Теории мотивационного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 01:21, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблем мотивации не оспаривается ни наукой, ни практикой, так как от четкой разработки эффективной системы мотивации зависит не только повышение социальной и творческой активности конкретного работника (менеджера, рабочего), но и конечные результаты деятельности предприятий различных организационно-правовых форм собственности, производственной и непроизводственной сфер деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2

Глава 1. Понятие мотивации, характеристика, процесс мотивации…………..3

1.1 Понятие и характеристика мотивации………………………………………3

1.2 Мотивация как процесс………………………………………………………7

1.3 Мотивация и мотивы человека………………………………………………9

Глава 2. Основные мотивационные теории……………………………………19

2.1 Теория иерархии потребностей А. Маслоу………………………………..19

2.2 Теория потребностей МакКлелланда…………. …………………………..22

2.3 Двухфакторная теория Герцберга…………………………………………..23

2.4 Теория К. Альдерфера……………………………………………………….24

2.5 Современные подходы к мотивации………… ……………………………25

Глава 3. Теории мотивационного процесса……………………………………28

3.1 Теория ожидания…………………………………………………………….28

3.2 Теория постановки целей……………………………………………………30

3.3 Теория равенства…………………………………………………………….32

Заключение……………………………………………………………………….34

Список использованной литературы…………………………………………...36

Работа содержит 1 файл

Курсовая по менеджменту.docx

— 79.85 Кб (Скачать)

В.Г. Асеев считает, что важной особенностью мотивации  человека является двухмодельное, положительно-отрицательное  ее строение. При положительной мотивации  у человека возникает побуждение к непосредственной реализации потребности. Отрицательная мотивация, напротив, выступает как самозапрет, тормозящий побуждения к реализации потребности. Например, нахождение рядом с объектом своего влечения может вызвать как  положительную мотивацию, так и  отрицательную (в случаи неразделенной  любви).

Мотивация, рассматриваемая  как процесс, теоретически может  быть представлена в виде шести следующих  одна за другой стадии.

Первая  стадия - возникновение потребностей. Потребность проявляется в виде того, что человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает. Проявляется она в конкретное время и начинает “требовать” от человека, чтобы он нашел возможность и предпринял какие-то шаги для ее устранения. Потребности могут быть самыми различными. А. Маслоу (Маслов) делит их на условные пять групп:

Физиологические потребности

Потребности в  безопасности

Социальные потребности

Потребности в  уважении

Потребности в  самореализации

Вторая  стадия - поиск путей устранения потребности. Раз потребность возникла и создает проблемы для человека, то он начинает искать возможности устранить ее: удовлетворить, подавить, не замечать. Возникает необходимость что-то сделать, что-то предпринять.

Третья  стадия - определение целей (направления) действия. Человек фиксирует, что и какими средствами он должен делать, чего добиться, что получить для того, чтобы устранить потребность. На данной стадии происходит увязка четырех моментов:

что я должен получить, чтобы устранить потребность;

что я должен сделать, чтобы получить то, что желаю;

в какой мере я могу добиться того, чего желаю;

насколько то, что  я могу получить, может устранить  потребность.

Четвертая стадия - осуществление действия. На этой стадии человек затрачивает усилия для того, чтобы осуществить действия, которые, в конечном счете, должны предоставить ему возможность получения чего-то, чтобы устранить потребность. Так как процесс работы оказывает обратное влияние на мотивацию, то на этой стадии может происходить корректировка целей.

Пятая стадия - получение вознаграждения за осуществление действия. Проделав определенную работу, человек либо непосредственно получает то, что он может использовать для устранения потребности, либо то, что он может обменять на желаемый для него объект. На данной стадии выясняется то, насколько выполнение действий дало желаемый результат. В зависимости от этого происходит либо ослабление, либо сохранение, либо же усиление мотивации к действию.

Шестая  стадия - устранение потребности. В зависимости от степени снятия напряжения, вызываемого потребностью, а также от того, вызывает устранение потребности ослабление или усиление мотивации деятельности, человек либо прекращает деятельность до возникновения новой потребности, либо продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности. 

