Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 14:05, курсовая работа
В современных условиях развития рынка компаниям, как занимающим нишу в ёмкости, так и только выходящим на рынок, приходится всё сложнее.
И это связано не только с высоким уровнем жёсткой конкуренции, обилием товаров и услуг аналогичного типа, перенасыщением рекламных и информационных потоков, возрастающими требованиями потребителей ко всем качественным параметрам, включая эргономичность, эстетичность и других аспектов, количественно замерить которые довольно сложно.
Проблемы также связаны и с постоянными изменениями конъюнктуры и ёмкости рынка, а также инновациями, стремящимися завоевать всё большие доли.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы разработки стратегии.
1.1. Понятие стратегии ……………………………………………………….5
1.2. Стратегия и тактика ……………………………………………………..9
1.3. Сущность стратегического управления ………………………………11
1.4. Система стратегического управления ………………………………...15
Глава 2. Разработка стратегии предприятия на примере ОАО КФ «Волжанка».
2.1. Характеристика деятельности предприятия ………………………….19
2.2. Анализ внутренней среды предприятия на примере ОАО КФ «Волжанка» (SNW - анализ)………………………………………………...25
2.3. Анализ внешней среды предприятия …………………………………29
2.4. Анализ непосредственного окружения ……………………………….35
2.5. SWOT – анализ………………………………………………………….47
2.6. Продуктово – маркетинговая стратегия……………………………….51
2.7. Матрица БКГ…………………………………………………………….57
Глава 3. Совершенствование стратегического управления ОАО КФ «Волжанка»
3.1. Определение миссии и целей организации……………………………60
3.2. Рекомендации к разработке стратегии развития ОАО КФ «Волжанка»…………………………………………………………………..61
Заключение……………………………………………………………..........63
Список использованной литературы ………………………………………65
Приложения …………………………………………………………………66
В июне 2001 года ОАО «Кондитерская фабрика «Волжанка» вошла в Некоммерческое Партнерство «Кондитерское объединение «Слад&Ko».
Кондитерская фабрика «Волжанка» является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, исполняет обязанности, может быть истцом и ответчиком в суде. Общество имеет самостоятельный баланс, открывает расчетный и иные счета в любых финансово-кредитных учреждениях, как в рублях, так и в иностранной валюте. Имеет печать со своим наименованием, фирменный знак (символику) и другие необходимые реквизиты. ОАО «Волжанка» осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и учредительными документами и обязано сообщать органу, производящему регистрацию, обо всех изменениях в учредительных документах.
На сегодняшний
день по большинству экономичес
Внешнеэкономическая деятельность ОАО «Волжанка» осуществляется в соответствии с Законодательством РФ и определяется экспортом и импортом продукции (работ, услуг) как для собственных производственных и социальных нужд, так и для насыщения рынка товарами и услугами. Общество организовывает и участвует в организации всех видов во внешнеэкономической деятельности российских и зарубежных предприятий, фирм и организаций, в том числе коммерческой, инвестиционной, агентской, консультационной и маркетинговой деятельности.
Основной целью ОАО КФ «Волжанка» является производство и реализация кондитерских изделий наивысшего качества для максимального удовлетворения запросов покупателей в России, а также в других странах мирового сообщества.
ОАО КФ «Волжанка» производит широкий набор кондитерских изделий и полуфабрикатов (около 150 наименований), который можно разделить на следующие основные группы:
1. Карамель.
2. Конфеты.
3. Шоколад.
4. Мармелад.
5. Печенье.
6. Вафли.
7. Полуфабрикаты (какао-порошок, шоколадная глазурь).
Высшим органом управления ОАО является Общее собрание акционеров. Оно утверждает устав ОАО, вносит в него при необходимости изменения, избирает членов правления, наблюдательного совета, ревизионной комиссии. Оно принимает решения о выпуске акций (в т.ч. дополнительных), определяет основные направления деятельности общества, утверждает годовые отчеты, определяет условия оплаты труда должностных лиц и т.д. В случае необходимости Общее собрание принимает решение о прекращении деятельности ОАО. В ОАО есть исполнительные органы правления и Совет директоров. Правление организует выполнение решений Общего собрания акционеров. Возглавляет правление ОАО председатель, который одновременно возглавляет Совет директоров. Совет директоров из своего окружения выдвигает и устанавливает Генерального директора.
Руководство предприятием осуществляет
Генеральный директор, в линейном подчинении
у него находятся дирекции. Каждая дирекция
имеет в своём составе производства, управления
и отделы. Организационная структура управления
ОАО КФ «Волжанка» представлена в приложении
А.
