Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:52, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие сущности мирового финансового рынка и определение тенденций его развития.
Для осуществления данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
определить сущность, функции и участников мирового финансового рынка;
дать классификацию международного финансового рынка;
дать оценку роли национального рынка Республики Беларусь для международного финансового рынка;
проанализировать состояние мирового валютного рынка;
сделать анализ международного рынка капиталов;
выявить основные направления развития мирового финансового рынка и место Республики Беларусь в нём.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…….4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО РЫНКА………………………………………………………………………..…..6
1.1. Сущность и функции мирового финансового рынка…………………….6
1.2. Классификация мирового финансового рынка…………………………..13
1.3. Роль национального рынка Республики Беларусь для мирового финансового рынка……………………………………………………………..20
2. АНАЛИЗ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО РЫНКА………………………..31
2.1. Анализ валютного рынка…………………………………………………31
2.2. Анализ рынка капиталов………………………………………………….35
2.2.1. Анализ рынка кредитования……..…………………………………….35
2.2.2. Анализ рынка деривативов……………………………………………..41
3. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО РЫНКА…..45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………
Различают два основных типа производных инструментов:
Многие финансовые деривативы не могут быть однозначно причислены к прямым или опционным контрактам, поскольку они представляют собой их комбинацию. По сложившейся структуре рынка производные инструменты торгуются как на организованном биржевом рынке (organized exchange), так и на внебиржевом рынке (over-the-counter, OTC). Внебиржевыми дериватами считаются контракты между игроками рынка, заключенные без посреднического участия. Биржевой рынок уступает внебиржевому в семь раз: объем организованного рынка составляет $14 трлн., а неорганизованного - $94 трлн.
Таким
образом, исходя из вышеизложенного, можно
сделать вывод, что существуют различные
подходы к классификации мирового финансового
рынка. Одним из них является деление международного
финансового рынка на три основных сектора:
мировой валютный рынок; мировой рынок
капиталов; мировой денежный рынок. Валютный
рынок является центральным звеном международной
финансовой системы, он обеспечивает взаимодействие
всех сегментов международного финансового
рынка. Это рынки краткосрочного капитала,
которые обеспечивают международные финансовые
операции. Денежный рынок делится на: межбанковский
рынок (то есть рынок межбанковских депозитов),
который представляет собой совокупность
операций между банковскими учреждениями
по предоставлению взаимных краткосрочных
необеспеченных ссуд на сумму до 1 млн
долларов США; учетный рынок — учёт векселей
частного и государственного сектора
(казначейские) хозяйствования, а также
иных краткосрочных обязательств (иных
коммерческих бумаг). Рынок капитала делится
на: кредитный рынок (учитывает механизм
кредитования); фондовый рынок (делится
на рынок акций и рынок облигаций).
1.3.
Роль национального
рынка Республики Беларусь
для мирового финансового
рынка
Влияние мирового финансового кризиса на белорусскую экономику проявилось с некоторым временным лагом по сравнению с другими странами. Стоит отметить, что воздействие происходит через два основных канала: снижение объемов (темпов роста) производства в странах-партнерах и, как следствие, уменьшение спроса на отдельные позиции белорусского экспорта (прежде всего нефтепродукты, черные металлы, калийные удобрения, машиностроительную продукцию); ограничение возможностей привлечения иностранного капитала, как в виде внешнего заимствования, так и прямых инвестиций. При этом особенностями, осложнившими ситуацию в Беларуси, выступили:
Как следствие, с IV квартала 2008 г. начали проявляться негативные тенденции в развитии белорусской экономики в части существенного падения экспорта и валютной выручки, увеличения отрицательного сальдо внешнеторгового оборота, сокращения валютных резервов и роста напряженности на валютном рынке, нарастания государственного и валового внешнего долга, снижения рентабельности и прибыли, замедления темпов экономического роста, сокращения грузоперевозок, роста сверхнормативных запасов готовой продукции на складах и дебиторско-кредиторской задолженности, увеличения вынужденных отпусков и использования неполной рабочей недели.
Таким образом, к основным последствиям влияния мирового кризиса на экономику Республики Беларусь можно отнести:
В
последнее время очень
Проблема экспортеров — потеря на обязательной продаже. Проблема импортеров — где и по какой цене покупать валюту. И общие проблемы и тех и других — риски при покупке-продаже по реальному курсу, что делать с оборотом, неплатежами и вообще какова перспектива деятельности.
