Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 01:21, курсовая работа
Актуальность проблем мотивации не оспаривается ни наукой, ни практикой, так как от четкой разработки эффективной системы мотивации зависит не только повышение социальной и творческой активности конкретного работника (менеджера, рабочего), но и конечные результаты деятельности предприятий различных организационно-правовых форм собственности, производственной и непроизводственной сфер деятельности.
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Понятие мотивации, характеристика, процесс мотивации…………..3
1.1 Понятие и характеристика мотивации………………………………………3
1.2 Мотивация как процесс………………………………………………………7
1.3 Мотивация и мотивы человека………………………………………………9
Глава 2. Основные мотивационные теории……………………………………19
2.1 Теория иерархии потребностей А. Маслоу………………………………..19
2.2 Теория потребностей МакКлелланда…………. …………………………..22
2.3 Двухфакторная теория Герцберга…………………………………………..23
2.4 Теория К. Альдерфера……………………………………………………….24
2.5 Современные подходы к мотивации………… ……………………………25
Глава 3. Теории мотивационного процесса……………………………………28
3.1 Теория ожидания…………………………………………………………….28
3.2 Теория постановки целей……………………………………………………30
3.3 Теория равенства…………………………………………………………….32
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы…………………………………………...36
Мотиаациокные
системы различаются мерой
Универсальность мотивационных систем, их переплетенное обнаружение в различных видах деятельности являются одной из причин, затрудняющих четкую дифференциацию потребностей. Мотивационное образование, традиционно называемое потребностью, как правило, охватывает некоторое сочетание мотивационных систем, проявляющихся в специфических видах деятельности.
Особого выделения заслуживает вопрос происхождении мотивационных систем. В отдельных случаях они складываются в результате фиксации ситуативных эмоций и приобретения их предметами относительной функциональной автономности. Для учащегося, например, мотивационное значение имеет не только конечная цель его активности—приобретение знаний и диплома, но и ряд сопутствующих условий и обстоятельств: отметки, уроки, экзамены, отдельные изучаемые предметы, гучителя и др. Нет возможности сомневаться в онтогенетическом происхождении такого рода системы взаимосвязанных предметов и вызываемых ими эмоций, являющейся реальным побудителем учебной деятельности. Однако многие мотивационные системы имеют природные предпосылки и связаны, как представляется, с сохраняющимися в организации потребностей человека механизмами инстинкта. Особенно это касается систем, проявляющихся в общении и взаимодействии людей. Об этом говорит тот факт, что в онтогенезе они проявляются очень рано. Как, например, не обращаясь к природным механизмам, объяснить набор тонких поведенческих реакций, в которых разворачивается привязанность ребенка к взрослому. Так, играя в некотором удалении от взрослого, ребенок старается быть повернутым к нему лицом, а в других положениях часто поворачивает в его сторону голову (Anderson, 1972); следуя в спокойной обстановке за взрослым, он сохраняет расстояние, пропорциональное разнице между ростом ', взрослого и уровнем своих глаз, так что чем выше, взрослый и чем меньше ребенок—тем больше дистанция следования (Mercer, McMurdy, 1985). Конечно, факт культурно-исторической обусловленности форм, способов и языка человеческого общения исключает прямое, особенно содержательное их связывание с механизмами инстинкта. Однако нельзя не видеть также того, что ребенок обнаруживает способность обижаться, ревновать, мстить, проявлять агрессию значительно раньше, чем это от него можно ожидать исходя из общих законов и темпов приобретения им мотивационного опыта; особенно это заметно при сравнении непосредственности и легкости, с которой в онтогенезе появляются эти эмоциональные реакции, со значительно более продолжительным и трудным формированием умения их сдерживать соответственно присваиваемым культурным нормам. Не в том ли различие, что ребёнок обнаруживает эти реакция на основе природных механизмов потребностей, сдерживает же на основе приобретаемых и специально формируемых?
