Тенденции развития и инструменты мирового финансового рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:52, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие сущности мирового финансового рынка и определение тенденций его развития.
Для осуществления данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
определить сущность, функции и участников мирового финансового рынка;
дать классификацию международного финансового рынка;
дать оценку роли национального рынка Республики Беларусь для международного финансового рынка;
проанализировать состояние мирового валютного рынка;
сделать анализ международного рынка капиталов;
выявить основные направления развития мирового финансового рынка и место Республики Беларусь в нём.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…….4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО РЫНКА………………………………………………………………………..…..6
1.1. Сущность и функции мирового финансового рынка…………………….6
1.2. Классификация мирового финансового рынка…………………………..13
1.3. Роль национального рынка Республики Беларусь для мирового финансового рынка……………………………………………………………..20
2. АНАЛИЗ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО РЫНКА………………………..31
2.1. Анализ валютного рынка…………………………………………………31
2.2. Анализ рынка капиталов………………………………………………….35
2.2.1. Анализ рынка кредитования……..…………………………………….35
2.2.2. Анализ рынка деривативов……………………………………………..41
3. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО РЫНКА…..45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………

Работа содержит 1 файл

kursovaya.docx

— 115.19 Кб (Скачать)
 

Источник: собственная разработка автора на основании  [2, с. 31-32]

     Проанализировав ситуацию на международном валютном рынке можно сделать вывод, что  ежедневный оборот валютного рынка  в 2010 году достиг состояния в 4 трлн. долларов. Несмотря на мировой финансовый кризис, с 2007 года дневной объем торгов на валютном рынке вырос на 0,8 трлн. долл. (20%) , достигнув в 2010 году значения в 4 трлн. долларов США. Торговые обороты в различных сегментах валютного рынка росли неравномерно. Так, на рынке спот наблюдался мощный всплеск активности. За последние три года обороты в этом сегменте выросли на 32,5%. В то же время, торговля своп-инструментами претерпела незначительные количественные изменения (+2,9%), а такие инструменты как опционы и вовсе стали пользоваться меньшим спросом (-5,5%), чем в 2008 г. Наиболее торгуемой валютной парой по-прежнему является евро-доллар, на долю этого инструмента приходится 28% всего дневного оборота на Forex, т.е. в среднем в день по этой паре проходит сделок на сумму свыше 1,1 трлн. долларов США. Второе место закрепила за собой пара доллар-иена (14% или 568 млрд. долларов), далее британский фунт в тандеме с «американцем» - 9%, 360 млрд. долларов США.  

2.2. Анализ мирового  рынка капиталов 

2.2.1. Анализ рынка кредитования 

      Мировая экономика не может существовать без международного движения капитала, и своеобразным руслом для этого  движения и выступает мировой  кредитный рынок. Так называют специфическую  сферу денежных отношений, где осуществляется движение денежного капитала между  различными странами на условиях возвратности и уплаты процента, а параллельно  также формируются спрос и  предложение на него.

      МВФ продолжает играть центральную роль в деятельности по восстановлению стабильного  и устойчивого роста мировой  экономики. В работе организации  в 2011 финансовом году основное внимание уделялось предоставлению государствам-членам рекомендаций по вопросам экономической  политики и технической поддержки  для содействия достижению этой цели, удовлетворению потребностей стран  в финансировании, с тем чтобы  помочь им стабилизировать свою экономику, в том числе посредством программ в Греции, Ирландии и Португалии (последняя была утверждена в начале 2011 финансового года), формированию систем, усиливающих способность  этой организации выявлять риски  в мировой экономике  и  реагировать  на них по мере их возникновения, и  работе над реформами, укрепляющими международную валютную систему.[8, с. 45]

     В начале 2011 г. Исполнительный совет одобрил трехлетнюю договоренность о кредите «стэнд-бай» с Грецией на сумму в 41,5 млрд. долларов (около 30 млрд. евро) для оказания поддержки многолетней программы экономической стабилизации и преобразований официальных органов страны, основными задачами которой является повышение конкурентоспособности, укрепление стабильности финансового сектора и обеспечение устойчивости государственных финансов в целях  восстановления со временем экономического роста  и рабочих  мест. При разработке этой программы ставилась цель, чтобы бремя было распределено между всеми слоями общества и была обеспечена защита наиболее уязвимых групп населения.  Договоренность явилась частью совместного с государствами-членами Европейского союза пакета финансирования на сумму 110 млрд.  евро.  В соответствии с программой официальные органы Греции получили немедленный доступ к финансированию в размере 4,8 млрд. СДР (приблизительно 5,5 млрд. евро), и после третьего обзора экономических показателей Греции в марте 2011 года общая сумма фактически  предоставленного Фондом финансирования на основе договоренности достигла эквивалента 12,7 млрд. СДР (приблизительно 14,6 млрд. евро). [8, с. 54]