Генеральный директор руководит всей деятельностью и организует работу предприятия. Он управляет через заместителей директора и начальников некоторых отделов – отдела кадров, юридического, канцелярии, главного бухгалтера, которые функционально подчинены директору. В свою очередь каждый заместитель директора, в соответствии с возложенными на него обязанностями, отвечает за работу тех цехов и отделов, которые функционально ему подчинены.
Структура управления ОАО КФ «Волжанка» включает три уровня:
Производственные
ОАО КФ «Волжанка» имеет линейно-функциональную структуру управления. При данной структуре управления сохраняется положительные преимущества линейной структуры в виде принципа единоначалия, и преимущество функциональной структуры в виде специализации управления. При этом данная структура имеет и ряд недостатков. Во-первых, подобная структура препятствует введению инноваций, и всякие изменения требуют значительных усилий руководства. Во-вторых, сегментация подсистем вызывает их излишнюю замкнутость, что препятствует функционированию организации как единой системы. В-третьих, структура носит централизованный характер, что вызывает перегрузку высшего руководства и требует специального налаживания прямых связей подсистем. В-четвертых, создаются ограниченные возможности по подготовке руководителей высшего уровня.
Производственная структура ОАО КФ «Волжанка» предприятия состоит из цехов, отделов для координации, деятельности которых создается сложная иерархическая структура управления. К производственным звеньям предприятия относятся цехи, участки, где изготовляется основная продукция предприятия, кондитерские изделия, осуществляется ремонт, вырабатывается энергия и т.п. К организациям, обслуживающим работников предприятия, относятся: жилищно-коммунальное хозяйство, детские сады, столовые, сеть учебных заведений по повышению квалификации и т.п.
Факторами, определяющими производственную структуру ОАО КФ «Волжанка», являются характер продукции и технология её изготовления, масштаб производства, степень специализации предприятия и кооперирования его с другими фабриками и заводами, а также степень специализации производства внутри предприятия. На предприятии, где имеется несколько однотипных производственных участков, тесно связанных между собой и нуждающихся в едином руководстве, создаются цехи. Обычно различают следующие виды цехов и производственных участков: основные, вспомогательные, обслуживающие.
В основных цехах и на производственных участках либо выполняется определённая стадия производственного процесса по превращению основного сырья или полуфабрикатов в готовую продукцию предприятия.
Вспомогательные цехи или участки способствуют выпуску основной продукции, создавая условия для нормальной работы основных цехов: оснащают их инструментом, обеспечивают энергией и т.д. Вспомогательное производство фабрики включает в себя вспомогательные цеха, обслуживающие основное производство (РМЦ, котельная).
Обслуживающие цехи и хозяйства выполняют работу по обслуживанию основных и вспомогательных цехов транспортировкой и хранением сырья, полуфабрикатов, готовой продукции, подачей энергии и т.п.
Фабрика универсальна по структуре производства, что позволяет удовлетворять вкусы и потребности групп населения с различными запросами и покупательской способностью.
Основная стратегия ОАО КФ «Волжанка» сегодня - это стратегия прибыли. Так как организация находится на зрелой стадии жизненного цикла, когда конкуренция уже достаточно стабильна и темпы роста рынка уже слегка замедлены, то основной целью компании становится повышение ее рентабельности, а не рост (хотя рост по- прежнему продолжается, как и освоение новых сегментов). Инвестиции в организации сохраняются на уровне, необходимом для поддержания соответствующих объемов, а прибыль доведена до максимума. Повышение рентабельности в организации достигается в результате квалифицированной сегментации рынка и эффективного использования имеющихся активов. Для повышения эффективности использования ресурсов в организации определяются те капиталовложения, где расходы могут быть снижены, доходы увеличены, и потенциал синергетического эффекта предельно используется. Можно сказать, что стратегия роста прибыли в ОАО КФ «Волжанка» успешно разработана, так как в итоге она приводит к увеличению положительного потока денежной наличности в организации.
Основными задачами ОАО КФ «Волжанка» на современном этапе является организация единых органов снабжения и сбыта; улучшение качества продукции, расширении ассортимента, модернизации знакомых сортов с целью более точного удовлетворения требований потребителя и разработка новых сортов.
2.2. Анализ внутренней среды предприятия на примере
ОАО КФ «Волжанка».
SNW – это аббревиатура трех английских слов – сильная позиция, нейтральная позиция, слабая позиция. Нейтральная позиция – это среднерыночное состояние для рассматриваемой ситуации.
Для выполнения SNW-анализа необходимо заполнить таблицу 1.
Табл. 1 анализ внутренней среды предприятия.
