Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 12:31, дипломная работа
Целью данной работы является проведение исследования о работе с кадровым резервом в коммерческой организации в современных условиях.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
* Проанализировать теоретические источники, по кадровой политике, по работе и формированию кадрового резерва;
* Определиться в понятийном аппарате данной темы;
* Изучить методы отбора кандидатов, основные этапы формирования резерва;
* Описать процесс отбора подходящих кандидатов на вакантные должности;
* Исследовать на практике работу с кадровым резервом в конкретной организации;
* На основе полученных сведений разработать рекомендации по работе с кадровым резервом.
Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования кадрового резерва в современной организации ………………………….…...………….. 7
§ 1. Типы кадрового резерва …………………………………………….…. 10
§ 2. Принципы работы с кадровым резервом……………………………......11
§ 3. Этапы формирования кадрового резерва.………………………..……...12
§ 4. Методы подбора кандидатов в кадровый резерв……………………….14
§5. Отбор и подготовка кандидатов в резерв……………………….....…….18
§6. Организация конкурсов специалистов……………………………...……23
§7. Стратегия управления человеческими ресурсами……………………....26
§8. Социально-психологическая подготовка………………………………..44
Глава 2. Изучение работы с кадровым резервом на примере компании «Штраус»
§1. Описание объектов и методов исследования…………………………..45
§2. Результаты исследования………………………………………………..46
§3. Выводы и рекомендации по работе с кадровым резервом в компании «Штраус» ………………………………………………………………………..53
Заключение……………………………………………………………………. 55
Список литературы…………………………………………………………… 57
Приложения…………………………………….…………………………….... 58
Для того чтобы лучше понять, как Портер и Лоулер объяснили механизм мотивации, последовательно разберем их модель элемент за элементом. Цифры, приводимые в тексте в скобках, взяты из рис. 3. Согласно модели Портера-Лоулера результаты, достигнутые сотрудником, зависят от трех переменных: затраченных усилий (3), способностей и характерных особенностей человека (4), а также от осознания им своей роли в процессе труда (5). Уровень затрачиваемых усилий в свою очередь зависит от ценности вознаграждения (1) и того, насколько человек верит в существование прочной связи между затратами усилий а возможным вознаграждением (2). Достижение требуемого уровня результативности (6) может повлечь внутренние вознаграждения (7а), такие, как чувство удовлетворения от выполненной работы, чувство компетентности и самоуважения, а также внешние вознаграждения (76), такие, как похвала руководителя, премия, продвижение по службе.
Рис. 3. Модель мотивации Портера-Лоулера
Пунктирная
линия между результативностью
и внешним вознаграждением
Один из наиболее важных выводов Портера и Лоулера состоит в том, что результативный труд ведет к удовлетворению. Портер и Лоулер полагают, что чувство выполненной работы ведет к удовлетворению и, по-видимому, способствует повышению результативности.
Исследования подтверждают точку зрения Портера и Лоулера о том, что высокая результативность является причиной полного удовлетворения, а не следствием его. В итоге, модель Портера-Лоулера внесла основной вклад в понимание мотивации. Она показала, в частности, что мотивация не является простым элементом в цепи причинно-следственных связей. Эта модель показывает также, насколько важно объединить такие понятия как усилия, способности, результаты, вознаграждения, удовлетворение и восприятие в рамках единой взаимоувязанной системы.
Среди отечественных ученых наибольших успехов в разработке теории мотивации достигли Л.С. Выгодский и его ученики А. Н. Леонтьев и Б. Ф. Ломов. Они исследовали проблемы психологии на примере педагогической деятельности. Производственные проблемы они не рассматривали. Однако все основные положения теории Выгодского подходят и для производственной деятельности.
Теория Выгодского утверждает, что в психике человека имеются два параллельных уровня развития - высший и низший, которые и определяют высокие и низкие потребности человека и развиваются параллельно. Это означает, что удовлетворение потребностей одного уровня с помощью средств, другого невозможно.
Например, если в определенный момент времени человеку требуется удовлетворение в первую очередь низших потребностей, срабатывает материальное стимулирование. В таком случае реализовать высшие потребности человека можно только нематериальным путем. Л.С. Выгодский сделал вывод о том, что высшие и низшие потребности развиваясь параллельно и самостоятельно, совокупно управляют поведением человека и его деятельностью.
Можно утверждать, что низшие, высшие и самые высшие потребности развиваются параллельно и совокупно, и управляются поведением человека на всех уровнях его организации, т. е. существует тройственный характер удовлетворения потребностей через материальное и нематериальное стимулирование.
Одна из главных задач для предприятий различных форм собственности - поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизации человеческого фактора. Решающим причинным фактором результативности деятельности людей является их мотивация.