На наличном рынке сейчас очень популярна следующая схема обмена валюты на белорусские рубли: две стороны находят друг друга, затем через обменный пункт совершают сделку купли-продажи по официальному курсу. Разница между официальным и реальным курсом передается из рук в руки. После повторного введения 2%-ного ограничения на отклонение от официального курса сделки по купле-продаже валюты на внебиржевом валютном рынке проходят по подобной схеме. Только возрастают риски для участников. Да и чистых экспортеров мало. [3]
При этом каждая такая сделка случайна и индивидуальна. О какой-либо стабильной работе не может быть и речи, о планах даже говорить не приходится.
Финансовый кризис в Беларуси проявляется в нехватке валюты, падении рентабельности импорта, росте цен и падении покупательной способности населения. Несмотря на проведение девальвации и введение антикризисного регулирования экономики, кризисные явления не исчезли, а инфляция многократно превысила прогнозные показатели. Большинство независимых экспертов считают, что без проведения структурных реформ ситуация продолжит ухудшаться. Кроме того, из-за проводимого руководством страны курса возникли проблемы с получением иностранных кредитов.
В результате кризиса установленный Нацбанком курс доллара за январь-ноябрь вырос с 3000 до 8700 белорусских рублей, совокупная девальвация за неполные десять месяцев составила 189%. Из-за отсутствия валюты в обменных пунктах в марте-апреле сформировался чёрный рынок, где курс доллара достиг 8000-9000 рублей к сентябрю. Свободный курс в обменных пунктах (с 14 сентября 2011 года), по которому можно купить наличную валюту, и курс на торгах Белорусской валютно-фондовой биржи удерживаются на уровне 8500-9000 рублей, то есть в три раза выше курса на начало года. В то же время, физические лица могут теперь покупать иностранную валюту только по паспорту. [19, с. 36]
Инфляция за январь-октябрь составила 88,7%, базовая инфляция (без учёта цен на товары и услуги, регулируемые государством и сезонно изменяющиеся) за этот же период — 101,5%. Это самый высокий показатель в Европе и СНГ. Цены на продукты питания (в том числе, контролируемые государством) за этот же период выросли в среднем на 107,5%, на непродовольственные товары — на 97,5%, на услуги — на 40,3%, на пассажирские перевозки — на 59,3%. К ноябрю ставки по потребительским кредитам выросли до 120% годовых. При этом зарплата в долларовом эквиваленте упала с 500 долларов до 170—220 долларов, то есть ниже уровня Киргизии, Молдавии, Армении, Украины и Азербайджана. Уровень доходов населения упал примерно до уровня 2005 года. [3]
Создание предприятий с иностранными инвестициями позволяет странам с переходной экономикой, к которым относится и Республика Беларусь, увеличить объем капиталовложений до более высокого уровня, чем это позволяет довольно низкий уровень сбережений внутри страны, а следовательно, способствует ускорению экономического роста, содействует (в случае привлечения иностранных технологий) модернизации отечественной промышленной базы, росту производительности труда и конкурентоспособности производимых товаров, стимулирует (как это следует из опыта Венгрии, Прибалтийских государств и ряда других стран с переходной экономикой) рост экспорта, а также (в случае приватизации государственных предприятий с подключением к этому процессу иностранных инвесторов) позволяет решить вопрос финансирования бюджетного дефицита. [23, с. 266-267]
Прямые иностранные инвестиции, как показывает опыт большинства развивающихся стран и стран с переходной экономикой, не превышают 10 % от общего объема валютных инвестиций. Если требуемый объем валютных инвестиций оценивать в 7—8 млрд долл. США, то Республика Беларусь может ориентироваться на прямые иностранные инвестиции без угрозы подрыва безопасности своей экономики в размере не менее 700-800 млн долл. США ежегодно. В 2003 г. в Республике Беларусь планируется привлечь 1,5 млрд долл. иностранных инвестиций, при этом за первое полугодие было привлечено только 510,6 млн долл., из них 282,1 млн долл. прямых иностранных инвестиций, или 55,3 %. Необходимо отметить, что размер прямых иностранных инвестиций за первые полгода 2003 г. возрос по сравнению с первым полугодием 2002 г. в 4,1 раза. Основными формами привлечения инвестиций были кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций (72% от общего объема прямых инвестиций), прочие (18,7 %), в уставной фонд (9,3 %).
