Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:54, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование теоретических и практических аспектов Государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования профессионального лицея № 24 г.Сибай.
Для достижения цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы мотивации деятельности в менеджменте;
2. Проанализировать особенности мотивационных процессов в ГБОУНПО ПЛ № 24 г.Сибай;
Введение
Глава 1.
Теоретические основы мотивации деятельности в менеджменте
1.1. Понятие мотивации, сущность, виды
1.2. Мотивационный механизм и принципы его функционирования
1.3. Мотивационные теории
Глава 2.
Изучение мотивации в системе управления ГБОУНПО ПЛ № 24 г.Сибай
2.1. Общая характеристика ГБОУНПО ПЛ № 24 г.Сибай
2.2. Исследования мотивационных процессов в ГБОУНПО ПЛ № 24 г.Сибай
2.3. Рекомендации по совершенствованию мотивационного механизма в системе управления в ГБОУНПО ПЛ № 24 г.Сибай
Заключение
Глоссарий
Список литературы
2) профессиональный (заинтересованность в содержательной работе, овладении ее навыками, самовыражении);
3) властный (приобретение высокой должности);
4) идейный (готовность трудиться ради общего блага);
5) хозяйский (стремление к самостоятельности, возможность приумножения богатства);
6) творческий (поиск нового);,
7) коллективистский, ставящий во главу угла работу в команде (характерен для восточных культур);
8) люмпенизированный (упор на уравнительность).
Мотивационная структура личности достаточно стабильна, но поддается целенаправленному формированию и изменению, например в процессе воспитания, что приводит и к изменению поведения.
Для успешного руководства подчиненными необходимо хотя бы в общих чертах знать основные мотивы их поведения и способы воздействия на них (развитие желательных, ослабление нежелательных) и возможные результаты таких усилий. Веснин В. Р.
В38 Менеджмент : учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 504 с. (128)
1.2. Мотивационный
механизм и принципы его
Механизм, с помощью которого формируются условия, побуждающие людей к деятельности, получил название мотивационного. Он состоит из двух элементов: механизма внешнего целенаправленного стимулирующего воздействия (побуждения и принуждения) и механизма реализации внутренней психологической предрасположенности к той или иной деятельности.
В целом мотивировать людей можно, используя внутреннее побуждение; внешнее побуждение; внешнее принуждение. С учетом этого можно говорить о нескольких стратегиях мотивации людей:
1) стратегии, основанной, с одной стороны, на внутреннем побуждении (предрасположенности, желании) к определенным действиям, а с другой — на внешнем побуждении и принуждении. Она характерна, например, для Германии и современной России;
2) стратегии, основанной на внешних побуждении и принуждении, т. е. использовании только стимулирования в обеих его формах (положительной и отрицательной). Она была характерна для большинства западных стран первой половины XX столетия;
3) стратегии, основанной исключительно на принуждении (внешний отрицательный механизм мотивации). Эта модель характерна для подневольного труда;
4) стратегии, основанной исключительно на внутреннем и внешнем побуждении, использующей положительный механизм мотивации. Такая стратегия характерна для фирм Японии;
5) стратегии, основанной на внутреннем побуждении и принуждении, когда применялся внутренний положительный и внешний отрицательный мотивационный механизм. Это было свойственно экономике СССР.
При создании мотивационного механизма необходимо учитывать тип человека (примитивный, экономический, социальный, духовный и проч.).
Принципами построения мотивационного механизма считаются:
• увязка со структурой и степенью значимости целей деятельности;
• простота, понятность, справедливость;
• наличие необходимых условий реализации;
• возможность корректировки;
• направленность как на поддержку создания нового, так и на его принятие;
• рациональность, взаимосвязанность элементов при их обособленности (элементы мотивационного механизма должны иметь различную длительность жизненного цикла, вплоть до вечной).
Помимо потребностей и мотивов, мотивационный механизм включает:
1) притязания —
желаемый уровень
2) ожидания — оценку личностью
вероятности наступления
3) установки — психологическая предрасположенность, готовность человека к тем или иным поступкам в конкретной ситуации;
На основе установок люди действуют спокойнее, быстрее, добросовестнее, тратят меньше сил, лучше усваивают задания и знания. Подобрав человека с заданным уровнем внутренних установок, можно добиться желаемого поведения.
4) оценки — характеристики
степени возможного
5) стимулы (лат. stimulus — заостренная палка, которой в Древнем Риме погоняли животных) — блага, возможности и проч., находящиеся вне субъекта, с помощью которых он может удовлетворить свои потребности, если это не требует невозможных действий.
Действие механизма мотивации выглядит примерно следующим образом: 1) возникновение потребностей;
2) восприятие импульсов, идущих от них;
3) анализ ситуации с учетом ожиданий, притязаний, стимулов (последние могут при этом отвергаться или приниматься);
4) актуализация (включение) мотивов;
Этот процесс может происходить либо автоматически, на основе установки, либо путем рациональной оценки (сознательный анализ содержащейся в стимуле информации, соотнесение ее с потребностями личности, ее ценностями, необходимыми затратами, ситуацией, возможностями, перспективами и проч.). В результате происходят отбор и актуализация части мотивов, а остальные консервируются или отторгаются.
