Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 18:23, курсовая работа
Организации представляют собой сложные социально-экономические системы, на которые воздействуют многочисленные и разнообразные факторы как внешней, так и внутренней среды, поэтому управляющие должны учиться на опыте и соответственно модифицировать последующую практику с учетом выводов теории. Это, в свою очередь, требует постоянного пополнения научных знаний, и развития профессиональных компетенций менеджеров. [1]
Введение
Основная часть:
1.Глава I: теоретическая часть на тему: «Генезис менеджмента»
1.1. Классический подход к менеджменту_________________________5
1.2. Гуманистический подход к менеджменту______________________7
1.3. Системный подход к менеджменту___________________________9
1.4. Ситуационный подход к менеджменту_______________________14
2.2.Глава II: аналитическая часть_______________________________17
2.3. Глава III: практическая часть_______________________________34
3. Заключение
4.Библиографический список
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Московский государственный институт электроники и математики
(технический университет)
Кафедра менеджмента и маркетинга
На тему: «ТЕХНОЛОГИЯ ЭФФЕКТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА»
Вариант №7
Студентка Григоренко Ксения Александровна. ФЭМ, 3 курс, группа ММ-61
Научный руководитель
курсовой работы канд. эконом. наук, доц. Гурьянова Светлана Юрьевна
Оглавление:
Введение
Основная часть:
1.Глава I: теоретическая часть на тему: «Генезис менеджмента»
1.1. Классический подход к менеджменту___________________
1.2. Гуманистический подход к менеджменту___________________
1.3. Системный подход к менеджменту___________________
1.4. Ситуационный подход к
менеджменту___________________
2.2.Глава II: аналитическая часть_________________________
2.3. Глава III: практическая часть_________________________
3. Заключение
4.Библиографический список
Я видел, как большие предприятия падали, делаясь тенью своего имени,
только потому, что кто-то считал возможным, чтобы они и дальше
управлялись так, как управлялись до сих пор.
Генри Форд. «Моя жизнь мои достижения».
Успех любого предприятия, достижение им прибылей или убытков, его рост и процветание или упадок и загнивание практически полностью зависит от того, насколько грамотен, профессионален и эффективен руководитель, стоящий во главе этого предприятия. Поэтому в настоящее время с быстрой скоростью развивается такая дисциплина как менеджмент.
Организации представляют
собой сложные социально-
Эффективный менеджмент состоит из трех этапов: постановки цели, стратегии достижения и вознаграждения за результаты. Технологии эффективного менеджмента позволяют каждому предпринимателю по "шагам" усвоить, как осуществлять эти этапы, как эффективно управлять подчиненными, равными себе по уровню управления и даже выше.
Знания передового менеджмента позволяют обеспечить экономический рост, выход из кризисных ситуаций, эффективное использование всех ресурсов и форм собственности. Глобализация экономики, либерализация торговли, информационные и коммуникационные технологии, меняющиеся запросы потребителей и другие экономические и социальные тенденции обусловили необходимость переподготовки действующих и подготовки нового поколения менеджеров. В настоящее время всё более востребованы специалисты, способные грамотно и эффективно управлять организацией и происходящими в ней изменениями. [1]
Таким образом, актуальность темы заключается в том, что менеджеру надо иметь хорошую теоретическую подготовку, в которой значительная роль отводится технологии эффективного менеджмента. В том числе, необходимо наличие знаний о различных подходах к менеджменту, которое будут рассмотрены в данной курсовой работе.
Цель данной курсовой работы систематизировать и расширить теоретические знаний по дисциплине «Основы менеджмента» и применить эти знаний при решении конкретных практических задач и в формировании практических навыков ведения самостоятельной исследовательской работы по актуальным проблемам менеджмента. Так же в данной работе будут рассмотрены основные методические подходы к проблемам, решаемым в процессе принятия управленческих решений и проведено исследование основ управления персоналом на современном предприятии на примере ОАО «Амурские коммунальные системы».
Глава I. Теоретическая часть на тему: «Генезис менеджмента»
Общая характеристика основных подходов к менеджменту.
Началом системного изучения
менеджмента считается конец XI
Работы различных авторов, исследующих менеджмент, классифицируются в рамках определенных «подходов» - в соответствии с их взглядами относительно природы организаций, их структуры и способов управления. Это делается для определения основных тенденций развития менеджмента.
Я бы хотела более детально рассмотреть основные подходы к менеджменту. К настоящему времени известны четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления. Это классический, гуманистический, системный и ситуационный подходы к менеджменту. Здесь управление рассматривается с четырех различных точек зрения. Важным моментом является то, что в рамках этих подходов выделяют ряд научных школ менеджмента, каждая из которых обладает своими характерными особенностями.
1.1 Классический подход к менеджменту
Классический подход к менеджменту включает в себя школу научного управления (1885-1920гг.), административную школу менеджмента (1920-1950гг.) и бюрократию (1920-1950гг.). Рассмотрим более подробно каждую из них. Школа научного управления (1885-1920).