     Что же касается Республики Беларусь, то 12 января 2009 г. Исполнительным советом  МВФ была утверждена договорённость на 15 месяцев с РБ в размере 1,62 млрд. СДР (около $2,46 млрд.). Все меры, предусмотренные программой для обеспечения макроэкономической стабильности в Беларуси, были выполнены. Положительными названы меры в части корректировок в фискальном секторе, проведения денежно-кредитной политики. Все эти шаги властей способствовали минимизации последствий "нефтяного шока", внесшего важные изменения в экономическую ситуацию в Беларуси. Первый транш кредита МВФ в размере $800 млн. Беларусь получила в январе 2009 года. Второй транш поступил в июле - около $680 млн. В октябре 2009 года Беларусь получила очередной транш кредита Международного валютного фонда в размере $699,5 млн. Четвертый транш кредита МВФ в размере более $688 млн. поступил в декабре прошлого года. Таким образом, общий объем предоставленного МВФ кредита составил около 2,87 млрд. долларов США.

      Более  половины валовых нельготных обязательств Фонда по предоставлению финансирования на 2011 финансовый год (82,5 млрд. СДР – около 130 млрд. долларов)  были  приняты в рамках договоренностей об использовании механизма ГКЛ с Колумбией, Мексикой и Польшей. В случае Польши в  этот период было утверждено две договоренности  об использовании ГКЛ. Первая вступила в силу  в середине 2010 года на срок в один год, и по просьбе официальных органов страны и с одобрения Совета она была  заменена в начале 2011 года новой договоренностью об использовании ГКЛ на  срок в два года с более высоким уровнем доступа к ресурсам. Заключенные с Колумбией и Мексикой последующие договоренности об использовании ГКЛ вступили в силу в мае 2010 года  и январе 2011 года на срок в один год и два года, соответственно.

     Полный  список стран, воспользовавшихся услугами нельготного финансирования, с указанием  сумм кредита, приведен в приложении 2. Основные кредитные вложения были осуществлены по 4 видам кредитных линий. Приведем краткое описание каждой из них:

  • программа «Стэнд-бай», в рамках которой оказывается среднесрочная помощь странам, испытывающим краткосрочные трудности финансирования платежного баланса на условиях принятия политики, обеспечивающей уверенность в том, что трудности финансирования платежного баланса государства-члена будут разрешены в течение разумного периода времени;
  • гибкая кредитная линия(ГКЛ) – гибкий инструмент использования кредитных траншей для удовлетворения всех потребностей, связанных с финансированием платежного баланса, потенциальных или фактических. Очень прочные перспективные макроэкономические детерминанты, основа экономической политики и демонстрируемые в течение определенного времени положительные результаты;
  • механизм расширенного кредитования (ЕФФ) – более долгосрочная помощь для поддержки структурных реформ государств-членов в целях преодоления трудностей платежного баланса долгосрочного характера. Условия: принятие 3-летней программы, включающей структурные преобразования, с ежегодным подробным представлением мер политики на последующие 12 месяцев;
  • превентивная кредитная линия (ПКЛ) – инструмент для стран с надежными экономическими детерминантами и обоснованной экономической политикой. Условия: надежная основа экономической политики, прочные внешнеэкономические позиции и наличие доступа к рынку, в том числе устойчивость финансового сектора. [8, с. 56-57]

     Анализируя  кредитно-финансовые программы МВФ  нельзя забывать о возможном появлении  просроченной залолженности стран-участниц перед Фондом. Руководство Международного Валютного фонда предпринимает  всяческие меры по предупреждению и  избежанию появления такой задолженности. Таким образом просроченные  финансовые обязательства перед  МВФ уменьшились с 1309 млн СДР на конец  апреля 2010 года  до 1305 млн СДР на  конец апреля 2011 года. Просроченная задолженность перед МВФ стран, имеющих обязательства, просроченные на шесть месяцев или больше, по видам представлена в таблице 2.4.

