Теоретические основы мотивации деятельности в менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:54, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование теоретических и практических аспектов Государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования профессионального лицея № 24 г.Сибай.
Для достижения цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы мотивации деятельности в менеджменте;
2. Проанализировать особенности мотивационных процессов в ГБОУНПО ПЛ № 24 г.Сибай;

Содержание

Введение
Глава 1.
Теоретические основы мотивации деятельности в менеджменте
1.1. Понятие мотивации, сущность, виды
1.2. Мотивационный механизм и принципы его функционирования
1.3. Мотивационные теории
Глава 2.
Изучение мотивации в системе управления ГБОУНПО ПЛ № 24 г.Сибай
2.1. Общая характеристика ГБОУНПО ПЛ № 24 г.Сибай
2.2. Исследования мотивационных процессов в ГБОУНПО ПЛ № 24 г.Сибай
2.3. Рекомендации по совершенствованию мотивационного механизма в системе управления в ГБОУНПО ПЛ № 24 г.Сибай
Заключение
Глоссарий
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая помотивации.doc

— 294.50 Кб (Скачать)

Повышение качества образовательных  услуг – это единственный путь лицея к выживанию в условиях конкурентного рынка. Одним из принципов  достижения успеха образовательного учреждения в обеспечении качества и результативности является непрерывное вовлечение персонала в деятельность по качеству. Ключевой функцией в достижении необходимого качества подготовки специалистов является мотивация всего персонала лицея, и в первую очередь, руководителей и преподавателей.

Чтобы разработать и  внедрить эффективную систему мотивации, нужно реализовать три этапа: провести диагностику мотивационной  среды техникума, разработать систему  мотивации, в которой комплексно применять материальные и моральные средства мотивации, регулярно проводить мониторинг и коррекцию мотивационной системы. Т.е. учебному заведению надо иметь программу развития системы мотивации труда преподавателей.

Программа развития системы мотивации труда преподавателей охватывает главные аспекты управления мотивацией труда преподавателей, содержит оценку реального состояния системы мотивации преподавательского труда, намечает перспективы, определяет приоритеты дальнейшего развития в области управления мотивацией, содержит конкретные мероприятия по достижению поставленных целей.

Целью создания системы  управления мотивацией труда  преподавателей в лицее является создание условий  для глубокой заинтересованности преподавателей в повышение качества образовательных услуг, и как следствие, интенсивный творческий труд, приводящий к качественному профессиональному образованию. Для создания эффективной системы мотивации труда преподавателей необходимо:

Принятие решения по внедрению системы управления мотивацией труда преподавателей для осуществления миссии лицея: качественной подготовки специалистов путем реализации основных и дополнительных профессиональных программ со студентами.

Создание эффективной  системы мотивации начинается сверху, с директора лицея. Руководителю надо принять решение о создании и внедрении системы управления мотивацией качественного труда преподавателей. Мотивировать – это значит: 1) заразить людей желанием стремиться к качественному труду, к самосовершенствованию; 2) показать другим, что они являются важной частью коллектива; 3) стимулировать. Руководству необходимо обращаться не только к разуму своих сотрудников, но и к их чувствам. Продолжительный прогресс возможен лишь там, где действия стимулируются интересом и поиском. Интерес – наиболее часто испытываемая человеком положительная эмоция, которая позволяет выполнять повседневную работу должным образом. Если руководитель не примет качество как нечто личное, не погрузится в него с головой сам, у него нет возможности убедить и мотивировать преподавателей воспринимать приоритет качества. Воодушевление директора обладает притягательностью, обращает на себя внимание и убеждает преподавателей эффективнее, чем профессиональные доводы. Вид воодушевленного руководителя часто приводит педагогов к осознанию того, что директор безоговорочно верит в себя и собственные силы, не боится браться за дела, которые поначалу могут показаться неосуществимыми; поможет преодолеть возникшие на пути к цели временные трудности.

Для удовлетворения потребностей студентов, их родителей, работодателей, государства и общества в целом необходимо повышать мотивацию преподавателей на качественный труд в рамках компетентностного подхода.

Управление мотивацией труда – это целенаправленная деятельность, которая предполагает определение основных направлений системы мотивации, а также средств, форм и методов управления ею. 
Общие требования к системе управления мотивацией: 
Образовательное учреждение должно:

  • разработать систему управления мотивацией качественного труда преподавателей;
  • задокументировать систему управления мотивацией качественного труда преподавателей;
  • внедрить систему управления мотивацией качественного труда преподавателей;
  • поддерживать систему управления мотивацией качественного труда преподавателей в рабочем состоянии;
  • постоянно улучшать результативность системы управления мотивацией качественного труда преподавателей;
  • осуществлять управление процессами:
    • определить процессы, необходимые для системы управления мотивацией качественного труда преподавателей;
    • определить последовательность и взаимодействие этих процессов;
    • определить критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности при осуществлении и управлении процессами;
    • обеспечить информацию и ресурсы, необходимые для поддержания этих процессов и мониторинга;
    • осуществлять мониторинг этих процессов;
    • улучшать процессы.