5) формирование определенного состояния личности (мотивированности), обусловливающего нужную интенсивность ее действий (степень мотивированности определяется актуальностью той или иной потребности, возможностью ее реализации, эмоциональным сопровождением, силой мотива);
6) определение и осуществление конкретных действий.
Стимулирование (стимулирующее воздействие) представляет собой процесс применения стимулов, которые призваны обеспечивать либо повиновение человека вообще, либо целенаправленность его поведения. Это достигается путем ограничения или, наоборот, улучшения возможностей удовлетворения его потребностей.
Люди сознательно оценивают возможные варианты действий и с учетом стимулов стараются выбрать самый короткий путь к желаемому результату, в том числе жертвуя ради получения благ здоровьем.
Поскольку стимулы воздействуют на поведение человека, они являются предметом манипуляции со стороны.
Стимулирование выполняет следующие основные функции:
• экономическую —
способствует повышению
• нравственную —
создает необходимый морально-
• социальную — формирует доходы и расходы работников.
Принципами стимулирования являются:
• комплексность,
предполагающая оптимальное
• индивидуализированный подход;
• понятность;
• ощутимость;
• постоянный поиск новых методов;
• использование наряду со стимулами антистимулов, снижающих заинтересованность в получении результата.
Опыт показывает, что чем чаще имеет место стимулирование, тем чаще будут повторяться нужные действия, а влияние стимулов тем сильнее, чем короче период времени их действия, чем больше человек нуждается в соответствующих благах.
Менеджмент : учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : ТК Велби, Изд-во
Проспект, 2006. - 504 с. (131c)
Мотивационный механизм является одним из компонентов механизма заинтересованности в достижении максимальных экономических и социальных результатов предпринимательской деятельности.
Мотивационныи механизм, как и любая система, должен обладать свойством рациональной целостности и обособленности его элементов. Это означает, что в нем многие элементы взаимосвязаны между собой и изменение одного из этих элементов потребует тех или иных изменений других элементов. Так, взаимосвязаны между собой оплата труда, восприятие нововведений в производство и качество труда. Изменение содержания одного из этих элементов неминуемо приводит к необходимости изменения содержания других элементов. В противном случае мотивационныи механизм становится малоэффективным. В то же время необходима определенная степень обособленности элементов с тем, чтобы изменение содержания того или иного элемента в известной мере компенсировалось другими элементами мотивационного механизма, иначе его эффективность не будет надежной. Такими элементами могут быть, например, условия труда и дифференциация его оплаты в зависимости от условий.
Мотивационныи механизм
должен включать элементы с различной
длительностью их жизненного цикла: с длительным,
в том числе "вечным", то есть изменяющимся
только с изменением природы человека
(традиции общества), кратким, то есть изменяющимся
с изменением социально-экономической
или производственной ситуации, и промежуточным
между длительным и кратким жизненным
циклом. http://www.inventech.ru/lib/
1.3. Мотивационные теории.
Существуют два основных подхода к изучению мотивации деятельности.
Основная идея содержательных
теорий мотивации – наличие причинно-
Рис.1 Пирамида Маслоу
Появлению новой потребности
предшествует удовлетворение другой, более
низкого уровня, т.е. по теории Маслоу,
все потребности расположены в виде строгой
иерархической структуры иерархического
построения заключается http://www.ekportal.ru/page-
Смысл такого в том, что для человека приоритетны потребности более низких уровней, и это сказывается на его мотивации. Другими словами, в поведении человека определяющим является удовлетворение потребностей сначала низших уровней, а затем, по мере их удовлетворения, становятся стимулирующим фактором и потребности более высоких уровней.
Высшая потребность – потребность самовыражения и роста человека как личности – никогда не может быть удовлетворена полностью, поэтому процесс мотивации человека через потребности бесконечен.
А.Маслоу полагал, что поведение людей мотивируется неудовлетворенными потребностями разных уровней, на него оказывают влияние условия профессиональной жизни, а также социальные, экономические и психологические проблемы.
Стремление человека найти себя в деятельности и узнать себя в результатах своего труда в настоящее время бесспорно и признается всеми. Об иерархии А. Маслоу следует помнить каждому менеджеру. Для того чтобы поведение людей было эффективно, необходимо удовлетворить первый и второй уровни потребностей, иначе побудительные мотивы для достижения следующего уровня могут исчезнуть. В то же время, несмотря на сложное материальное и социальное положение, многие люди нуждаются в разнообразном взаимодействии с другими. Это связано не только с их развитой коммуникабельностью, но и с
профессиональной необходимостью; одни хотят быть не зависимыми, компетентными, уверенными в себе, других привлекают признание и возможность профессионального роста, третьих – престиж и уважение со стороны других.
Комплекс отношений человека к окружающему миру и людям, мотивация его действий и поступков для многих составляют концепцию жизни и деятельности, направленную вовне. Если на работе у человека нет возможности для самореализации, он будет удовлетворять эту потребность вне ее. Именно самоактуализация личности способствует самораскрытию и творчеству, порождает неудовлетворенность личными успехами и заставляет постоянно учиться и расти.
Теория потребностей Маслоу получила широкое признание, особенно среди практикующих менеджеров в бизнесструктурах, что можно объяснить ее логичностью и легкостью ее интуитивного понимания.
Информация о работе Теоретические основы мотивации деятельности в менеджменте