Тактика допроса обвиняемых (подозреваемых)

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 02:47, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть специфику тактики допроса обвиняемых (подозреваемых).

Задачи работы:

- определить задачи, цель и сущность допроса как процесса;

- выявить основные методы допроса и классифицировать их;

- рассмотреть особенности допроса обвиняемых и подозреваемых;

- проанализировать эффективность нестандартных методов допроса, а также рассмотреть отношение к предмету работы в международной практике.

Содержание

Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. Подготовка к допросу 6
Глава 2. Тактика допроса 43
Заключение 83
Список литературы 87
Список сокращений 92
Глоссарий 93
Приложения 94

Работа содержит 1 файл

ТАКТИКА ДОПРОСА ОБВИНЯЕМЫХ.doc

— 386.50 Кб (Скачать)

       Подозреваемые и обвиняемые лица имеют право  на презумпцию невиновности, пока их вина не будет доказана в суде. Поэтому должностные лица по поддержанию правопорядка, проводящие допрос, не устанавливают невиновность или виновность при проведении допроса – их задачей является установление фактов.

       Их  миссия по установлению фактов начинается с обследования места совершения преступления, а также мест, где в ходе данного преступления были оставлены следы, с целью сбора вещественных доказательств относительно совершенного преступления. В последующем их внимание должно быть сосредоточено на тех лицах, которые могли быть свидетелями преступления в процессе его совершения или которые могут иметь другую относящуюся к делу информацию. Только такой двойной подход при проведении следствия и анализ полученной в результате него информации может позволить им, в результате сбора достаточных фактов, установить разумное подозрение против человека, который мог совершить это преступление (если подозреваемые или подозреваемые не были арестованы в момент совершения преступления).

       Арест подозреваемого опять же должен производиться с соблюдением процессуальных гарантий (см. главу «Арест»), равно как и их последующее задержание и допрос (см. главы «Арест» и «Задержание»).

       Допрос  подозреваемых требует подготовки со стороны участвующих в нем  должностных лиц по поддержанию правопорядка. Эти должностные лица должны иметь четкую картину установленных к данному моменту фактов, что помогает определить последовательность событий, имевших место.

       Целью допроса является прояснение уже  установленных фактов, а также  установление новых фактов в отношении совершенного преступления. Каждый допрос должен четко записываться. Заявления подозреваемых, содержащие признание вины, должны записываться по мере возможности его или ее собственными словами. Необходимо также четко записывать длительность допроса, присутствующих на нем лиц, а также длительность промежутка между двумя допросами.

       Уже установлено, что пытки или давление на подозреваемого с целью побуждения его или ее к даче показаний  могут привести к получение ложного  признания, данного подозреваемым с целью исключения дальнейших пыток или давления. В то же время следует указать, что явление ложного признания не ограничивается ситуациями, когда людей подвергали пыткам или плохому обращению. Органы по поддержанию правопорядка во всем мире знают примеры признания отдельными лицами вины, которую они не совершали, часто по сложным личным и психологическим причинам. Большая часть органов выбирает тактику нераскрытия определенных фактов (известных только «истинным нарушителям уголовного закона») совершенного преступления с целью для того, чтобы иметь возможность быстро опровергнуть такие ложные признания.

       Акты  пыток, совершенные во время войны, считаются военным преступлением  и были запрещены еще в 1949 году Женевскими конвенциями (ст. 3, 12, 50 ЖKI, ст. 3, 12, 51 ЖKII, ст. 3, 17, 87, 130 ЖKIII, ст. 3, 31, 32, 100, 118, 147 ЖKIV), а также в Первом дополнительном протоколе, ст. 75, и во Втором дополнительном протоколе, относящимся к немеждународным вооруженным конфликтам, ст. 4.) К Женевским Конвенциям присоединились все государства мира, поэтому запрет пыток во время войны считается универсальным.

       Главным международным актом в области  борьбы с пытками стала Конвенция  против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих  достоинство видах обращения и наказания, принятая Резолюцией 39/46 Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1984 года. К Конвенции присоединилось уже 127 стран.