Подобно мимическому выражению эмоций, несомненно, имеющему природную основу и имеете с тем дифференцирующемуся и утончающемуся в дальнейшем культурно-историчеоком развитии, многие мотивационные системы тоже опираются на сложившиеся в филогенезе гештальты определенного развития эмоций в ситуации. Впрочем, как могла бы сохраниться природная экспрессия эмоций, если в генетической программе развития мотивации не сохранилась бы идея этих эмоций? А если сохранилась идея и внешнее ее выражение, то, чтобы все это не было бы напрасным, должна была сохраниться и способность к ее узнаванию другими индивидами, т. е. к непосредственному мотивационному восприятию наблюдаемого выражения эмоций. Комплекс взаимосвязанных непосредственно выражаемых и понимаемых эмоций — это и есть инстинктивная основа мотивационной системы, проявляющейся во взаимоотношениях людей.
При уточнении задействованности механизмов инстинкта в организации мотивационных систем человека важно учитывать следующие моменты:
— как и все в индивидуальном организме они являются продуктом прижизненного развертывания генетических программ и зависят от условий, при которых происходит такое развертывание; исследования Г. Ф. Харлоу показали, например, что материнский уход является необходимым условием для полноценного развития у обезьян важнейших инстинктов, обеспечивающих размножение;
— они могут содержать звенья, предполагающие онтогенетические запечатлевания стимульного содержания;
— они складываются и проявляются в условиях целенаправленного формирования у человека мотивационных отношений к объектам инстинктивных тенденций, которое может, как совпадать с этими тен-денциями, так и противостоять им; в проявлениях у человека полового инстинкта содержатся наиболее яркие свидетельства как способности сил, воспитывающих человека, сдерживать, вытеснять его, так и неспособности сделать это полностью.
Эти обстоятельства,
исключающие однообразие в
Один момент
такой сохраняющейся
В инстинктивном
поведении отчетливо
Нетрудно видеть общее между этими отвлеченными принципами организации инстинкта и устройством обсуждаемых мотивационных систем, обеспечивающих ситуативное развитие мотивации и основанных на потенциальной способности ведущего мотивационного отношения при определенных (пусковых) условиях породить ряд производных эмоций. Любящий ожидает взглядов, улыбок, прикосновений любимого, готов на эти признаки отношения эмоционально откликаться, их же отсутствие способно стать «пусковым» условием для обиды, ответной невнимательности и т. п. Человек, как и биологический индивид в случае «разветвляющегося» инстинкта, находится в стратегическом мотивационном состоянии, потенциально готово конкретизоваться в тактических побуждениях, в частности по формуле «если... , то...». Принципиальная организация мотива-цнонных систем, так же как и обеспечивающие ее процессы эмоционального переключения, не является продуктом социального развития, хотя содержательное наполнение таких систем (например, что именно считается оскорбительным, как выражается оскорбление и т. п.) может целиком определяться культурой.
Мотивы личности. Важнейший фактор, определяющий мотивацию человека, особенно на завершающем этапе ее развития—познавательная активность субъекта по осмыслению жизни я преследуемых в ней целей. Создаваемая вокруг человека тотальная мотивационная атмосфера непосредственно влияет на развитие потребностей разве только в первые периоды жизни; впоследствии ее воздействия анализируются и взвешиваются активным, постепенно вооружающимся интеллектом и опытом субъектом, способным противостоять одним влияниям и предпочитать, искать другие. Уже сложившиеся побуждения тоже обычно подвергаются интеллектуальной проверке на предмет того, не окажется ли их реализация в итоге безнравственной, не обернется ли потерями и т. п. Основное направление активности субъекта по линии мотивационного самоопределения состоит в интеграции, внутреннем согласовании мотивационном сферы, устранении в ней противоречий, а также проверке возможности и целесообразности формирующихся жизненных целей. Только прошедшие такую проверку и санкционированные субъектом мотивационные образования становятся подлинными, активно достигаемыми мотивами личности.