Трудовая мотивация - это процесс стимулирования отдельного исполнителя или группы людей к деятельности, направленный на достижение целей организации, к продуктивному выполнению принятых решений или намеченных работ.
Дуглас
Макгрегор проанализировал
задания, которые получает подчиненный;
качество выполнения задания;
время получения задания;
ожидаемое время выполнения задачи;
средства, имеющиеся для выполнения задачи;
коллектив, в котором работает подчиненный;
инструкции, полученные подчиненным;
убеждение подчиненного в посильности задачи;
убеждение подчиненного в вознаграждении за успешную работу;
размер вознаграждения за проведенную работу;
уровень вовлечения подчиненного в круг проблем, связанных с работой.
Все эти факторы зависят от руководителя и, в то же время, в той или иной мере влияют на работника, определяют качество и интенсивность его труда. Дуглас Макгрегор пришел к выводу, что на основе этих факторов, возможно, применить два различных подхода к управлению, которые он назвал “Теория X” и “Теория Y”.
“Теория
X” воплощает чисто
“Теория
Y” соответствует
Обе теории имеют равное право на существование, но, в силу своей полярности, в чистом виде на практике не встречаются. Как правило, в реальной жизни имеет место комбинация различных стилей управления.
Задачей
современного менеджмента является
создание таких условий, при которых
потенциал персонала будет
Дуглас Макгрегор создал свою теорию, применительно к американским компаниями, а японец Уильям Оучи, основываясь на его теории, развил свой подход в управлении персоналом и назвал его “Теория Z”(см. приложение 1 таблицу 1). Оучи отмечает непропорциональное внимание к технике и технологии в ущерб человеческому фактору. Поэтому “Теория Z” базировалась на принципах доверия, пожизненного найма (как внимание к человеку) и групповом методе принятия решений, что дает еще и прочную связь между людьми, более устойчивое их положение.
Основой мотивации в Японии является иерархия рангов, которая применяется как на предприятиях, так и в государственных органах. В отличие от стилей управления, основанных на фиксированном разделении труда (что характерно для стран Запада и России), японские рабочие и служащие поощряются за овладение широким спектром знаний и навыков, творческую активность, умение работать в коллективе, находить компромиссные решения в интересах фирмы. Ранг сотрудника японской фирмы определяет не только его заработную плату, но и величину бонусов, гарантии занятости, размер выплат при выходе на пенсию.
В целом японский и американский подходы разнонаправлены (приложение 2 (табл. 2).
Лучшие фирмы США, такие, как “IBM”, ”AMD” и др., затрачивают на совершенствование каждого своего специалиста от 25 до 40 дней в году. В Японии фирмы через каждые 1, 5-2 года производят ротацию кадров: каждого работника стараются развить всесторонне, в него “вкладывают” деньги, обучают новой профессии и обеспечивают горизонтальный рост. Управление, основанное на горизонтальных связях между сотрудниками и подразделениями, существенно сокращает число административных команд (по вертикали), что способствует созданию атмосферы партнерства, уменьшает время поиска согласованных решений.
В
настоящее время менеджеры
Японский
опыт существенно повлиял на формирование
концепции партисипативного (группового)
метода принятия решений, особенно по
повышению продуктивности труда. На
основе этого метода на многих предприятиях
Японии и США работают кружки качества
и бригады повышения
§8, Социально-психологическая подготовка
Для облегчения процесса адаптации к новой должности необходимо включить кандидатов в новую для них систему управления предприятием (на новом уровне), детально познакомить их с правилами и технологиями коммуникации и принятия решений, ввести в новом качестве в трудовой коллектив. Для многих большой проблемой становится изменение статуса (был коллегой, а стал начальником), поэтому кадровой службе необходимо продумывать процедуры адаптации и для “молодого” начальника, и для его “новых” подчиненных.
Более сложным является вхождение в коллектив сотрудника, принятого в организацию “со стороны” — через рекрутинговые агентства или по самостоятельному набору. Ему приходится адаптироваться по всей системе внутриорганизационных связей и корпоративной культуры, и людям.
Для
облегчения этих процессов наиболее
серьезные компании вводят специальные
программы, ориентированные на подготовку
резерва — самых перспективных
в карьерном отношении
Новички
проходят ориентационные программы, помогающие
разобраться в структуре, традициях
компании, специализированные управленческие
тренинги. Весьма эффективны в таких
ситуациях и тренинги на командообразование
— они помогают более быстрому
взаимному приспособлению нового начальника
и имеющегося коллектива. Одновременно
решаются и проблемы большего сплочения
коллектива подразделения и повышения
эффективности его работы.
Глава 2.
Изучение работы с
кадровым резервом на
примере компании
«Штраус»
§1. Описание объектов и методов исследования