Наглядным
показателем состояния
1. Германия (12,4 % от общего объема объявленных уставных фондов предприятий с иностранными инвестициями).
2. Нидерланды (10,9 %).
3. Кипр (6,9 %).
4. США (6,6%).
5. Россия (5,4 %).
6. Великобритания (4,2 %).
7. Польша (4,1 %).
8. Австрия (2,8 %).
9. Италия (2,2 %).
10. Швейцария (1,7 %). [23, с. 267]
Наибольшее количество предприятий в Беларуси учреждено немецкими (457 предприятий), польскими (447), американскими (371) бизнесменами.
Создание
предприятий с иностранными инвестициями
является эффективной формой производственно-
Большое значение для стабилизации макроэкономической ситуации Республики Беларусь имеет сотрудничество с международными финансовыми организациями. Одной из таких организаций является Всемирный банк.
Общая сумма займов, предоставленных Банком стране, составила более 170 млн долл. США, включая:
■ институциональный займ (июль 1993 г. - 8,3 млн долл.) на организацию технической помощи, переобучение сотрудников и переоборудование ключевых экономических министерств и ведомств Беларуси;
■ реабилитационный займ (ноябрь 1993 г. — 120 млн долл.) на поддержку платежного баланса страны, определенную стабильность белорусского рубля, закупку критически важных для народного хозяйства и населения товаров;
■ займ на развитие лесного хозяйства (май 1994 г. — 41,9 млн долл.) на преобразование технической базы и совершенствование управления сектора лесного хозяйства с целью повышения эффективности и валютоокупаемости лесоиспользования;
■ кредитный аванс на подготовку проекта энергосбережения на объектах социальной сферы (апрель 1998 г. — 1 млн долл.);
■ кредитный аванс на проект модернизации социальной инфраструктуры (5 июня 2001 г.). [23, с. 189]
Но Всемирный банк оказывает Республике Беларусь финансовую поддержку не только в виде займов, многие операции Банка основываются на безвозмездном финансировании (грантах). Грантовая поддержка, полученная страной со стороны Всемирного банка, превышает 14 млн долл.
В целом основными направлениями деятельности Всемирного банка в Республике Беларусь являются:
1. Защита окружающей среды;
2. Здравоохранение;
3. Система социального обеспечения;
4. Развитие частного сектора (этим занимается МФК).
Группа Всемирного банка и МВФ являются двумя наиболее активными международными финансовыми организациями, сотрудничающими с РБ. Однако большое значение для стран с переходной экономикой и Беларуси в частности играет Европейский банк реконструкции и развития, который стоит на стыке финансов внешнеэкономических связей государства и субъектов хозяйствования. [23, с. 189]
ЕБРР начал свои операции в Беларуси в 1992 г. и сконцентрировал усилия в сфере поддержки общественной инфраструктуры банков, малых и средних предприятий. Доля Республики Беларусь в ЕБРР составляет 40 млн евро. Главное направление деятельности ЕБРР в республике — это проектное финансирование. Реализованы инвестиционные проекты Министерства связи и информатики (Проект «Белорусский Телеком»), Министерства топлива и энергетики (реконструкция Оршанской электростанции), ГНПП «Белавтострада» (реконструкция автомагистрали на участке Брест - Минск — Российская граница), Минского оптового рынка, Национального банка. Из открытой кредитной линии ЕБРР в сумме 173,28 млн долл. США Республикой Беларусь получено 154,55 млн долл. США. Долг по этой линии составляет 125,6 млн долл. США, кроме того, остаток задолженности по процентам — 56,03 млн долл. США. Кредитные средства предоставлены ЕБРР на следующих условиях: срок — 10-15 лет; льготный период — до 4 лет (в зависимости от значимости проекта); процентная ставка — 6-8 % годовых (плавающая); дополнительное условие — платежная гарантия правительства. [23, с. 182]
Информация о работе Тенденции развития и инструменты мирового финансового рынка