       Ст. 1 Конвенции определяет понятие «пытка»  следующим образом:

       любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия. В это определение не включается боль или страдания, которые возникают лишь в результате законных санкций, неотделимы от этих санкций или вызываются ими случайно.

       Конвенция 1984 года установила в отношении пыток так называемую универсальную юрисдикцию. Это означает, что виновные в применении пыток могут уголовно преследоваться властями любого государства, независимо от гражданства виновных и места совершения ими деяния.

       Согласно  Римскому статуту Международного уголовного суда пытки являются преступлением против человечности, если они совершаются в рамках широкомасштабного или систематического нападения на любых гражданских лиц (ч. 2 ст. 7), либо военным преступлением, когда они направлены против лиц или имущества, охраняемых согласно положениям соответствующей Женевской конвенции (ч.2 ст. 8 Статута).

       Нормы о запрете пыток также включены во Всеобщую декларацию прав человека (ст. 5), Международный пакт о гражданских  и политических правах 1966 г. (ст. 7), в конвенциях о защите жертв войны, о борьбе с геноцидом, апартеидом, рабством и т. п.

       Для контроля за соблюдением Конвенции 1984 года на основе её статьи 17 был создан Комитет против пыток, который приступил к работе с 1 января 1988 года. Заседания Комитета (две сессии в год) проходят в Женеве. От Российской Федерации в Комитет входит Александр Ковалёв.

       Генеральная Ассамблея ООН в 1997 году провозгласила  ежегодный Международный день в  поддержку жертв пыток..

       Статья 21 Конституции РФ прямо запрещает  пытки:

       1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. 
2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

       Российская  Федерация является участником Конвенции 1984 года, однако не все её положения должным образом нашли своё отражение в российской правовой системе.

       В частности, в русском переводе Конвенции 1984 года общепризнанное международно-правовое понятие «torture» («истязание») было переведено словом «пытка», которое традиционно имеет в русском языке более узкое значение. С 2003 года в законодательстве России появилось собственное определение понятия «пытка». Федеральным законом от8 декабря 2003 года к ст. 117 Уголовного Кодекса России «Истязание» добавлено примечание, согласно которому под пыткой в данной и других статьях УК РФ понимается «причинение физических или нравственных страданий в целях понуждения к даче показаний или иным действиям, противоречащим воле человека, а также в целях наказания либо в иных целях».

       Таким образом, российский законодатель, вопреки  общей тенденции современного уголовного права, отказался от криминализации пыток в качестве самостоятельного тяжкого преступления.

       В соответствии с ч. 2 ст. 117 УК РФ истязание  с применением пытки наказывается лишением свободы на срок от трёх до семи лет. При этом, если в процессе пыток виновный причинил вред здоровью потерпевшего (умышленно или по неосторожности), то такие действия будут наказываться по совокупности преступлений на основании соответствующих статей УК РФ.

       В УК РФ имеется также специальная  статья 302 «Принуждение к даче показаний», устанавливающая ответственность  за применение пыток в ходе следствия и дознания:

       1. Принуждение подозреваемого, обвиняемого,  потерпевшего, свидетеля к даче  показаний либо эксперта, специалиста  к даче заключения или показаний  путем применения угроз, шантажа  или иных незаконных действий  со стороны следователя или лица, производящего дознание, а равно другого лица с ведома или молчаливого согласия следователя или лица, производящего дознание, — наказывается лишением свободы на срок до трёх лет. 
2. То же деяние, соединенное с применением насилия, издевательств или пытки, — наказывается лишением свободы на срок от двух до восьми лет.

       К настоящему времени применение пыток  уголовно наказуемо почти во всех странах мира.

