Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 12:31, дипломная работа
Целью данной работы является проведение исследования о работе с кадровым резервом в коммерческой организации в современных условиях.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
* Проанализировать теоретические источники, по кадровой политике, по работе и формированию кадрового резерва;
* Определиться в понятийном аппарате данной темы;
* Изучить методы отбора кандидатов, основные этапы формирования резерва;
* Описать процесс отбора подходящих кандидатов на вакантные должности;
* Исследовать на практике работу с кадровым резервом в конкретной организации;
* На основе полученных сведений разработать рекомендации по работе с кадровым резервом.
Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования кадрового резерва в современной организации ………………………….…...………….. 7
§ 1. Типы кадрового резерва …………………………………………….…. 10
§ 2. Принципы работы с кадровым резервом……………………………......11
§ 3. Этапы формирования кадрового резерва.………………………..……...12
§ 4. Методы подбора кандидатов в кадровый резерв……………………….14
§5. Отбор и подготовка кандидатов в резерв……………………….....…….18
§6. Организация конкурсов специалистов……………………………...……23
§7. Стратегия управления человеческими ресурсами……………………....26
§8. Социально-психологическая подготовка………………………………..44
Глава 2. Изучение работы с кадровым резервом на примере компании «Штраус»
§1. Описание объектов и методов исследования…………………………..45
§2. Результаты исследования………………………………………………..46
§3. Выводы и рекомендации по работе с кадровым резервом в компании «Штраус» ………………………………………………………………………..53
Заключение……………………………………………………………………. 55
Список литературы…………………………………………………………… 57
Приложения…………………………………….…………………………….... 58
Основными
должностями в организации
Методы исследования были использованы следующие: анализ документов, библиография, беседа, интервью.
Анализу подлежали следующие документы: Положение о работе с кадровым резервом (см. Приложение 1) , приказы и распоряжения начальника отдела кадров, отчеты о результатах деятельности головного Управления кадровой политикой в Москве за 2009- 2010г.
Так как тема работы звучит как «Технология формирования резерва на выдвижение», была проведена беседа с начальником Управления кадров Кротких Юрием Михайловичем. Беседа и интервью затрагивали следующие вопросы: принципы работы с кадровым резервом, механизм отбора кандидата из резерва кадров на руководящую должность, итоги деятельности отдела Управления кадрами, различные курсы повышения квалификации, необходимые для ротации кадров, методики оценки кандидатов при включении его в резерв.
§2.Результаты исследования
В
наше время не все компании могут
позволить себе такую роскошь, как
предварительная подготовка собственных
менеджеров, руководителей различных
рангов. Многие, особенно молодые фирмы,
ориентированные на быстрое получение
прибыли, набирают в основном уже
готовых руководителей. Они, как
правило, не располагают ни временем,
ни ресурсами для подготовки своих
высококвалифицированных
Руководство компании готово оказать помощь всем сотрудникам, стремящимся повысить свой профессионально-управленческий и личностный уровень. Для практического решения этой цели приказом Генерального директора В. С. Лагутина в 2007 году было утверждено Положение о порядке работы с кадровым резервом. В соответствии с принятым Положением с 2009 года отделом кадров совместно с отделами по персоналу подразделений Сети проводится планомерная работа по отбору, комплектованию и подготовке резерва.
Всего
на 207 руководящие должности
В течение прошедшего периода осуществлялось в основном одно направление подготовки - теоретическое. В период с 2009 по 2010 год прошли подготовку по специализированному курсу «Эффективный менеджер» 20 резервистов высшего звена. Четверо специалистов прошли и двое проходят обучение по курсу «Менеджмент» и «Эффективный менеджер» в Учебно-научном центре «Содействие». Также резервисты высшего звена принимали участие в работе выездных семинаров, проводимых для руководителей: на главных инженеров – девять специалистов; руководителей отделений - три; заместителей управляющих по работе с клиентами - два.
В течение 2008-2009 годов сотрудниками отдела кадров проводились собеседования с каждым из резервистов руководящих кадров с целью определения потребностей в обучении и дальнейшей подготовке. По итогам этих собеседований формировались группы для обучения на 2009-2010 года. Для каждой группы разрабатываются специальные программы подготовки.
За 2010 год на руководящие должности были назначены 20 руководителей, из них 14 из резерва. переведены на более высокую должность 32 специалиста руководящих кадров, 48 резервистов кадрового резерва. За прошлый год прошли стажировку 36,3 процента резервистов руководящих кадров.
В 2010 году продолжается работа с кадровым резервом. Для этой категории сотрудников также будет проводиться обучение, и по итогам их профессиональной деятельности, после результатов аттестации они будут проходить либо дальнейшую подготовку в качестве резервистов руководящих кадров среднего звена, либо продолжать свое профессиональное развитие.
В
целях дальнейшего
Планируется, начиная с 2011 года, исходя из достигнутого профессионального уровня резервистов, введение следующих методов стажировки: поручение решения отдельных вопросов на уровне того руководителя, на должность которого готовится специалист; временное исполнение обязанностей на резервной должности в период отсутствия руководителя.