                            1.3 Мотивация и мотивы человека

Первый источник—это сохраняющиеся в органи-ации базовых  потребностей человека механизмы инстинкта. Инстинкт в первоначальном виде пред-тавляет собой форму биологической мотивации, беопечивающую пристрастное восприятие целого комплекса ключевых воздействий, каждое из которых способно побудить индивида к определенному действию; совершение этих действий способно привести к некоторому общему лриопособительному эффекту, который, собственно, и должен обеспечиваться механизмом инстинкта (например, к появлению-потомства), но к которому индивид на уровне субъективно переживаемой мотивации не стремится. Признанием того, что в организации потребностей человека сохраняются механизмы инстинкта, автоматически |Ц утверждается существование целого множества предметов и воздействий, так или иначе опосредствующих удовлетворение потребностей, к .мотивационному восприятию которых он является наследственно предрасположенным. Инстинктивные механизмы проявляются в регуляции, например, прожевывания пищи или полового акта, а также в сфере человеческих взаимоотношений, придавая мотивационное значение сложнейшему языку мимики, движений, отношений, позинтонаций и т. п., который конечно, в онтогенезе получает дальнейшее развитие.

Второй источник—это постоянно происходящее ситуативное  и онтогенетическое развитие мотивации  человека, в результате которого предметы и воздействия, уже имеющие мотивационное  значение, передают такое значение практически всему, что с ними связано, вплоть до случайно сопутствующих мотивационному воздействию обстоятельств. «Единицей» ситуативного развития мотивации является отдельный акт эмоционального переключения, лежащий в основе, в частности, мотивацнонного обусловливания. В тех случаях, когда переключающаяся на новый предмет эмоция фиксируется, обеспечивая его эмоциональное восприятие независимо от события, послужившего основой переключения, происходит онтогенетическое развитие мотивации.

Специфика эмоционального переключения в психике человека состоит в том, что оно:

— приобретает 'возможность происходить в плане  представлений, т. е. выходит за пределы  непосредственно воспринимаемой ситуации, что весьма расширяет зону проявления эмоционального переключения, делая ее практически неограниченной;

— происходит в  условиях и на основе сложнейшей системы отражаемых в человеческом «образе мира» связей, поэтому способно совершаться сразу (без повторения мотивационного воздействия) во многих направлениях, на разных уровнях обобщения, многоступенчато;

— усложняется  из-за вероятностного характера представляемых, в частности, предвидимых в будущем событий, что создает возможность ослабления переключающихся мотивациояных отношений в зависимости от меры реальности представляемого содержания; расширение сферы действия эмоционального переключения содержит возможность потери им действенности.

В свете того внушительного масштаба, с которым  множество первичных мотивационных  отношений переключается на связанные с ними обстоятельства, становящиеся в случае мотивационной фиксации основаниями для дальнейших переключении, тезис о всеобщей мотивациодной значимости отражаемых явлений становится вполне правдоподобным.

Нескольку одни и те же предметы могут иметь то или иное отношение к целому множеству  потреб^-ностей и сложившихся мотивационных  отношений человека, их мотивационное  значение, как правило,

является комплексным, полипотребностным, а вызываемая ими активность—полимотивированнои. Уникальность, неповторимость таких поливалентных, в частности амбивалентных, мотивацконных отношений затрудняет их систематизацию, вынуждая обращаться к теоретическим различения^, сложяым образом, сочетающимся в реальных мотивационных образованиях. Так, заметное и, казалось бы, естественное различие между непосредственным и опосредствованным, иначе—независимым и производным моти-взциояным значением, которое обнаруживает, например, безусловный и условный раздражители, в случае человеческой психики существенно усложняется из-за способности онтогенетически производного мотив ацион.ното отношения стать «функционально автономным», т. е. как бы оторваться от породившего его мотивацконно-го основания и приобрести признаки независимости. Однако такая автономизацкя может оказаться временной, как, например, в случае поглощенности человека достижением цели, требующей интенсивной и продолжительной отдачи. Фактически между непосредственными' и опосредствованными мотивационными значениями существует несколько, причем различных, переходных форм, так или иначе сочетающих признаки обоих видов значения.

В подобном смысле относительно различение также устойчивых и временных, конкретных и обобщенных мотивационных отношений, обозначающее скорее крайние точки их распределения по указываемым признакам.

- Что касается  непосредственно значимых мотивационных отношений, то анализ процесса мотивационной фиксации позволил обозначить два случая их возникновения на основе природных механизмов:

— случай онтогенетической «достройки» инстинктивных отношений путем импринтингоподобной фиксации;

— формирование новых мотивационных отношений на основе эмоционального заражения (мотивационного подражания).

Дальнейшее развитие абсолютных (с указанными выше оговорками) мотивационных значений происходит на основе обычного фиксирующегося эмоционального переключения  (мотивационного опосред-ствования) при условии приобретения сформировавшимся новым мотивационным отношением функциональной автономности.  Впрочем, те переключения которые происходят по связям частное — общее, сохраняют непосредственное мотивационное значение и без условия автономизации. Очевидно, что подчеркнутая Ф. М. Достоевским абсолютная ценность - слез только одного ребенка обостренно выражает целую систему обобщенных нравственных ценностей, касающихся всех детей и всех людей, их слез и страданий.