№ |
Наименование стратегической продукции |
Качественная оценка позиции | ||
S |
N |
W | ||
1. |
Стратегия организации |
Х |
||
2. |
Бизнес стратегии Бизнес 1 Бизнес 2 |
Х |
||
3. |
Организационная структура |
Х |
||
4. |
Финансы |
Х |
||
4.1 |
Финансы как состояние текущего баланса |
Х |
||
4.2 |
Финансы как уровень бухучёта |
Х |
||
4.3 |
Финансы как доступные инвестиционные ресурсы |
Х |
||
5. |
Продукты организации |
Х |
||
5.1 |
Продукт 1 |
|||
5.2 |
Продукт 2 |
|||
6 |
Структура затрат или уровень себестоимости в целом |
Х |
||
6.1 |
Бизнес 1 |
|||
6.2 |
Бизнес 2 |
|||
7 |
Умение торговать |
Х |
||
8 |
Информационные технологии |
Х |
||
9 |
Инновации как способность к реализации на рынке новых продуктов |
Х | ||
10 |
Способность к лидерству в целом |
|||
10.1 |
Способность к лидерству первого лица организации |
|||
10.2 |
Способность к лидерству всего персонала |
Х | ||
11 |
Уровень производства |
Х |
||
11.1 |
Качественные материальные базы |
Х |
||
11.2 |
Качество инженеров |
|||
11.3 |
Качество рабочих (осн. продукц. ) |
Х |
||
12 |
Уровень маркетинга |
Х | ||
13 |
Уровень менеджмента |
Х | ||
14 |
Качество торговой марки |
Х |
||
15 |
Качество персонала |
Х |
||
16 |
Репутация на рынке |
Х |
||
17 |
Репутация, как работодателя |
Х |
||
18 |
Отношения с органами власти |
Х |
||
18.1 |
С федеральным правительством |
Х |
||
18.2 |
С правительством субъекта федерации |
Х |
||
18.3 |
С органами местного самоуправления |
Х |
||
18.4 |
Налоговый контроль |
Х |
||
19 |
Отношения с профсоюзами |
Х |
||
19.1 |
Корпоративное |
|||
19.2 |
С отраслевыми |
|||
20 |
Отношения со смежниками |
|||
21 |
Инновации как исследования и разработки |
Х |
||
22 |
Послепродажное обслуживание |
|||
23 |
Корпоративная культура |
Х |
Стратегия организации.
Эта позиция организации занимает лишь нейтральную позицию. В силу того, что в данной организации не существует специального структурного подразделения для разработки стратегии развития организации, как общего направления, так и по отдельным направлениям развития организации. Также не привлекаются различные специалисты или консультанты по разработке стратегии, и не выделяются какие-либо финансы для такого рода деятельности. Следовательно, по организации можно сказать, что особое внимание здесь разработке стратегии не уделяется, а носит лишь формальный характер.
Организационная структура.
Стратегическая позиция «Орг. структура» также занимает нейтральную позицию. ОАО КФ «Волжанка» имеет линейно-функциональную структуру управления (приложение А). Данная структура имеет и ряд недостатков. Во-первых, подобная структура препятствует введению инноваций, и всякие изменения требуют значительных усилий руководства. Во-вторых, сегментация подсистем вызывает их излишнюю замкнутость, что препятствует функционированию организации как единой системы. В-третьих, структура носит централизованный характер, что вызывает перегрузку высшего руководства и требует специального налаживания прямых связей подсистем. В-четвертых, создаются ограниченные возможности по подготовке руководителей высшего уровня.
Финансы как состояние текущего баланса.
Данная стратегическая позиция является сильной стороной. Данное предприятие не испытывало особых финансовых трудностей, обладает весьма устойчивым финансовым положением, сумма финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия, увеличилась.
Продукты организации.
Ассортимент продукции ОАО КФ «Волжанка» достаточно широкий и разнообразный. Сотрудники ОАО КФ «Волжанка» стараются, чтобы вся продукция соответствовала государственным стандартам качества. Услуги предоставляются на достаточно хорошем уровне, чтобы удовлетворить потребности населения в полной мере.
Уровень маркетинга стоит на слабой позиции.
Сотрудниками ОАО КФ «Волжанка» маркетинговые навыки в их деятельности не применяются по большей части. В силу того, что развиты плохо, либо вообще не развиты в принципе. Так как маркетингу в данной организации не уделяется особое внимание. В ОАО КФ «Волжанка» не имеется в наличии специального отдела или какого-либо структурного подразделения Маркетинга. А также в организации не осуществляют маркетинговые исследования, в силу ограниченности финансовых средств. Маркетинговая деятельность в ОАО КФ «Волжанка» в данном случае ограничивается лишь рекламой, расположенной в магазинах, а также на общественном транспорте.
Информация о работе Теоретические основы разработки стратегии