Теоретические основы разработки стратегии

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 14:05, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях развития рынка компаниям, как занимающим нишу в ёмкости, так и только выходящим на рынок, приходится всё сложнее.
И это связано не только с высоким уровнем жёсткой конкуренции, обилием товаров и услуг аналогичного типа, перенасыщением рекламных и информационных потоков, возрастающими требованиями потребителей ко всем качественным параметрам, включая эргономичность, эстетичность и других аспектов, количественно замерить которые довольно сложно.
Проблемы также связаны и с постоянными изменениями конъюнктуры и ёмкости рынка, а также инновациями, стремящимися завоевать всё большие доли.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы разработки стратегии.
1.1. Понятие стратегии ……………………………………………………….5
1.2. Стратегия и тактика ……………………………………………………..9
1.3. Сущность стратегического управления ………………………………11
1.4. Система стратегического управления ………………………………...15
Глава 2. Разработка стратегии предприятия на примере ОАО КФ «Волжанка».
2.1. Характеристика деятельности предприятия ………………………….19
2.2. Анализ внутренней среды предприятия на примере ОАО КФ «Волжанка» (SNW - анализ)………………………………………………...25
2.3. Анализ внешней среды предприятия …………………………………29
2.4. Анализ непосредственного окружения ……………………………….35
2.5. SWOT – анализ………………………………………………………….47
2.6. Продуктово – маркетинговая стратегия……………………………….51
2.7. Матрица БКГ…………………………………………………………….57
Глава 3. Совершенствование стратегического управления ОАО КФ «Волжанка»
3.1. Определение миссии и целей организации……………………………60
3.2. Рекомендации к разработке стратегии развития ОАО КФ «Волжанка»…………………………………………………………………..61
Заключение……………………………………………………………..........63
Список использованной литературы ………………………………………65
Приложения …………………………………………………………………66

Работа содержит 1 файл

курсач менеджмент.doc

— 387.50 Кб (Скачать)

Качество персонала  занимает нейтральную позицию.

Персонал в ОАО КФ «Волжанка» достаточно хороший. Но чтобы он занимал сильную позицию, нужно дополнительно проводить обучение обслуживающего персонала, чтобы повысить их квалификацию. А так же постоянно мотивировать сотрудников.

 

 

 

Репутация как работодателя

Репутация как работодателя, занимает сильную позицию, так как ОАО КФ «Волжанка» выплачивают стабильно заработную плату, предоставляет уплачиваемые отпуска, а также различные льготы и пособия, и конечно обеспечивает своих сотрудников социальным пакетом.

 Отношения с органами  власти.

Данная организация  поддерживает доброжелательные отношения с государственными органами власти. Исправно и постоянно без задержек уплачивает налоги государству. Но со стороны государства не оказывается какой-либо материальной поддержки данной организации.

Налоговый контроль занимает сильную позицию.

ОАО КФ «Волжанка» постоянно  и без задержек платит налоги государству. Предоставляет все необходимые  документы и бухгалтерские отчетности.

Уровень развития корпоративной культуры занимает слабую позицию.

Развитию корпоративной  культуры в ОАО КФ «Волжанка» не уделяется особое внимание. В данной организации не проводятся различные корпоративные мероприятия, такие как, деловые игры на сплочение, тренинги, не проводятся тестирования, опросы и т.д. Корпоративные мероприятия ограничиваются лишь проведением корпоративных праздников.

Внутри отделов сотрудники между собой взаимодействуют, поддерживают друг с другом дружеские отношения. А вот взаимоотношения сотрудников  разных подразделений носят лишь формальный характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Анализ внешней среды предприятия.

 

Организации следят за внешней  обстановкой с целью выявить  и использовать ее благоприятные возможности для достижения корпоративных целей, избежать при этом угрозы препятствий. Этого добиваются пристальным изучением внешней среды на перспективу, составлением перечня возможностей и угроз, которые в дальнейшем позволят как использовать благоприятные возможности, так и найти действенные ответы на вызовы среды. Данный процесс называется анализом факторов внешней среды.

Первым шагом по анализу факторов внешней среды является сбор информации о социальных, экономических, политических и технологических тенденциях в изменениях среды существования организаций. Для этого часто назначают отдельных сотрудников в организации или приглашают внешних консультантов, перед которыми ставится специальная задача следить за различными источниками информации, такими как профессиональные журналы, книги и газеты, информационные системы, Интернет, библиотеки, научные исследования, ведущиеся в университетах и НИИ, поставщики, распространители, покупатели, конкуренты и др. Эти специалисты представляют периодические обзорные доклады руководству (топ-менеджерам), отвечающему за организацию исследований факторов внешней среды. В крупных организациях такая работа ведется постоянно.