Санкционированные субъектом мотивы автоматически побудительного преимущества перед другими
составляющими мотивации не получают; в ней обычно сохраняются основания для искушений, пороков, слабостей, подчиненности чужой воле или случайным обстоятельствам. Тем не менее, они выделяются среди других мотивационных образований как нечто, предпочитаемое и произвольно поддерживаемое субъектом. Значительную часть его волевой активности составляют именно старания изменить соотношение сил в мотивационном поле в пользу санкционированной мотивации, обеспечить ее доминирование над конкурирующими и отвлекающими побуждениями.
Ряд особенностей
мотивов объясняется их особым происхождением,
связанным с полевым
Из такого представления о происхождении мотивов следует, что они имеют полипотребностный характер. Являясь функцией целостного мотивационного поля, мотивы формируются под влиянием целого ряда взаимодействующих и уже изначально переплетенных потребностей, хотя могут отличаться преимущественным вкладом в этот процесс некоторой из них Кроме того, поскольку жизненные планы имеют различную степень детализации, мотивы (как и другие мотивационные образования) различаются мерой конкретности — обобщенности Твердое намерение «не прожить жизнь напрасно» является мотивом уже тогда, когда человек, не находя подходящих условий для его достижения, активно их ищет. В процессе постэпенной конкретизации обобщенных мотивов происходит дальнейшее переплетение потребностей, так как в конкретных мотивах могут найти воплощение ряд более общих
Конкретные мотивы в результате активности субъекта по составлению программы их достижения, т е их «когнитивной разработки» (Ж.Р. Нюттен) в от ношении условий, этапов, промежуточных целей будущей деятельности, приобретают черты мотивацион-ной системы Дело в том, что наиболее важные моменты программы приобретают в результате эмоционального переключения относительно автономное мотивационное значение, так что в целом мотив начинает проявляться как комплекс взаимосвязанных мотивационных отношений Естественно, что по мере выполнения деятельности реально побуждающая ее мотивационная система претерпевает изменения. Так человек может повышенно и даже иррационально бояться повторения ошибки, из-за которой однажды сорвались его важные планы, такая боязнь способна войти в состав мотивационной системы, определяя деятельность совместно с достигаемой целью дег ствня становятся более осторожными и т д. Санкционированность личностных мотивов может иметь условный характер, связывая жизненные цели с теми или иными обстоятельствами, неясными в данный момент (если удастся убедить коллег, получить помющь и т п ) Такого рода условные мотивы составляют часть потенциальной мотивации — важней шей характеристики мотивационной сферы, опреде ляющей варианты жизни человека при изменении ее условий В широком смысле к потенциальной моти вации относятся практически все составляющие мо тивационното поля, так как при специфическом стечении обстоятельств они могут побудить поступки человека или повлиять на них
В заключение обобщенного описания мотивационной сферы человека следует подчеркнуть, что она находится в постоянном движении и развитии в онтогенезе происходит постоянное доопредмечивание и переопредмечивание базовых потребностей, которые под влиянием опосредствующего их опыта и специальных воспитательных воздействий разворачиваются в сложную, изменчивую и взаимодействующую организацию мотивационных систем, в ситуативном развитии мотивации происходит постоянное разворачивание в динамическое субъективное мотивационное поле порождаемых этими системами оценок и побуждений, в развитии мотивации личности субъект находится в постоянном поиске оптимальных решений (если не стратегических, то тактических) в мотивационном поле будущего, его решения формируют мотивационные системы, которые в мотивационном поле настоящего непосредственным побуждениям противопоставляют особый слой мотивации долженствования Направленность поведения человека в каждый момент определяется балансом устанавливающихся в этой движущейся системе сил.
Проведенный поиск
механизмов развития мотивации вывел
на более широкий контекст психологической
феноменологии и вьваветил проблему субъективного
переживания, его разновидностей и функций
как главную, задерживающую развитие психологии
мотивации Существуют все основания утверждать,
что многие нерешенные вопросы психологии,
в том числе и центральные, тоже тесно
связаны с феноменом субъективного переживания
Однако рассчитывать на скорое продвижение
в понимании этого феномена, к сожалению,
не приходится ич-за игнорирования в современной
психологии под влиянием позитивизма
субъективной реальности—самого, пожалуй,
нелепого научного заблуждения XX века.