полностью использовать их потенциал; поощрять и развивать у них творческие способности; давать важную работу, требующую полной отдачи.
Для того чтобы
следующий, более высокий уровень
иерархии потребностей начал влиять
на поведение человека, не обязательно
удовлетворять потребность
Теория Маслоу
внесла исключительный вклад в понимание
того, что лежит в основе стремления
людей к работе. Руководители различных
рангов стали понимать, что мотивация
людей определяется широким спектром
их потребностей. Для того чтобы
мотивировать конкретного человека,
руководитель должен дать ему возможность
удовлетворить его важнейшие
потребности посредством такого
образа действий, который способствует
достижению целей всей организации.
Еще не так давно руководители
могли мотивировать подчиненных
почти только экономическими стимулами,
т.к. поведение людей определялась,
в основном, их потребностями низших
уровней. Сегодня ситуация изменилась.
Благодаря более высоким
Хотя теория
Маслоу и дала достаточно полезное
и полное описание мотивации, она
имеет свои слабые стороны. Т.к. потребности
по-разному проявляются в
2.2 Теория потребностей МакКлелланда
Другой моделью мотивации, давшей упор на потребности высших уровней, была теория МакКлелланда. Он считал, что определенные типы человеческих потребностей формируются в течение жизни индивида под влиянием обстоятельств, обучения и опыта. К ним он отнес потребность власти, успеха и причастности.
Потребность власти выражается, как желание воздействовать на других людей. В рамках иерархической структуры Маслоу потребность власти находится где-то между потребностями в уважении и самовыражении. Люди с потребностью к власти чаще всего себя проявляют как откровенные и энергичные люди, не боящиеся конфронтации и стремящиеся отстаивать первоначальные позиции. Обычно они хорошие ораторы и требуют к себе внимания других. Управление очень часто привлекает к себе людей с потребностью власти, поскольку оно дает много возможностей проявить и реализовать её.
Потребность успеха
также находится где-то между
потребностью в уважении и потребностью
в самовыражении. Она проявляется
в стремлении человека выполнить
сложные задания, достигнуть высоких
стандартов качества работы, превзойти
других. Для них важно постоянно
получать результат. Наличие таких
потребностей влияет на активность и
результативность работников. Поэтому
целесообразно оценивать
Мотивация на основании
потребности в причастности схожа
с мотивацией по Маслоу. Такие люди
заинтересованы в компании знакомых,
налаживании дружеских
2.3 Двухфакторная теория Герцберга
Во второй половине 50-х годов Фредерик Герцберг с сотрудниками разработал еще одну модель мотивации, основанной на потребностях. На основании опроса работников разных фирм он выяснял, когда они чувствуют удовлетворение от выполнения служебных обязанностей, а когда наоборот - работать им не хочется. Герцберг пришел к выводу, что мотивация к труду формируется под влиянием двух типов факторов - гигиенических и мотивации.
Гигиенические
факторы связаны с окружающей
средой, в которой осуществляется
работа. К ним относятся: политика
фирмы и администрации, условия
работы, зарплата, межличностные отношения
с коллегами, начальником, подчиненными,
степень непосредственного
Факторы мотивации
связаны с самим характером и
сущностью работы. К ним относятся:
успех, продвижение по службе, признание
и одобрение результатов
Согласно Герцбергу,
при отсутствии или недостаточной
степени присутствия
Теория Герцберга
имеет много общего с теорией
Маслоу. Гигиенические факторы
В 70-е годы ХХ ст. Альдерфер модифицировал теорию Маслоу. Он выделил 3 группы потребностей:
- потребности существования;
- потребности
связей, направленных на поддержку
контактов, признания,
- потребности
личного роста, которые
Как и Маслоу,
Альдерфер рассматривает
Наличие двух направлений движения в удовлетворении потребностей создает дополнительные возможности для мотивирования работников в организации. Эта теория открывает для менеджеров перспективы поиска