С помощью электронной сети отдел управления по персоналу компании «Штраус» намерен в дальнейшем держать своих сотрудников в курсе событий относительно перспектив развития данного направления кадровой работы. Отдел предлагает открыть на официальном сайте компании постоянную рубрику, форум «Руководитель: секреты мастерства», в которой менеджеры различного уровня делились бы «фирменными» рецептами управления.
Рассмотрим кадровую политику отдела по управлению персоналом в компании «Штраус», находящейся в городе Москве (главный офис).
Общей целью кадровой политики компании «Штраус» является формирование и управление кадровым резервом, основой которого являются активные, свободные, ответственные, нравственные, профессионально компетентные, культурные, физически и психологически здоровые, творческие, самореализующиеся менеджеры, обладающие инициативой, предприимчивостью, уверенностью в себе, широтой взглядов и гибкостью мышления, способные к диалогу и сотрудничеству.
Работа с кандидатами, включенными в состав резерва, проводится по индивидуальному плану развития, в котором предусматриваются конкретные мероприятия по приобретению необходимых теоретических, экономических и управленческих знаний, глубокому усвоению характера работ, выработке умения и навыков руководства на уровне современных требований, а также развития личных качеств, необходимых для успешной личной и трудовой деятельности.
Реализация
кадровой политики, направленной на повышение
конкурентоспособности
• обеспечение компании необходимым руководящим персоналом в соответствии с текущими и будущими потребностями при расширении деятельности с учетом планового выбытия, ротации кадров,
• обеспечение качественной и интенсивной подготовки каждого менеджера, включенного в кадровый резерв, к самостоятельной и эффективной деятельности.
Как
и большинство операция по работе
с персоналом, работа с кадровым
резервом является комплексной (рис. 3).
Рис.
3. Взаимосвязь кадрового
Группа
кандидатов на замещение вакантной
должности формируется на основе
объявления открытого конкурса и
из электронного банка резерва кадров,
включающего в себя лиц, занимающих
подобную должность или
Особое значение уделяется определению соответствия психограмме, отражающей профессионально значимые социально-психологические, интеллектуальные и деловые качества выдвиженца.
В Приложении 2 продемонстрирована одна из возможных моделей, отражающих психографические требования к управленцу.
Вместе с тем, профессионализма, регламентирующая профессиональные требования, не фиксирует собственно должностные функции, возлагаемые на конкретных должностных лиц и, соответственно, не может быть единственным критерием отбора. Дополнительным уточняющим фактором является должностная инструкция.
Поскольку в каждой организационной структуре на одно и тоже должностное лицо возлагаются различные функции, требующие от конкретного специалиста дополнительной компетентности в самых различных сферах деятельности, возникает необходимость отследить и проанализировать эти дополнительные компетенции.
Именно поэтому должностная инструкция не носит формально-абстрактный характер, а отражает реальные задачи и функции, возлагаемые на конкретное должностное лицо. В Приложении 3 приведена, в качестве примера, выдержка из должностной инструкции начальника отдела маркетинга.
Кадровый резерв чаще всего формируется путем опроса руководителей подразделений. Каждый руководитель подразделения в компании в начале года определяет потребность в кадрах и рекомендует людей на замещение вакансий, главным образом, по управленческим позициям. Программа обучения кадрового резерва также составляется вместе с руководителями подразделений.
В
организации популярна и
Главный мотив, заставляющий составлять планы кадрового резерва — расширение деятельности компании и создание региональных представительств. Например, Дорикова Элина, менеджер по персоналу «Штраус» рассказала, что планирование кадрового резерва у них в компании связано, прежде всего, с разработкой программы о расширении зоны покрытия Интернет-ресурсами во всех районах города. До конца 2011 года завершить программу.
В
составе кадрового резерва
Средний
период ожидания «резервистом» повышения
по должности - чуть более года (1,2 лет).
Время пребывания в резерве —
существенный фактор мотивации сотрудников.
Многолетнее ожидание повышения
демотивирует «резервиста» и, как правило,
побуждает его задуматься о более
достойной самореализации в другом
месте. Однако и назначение на новую
должность через 2-3 месяца после
зачисления в кадровый резерв также
не благоприятно. В этом случае невозможно
не только серьезное обучение на длительных
курсах, но исключается и участие
кандидата в краткосрочных
Средний
процент текучести кадров в резерве
— 4%. Обычно он меньше средних показателей
по текучести кадров во всей компании
(в нашем исследовании — 9%). Скорее
всего, это связано с тем, что
попадание в кадровый резерв создает
дополнительную мотивацию для работы
сотрудника в компании.
§3. Выводы и рекомендации по работе с кадровым резервом в компании «Штраус»
На основе полученных результатов исследования сделаны следующие выводы:
В компании «Штраус» большинство сотрудников, которые «числятся» в кадровом резерве, не только знают об этом, но и четко представляют свои перспективы, а также требования, предъявляемые к ним для реального повышения в должности.