Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 18:23, курсовая работа
Организации представляют собой сложные социально-экономические системы, на которые воздействуют многочисленные и разнообразные факторы как внешней, так и внутренней среды, поэтому управляющие должны учиться на опыте и соответственно модифицировать последующую практику с учетом выводов теории. Это, в свою очередь, требует постоянного пополнения научных знаний, и развития профессиональных компетенций менеджеров. [1]
Введение
Основная часть:
1.Глава I: теоретическая часть на тему: «Генезис менеджмента»
1.1. Классический подход к менеджменту_________________________5
1.2. Гуманистический подход к менеджменту______________________7
1.3. Системный подход к менеджменту___________________________9
1.4. Ситуационный подход к менеджменту_______________________14
2.2.Глава II: аналитическая часть_______________________________17
2.3. Глава III: практическая часть_______________________________34
3. Заключение
4.Библиографический список
Суть, разработанных Файолем принципов управления, сводится к следующим: разделение труда; полномочия и ответственность; дисциплина; единоначалие; единство направлений; подчинённость личных интересов общим; вознаграждение персонала; оптимальная централизация; иерархия; порядок; справедливость; стабильность кадров; инициатива; корпоративный дух. Файоль, считал, что число принципов управления неограниченно и изменение положения вещей может повлечь за собой изменение правил. [6] В отличие от Тейлора, Файоль отрицал необходимость наделения функциональных работников административными правами и впервые указал на необходимость создания штабов, которые не должны обладать правом руководства, а осуществляют подготовку к будущему и выявляют возможные способы совершенствования организации. Особое внимание Файоль уделял составлению плана и прогноза. Заслугой Файоля является также вывод о том, что не только инженерно-технические работники, но и каждый член общества нуждается в той или иной степени в знании принципов административной деятельности.
В заключении хотела бы добавить,
что нa мой взгляд, дaнный п0дход является более
совершенным в сравнении со школой научного
управления, в связи с тем, что здесь
рассматривается организация в общем.
Хотя с другой стороны недостатком является
то, что представители классической школы
недостаточно учитывали социально-психологический
аспект управления, что было обусловлено
сравнительно слабым в тот период развитием
психологии. Имeно поэтомy я думаю, что
суть упрaвления – достижение целей пpи
помощи людей – не получила соeго всестоpоннего
рассмотрения.
К данному подходу относят школу человеческих отношений (1930-1950гг.) и школу человеческих ресурсов (1950-по н.в.). Рассмотрим каждую из них более детально.
Школа человеческих отношений
В рамках этого учения
основное внимание предлагалось сосредотачивать на работнике, а не на задании. Большое
внимание уделялось управлению людьми,
а не выполнением задач, тё не машина, а
человек стал главным объектом внимания.
Школа человеческих отношений: определяла
менеджмент как обеспечение выполнения
работы путем организации труда людей;
обосновывала роль взаимодействия между
людьми в процессе совместной деятельности;
объясняла активность деятельности людей
и мотивов их поведения потребностями;
вырабатывала определенные приемы управления
человеческими отношениями.[13]
Школа человеческих ресурсов
А.Маслоу знаменит своей диаграммой, иерархически представляющей человеческие потребности. (рис. 1.1) [11]
Рис. 1. 1Диаграмма иерархии человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу.
Исследования А.Маслоу показали, что поступки людей мотивируются не экономическими силами, а потребностями, которые не могут быть удовлетворены в денежном отношении. Речь идёт о том, что производительность труда рабочих могла повышаться не столько в связи с увеличением заработной платы, сколько в результате изменения отношений между рабочими и менеджерами, повышения удовлетворённости рабочих своим трудом и отношениями в коллективе. Теория А.Маслоу нашла широкое применение в экономике, занимая важное место в построении теорий мотивации и поведения потребителей.
Не менее популярными были учения Макгрегора, в основе которых лежат следующие теории характеристик работников:
Так же, я хотела бы отметить и теория Герцберга, который разработал модель мотивации, основанную на потребности. В результате он выделил две основные категории факторов:
1)Гигиенические факторы. Они препятствуют возникновению разочарования в труде, являются основой воспроизводства жизненных и творческих сил работников, позволяют снять напряженность во время трудовой деятельности. К ним относятся: стиль руководства; управленческая политика организации; заработная плата; условия труда; межличностные отношения; социальный статус работника; гарантии сохранения работы; влияние трудового процесса на личную жизнь работника. Эти факторы являются внешними по отношению к самой работе, а относятся к окружению работника. Они не содействуют удовлетворению работой, но создают условия, предотвращающие негативное отношение к своему труду у работников. 2) Мотивационные факторы. Их действие является мотивирующим по отношению к поведению работников, они выступают как активные мотивационные силы. К этим факторам относятся: трудовые успехи работника; признание заслуг работника за качественно выполненные задания; обеспечение служебного роста; профессиональное совершенствование; обогащение труда элементами творчества. Эти факторы довольно тесно взаимодействуют друг с другом: если гигиенические факторы предъявляются слабо, то ослабевает и трудовая мотивация. И наоборот. Однако прямой зависимости между этими факторов нет. Так, высокая заработная плата не заставит работника трудиться с большим напряжением, однако низкая заработная плата вызовет у него желание умерить трудовой пыл или подтолкнет его к поиску нового места работы. [8]
1.3.Системный подход
Системный подход предполагает, что руководители должны рассматривать организацию, как совокупность взаимосвязанных элементов, которые ориентированы на достижение целей, единых в условиях меняющейся внешней среды. Этот подход имеет технико-математическое происхождение. Тут организация рассматривается, как сложная система, состоящая из подсистем, которые в свою очередь представляют собой также сложные системы. Применение теории систем в конце 1950-х годов стало важнейшим вкладом школы науки управления. Системный подход – особый способ мышления по отношению к организации и управлению. Это - методологии исследования объектов, как систем. [2] Системный подход является не столько методом решения задач, сколько методом постановки задач.