Таблица 2.4

Просроченная задолженность на шесть месяцев или более стран, имеющих обязательства (в млн СДР); по состоянию на 30 апреля 2011 года 

Страна Всего Департамент общих  ресурсов, включая САФ Tрастовый фонд ПРГТ
Сомали 231,4 223,2 8,2 -
Судан 986,7 905,8 80,9 -
Зимбабве 87,2 - - 87,2
Всего 1305,2 1128,9 89,1 87,2

     Источник: [8, с. 76]

     Исходя  из таблицы видно, что на долю Судана приходилось примерно 75 % остающейся просроченной задолженности, а на долю Сомали и Зимбабве — 18 и 7 %, соответственно. На конец  апреля 2011 года вся просроченная задолженность  перед МВФ была хронической (непогашенной в течение более чем шести месяцев): одна треть состояла из просроченной основной суммы долга, а остающиеся две трети — из просроченных сборов и процентов. Более четырех пятых составляла просроченная задолженность  по СОР,  а остальную часть  задолженности перед Трастовым фондом и ПРГТ. Единственной страной, имеющей хроническую просроченную задолженность перед ПРГТ, является Зимбабве. Общее распределение СДР  в августе 2009 года позволило урегулировать все случаи хронической просроченной задолженности  в департаменте СДР.

     Анализируя  структуру, состав и динамику выданных кредитов, прослелживается тенденция  увеличения общей совокупности выдаваемых кредитов. Таким образом, если в 2009 г. всего было выдано кредитов на сумму  65777,30 млрд. СДР, то в 2010 г. - 77636,30 млрд. СДР, а в 2011 г. 142243,80 млрд. СДР. Видно, что с 2009 финансового года по 2011 финансовый год количество выданных кредитов возросло в 2,2 раза. Предположительно,  это вызвано негативными тенденциями на фоне общего спада производства и необходимостью устранения последствий мирового финансового кризиса.  По составу выданных кредитов, явный приоритет отдается кредитованию в рамках гибкой кредитной линии (ГКЛ): 82470,00 млрд. СДР в 2011 г. к 31528,00 млрд. СДР в 2009 г. (увеличение в 2,6 раз). Рассматривая географию распределения кредитов видно, что за небольшим исключением Ирландии ВВП на душу населения стран, получивших кредиты МВФ, не превышает 30 тыс. долларов США, а в некоторых случаях находится в районе 1 тыс. долларов. Преимущественно кредиты распределялись по странам Латинской Америки и бывшим социалистическим странам. Говоря о просроченной задолженности, видно,  что эти три страны относятся к странам с низким уровнем дохода, находятся в Африке, но в первую очередь неспособность выплаты процентов по кредитам обусловлена проходящим там хаосом, вызванным гражданскими войнами и неспособностью справиться с гиперинфляцией. [11, с.122]

      В целом говоря о приоритетах финансирования тех или иных секторов, наблюдается  общая тендненция увеличения кредитования по всем направлениям, за небольшим  исключением. Так в 2010 г. по сравнению  с 2009 г. было урезано финансирование кредитных программ по следующим  направлениям:

  • торговля и интеграция, уменьшение с 3 444,1 млн. долларов в 2009г. до  1 818,4 млн. долларов США в 2010 г. на 47 %;
  • незначительно уменьшилось финансирование социальной защиты и управления рисками на 5.5 % до 5 006,3 млн. долларов в 2010 финансовом году;
  • управление государственным сектором, с 6 108,4  до 5 750,4 млн. долларов в 2009 и 2010 гг. соответственно;
  • охрана окружающей среды и рациональное  использование природных
  • ресурсов  на 15% до 4 337,2 млн. долларов в 2010 г. [8, c. 62]

   Что же касается состава, структуры и  динамики кредитования Группой Всемирного банка важно отметить, что значительному росту в 2010 г. по сравнению с 2009 г. поддалось укрепление правовой системы, так с 15,8 млн. долларов в 2009г. произошел рост кредитования по данному направлению в 13 раз до    207,1  млн. долларов США в 2010 г. Скорее всего это вызвано обострением нарушения прав человека во многих развивающихся странах и обострение противоречий между раличными группами населения.

     В целом рост кредитования по тематическим направлениям составил 25 %. В абсолютном выражении эта цифра равна 11841,1 млн. долларов. Таким образом с 2009 г. по 2010 г. объем кредитования изменился  с 46 906,0 млн. долларов до 58 747,1 млн. долларов соответственно.

     В целом объемы кредитования Всемирного банка в разбивке по тематическим направлениям и секторам за 2009 – 2010 гг. представлена в приложении 3.

     Таким образом проанализировав деятельность Группы Всемирного банка и МВФ, можно  сделать вывод, что с каждым годом  уровень потребности в привлечении  заемных средств извне только возрастает и в связи с этим роль данных организации на международном  рынке кредитов только будет расти  и увеличиваться. 
 

     2.2.3. Анализ рынка деривативов 
 

     Рынок производных финансовых инструментов (деривативов) – это рынок срочных  контрактов. По определению МВФ, деривативы – финансовые контракты, стоимость  которых определяется лежащими в  их основе ценами на товары или ценные бумаги, уровнями процентов, валютными  курсами.

Информация о работе Тенденции развития и инструменты мирового финансового рынка