Сущность рекламы и факторы определяющие ее эффективность

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 19:19, курсовая работа

Описание работы

Реклама представляет собой неличные формы коммуникации, осуществляемые через посредство платных средств распространения информации, с четко указанным источником финансирования.
Среди тратящих деньги на рекламу не только коммерческие фирмы, но и музеи, фонды и различные общественные организации, стремящиеся разрекламировать свои цели перед различными целевыми аудиториями.

Работа содержит 1 файл

теория гл 1.docx

— 87.68 Кб (Скачать)

Нестандартные люди

Кстати, одним из популярных нестандартных носителей в последнее  время становятся сами люди. За границей уже не раз проводились акции, когда на лысине одного или нескольких граждан делались татуировки с названием  компании. Активно используются любые  части тела.

Докатилась эта тенденция  и до России. В нашей стране одними из первых использовать тела людей  в рекламных целях стало интернет-издание  Peremeny.ru. Оно наняло шестерых молодых людей, которым разместили на затылках рекламу этого развлекательного сайта.

"Мы оцениваем результаты  акции как отличные, – говорит  редактор сайта Глеб Давыдов.  – Ребята справились с обязанностями  великолепно. Количество посещений  сайта резко возросло. Обычный  уличный щит подобного эффекта  никогда не даст. Тем более  что использование живых людей  в качестве рекламного носителя  обходится нам намного дешевле".

...Так что не удивляйтесь,  если однажды один из членов  вашей семьи придет с логотипом  на лице: главное – успеть, чтобы  это был ваш логотип, а не  логотип конкурента!

Реклама без розовых очков

Нет, мы не призываем вас, конечно, отказываться от традиционных рекламных носителей и обращаться в рекламные агентства в поисках  подходящих столбов. При широком  выводе марки на рынок всей страны вряд ли пока возможно обойтись без  телевидения. Только оно обеспечит  нужный охват потенциальной аудитории. Также трудно представить стратегию  продвижения многих брэндов без использования наружной рекламы в ее привычном формате 3 16 или в виде фотографий в глянцевых журналах.

Тем не менее нестандартные носители вполне способны эффективно дополнить рекламную кампанию, внести в нее свою "изюминку" и тем самым вызвать к ней повышенный интерес.

Однако надо иметь в  виду, что у каждого метода есть свои минусы.

Часто результат размещения может быть непредсказуем. Возьмем  те же царапины на автомобилях. Перепуганный автовладелец, обративший внимание на царапину, может в итоге сохранить не самые лучшие впечатления о самой компании. Человек, которого ударило током при пользовании зажигалкой, вообще (теоретически) может обратиться на вас в суд.

Кроме того, возникает закономерный вопрос: а как рассчитать эффективность  такой рекламы? Ведь современный  рекламодатель привык к тому, что  ему заранее говорят об охвате аудитории, о том, например, сколько  человек приблизительно посмотрит  его видеоролик.

В случае с нестандартным  носителем вы всегда рискуете. Ведь если это действительно нестандартный  подход, значит, его вообще применяют  первый раз. А как рассчитать то, что еще никто никогда до вас  не делал?

Впрочем, нестандартной рекламой не обязательно называть только те носители, которые вы будете использовать едва ли не впервые в стране, а  то и мире. Нестандартная реклама–это  то, к чему потребители еще не привыкли, будь то реклама в туалетах или наколки логотипов на затылках активной молодежи

Продукт и его образ. Что  есть имиджевая реклама и когда она нужна

В ряду самых болезненных  вопросов маркетинга, вопрос о том, что именно рекламировать в каждом конкретном случае, находится на одном  из первых мест по своей важности. Какую  именно рекламу использовать? Товарную или имиджевую? Заполнить рекламную площадь логотипом, пэкшотом или людьми? Или вообще показать нечто, не относящееся к продукту совсем? Четкого ответа на этот вопрос не существовало, и эта ситуация по сей день вызывает конфликты и споры заказчиков и рекламистов. Первые хотят, чтобы их горячо любимый продукт светился везде, где только можно. Вторые, наоборот, продвигают некий имидж как средство удивить или порадовать потребителя собственной креативностью. Кто прав, а кто нет? Попробуем в этом разобраться.

 Вообще, деление рекламы  на товарную или имиджевую достаточно странно. Изображение покупателя, потребляющего продукт - это пример товарной или имиджевой рекламы? Есть изображение продукта - значит реклама товарная. Но также в данной рекламе есть и человек, который влияет на восприятие продукта, наделяет его определенными характеристиками, которыми сам продукт не мог обладать ранее. Например, портретом целевого потребителя. В итоге, можно глубоко погрязнуть в рассуждениях о том, какова именно эта реклама. Кроме того, не стоит забывать прописную истину: человек покупает не товар, а решение своих проблем. Даже если на постере изображен только продукт, то речь, все равно, идет не о покупке продукта, а о покупке способа решить какие-либо проблемы потребителя. И делить рекламу на какие-то типы имеет смысл только в контексте тех проблем, о решении которых заявляет конкретное сообщение. Продукт вообще не существует сам по себе, в отрыве от своего назначения, поэтому называть рекламу товарной - некорректно по сути. Имеет смысл говорить скорее о рекламе функциональной, и о рекламе имиджевой. Избитое противопоставление функциональности каких-то эмоций также некорректно, поэтому в качестве альтернативы, мы возьмем не какую-то загадочную «эмоциональную» рекламу, но уже известный термин «имиджевая реклама», как более соответствующий реальному восприятию сообщения потребителем. Попробуем определиться, какая реклама является функциональной, а какая имиджевой.