После того как собранная информация будет оценена, возникшие вопросы обсуждаются на встречах с управляющими, задачей которых является определение возможностей и угроз и, что особенно важно, — разработка базовых показателей эффективности для действий в соответствии с выявленными возможностями и угрозами. Например, анализ среды может определить возможный рост базовых ставок процента, и в результате ключевым показателем эффективности могло бы стать сокращение объемов заемных средств организации.

Управляющие высшего звена определяют приоритет этих показателей и составляют список наиболее важных факторов успеха, который передается в подразделения и широкораспространяется и организации.

Классификация факторов внешней среды. Основные факторы внешней среды, воздействующие на поведение организации, могут быть разделены на четыре крупные группы:

    • политические;
    • экономические;
    • социальные;
    • технологические.

Они представляют части  комплексного анализа среды, и рассмотрим последовательно каждую из них.

Политические факторы. Различные факторы законодательного и государственного характера могут влиять на уровень существующих возможностей и угроз в деятельности организации. Национальные и иностранные правительства могут быть для ряда организаций основными регуляторами их деятельности, источниками субсидий, работодателями и покупателями. Это может означать, что для данных организаций оценка политической обстановки может быть наиболее важным аспектом анализа внешней среды. Такая оценка осуществляется через детализацию политических и правовых факторов, воздействующих на организацию. Таких факторов много, еще больше их различных сочетаний, поэтому выделим и перечислим наиболее часто встречающиеся при проведении анализа внешней среды: изменения в налоговом законодательстве; расстановка политических сил; отношения между деловыми кругами и правительством; патентное законодательство; законодательство об охране окружающей среды; правительственные расходы; антимонопольное законодательство; денежно-кредитная политика; государственное регулирование; федеральные выборы; политические условия в иностранных государствах; размеры государственных бюджетов; отношения правительства с иностранными государствами.

Некоторые из этих факторов воздействуют на все коммерческие организации, например, изменения в налоговом законодательстве. Другие — только на небольшое количество фирм, действующих на рынке, например, антимонопольное законодательство.

Третьи — существенны, прежде всего, для политических организаций, например, расстановка политических сил или результаты выборов в Государственную Думу. Однако в той или иной мере, прямо или опосредованно, политические и правовые факторы воздействуют на все организации. Например, на производителя игрушек будут влиять стандарты безопасности игрушек, изменения в правилах импорта и экспорта сырья, оборудования, технологий и готовой продукции, изменения в налоговой политике государства и т.п.

Экономические факторы. Существует множество экономических факторов, которые могут воздействовать на организацию. Например, такие, как насколько доступен кредит, какое влияние оказывают курсы обмена валют, сколько придется заплатить налогов, и многие другие. На способность организации оставаться прибыльной непосредственное влияние оказывает общее здоровье и благополучие экономики, стадии развития экономического цикла. Макроэкономический климат в целом будет определять уровень возможностей достижения организациями своих экономических целей. Плохие экономические условия снизят спрос на товары и услуги организаций, а более благоприятные — могут обеспечить предпосылки для его роста.

При анализе внешней  обстановки для некоторой конкретной организации требуется оценить ряд экономических показателей. Сюда включаются ставка процента, курсы обмена валют, темпы экономического роста.

Социальные и культурные факторы формируют стиль нашей жизни, работы, потребления и оказывают значительное воздействие практически на все организации. Новые тенденции создают тип потребителя и, соответственно, вызывают потребность в других товарах и услугах, определяя новые стратегии организации. Подтверждением этому может служить возросшая обеспокоенность западных потребителей состоянием окружающей среды, на которую некоторые организации ответили применением перерабатываемой упаковки и отказом от использования в производстве хлористых фторуглеводородов.

Для того чтобы определить наиболее значимые возможности и угрозы со стороны социальных и культурных факторов, организациям необходимо учитывать новые тенденции на конец 1990-х — начало 2000 г. и далее (например, такие факты, как более образованный потребитель, возросшее количество работающих женщин, стареющее население). Так, например, стареющее население с большим процентом людей старше 55—60 лет означает благоприятные возможности (в смысле увеличения спроса на их услуги) для организаций, работающих в тех областях, которые вызывают наибольший интерес у пожилых людей, — социальная защита пенсионеров и малоимущих, благотворительность, патронаж, здравоохранение и т.д. Изменения в половом, возрастном и национальном составе населения России тоже могут оказывать важное влияние на организации. Можно перечислить основные социально-культурные факторы, с которыми организации сталкиваются чаще всего: рождаемость; смертность; коэффициенты интенсивности иммиграции и эмиграции; коэффициент средней продолжительности жизни; располагаемый доход; стиль жизни; образовательные стандарты; покупательские привычки; отношение к труду; отношение к отдыху; отношение к качеству товаров и услуг; требование контроля за загрязнением окружающей среды; экономия энергии; отношение к правительству; проблемы межэтнических отношений; социальная ответственность; социальное благосостояние.