Основные принципы системного
подхода:
1.4 Ситуационный подход
Ситуационный подход разработан в конце 1960-х годов и внес большой вклад в развитие теории управления. В данном подходе предполагается, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует обилие факторов, как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует и единого способа управления организацией. Самым эффективным в конкретной ситуации становится метод, наиболее соответствующий данной ситуации. Подход не содержит предписываемых руководств, для эффективного управления организацией. Это способ мышления о проблемах организации и их решениях. Суть этого подхода заключается в том, что в каждом случае принятия решения управление должно концентрироваться на ситуационных различиях между организациями и внутри их самих, определяя и выделяя значимые для данной ситуации конкретные ситуационные факторы (внутренние и внешние), определяющие эффективность деятельности конкретной организации. Используя такой подход, управляющие могут понять, какие методы и средства будут наилучшим образом способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации. [2]
Итак, я рассмотрела и охарактеризовала основные научны школы управления, и теперь хотела бы отразить в таблице вклад этих школ в науку управления (табл. 1) [4]
наименование научной школы |
Вклад научной школы в развитие науки |
Классический подход к менеджменту | |
Школа научного менеджмента (1885-1920гг.) |
1.научные принципы организации труда |
Административная школа менеджмента (1920-1950гг.) |
1. развитие принципов
управления |
Бюрократия (1920-1950гг.) |
1.анализ организации
как единого целого |
| |
Школа человеческих отношений (1930-1950гг.) |
1.коллектив как особая социальная группа |
Школа человеческих ресурсов (1950-по н.в.) |
1.анализ внутригрупповых отношений и стилей лидерства |
| |
Школа науки управления (1950-по н.в.) |
1.организация-открытая сложная система, взаимодействующая
с внешней средой 2.углубление
понимания сложных управленческих проблем
благодаря разработке и применению математических
моделей |
Подход принятие решений (1960-по н.в.) |
1.организация-информационная сеть с многочисленными точками(пунктами)принятия
решений |
Ситуационный подход к менеджменту (1960-по н.в.) |
1.управление-искусство менеджеров понять ситуацию |
Табл. 1 Научные школы менеджмента и из вклад в теорию менеджмента.
Вывод: Изучив большой объём литературы, я исследовала основные подходы к менеджменту. Подводя итоги, можно сказать, что представители классического подхода уделяли основное внимание целям, структуре и техническим требованиям организации и исходили из предположения о рациональном и логичном поведении людей на работе. Основатели гуманистического подхода отмечали важность неформальной организации, а также психологических и социальных потребностей людей. Системный подход делает попытку объединить классический подход с гуманистическим подходом. Внимание фокусируется на взаимодействии технических и социальных переменных. Организация рассматривается в постоянном взаимодействии с внешней средой. Ситуационный подход помогает развивать альтернативные структуры и системы управления в организациях.
ГЛАВА II: Аналитическая часть
Задание №1
Организация - социальная общность, состоящая из группы людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или системы целей. [13]
Организационно-правовая форма – вид и способ структурного построения предприятия, компании, корпорации, предусмотренные законами и другими правовыми нормами страны, в частности Гражданским кодексом РФ. Организационно – правовая форма юридических лиц, представлена на рисунке 2.1.
Рис.2.1 Организационно – правовые формы юридических лиц
Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации), либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.[5]
Организационная структура – это состав взаимосвязи, соподчиненность совокупности организационных единиц (подразделений), аппарата управления, выполняющие различные функции менеджмента. Организационная структура представлена на схеме 2.1
Сх.2.1. Организационная структура предприятия
В зависимости
от того, насколько организация
1. Механическая (иерархическая)
2. Органическая (адаптивная)
Механический вид характеризуется жёсткой иерархией власти; формализацией используемых правил и процедур; централизованным принятием решений; узко определённой ответственностью в деятельности; четко определенными и устойчивыми задачами организации; негибкой структурой; сопротивлением изменениям; иерархической системой контроля; командным типом коммуникаций, содержащим преимущественно распоряжения, инструкции и принятые руководством решения.