 Итак, реклама функциональная. Имеет смысл придерживаться значения  названия и определить функциональную  рекламу, как такую коммуникацию, в которой мессидж не выходит за рамки утилитарных характеристик самого продукта. Таким образом, задачу функциональной рекламы можно определить как информирование потребителя о факте существования объекта рекламы, будь то товар или услуга, и его функциональных характеристиках. Не важно, крупно или мелко показан сам продукт. Важно, чтобы рекламное сообщение говорило либо о самом факте существования продукта, либо о его рациональных отличиях и преимуществах: бритва которая обладает пятью лезвиями, жевательная резинка со вкусом копченого мяса, газонокосилка с реактивным двигателем и прочее. Таким образом, мессидж замыкается в рамках, которые заданы функциональными свойствами самого продукта. Надо отдавать себе отчет в том, что продукт, сам по себе, может иметь только функциональные характеристики. Сознание человека, на основании механизмов стереотипизации может придавать самому продукту некие иррациональные или эмоциональные характеристики, но сам продукт изначально всего лишь набор деталей, компонентов, составных частей, выполняющий какую-то функцию. Для известных марок, это может показаться несправедливым - ведь при показе, например, бутылки Coca-Cola, осведомленный зритель увидит в первую очередь имидж, а не сам продукт. Но если мы представим, что зритель не знаком с маркой, то он увидит всего лишь прохладительный напиток. Поэтому, имеет смысл пока что оставить в стороне все ценностные оценки знакомых марок, благо они были сформированы нефункциональной рекламой как таковой.

 По мере роста знания  марки, функциональная реклама  может отчасти становиться имиджевой, но если мы хотим разобраться в процессе, мы должны четко разграничивать сферы влияния различных рекламных посланий. Даже многие случаи такой рекламы, которую рекламисты любят называть «эмоциональной», все равно являются функциональными по своей сути: «Миф - морозная свежесть», например. На первый взгляд, это апелляция к неким эмоциям, но в реальности, это лишь указание того, что выстиранное белье будет свежим, не более того.

 Если же мессидж выходит за рамки утилитарных характеристик продукта, то независимо от того, какой именно имидж демонстрируется и какими средствами это осуществляется, рекламу можно смело называть имиджевой. Ведь в этом случае, каждая деталь уже потенциально может придать рекламируемому продукту некий образ, влияющий на восприятие потребителя. Образ, связанный с теми личностными ценностями, которым соответствует рекламируемый продукт, будь то товар, услуга или марка. Престижно, дорого, богато, дешево, полезно, безопасно и прочие - всеми этими ценностными оценками, потребитель наделяет продукт не благодаря самому факту его существования и не потому, что он выполняет свои функции лучше аналогов, а благодаря факторам, которые позволяют это сделать. Наличие этих факторов и отличает имиджевую рекламу от функциональной.

 Задача имиджевой рекламы заключается уже не в информировании потребителя о самом факте существования продукта с определенными рациональными характеристиками в реальном мире.

 Задача имиджевой рекламы в прямом или косвенном формировании ценностной оценки потребителя в отношении продукта, будь то товар, услуга или марка, их объединяющая.

 Каким способом может  быть сформулирована какая-либо  определенная ценностная оценка? На наш взгляд, работоспособных  вариантов не так уж и много.

1. Утверждение о наличии  иррациональных характеристик продукта

 В этом случае, утверждение  осуществляется прямым текстом,  без какого-либо кодирования,  перевода на язык символов  и образов: данный продукт гламурен, данный продукт моден, данный продукт для современных женщин или мужчин и прочие варианты. Надо понимать, сам продукт, будь то обувь или плитка шоколада, не может быть ни модным, ни гламурным. Это всего лишь продукт. Иррациональными, ценностными характеристиками его наделяет исключительно коммуникация

2. Демонстрация ситуации  потребления.

 Благодаря этому, достигается  соответствие конкретной ситуативной  модели и потребитель сопоставляет  с продуктом нужный стереотип:  продукт для встречи старых  друзей, для романтического вечера, для отдыха, для того, чтобы себя  порадовать. Ситуация потребления  может быть продемонстрирована  и без показа самих потребителей, мессидж от этого не теряется, что подтверждают некоторые удачные рекламные компании пивных марок, в рекламе которых законодательно запрещено использовать образы людей.

3. Демонстрация целевой, референтной групп или их отдельных представителей.