Технологические факторы. Их влияние на организации часто столь очевидно, что их считают основным двигателем производственного — и шире — социального прогресса. Революционные технологические перемены и открытия последних десятилетий, например, производство с помощью роботов, проникновение в повседневную жизнь человека компьютеров, новые виды связи, транспорта, оружия и многое другое, представляют большие возможности и серьезные угрозы, воздействие которых менеджеры должны осознавать и оценивать. Некоторые открытия могут создавать новые отрасли промышленности и закрывать старые. Хороший пример — изобретение аудиодисков. Гигантские заводы, выпускавшие виниловые грампластинки, подобные подмосковному Апрелевскому, закрылись или перепрофилировались, а их рыночную нишу поделили между собой множество небольших производств аудиодисков.

Воздействие технологических  факторов можно оценивать как процесс созидания нового и разрушения старого. Ускоряющиеся технологические перемены укорачивают среднюю продолжительность жизненного цикла продукта, поэтому организации должны предугадывать, какие перемены несут с собой новые технологии. Эти перемены могут воздействовать не только на производство, но и на другие функциональные области, например, на кадры (подбор и подготовка персонала для работы с новыми технологиями или проблема увольнения избыточной рабочей силы, высвобождающейся вследствие внедрения новых, более производительных технологических процессов) или, например, на маркетинговые службы, перед которыми ставится задача разработки методов продажи новых видов продукции.3

Для выполнения PEST –анализа необходимо заполнить таблицу 2.

 

 

Табл.2 Анализ внешней среды 

Политика

  1. Стабильная политическая ситуация в стране;
  2. выборы президента РФ;

Экономика

  1. Существенное замедление темпов инфляции;
  2. Рост покупательной способности рубля.
  3. Улучшение деятельности банковской системы
  4. Повышение цен на транспортные перевозки.
  5. Несовершенство налогообложения (в частности, отмена налоговых льгот на прибыль).
  6. Вероятное снижение банковских ставок по кредитам должно вызвать понижение процентов по вкладам.
  7. затраты на энергоснабжение

Социум

  1. Изменение структуры доходов;
  2. Отсутствие благоприятных экономических условий, позволяющих гражданам обеспечивать высокий уровень социального потребления.
  3.    Рост числа квалифицированных специалистов вследствие повышенного внимания молодёжи к образованию.

Технологии

  1. Появление современных технологий производства и высокоэффективного оборудования.
  2. Внедрение программ информатизации и развития экономической деятельности на основе интернет технологий и иных современных информационных технологий, системы электронной коммерции.
  3. Высокая энергоёмкость продукции

 

 

Анализ PEST – факторов позволяет сделать вывод о том, что в целом влияние факторов внешней среды косвенного воздействия носит в целом довольно благоприятный характер.

По моему мнению, наибольшую угрозу для ОАО КФ «Волжанка» 

представляют экономические факторы. Именно на преодоление угрозы со стороны экономических факторов предприятию следует направить свои сильные стороны.

Технологические, политические и социальные факторы дают предприятию  умеренные возможности, которые  оно в силах реализовать, если правильно направит на это свои сильные стороны, а также, если сумеет использовать эти возможности для усиления своих слабых сторон.

 

 

2.4. Анализ непосредственного  окружения.

 

Изучение непосредственного  окружения организации направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии. При этом важно подчеркнуть, что организация может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия и тем самым активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении угроз ее дальнейшему существованию.

Анализ покупателей.

Анализ покупателей  как компоненты непосредственного  окружения организации в первую очередь имеет своей задачей составление   профиля   тех, кто покупает продукт, реализуемый организацией. Изучение покупателей позволяет организации лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объем продаж может рассчитывать организация, в какой мере покупатели привержены продукту именно данной организации, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукт в будущем и многое другое.4

Профиль покупателя может  быть составлен по следующим характеристикам:

    • географическое местоположение;
    • демографические характеристики (возраст, образование, сфера деятельности и т.п.);
    • социально-психологические характеристики (положение в обществе, стиль поведения, вкусы, привычки и т.п.);
    • отношение покупателя к продукту (почему он покупает данный продукт, является ли он сам пользователем продукта, как оценивает продукт и т.п.).

Изучая покупателя, фирма  также уясняет для себя, насколько  сильны его позиции по отношению  к ней в процессе торга. Если, например, покупатель имеет ограниченную возможность выбора продавца нужного ему товара, то его сила торговаться существенно ниже. Если же наоборот, то продавец должен стремиться заменить данного покупателя другим, который имел бы меньше свободы в выборе продавца. Торговая сила покупателя зависит, например, также от того, насколько существенно для него качество покупаемой продукции.

Информация о работе Теоретические основы разработки стратегии