Школа научного управления получила развитие в США с начала XX в. и особенно в 1920-е годы. Её основоположником стал Ф.Тейлор(1856–1915), книгу которого «Принципы научного управления» считают началом признания менеджмента наукой и самостоятельной областью исследования, Тейлор заинтересовался не качествами отдельного человека и эффективностью его труда, а эффективностью деятельности организации, что и положило начало развитию школы научного управления (1885–1925 гг.).[6]
Школа научного управления стала серьезным переломным этапом, благодаря которому управление стало признаваться как самостоятельная область деятельности и научных исследований. Впервые было доказано, что управление может значительно повысить эффективность организации. Проводя параллель, можно сказать, что как теория А. Смита дала начало всем ветвям политэкономии, так и система Тейлора – всему последующему менеджменту. Друкер писал: «Тейлоризм – это скала, на которой мы воздвигаем нашу дисциплину».
Представителями этой школы:
1. проводились исследования содержания работы и ее элементов;
2. проводились замеры затрат времени на выполнение приемов труда;
3. исследовались рабочие движения, выявлялись непродуктивные;
4. разрабатывались рациональные приемы труда; предложения по совершенствованию организации производства;
5. предлагалась система стимулирования труда с целью заинтересованности рабочих в увеличении производительности труда и объема производства;
6. обосновывалась необходимость предоставления рабочим отдыха и неизбежных перерывов в работе;
7. устанавливались нормы
выработки, за превышение
8. признавалась важность отбора людей для выполнения соответствующей работы и необходимость обучения;
9. управленческие функции выделялись в отдельную сферу профессиональной деятельности. [13]
Тейлор разработал ряд методов научной организации труда, основанных на изучении движений рабочего с помощью хронометража, стандартизации приемов и орудий труда. Его основополагающие принципы управления состоят в следующем: если я могу на научной основе отобрать людей, их подготовить, предоставить им некоторые стимулы и соединить воедино работу и человека, тогда я смогу получить совокупную производительность, превышающую вклад, сделанный индивидуальной рабочей силой. Главная заслуга Ф. Тейлора состоит в том, что он как основатель “школы научного управления” разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих. Величайший вклад Ф. Тейлора состоит в том, что он начал революцию в области управления. [2]
Наряду с Тейлором основателями школы научного управления являются Френк и Лилия Гилберт. Они провели исследования в области трудовых движений, усовершенствовали хронометражные методики, исследовали возможность увеличения выпуска продукции за счет уменьшения усилий, затраченных на их производство, а так же разработали научные принципы организации рабочего места. Исследования вопросов рационализации труда рабочих, проводимые Ф. Гилбертом, обеспечивали трехкратное повышение производительности труда. Л. Гилберт положила начало области управления, которая теперь называется «управление кадрами». [15]
Бюрократия
Если Тейлор пытался найти ответ на вопрос, как сделать так, чтобы рабочий работал как машина, то Вебер искал ответ на вопрос, что нужно сделать, чтобы вся организация работала как машина. Ответ на данный вопрос Вебер видел в разработке правил и процедур поведения в любой ситуации, а также правил и обязанностей каждого работника.
М.Вебер в 1921г. разработал теорию «идеальной бюрократии». Он указал, что жесткий порядок, подкрепленный правилами Тейлора, является наиболее эффективным методом работы. Вебер выделил следующие принципы управление:.
1)Четкое разделение труда, что приводит к появлению высококвалифицированных специалистов в каждой должности.
2)Иерархичность уровней управления, при которой каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему.
3)Наличие взаимосвязанной системы обобщенных формальных правил и стандартов, обеспечивающей однородность выполнения сотрудниками своих обязанностей и скоординированность различных задач.
4)Дух формальной
5)Осуществление найма на работу в строгом соответствии с техническими квалификационными требованиями. Защищенность служащих от произвольных увольнений.
Административная (классическая) школа
Данная школа занималась изучением вопросов роли и функций менеджера. Считалось, что как только определялась суть работы управляющего, легко можно было выявить наиболее эффективные методы руководства.
Представители данной школы:
1.разрабатывала общие характеристики и закономерности развития организаций;
2.создала систему универсальны
3.предлагала рациональную систему управления, деление организации на подразделения по функциональному признаку;
4.рассматривала управление
как универсальный процесс,
5.сформулировала 14 принципов управления (А. Файоль), многие из которых до сих пор могут быть использованы;
6.сформулировала общие функции управления. [13]
Одним из пионеров разработки этой идеи был Анри Файоль, который внес огромный вклад в науку управления, за что его по праву называют отцом современного менеджмента. Файоль рассматривал управления как совокупность принципов, приемов, правил, направленных на осуществление предпринимательской деятельности при наиболее эффективном, оптимальном использовании ресурсов и возможностей фирмы. Теория администрирования Файоля содержит две части: первая посвящена рассмотрению функций управления, вторая – принципам менеджмента. [6]
Главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций. Он разделил весь процесс управления на 5 основных функций, которые мы до сих пор используем в теории управления организацией. Это планирование, организация, подбор и расстановка кадров, мотивация, контроль. Забегая вперёд, я хотела бы отметить, что в дальнейшем Л. Гулик и Л. Урвик более чётко разграничили и систематизировали эти функции. Они сформулировали принципы административного управления (планирование, организация, комплектование штата, руководство, отчётность, координация, составление бюджета), которые практически не изменились до настоящего времени.[2]