Мотивационное поле. Тезис о всеобщей мотивационной значимости отражаемых явлений определяет специфическое представление о реальном ситуативном (и субъективном) обнаружении человеческой мотивации. Из него следует, что человек в каждый момент находится под влиянием целой системы актуализированных мотивационных отношений и побуждений, составляющих вследствие взаимодействия своего рода мотивационное поле, которое динамично и гибко определяет как достигаемые им цели, так и многочисленные нюансы способа их достижения, например, решительность, эмоциональность, вежливость, продуманность действий и т. п.

Данное представление соответствует тому, как мотивационная динамика изображалась в концепции К. Левина, согласно которой поведение является функцией целостного «жизненного пространства», охватывающего как индивида и его потребности, так и окружение. Однако для приближения этой концепции к традиционным понятиям и взглядам ее целесообразно   переинтерпретировать,   онтологизируя «жизненное пространство» и рассматривая его как субъективно переживаемый образ действительности;

при такой интерпретации  «окружение» составляют не физические объекты, а их субъективные образы; валентности этих объектов и исходящие от них силы рассматриваются как эмоциональные оценки и побуждения. Совокупность взаимодействующих субъективно переживаемых пристрастных отношений, собственно, и является реальным носителем упомянутого мотивационного поля.

Характер и  динамика возникающих пристрастных отношений зависят от потребностей, их организации

и актуализации. Однако это не единственный фактор. Актуализироваться потребности могут двумя опособавди: эндогенно, благодаря спонтанному обострению, и экзогенно, вследствие воздействия ситуации. Посредством ситуативной актуализации мотивационное поле человека способно подвергаться влиянию со стороны других людей, что проявляется в феномене сложного взаимодействия между полями людей, находящихся в тех или иных отношениях. Появление рядом взрослого означает для детей не только возникновение в мотивационном поле «объекта», наделенного выраженной валентностью, но и изменение мотивационкого значения многих других явлений: теряют привлекательность шалости и т. п. Воздействовать на мотивационное поле человека можно пытаться и при помощи специально применяемых воздействий и средств, например строгого взгляда, значимой символики, ритуальных обрядов, музыки. Иногда внешние воздействия могут означать требование к безоговорочной смене мотивации; примером может служить сигнал тревоги для военнослужащего.

Из-за всевозможных влияний, взаимодействия с полями других людей, а также оказываемых на человека воспитательных воздействий его мотивационное поле оказывается включенным в создаваемую социальной системой тотальную мотивационную атмосферу. Такая атмосфера детерминирует мотивационное поле человека как 'прямо, определяя его в некоторый момент через актуализацию потребностей, так и опосредствованно, влияя на организацию и развитие потребностей.

Мотивационные системы. Уже потребности животных не обнаруживают четкой дифференциации, переплетаясь обоими механизмами и проявлениями в поведении. Тем более это свойственно потребностям человека, функционирующим в условиях значительно более интегрированного психического отражения. Данное обстоятельство делает целесообразным выделение в организации мотивационной сферы более дробных «единиц», из которых составляются сложные функциональные образования, в частности потребности.

В качестве такой  функциональной «единицы» можно  обозначить мотивационные системы, обеопечи-

вающие ситуативное  развитие мотивации путем спецн. фических взаимосвязанных эмоциональных переключений. В типичном случае мотивационную систему составляет своего рода «ядро» — некоторое основное (ведущее) мотивационное отношение, из которого при определенных обстоятельствах способен развиться ряд ситуативных (производных) эмоций, как бы уточняющих ведущее отношение применительно к конкретным условиям ситуации. Отношение к ребенку ке исчерпывается монотонной любовью, а содержит готовность сопереживать его огорчения, радоваться успехам и развитию, испытывать тревогу, если он находится вблизи опасного места, и др. Несколько другим реестром эмоций потенциально заряжен человек, стремящийся к цели, например, спортсмен на состязаниях или сопереживающий ему болельщик, но по функциональной организации и эта мотивационная система состоит из ведущего отношения, из которого при определенных условиях посредством эмоционального переключения развиваются производные. Благодаря мотйвационным системам мотивация является в психический образ не в виде директивных стратегических отношений, а как нечто развивающееся в зависимости от условий в частные побуждения тактического порядка.

Информация о работе Теории мотивационного процесса