 Этим достигаются как  достаточно общие цели - донесение  до потребителей того, на какую  аудиторию нацелен продукт, так  и весьма конкретные - соответствие  какой именно ролевой модели  получит потребитель через покупку  и использование продукта.

4. Репутация

 Как правило, в этом  случае, утверждения не выходят  за рамки указания солидности, истории или богатства марки  производителя или продукта. В  зависимости от фантазии рекламистов,  это утверждение может быть  реализовано в рекламе как  угодно - от показа логотипа до  счастливых лиц сотрудников и  прочее, прочее. Это утверждение,  по своей сути, всегда достаточно  банально - высокое качество, долгая  история, счастливые клиенты.  Корпоративный PR также можно отнести к этому варианту. Тем не менее, такие утверждения формируют позитивный имидж или хотя бы создают некое впечатление о стабильности компании, ее богатстве, что так или иначе сказывается на восприятии потребителя.

 Все прочие варианты  имиджевой рекламы, все эти «Живи, играй», «Он один такой» и другие утверждения, сами по себе работать не могут, так как в мессидже потребителю отсутствует причина покупки. Работоспособность всевозможной непонятной и даже бездарной рекламы, можно объяснить лишь тем, что они как-то затрагивают описанные выше принципы - как-то показывают портрет потребителя, ситуацию потребления. За счет этого, продукт иногда получает свой отклик, особенно когда бюджет немал. Потребителю нужны зацепки, чтобы вписать объект рекламы в свое пространство ценностных оценок, и подчас для этого достаточно незначительных деталей, включенных в рекламу непреднамеренно. В то же время, основной мессидж, в силу своей абстрактности, часто проходит вообще мимо сознания зрителя, и, тем не менее, реклама срабатывает. Но все же, рекламистам и маркетологам лучше понимать, что они делают и какова должна быть реакция потребителя, а не пытаться удивить профессиональное сообщество собственной креативностью.

 Имиджевая реклама призвана обеспечить продукт ценностной оценкой, в то время как функциональная лишь говорит о самом факте существования продукта со своими характеристиками в физическом мире.

 Теперь стоит определиться  с тем, когда нужен и целесообразен  определенный тип рекламы. Мы  не намерены рассматривать сомнительные  цели вроде роста знания марки,  как не связанные напрямую  с принятием решения о покупке.  Реклама должна прямо или косвенно  способствовать продаже рекламируемого  продукта. Это правило, обсуждать  которое мы не будем. Но на  каждом рынке свои критерии  принятия решения, свои алгоритмы  выбора, поэтому вопрос ситуаций  использования функциональной или  имиджевой рекламы является далеко не праздным.

 Когда целесообразна  функциональная реклама? Очевидно, лишь в том случае, когда сам  факт существования продукта  уже является достаточным основанием  для покупки. Это либо принципиально  новые продукты, либо те, которые  обладают уникальными потребительскими  характеристиками. Часто такие товары  и услуги рождаются гениальной  интуицией менеджеров или являются  результатом открытий в науке  и технике. Была ли нужна  препарату Viagra какая-то имиджевая реклама? Конечно же нет, ведь препарат стал востребован на рынке благодаря самому факту своего появления. Этот же успех постигнет и лекарство от диабета, первый доступный полет в космос и многие другие продукты, которых потребители ждали и ждут, подозревая об этом или нет. Это справедливо и для продуктов, по своим потребительским характеристикам существенно опережающим аналоги или отличающиеся от них. Можно сказать, что это та самая сфера применения концепции УТП (уникального торгового предложения), если, конечно же, рассматривать ее в таком виде, в котором она может работать, а не служить способом реализации фантазий рекламщиков.

 Если рынок достаточно  новый, он рожден недавно и  на нем не наблюдается изобилия  игроков, если на рынке актуальны  только рациональные аргументы  при покупке, то нет смысла  формировать имидж. Потребитель  будет покупать продукт лишь  в силу того, что он имеется  в наличии или лучше аналогов. Поэтому, потребителю достаточно  лишь сообщить об этом. Но со  временем, по мере роста конкуренции  и развития технологий производства, игроков становится все больше, а разница между продуктами  на уровне рациональных характеристик  стирается почти полностью и  перестает играть какую-либо важную  роль в принятии решения о  покупке. Задачи рекламы полностью  смещаются в сферу формирования  имиджа, поэтому на определенном  этапе развития рынка, потребность  в товарной рекламе пропадает.  Отсюда также следует, что концепция  УТП работоспособна только на  тех рынках, которые еще не  дошли до такого уровня развития. Когда же рынок становится  брендиованным, то есть критерии выбора смещаются в область иррационального, искать факторы уникальности в утилитарном попросту бессмысленно. Они не влияют в достаточной силе на выбор покупателя. На брендированных рынках остается только имиджевая реклама, пусть иногда в ней и присутствует изображение самого продукта. Но, в этом случае, продукт, сам по себе - лишь символ, который надо купить, тогда как причины этой покупки уже доносятся имиджевой составляющей.

Информация о работе Сущность рекламы и факторы определяющие ее эффективность