       В последние годы наблюдается тенденция  к усилению уголовно-правовой борьбы с пытками. В частности, специальные нормы о криминализации пыток внесены в уголовное законодательство Австралии (1988), Азербайджана (1999), Алжира (2004), Англии (1988), Греции (1984), Испании (1978), Казахстана (2002), Камеруна (1997), Киргизии (2003), Люксембурга (2000), Македонии (1996), Мальты (1990), Туниса (1999), Украины (2001), Узбекистана (1995), Франции (1992), Черногории (2003), Чили (1998), а также большинства стран Латинской Америки

       В ряде стран за сам факт применения пыток (независимо от последствий) виновному грозят длительные сроки лишения свободы:

  • 14 лет в Канаде;
  • 15 лет во Франции;
  • 20 лет в США (не распространяется на агентов ЦРУ);
  • 25 лет в Аргентине;
  • 30 лет в Гватемале.

       По  уголовному законодательству Великобритании применение пыток наказывается вплоть до пожизненного заключения. При этом, в Великобритании применение пыток к заключенным было запрещено только в 1971 году после того, как стало известно о жестоком обращении британских спецслужб с подозреваемыми в связях с террористической организацией ИРА.

       Одной из последних стран мира, где применение пыток носило официальный характер, был Израиль. Здесь специальным  постановлением Верховного Суда от 26 сентября 1997 г. пытки были фактически узаконены в отношении лиц, подозреваемых в терроризме. Подобное решение было мотивировано тем, что иным путем от них нередко невозможно добиться сведений с целью предотвращения готовящихся террористических актов. Однако ввиду резко негативной реакции мирового общественного мнения уже в сентябре 1999 г. Верховный Суд своим новым постановлением запретил применение пыток.

       После 2001 года внимание мировой общественности было привлечено к жёстким методам  допроса, используемым сотрудниками ЦРУ  в секретных тюрьмах США, созданных  для иностранцев, подозреваемых  в причастности к террористической деятельности. Особый резонанс имели сообщения информационных агентств о пытках американцами заключенных иракской тюрьмы Абу-Грейб.

       Чтобы исключить использование подобных методов, в 2005 году в США был принят специальный Закон об обращении с задержанными.

       Но  известно, что у сотрудников ЦРУ  остаётся право на применение инсценировки казни через утопление и других видов пыток. В декабре 2007 году ЦРУ  признало, что уничтожило две кассеты  с видеозаписью допросов подозреваемых. Как заявили в ЦРУ, процедура была «очень жёсткой». Тогдашний директор ЦРУ Майкл Хайден, ссылаясь на мнение службы собственной безопасности самого ЦРУ, утверждал, что методы были легальными. ЦРУ уничтожило доказательства, которые компрометируют её сотрудников. Американский союз защиты свобод по этому поводу заявил: «уничтожение этих кассет стало частью масштабного и долгосрочного процесса использования исполнительной власти с целью избавить отдельных граждан от криминального преследования за пытки и злоупотребление служебным положением».

       В феврале 2008 года Майкл Хейден признал, что его сотрудники применяли  на допросах метод, заключающийся во временном погружении подозреваемого в воду с целью достижения эффекта  «захлёбывания». ЦРУ не считает это  пыткой и определяет, как «более жёсткий метод допроса». В конгрессе США было выдвинуто предложение о запрете для ЦРУ применять при допросах данный метод получения информации. Однако, бывший президент Джордж Буш заявил, что наложит вето на такой закон. Действующий президент Барак Обама 22 января 2009 года подписал указ о запрете допросов с применением пыток. В руководстве Департамента юстиции США в 2009 году начались дискуссии о возможном привлечении к уголовной ответственности тех сотрудников ЦРУ, которые санкционировали применение этих «более жёстких методов допроса» (waterboarding).  

  

Заключение

 

       Тактика допроса обвиняемого имеет свою специфику, обусловленную следующими факторами:

  • в отношении данного субъекта собраны доказательства, позволяющие утверждать, что преступление совершил именно он;
  • сопоставляя формулировку обвинения и реальное событие преступления, он может сориентироваться, какими доказательствами располагает следствие;
  • допросу данного субъекта как обвиняемого нередко предшествует допрос в качестве подозреваемого, поэтому следователь располагает некоторой информацией о его личности.

Информация о работе Тактика допроса обвиняемых (подозреваемых)