Необходимо решить вопрос о создании в коллективе такого настроения, чтобы образовательный процесс был эффективным:

– сплочение педагогического коллектива путем налаживания межличностных и профессиональных отношений. Управлять надо не людьми, а отношениями. Управление должно быть основано на доброжелательности, уважении и понимании. С этой целью проводится социологическое исследование и строится программа управления межличностными отношениями. 
– работа психологической службы. Необходимо вовремя и грамотно предупреждать и разрешать конфликты в коллективе, помогать преподавателям решать проблемы как профессионального , так и личного характера, строить деловое общение с преподавателями в соответствии с их индивидуальными особенностями и ситуацией. 
– работа Совета трудового коллектива. Проведение корпоративных мероприятий: праздников, юбилеев и т.п. 
– моральное поощрение преподавателей в виде похвалы, благодарности, грамоты, публикации, отправление на престижные курсы, стажировку и т.п.

Один из самых главных  элементов работы над качеством образования – повышение трудовой мотивации и профессиональной квалификации преподавателей – требует серьезной финансовой поддержки. Чем более совершенна материальная база педагогического труда, чем больше возможностей имеет преподаватель для реализации своего потенциала, достижении целей педагогического процесса, самосовершенствования, тем интереснее ему осуществлять профессиональную деятельность.

Преподаватели, работающие в лицее, меняются в ходе роста  и приобретения жизненного и профессионального опыта. Еще недавно у них были одни потребности, а сейчас – совсем другие. Мотивационный профиль человека постоянно изменяется. Для коррекции системы мотивации в лицее необходимо регулярно делать диагностические срезы, проводить беседы и анкетирование преподавателей. Обратная связь должна быть регулярной. Полученные результаты должны анализироваться и на основе анализа необходимо проводить комплекс мер по коррекции системы.

Заключение

Понимание и применение на практике системы мотивации своих работников приведет не только к общему повышению эффективности организации, но и к удовлетворенности работой самих сотрудников, улучшению психологического климата, общего настроя преподавателей. И как следствие, опять же, улучшение качества труда. Грамотный руководитель должен четко знать, что не все сотрудники мотивированны одинаково. Поэтому он должен точно распознавать актуальные мотивы каждого из своих сотрудников и стараться по возможности удовлетворить потребности каждого.  
Но управлять следует не самими педагогами, а отношениями в коллективе. Преподаватели изначально мотивированы на педагогический труд, поэтому необходимо создание в организации благоприятных условий для самомотивации личности в направлении раскрытия индивидуального творческого потенциала на почве как профессионального, так и личностного развития для повышения качества управления мотивацией и максимально эффективного использования кадрового потенциала.  
Значимость профессионального обучения как мотивирующего фактора трудно переоценить. Однако, для того чтобы корпоративное обучение играло мотивирующую роль, оно должно быть наградой, а не обязанностью. 
Руководителю всегда надо помнить, что и в самую совершенную систему мотивации со временем придется вносить изменения. Необходим регулярный мониторинг системы мотивации труда.

 

 

 

Глоссарий

Вознаграждение  – плата за труд или услугу
Мотив - побудительная причина поведения и действий человека, 
возникающая под воздействием его потребностей и интересов, 
представляющая собой образ желаемого человеком блага
Мотивация - динамический процесс физиологического и психологического управления поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость.
Мотивация трудовой деятельности - совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к трудовой деятельности и придающих этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей.
Потребность - внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо. Потребности по-разному проявляются в зависимости от ситуационных факторов.

Похвала – хороший отзыв о ком-нибудь или о чем-нибудь, одобрение

 

Стимул – внешнее побуждение активности работника эффект  которого опосредован психикой человека, его взглядами, чувствами, интересами, стремлениями и т.д.

 

Цель – предмет стремления,  то, что желательно осуществить

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Веснин В. Р., Менеджмент : учеб.- 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Изд-во «Проспект», 2006 - 504 с. (128)
  2. Ильенкова С.Д., Кузнецов, В.И.,  Основы менеджмента: Учебно-методический комплекс. – М.: Изд-во центр ЕАОИ. 2008 – 262 с. (75)
  3. Мишурова И.В., Управление мотивацией персонала: Учебно-практическое пособие /И.В. Мишурова, П.В. Кутелев. – М.: Изд-во РД, 2003.
  4. Переверзев М.П., Шайденко Н.А., Басовский Л.Е., Менеджмент: Учебник. — 2-е изд., доп. и перераб. /Под  общ. ред. проф. М.П. Переверзева. - М.: Изд-во ИНФРА-М, 2008. - 330 с. (256)
  5. Трапицын С. Ю , Мотивация   персонала   в   современной   организации:   Учебное   пособие. – СПб.: Изд-во ООО «Книжный Дом», 2007. – 240 с. (10)
  6. Шапиро С.А., Мотивация – М: Изд-во «ГроссМедиа», 2008                               150 с. (11)
  7. Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю., Менеджмент: Учеб. пособие. - М.: Изд-во ИНФРА-М, 2008. - 440 с. (281)
  8. Менеджмент: учеб.- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во    Проспект, 2006. - 504 с. (131c)
  9. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1 (ред. от 27.12.2009) - п.2 ст.32.
  10. Положение «Об оплате труда работников ГБОУНПО ПЛ № 24  
  11. Устав ГБОУНПО ПЛ № 24
  12. http://www.inventech.ru/lib/right/right-0004/
  13. http://www.ekportal.ru/page-id-852.html
  14. http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?RMuyoi:
  15. http://dic.academic.ru/dic.nsf/business/2494

 

1 Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1 (ред. от 27.12.2009) - п.2 ст.32.

2 Мишурова И.В. Управление мотивацией персонала: Учебно-практическое пособие / И.В. Мишурова, П.В. Кутелев. – М.: РД, 2003. – С.6.

 


Информация о работе Теоретические основы мотивации деятельности в менеджменте